Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию

ЭкспертБизнес

На маркетплейс за эмоциями

Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию. Основными игроками на региональных рынках сегодня становятся федеральные маркетплейсы, перед которыми стоят сложные задачи по повышению эффективности бизнеса

Лина Калянина, Екатерина Новикова

Через пять лет до 30% розничных покупок будет проходить через маркетплейсы. Михаил Метцель/ТАСС

Российский рынок интернет-торговли — самая динамично растущая отрасль в стране. Число селлеров в этом году увеличилось втрое. Появилось невиданное количество сервисных услуг; наиболее популярная — услуга «одного окна», или «полный аутсорс», когда сервисные компании берут на себя все функции по реализации товара, освобождая от этой головной боли производителей и поставщиков. А основным способом привлечения покупателей стали коллаборации. Таковы основные итоги прошедшего на днях в Москве Международного форума электронной коммерции.

Вслед за людьми и дорогами

Онлайн-торговля непродовольственными товарами активно перемещается в регионы. Не проходит недели, чтобы наши ведущие маркетплейсы — Wildberries или Ozon — не сообщили об открытии очередного распределительного центра или пункта выдачи заказов в том или ином регионе. По данным АКИТ и Сбербанка, за первое полугодие 2022 года, основная доля заказов на рынке электронной коммерции сегодня приходится на Москву (20,59%), Московскую область (10,8%) и Санкт-Петербург (7,33%). Перспективными называют такие регионы, как Краснодарский край, Свердловскую, Ростовскую, Нижегородскую и Самарскую области, Красноярский край и Республику Татарстан.

Быстрее всего развивается торговля в Московской области. За январь-август 2022 года рынок e-com в Подмосковье вырос вдвое: доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли региона составила 8,3% (для сравнения: в 2019 году — 4,7%). В структуре продаж преобладают крупные маркетплейсы, Wildberries и Ozon принадлежат 27 и 11% соответственно. За этот период количество объектов интернет-торговли в Подмосковье увеличилось на 340, из них 230 — пункты выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и 86 — ПВЗ Ozon.

Рост рынка электронной коммерции в Подмосковье связан с увеличением строительства в регионе и развитием дорожной инфраструктуры. Ожидается, что в перспективе пяти лет прирост экономически активного населения составит от 50 до 70 тыс. человек по таким направлениям, как Горьковское, Новорязанское, Ярославское, Симферопольское. А новая ЦКАД, автомобильная магистраль общей протяженностью 336 километров, позволит активнее развивать логистику в регионе.

Еще одним перспективным рынком эксперты называют Казань — крупный город с хорошей инфраструктурой. Несмотря на то что ведущие маркетплейсы и там сохраняют лидерство, власти активно поддерживают локального игрока — «Казань-экспресс».

В свою очередь, федеральные участники интернет-рынка — Ozon, «Сбермаркет», СТД «Петрович» — уверяют, что не хотят конкурировать с локальными игроками, а напротив, создают площадки для сотрудничества. «Коллаборация равно развитие» — так они описывают перспективы партнерств внутри отрасли. Например, торговый центр «Рио» в Ивановской области, объединяющий в офлайне большое количество российских, узбекских и турецких производителей товаров легпрома, в этом году вошел в десятку лидеров по продажам на маркетплейсе Wildberries. Теперь «Рио» сам планирует стать федеральным маркетплейсом, на котором производители со всей страны смогут продавать свою продукцию.

Программы лояльности многих российских компаний теперь строятся на принципах развития партнерства и расширении пакета предлагаемых покупателям благ (скидок, подарков, кешбэка и т. п.). Например, недавно X5 Group запустила совместное с «Яндексом» продвижение и продажу подписок (программы лояльности). А «Сбермаркет» готов развивать сервисы доставки, сборки товаров и заниматься IT-решениями (онлайн-витрины, создание сайтов для ретейлеров и др.), однако не планирует создавать свой продуктовый бизнес, продолжая работать с крупными партнерами (Globus, Metro, «Ашан», «Магнит», «Лента» и др.), а также с региональным ретейлом.

Региональное распределение рынка интернет-торговли, топ-10

Издержки роста

Но основные страсти разгорелись вокруг маркетплейсов, где было сделано более половины всех онлайн-продаж. «Все туда хотят, все там будут» — так участники форума описывают перспективы развития интернет-площадок. По мнению экспертов, через пять лет на маркетплейсы будет приходиться порядка 30% всей розничной торговли.

Какие же проблемы в данной сфере сегодня могут считаться наиболее серьезными? Для продавцов — дикая конкуренция. Как попасть в верхние строчки в поисковой выдаче? Как поддерживать гибкое ценообразование и назначать конкурентную стоимость? Как вести рекламную политику, чтобы опередить конкурентов и вписаться в кампанию самого маркетплейса? Как сделать карточки товара привлекательными для покупателей? И главное, как рассчитать затраты, чтобы заработать на продажах?

Становится актуальным и выбор товара, поскольку с рынка ушло большое количество международных компаний — производителей и продавцов FMCG. Вероятно, в ближайшее время самой востребованной окажется категория «мебель и товары для дома», так как с рынка ушел очень важный игрок — IKEA. По словам амбассадора Ozon Лео Шевченко, в Wildberries выручка от продажи мебели в июне 2021 года составила 345 млн рублей, а в июле 2022-го уже 837 млн; в целом в этом году онлайн-спрос на мебель отечественных производителей вырос на 40%. Другие востребованные рыночные ниши — детская одежда и мебель, ювелирные украшения, средства личной гигиены, мужская обувь (с рынка ушли многие производители спортивной обуви, которую обычно предпочитают мужчины). По словам участников форума, с точки зрения развития товарных категорий на российском рынке никогда не было таких возможностей, как сейчас.

Перед маркетплейсами также встает целый ряд вопросов — помимо привлечения собственно инвестиций в развитие стационарной инфраструктуры и IT-обеспечения. Как не превратить онлайн-площадку в помойку или барахолку? Как не допустить сбыта контрафактного товара? Как мотивировать продавцов участвовать в ценовых акциях? Как поддержать поставщиков и дать им возможность раскрутиться и выйти на хорошие обороты, ведь маркетплейсы зарабатывают тогда, когда зарабатывают продавцы? Как получать прибыль от логистики, сервиса и рекламы? И наконец, как перейти от продуктового маркетинга к потребительскому, а затем к ценностному, как в офлайн-магазинах, — очевидно, что скоро покупатель и при интернет-шопинге будет ценить прежде всего эмоции и впечатления.

В ответ на подобные запросы появилось огромное количество всевозможных сервисов. Складские и логистические предприятия (например, «Почта России», складской оператор «Бета ПРО», компания СДЭК) начинают предлагать не только услуги по логистике, но и сервисы под ключ, обеспечивая представление продукта на маркетплейсе, его хранение и перевозку, проведение платежей, рекламу и т. д. Причем речь идет о продажах сразу на нескольких онлайн-площадках.

Рекламные компании также проявляют большую активность, обещая клиентам первые строчки в поисковых выдачах. И эта услуга становится востребованной: маркетинговые усилия отнимают у продавцов много времени и сил. К тому же интернет-площадки жестко отслеживают тех, кто занимается самовыкупом продукции (чем больше товаров продано, тем выше поднимается компания в поисковой выдаче на сайте маркетплейса), и вносят их в черный список. В итоге у селлеров остается только два пути продвижения: демпинг и внешняя и внутренняя реклама.

Компания Indeepa представила на форуме программу-репрайсер, автоматически меняющую стоимость товара (гибкое ценообразование) в зависимости от конкурентного окружения и условий работы маркетплейсов.

Профессиональные селлеры сегодня запускают собственные торговые марки, закупая продукты или размещая заказ на производство как внутри страны, так и за рубежом. Эксперт рынка электронной коммерции Юлиана Гордон прогнозирует, что через несколько лет в России появятся инвестиционные фонды, которые будут скупать наиболее успешные отечественные торговые марки на маркетплейсах, как это уже происходит на зарубежных рынках.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелому машиностроению легче не стало Тяжелому машиностроению легче не стало

Наше машиностроение находится не в самом лучшем состоянии

Эксперт
Один день в городе Один день в городе

Отправляемся в Ялту в поисках счастья

Лиза
Зачем Приштина усиливает давление на Белград Зачем Приштина усиливает давление на Белград

Приштина нацелена окончательно решить косовский вопрос в свою пользу

Эксперт
Видео из офисов ИТ-компаний набирают миллионы просмотров, но могут привести к предупреждениям от HR или увольнению Видео из офисов ИТ-компаний набирают миллионы просмотров, но могут привести к предупреждениям от HR или увольнению

О правилах для работников-блогеров и плюсах для компаний — в пересказе The Verge

VC.RU
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Солнечное затмение: формы, частота, факты Солнечное затмение: формы, частота, факты

Почему происходит солнечное затмение?

ТехИнсайдер
Сверхчеловек: попытка не испугаться Сверхчеловек: попытка не испугаться

Человечество готовится к использованию технологии генного редактирования

Эксперт
Одна вокруг света: деревенский аэродром и фейерверк из бабочек Одна вокруг света: деревенский аэродром и фейерверк из бабочек

191-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT» Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT»

Рубен Ениколопов: сможет ли Россия в одиночку совершить технологический рывок

РБК

Предлагаем разобраться в этимологии самых популярных идиом

ТехИнсайдер
Подросток Лимонов. Продолжение Подросток Лимонов. Продолжение

В СССР Лимонов не был диссидентом, но был чужим для советской системы

Esquire
Текст должен быть событием: кто такая Анни Эрно, получившая Нобелевскую премию по литературе Текст должен быть событием: кто такая Анни Эрно, получившая Нобелевскую премию по литературе

Почему тексты нобелевского лауреата Анни Эрно могут казаться слишком личными

Правила жизни
Наушники с костной проводимостью: что это такое, как работают и не вредят ли здоровью Наушники с костной проводимостью: что это такое, как работают и не вредят ли здоровью

Разбираемся в одном из самых необычных виде аудиоаксессуаров

CHIP
Главные особенности вин из «цимлянского черного» Главные особенности вин из «цимлянского черного»

Почему моновина из «цимлянского черного» производят всего несколько виноделен

СНОБ
Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог

Почему в мегаполисе так часто болит голова?

Psychologies
Что нужно знать перед тем, как начать жить вместе: 8 финансовых правил — помните их Что нужно знать перед тем, как начать жить вместе: 8 финансовых правил — помните их

О чем стоит договориться заранее, чтобы уберечь совместный бюджет от форс-мажора

Psychologies
Вегетарианцы страдают от депрессии в два раза чаще мясоедов Вегетарианцы страдают от депрессии в два раза чаще мясоедов

Связана ли частота эпизодов депрессии от рациона?

ТехИнсайдер
Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только

Как оставаться эмоционально устойчивым и сохранять баланс работы и отдыха?

Psychologies
Новые черные комедии на любой вкус Новые черные комедии на любой вкус

Фильмы и сериалы, авторы которых не боятся черного юмора

Maxim
Китайская Народная Республика Китайская Народная Республика

Чем личный поворот на Восток отличается от публичного и почему еда превыше неба?

Правила жизни
Он облил ее кислотой, она вышла за него замуж: очень странная история любви Он облил ее кислотой, она вышла за него замуж: очень странная история любви

«Если ты не будешь моей, то и другому не достанешься»

VOICE
Как открыть банку без консервного ножа: 3 проверенных метода Как открыть банку без консервного ножа: 3 проверенных метода

Отсутствие открывашки не должно стать препятствием к консервированной пище

ТехИнсайдер
Стертые имена: женщины, чью славу украли мужчины Стертые имена: женщины, чью славу украли мужчины

Нередко женщины оставались в тени, а их достижения присваивали мужчины

VOICE
Что такое FPS и пинг в играх Что такое FPS и пинг в играх

Что такое ФПС, от чего он зависит и как влияет на игровой процесс

CHIP
«Ей сложно конкурировать»: Меган Маркл посоветовали создать собственный бренд, основанный не на жалобах «Ей сложно конкурировать»: Меган Маркл посоветовали создать собственный бренд, основанный не на жалобах

Биограф намекнула Меган Маркл, что ей пора перестать жаловаться

VOICE
Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем? Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем?

Что нам могут рассказать ледники?

ТехИнсайдер
Дневник тревог: зачем он нужен и как правильно его вести Дневник тревог: зачем он нужен и как правильно его вести

Чем помогает дневник тревог и какие правила нужно соблюдать при его ведении?

Psychologies
Как живут интроверты с социофобией: 15 искренних высказываний Как живут интроверты с социофобией: 15 искренних высказываний

Что чувствуют и думают те, кто страдает социофобией?

Psychologies
А Лиза не может ждать А Лиза не может ждать

Елизавета Ищенко о том, как связь с персонажем помогла ей обрести себя

Grazia
Френч или стилеты: о каких чертах характера говорит твой маникюр Френч или стилеты: о каких чертах характера говорит твой маникюр

Если ты думаешь, что руки выдают только твой возраст, то ошибаешься

VOICE
Открыть в приложении