Современного человека нельзя описать исходя из его цифрового следа

ЭкспертHi-Tech

Практики сопротивления виртуальной власти

Современного человека нельзя описать исходя из его цифрового следа, его «настоящее» остается за пределами сетей

Виталий Лейбин

Профессор Школы философии и культурологии ВШЭ Руслан Хестанов. Из личного архива Руслана Хестанова

В № 3 журнала «Социологическое обозрение» вышла статья («Факультативные группы, невидимые индивиды: трансформация социальных отношений в новой технологической реальности») о взаимоотношениях между человеческим обществом и цифровой коммуникационной средой. Ее авторы, Руслан Хестанов и Александр Сувалко из Института исследований культуры Высшей школы экономики, претендуют на то, чтобы показать теоретическую наивность и эмпирическую неполноту большинства исследований по этой теме и предлагают новые подходы к ней.

По умолчанию и пользователи, и разработчики, и исследователи интернета употребляют понятие «сообщество» для различных групп в интернете, некритично перенося это понятие из доинтернетовской социологии, и вообще полагают виртуальный мир отражением или замещением реального.

Социологи и маркетологи часто видят человека как его цифровой след, а социум — как совокупность интернет-сообществ. Понятие «сообщество» и в большой социологии имеет большую историю, и это приводит к тому, что мы за любой группой в соцсетях видим некий социологический феномен. Как пишут авторы статьи, «понятие сообщества имело политико-правовую значимость, поскольку позволяло обосновать справедливую конституцию и новую систему права через моральную независимость и политическую автономию ассоциаций гражданского общества от государства и от рыночной стихии». Ее перенос на интернет-сообщество подспудно несет определенную идеологию, примерно такую: мы все — и люди, и общество — уходим без остатка в интернет, там наше «настоящее».

Авторы работы показывают, что это не так — и теоретически, и эмпирически, —на материале фокус-групп опытных пользователей гаджетов, соцсетей и мессенджеров в разных городах России. Несмотря на то что современный человек почти все время в гаджетах и организует через мессенджеры даже семейные мероприятия для людей, живущих рядом, оказалось, что все люди понимают, охраняют и сознательно выстраивают границу с миром виртуального общения, более того, вырабатывает практики избегания и сопротивления виртуальному. В частности, вся наиболее важная часть рабочих и личных коммуникаций постепенно уходит из мессенджеров (где велика доля недопониманий и искажения коммуникации) в живое общение. А что касается специфических, образованных в интернет-коммуникации групп, то авторы предлагают использовать понятие «факультативные» (то есть непостоянные) группы. Вот характерная цитата из фокус-группы, иллюстрирующая это понятие: «Ну вот если предположить, что какая-то… группа… исчезла — и бог с ней! Вбей в “Яндексе”, в любом приложении — все это взаимозаменяемо…» Такие факультативные группы, конечно, не специфическое явление для интернета, в офлайне они тоже образуются (и исчезают) постоянно, а с ускорением технологий коммуникаций, видимо, все чаще.

Понятие факультативных групп указывает на определенный сорт явлений в сетях, но не схватывает чего-то важного и специфического для них. Чтобы уловить суть явления, важно суметь посмотреть на него со стороны, с некоей дистанции. Для создания теоретической дистанции авторы предлагают всерьез реанимировать для описания явлений концепт эстетически заряженной среды, предложенный в 1960-е годы британским кибернетиком Гордоном Паском. Паск в свое время изобрел машину, которая стала для него механической моделью диалога или интерактивности. Машина называлась Musicolor — она присоединялась к музыкальному инструменту и вступала в диалог с импровизатором. Например, когда машина «чувствовала», что начинаются повторы, она разнообразила рисунок выдаваемых цветов, как бы предлагая гитаристу добавить новый узор в импровизацию. Время протекало с точки зрения гитариста в пять раз быстрее, чем он думал, это было реальное общение с алгоритмом, предвосхитившее то, как современный человек, разговаривая с виртуальными помощниками Алисой или Сири, одушевляет их, хотя прекрасно понимает, что это программное обеспечение.

Паск полагал, что в будущем вся человеческая среда будет организована как эстетически заряженная, поэтому она будет интересной и живой, а разница между человеческим и нечеловеческим исчезнет. Умный город или умный дом, связывающие в одну умную среду человеческого обитания миллионы умных гаджетов и девайсов, — это современный извод утопического проекта Паска. Эта умная среда «эстетически заряжена» в том смысле, что спроектирована с учетом человеческой чувственности, по законам эстетики, научена вступать с человеком в игровое взаимодействие, а потому порождает сильные переживания. Иногда люди находят в ней близкую душу, хотя и понимают, что эта близкая душа суррогатная, искусственная имитация человеческой. Но несмотря на привлекательность этой среды и ее все большую адаптированность к людям, у человека всегда остается возможность сделать шаг назад, в свою реальность. «Пользователь становится достижимым для внешнего контроля благодаря удовольствию, которое он испытывает от возможностей интерактивных коммуникаций. Однако он стремится к самоконтролю и к дисциплине, формируя для себя комфортную среду…» — пишут авторы статьи, оставляя человечеству надежду на отдельное личное существование и нерастворение в общей машиночеловеческой среде.

От том, какими могут быть практически следствия этой работы, о ситуации в социологии и о возможностях манипуляции человеком через сети, рассказал один из авторов статьи, профессор Школы философии и культурологии, заведующий лабораторией в Институте исследований культуры ВШЭ Руслан Хестанов.

Управление через сети

— Что ваша работа значит для практики? Для социологов, маркетологов, политтехнологов? Сейчас практики всех сортов убеждены в практическом всеведении больших данных о людях, собранных на основании их поведения в сетях. Ваша же статья говорит о том, что человек далеко не полностью разоблачает себя в интернете и что им вряд ли можно полностью управлять через сети.

— Всегда, когда появляются новые технологии, их значение преувеличивается. Мы не стремились спорить с мейнстримом, просто собранный нами материал говорит о том, что социальная жизнь изменилась по сравнению с доцифровой эпохой не столь значительно, как представлялось исследователям. Люди по-прежнему остаются рациональными существами. Манипуляции через сети, о которых много пишут, люди чувствуют и вырабатывают стратегии сопротивления. Это хорошо видно на примере мошенничества. Конечно, люди попадаются на уловки, но, тем не менее, вырабатывают правила безопасности и сопротивления.

Что касается практического значения нашей работы. Любая социологическая работа опирается на определенные теоретические допущения. В современных исследованиях интернета человек как бы стерся — он стал частью потоков информации, мобильности, и в этом смысле он лишается своей антропологической сущности. Человек становится вторичным, подчиненным и производным больших технических систем. Таковы допущения теорий. Но не нужно думать, что теории описывают мир как он есть. Несмотря на то что мы и вправду вовлечены в эти потоки, у нас существует жизнь, которую большие данные не схватывают. У пользователей вырабатывается особая этика сетевого взаимодействия, которую мы назвали «этикой отсутствия»: большинство из нас, как показали фокус-группы, очень любопытны, обожают наблюдать за другими, но одновременно стремятся оставлять за собой как можно меньше цифровых следов. Большинство из нас вырабатывает приемы анонимизации своего присутствия в интернет-среде. Как же можно изучать тех, кто ставит задачу быть ненаблюдаемым?

Мы далеки от того, чтобы методы изучения больших данных отрицать, они чрезвычайно важны для транспортников, для финансистов. Но есть задачи, в решении которых надо опираться на другие допущения. Люди не являются производными глобальных процессов в мире big data, в них точно есть еще что-то, не поддающееся калькуляциям. К тому же большие данные всегда строятся на больших упрощениях. В самом начале формирования методов анализа больших данных первопроходцы этого направления провозглашали, что отныне теории и объясняющие модели вообще уже не нужны. В базах данных все уже содержится, нужно только правильно сформулировать вопрос, и база данных даст полный и исчерпывающий ответ. Но есть одна загвоздка: не так уж просто задать правильный вопрос. Способность задать вопрос зависит от теоретического или стратегического видения, которое недоступно машинной калькуляции. Удивительно, что такая наивная метода находит столь универсальный спрос среди ученых и практиков. Думаю, уже сегодня многие начинают понимать границы возможного применения анализа больших данных.

— А это не является просто различием подходов? Американские социологи, например, традиционно менее склонны к теоретизированию, больше ценят эмпирический материал.

— Так и мы занимаемся эмпирическими исследованиями. Скорее те, кто занимается большими данными, поставили между собой и живыми людьми технические устройства и алгоритмы сбора данных, которые неизбежно искажают картину. Именно восхищение техническим инструментарием захватило всю западную науку. Но есть и другая причина эйфории от новых методов исследований. С помощью калькуляций, счета и математизации окружающего мира любой предмет или процесс легко переводится в товарную форму, и бизнесу становится понятно, что дальше с этим делать. То, что не поддается счету, бизнес не понимает. Поскольку наука в западных университетах в прошедшие три десятилетия непрерывно коммерциализировалась, она стала мыслить и говорить на языке бизнеса. Раздаются, конечно, редкие голоса, призывающие установить безопасную дистанцию с бизнесом. Но они подавлены мейнстримом. Отечественная наука находится под таким же прессом. Но нас выручает «догоняющая» позиция. Однако повторю: анализ больших данных — хороший инструмент. Его просто не стоит делать универсальным. Пусть останутся полевые методы работы.

Люди с хорошим образованием могут быть наиболее восприимчивы к идеологиям в цифровой среде. Фото: EPA/Peter Klaunzer

Где найти человека

— Но несмотря на всю теоретическую наивность исследований человека в цифровую эпоху, манипуляции в интернете работают. Может быть, более сложные методы описания человека в большинстве случаев и не нужны?

— Человек — это тоже искусственное представление, формировавшееся исторически. Манипуляции тоже опираются на статистические упрощения и закон больших чисел. Мошеннические схемы рассчитаны на среднестатистического человека и на ситуации, когда осмотрительный обычно человек оказывается в замешательстве или в кризисной ситуации.

Конечно, целый ряд прикладных задач может опираться на грубые упрощения и неизбежную наивность прикладных методов исследования. Это рационально. Это нормально. Но есть ряд вопросов, где такие упрощения приводят к глупым и фатальным решениям. Как правило, упрощения противопоказаны тогда, когда следует принимать решения, связанные с нашим пониманием ценностей, человечности, с необходимостью делать экзистенциальный или стратегический выбор.

Современное общество усложнилось. А одно из правил управления, сформулированное когда-то кибернетикой, гласит, что управление должно быть сложнее, чем управляемая система. То же правило применимо и к исследованиям.

Попробую описать современную сложность таким образом. Многие представления людей об окружающем мире выстраиваются на основании не личного, а чужого опыта — на основе «внешних», архивируемых в интернете, единиц опыта, на книгах, фильмах или клипах. Культура — это отчасти овеществленная память. В этом нового ничего нет. Однако современные технологии сделали процесс переноса единиц опыта вовне, во внешние хранилища памяти, чрезвычайно изощренным. Оцифровывается вся жизнь, переживания и чувства, индивидуальный и коллективный опыт. Такие единицы опыта стали дискретными, они поддаются комбинированию. Кроме того, они доступны всем индивидам одновременно.

Произошла своего рода «пролетаризация чувственности», как говорит Бернар Стиглер. Технологии машинного тиражирования начала двадцатого века растворили высокую культуру и хороший вкус в пролетарской массе. Современные технологии идут дальше — они пролетаризировали художника и творца, каждый может получить доступ к технологиям производства и распространения искусства. Например, молодежная культура пишет музычку с помощью сэмплов и риффов. Каждый сам творит свою собственную эстетическую и социальную вселенную. Чтобы состоялся коллективный опыт, не требуется больше съесть вместе пуд соли, Не нужно одно общее пространство, близость и совместное проживание. Коллективный опыт можно сфабриковать или составить из заимствованных внешних хранилищ памяти. Так и создаются искусственные группы людей с фиктивным опытом общей истории и памяти. Единицами опыта начинают торговать, происходит коммодификация переживаний — про это термин «экономика впечатлений», много пишут о том, что сейчас человек покупает не товар, а переживания.

Массово торговать переживаниями было бы невозможно без революционных изменений в информационных технологиях. «Матрица» сегодня уже не фантастический сценарий. Человеку можно имплантировать чужой опыт и индивидуальность. Теоретически это возможно. Но эмпирические исследования показывают, что это не так. Люди стремятся к аутентичности и уникальности. Даже если они делают попытки интегрировать чуждый им опыт и переживания, они возвращаются обратно в реальную жизнь — к своим родителям, близким, друзьям. У людей сформировался вполне рациональный ответ на навязываемые извне переживания.

Эти стратегии можно назвать стратегиями сопротивления. Люди видят условность и неподлинный характер переживаний в виртуальной среде. Классик социологии Никлас Луман писал, что все можно передать в коммуникации, кроме искренности. Это люди чувствуют. Когда им нужна искренность, когда они хотят передать близким сильное переживание, они отказываются от мессенджеров, социальных сетей, от посредников, которые, по их мнению, будут искажать коммуникацию. Это эмпирический факт, который мы зафиксировали.

Не только в сетях, но и в прежней, по преимуществу книжной культуре, не только сейчас, но и раньше были люди, которые полностью себя идентифицировали с идеологическими трендами, представленными в книгах, так рождались политические движения. Но всегда была огромная масса людей, равнодушная к этим движениям. Психоаналитик и философ Жак Лакан писал, что дискурс доминирования, воплощенный в фигурах мысли, который предлагает суррогатный опыт, всегда замкнут и герметичен. За его пределами останутся люди, которые себя с ним не ассоциируют, которым на все идеологическое наплевать, которые просто хотят кофе и джаза. Они всегда мастерски уклонялись от идеологического захвата.

— Но для меня это свидетельствует не только об ограничениях виртуального, отчужденных переживаний, но и об их силе. Идеологии виртуальны, они не опираются на подлинный совместный опыт людей, но они про власть. И это очень важно, даже если кто-то и пытается сопротивляться.

— Об этом много писали — как власть сделала письмо и письменность главным инструментом управления людьми. Механизмы такой работы мы начинаем понимать только сейчас, в эпоху цифровизации. Как раньше, так и сейчас остаются люди, неподвластные манипулированию. Мы ожидали, что обнаружим в нашем исследовании региональные различия. Но вне зависимости от региона, возраста и даже от уровня образования люди прекрасно чувствуют, где с ними начинают играть, манипулировать. Зачастую люди с хорошим образованием (это надо проверять в будущих исследованиях) даже более восприимчивы к идеологиям в цифровой среде.

— Может быть, потому, что как раз культурные люди «много думают о себе», больше хотят влиять на процессы в обществе и поэтому их легче поймать на иллюзию влияния в составе виртуальных групп?

— Можно выдвинуть разные гипотезы на этот счет, в том числе и эту. Еще можно сказать, что они становятся жертвами собственной культуры, потому что научены абстрактно мыслить. А что значит абстрактно мыслить? Это значит всерьез воспринимать идеи, взятые не из твоего непосредственного опыта: ты способен понять и американцев, и марсиан, и кого угодно. Сила абстрактного воображения является двусторонним инструментом — и преимуществом и слабостью.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелый легкий бег Тяжелый легкий бег

Как работает организм на марафонских дистанциях

Популярная механика
Если выпить пива перед вином, похмелья не будет? Вот что говорят врачи Если выпить пива перед вином, похмелья не будет? Вот что говорят врачи

Поверие о том, что пиво перед вином избавит от похмелья, не выдержало критики

ТехИнсайдер
Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
Секс-расхламление: 3 устаревших интимных правила, от которых пора отказаться Секс-расхламление: 3 устаревших интимных правила, от которых пора отказаться

Пора превратить просто хороший секс в идеальный

Maxim
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас

Отрывок из книги «Материнский сценарий» — о том, как примириться с родителями

Forbes
Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять

Как понять, что собеседник — токсичный для вас человек?

Psychologies
«Просто Мария», «Богатые тоже плачут» и «Клятва»: культовые мексиканские сериалы «Просто Мария», «Богатые тоже плачут» и «Клятва»: культовые мексиканские сериалы

Вспоминаем самые популярные мексиканские «мыльные оперы»

VOICE
Запредельный уровень напряжения: 7 захватывающих детективных сериалов Запредельный уровень напряжения: 7 захватывающих детективных сериалов

Лучшие миксы из детектива и психологической драмы

Maxim
Ксенонотерапия Ксенонотерапия

Зачем дышать газом и может ли это быть опасно

Лиза
Пусть она готовит! Пусть она готовит!

Как выбрать хорошую мультиварку, чтобы не пришлось жалеть

Лиза
Якорное смещение и эффект дизинформации: как когнитивные искажения определяют выбор Якорное смещение и эффект дизинформации: как когнитивные искажения определяют выбор

Психолог о когнитивных искажениях — неточностях, ошибках, багах в мышлении

Forbes
«Кто не курит и не пьёт...» «Кто не курит и не пьёт...»

К чему приводит употребление алкоголя и курение?

Здоровье
Какие черты характера помогают нам стать богаче Какие черты характера помогают нам стать богаче

Какие черты характера помогают (или мешают) нам разумно распоряжаться доходом

Psychologies
Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Пятерка машин с электрическими моторами, которые стали предвестниками Tesla

CHIP
В час кого ты родилась? Как узнать свой год, месяц и час по китайскому гороскопу В час кого ты родилась? Как узнать свой год, месяц и час по китайскому гороскопу

Оказывается, китайская астрология учитывает и месяц, и даже час рождения!

VOICE
Во глубину сибирских руд Во глубину сибирских руд

По следам декабристов на каторгу в Сибирь

Вокруг света
Анна Невская: «Все хотят любви, но актеры особенно» Анна Невская: «Все хотят любви, но актеры особенно»

Анна Невская о том, каково это – оказаться в другой реальности

Лиза
Спишь 8 часов и всё равно чувствуешь себя уставшей? Вот что тебе поможет! Спишь 8 часов и всё равно чувствуешь себя уставшей? Вот что тебе поможет!

Почему люди чувствуют себя разбитыми даже после полноценного ночного сна

VOICE
Фронтмен INXS Майкл Хатченс писал великие песни, а еще прекрасно одевался. Изучаем по его фотографиям образ рок-звезды Фронтмен INXS Майкл Хатченс писал великие песни, а еще прекрасно одевался. Изучаем по его фотографиям образ рок-звезды

Вспоминаем Майкла Хатченса, изучаем его стиль и осваиваем некоторые приемы

Правила жизни
«Сплю в середине рабочего дня ради второго «Сплю в середине рабочего дня ради второго

Издание dev.by поговорило с разработчиками о нестандартных графиках

VC.RU
«Татьяна поняла, что она во френдзоне»: как воспринимают женщин в русской литературе «Татьяна поняла, что она во френдзоне»: как воспринимают женщин в русской литературе

Что стоит перечитать и как переосмыслить знакомые женские персонажи?

Forbes
Танцевальная чума: как танец убивал людей и поднимал демографию Танцевальная чума: как танец убивал людей и поднимал демографию

Танцевальная чума 1518 года

ТехИнсайдер
Исторические огрехи: 14 деталей картины «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя» Исторические огрехи: 14 деталей картины «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя»

В истории гибели князя Михаила Черниговского много загадочного

Вокруг света
Ар-брют: искусство, которое зародилось в кабинете психиатра Ар-брют: искусство, которое зародилось в кабинете психиатра

Ар-брют — грубое и необработанное искусство

Psychologies
Элитные хряки поделятся своими генами Элитные хряки поделятся своими генами

«Отрада» — первый проект по производству семени чистопородных хряков

Эксперт
«Ненавижу и скучаю»: почему мы испытываем смешанные чувства к тем, с кем больше не хотим быть «Ненавижу и скучаю»: почему мы испытываем смешанные чувства к тем, с кем больше не хотим быть

Почему расставание с человеком вызывает у нас противоречивые чувства?

Psychologies
Как стать менее уверенным в себе и более мудрым Как стать менее уверенным в себе и более мудрым

Отрывок из книги Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Psychologies
Новые герои секса: любитель обнимашек и самурайский дух Новые герои секса: любитель обнимашек и самурайский дух

Вытаскиваем из механизма мейоза отдельные детальки и любуемся ими

СНОБ
Сумах — красный, коварный, пряный Сумах — красный, коварный, пряный

В переводе с арамейского слово «сумах» (или «сумак») означает «красный»

Наука и жизнь
Открыть в приложении