Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию

ЭкспертБизнес

На маркетплейс за эмоциями

Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию. Основными игроками на региональных рынках сегодня становятся федеральные маркетплейсы, перед которыми стоят сложные задачи по повышению эффективности бизнеса

Лина Калянина, Екатерина Новикова

Через пять лет до 30% розничных покупок будет проходить через маркетплейсы. Михаил Метцель/ТАСС

Российский рынок интернет-торговли — самая динамично растущая отрасль в стране. Число селлеров в этом году увеличилось втрое. Появилось невиданное количество сервисных услуг; наиболее популярная — услуга «одного окна», или «полный аутсорс», когда сервисные компании берут на себя все функции по реализации товара, освобождая от этой головной боли производителей и поставщиков. А основным способом привлечения покупателей стали коллаборации. Таковы основные итоги прошедшего на днях в Москве Международного форума электронной коммерции.

Вслед за людьми и дорогами

Онлайн-торговля непродовольственными товарами активно перемещается в регионы. Не проходит недели, чтобы наши ведущие маркетплейсы — Wildberries или Ozon — не сообщили об открытии очередного распределительного центра или пункта выдачи заказов в том или ином регионе. По данным АКИТ и Сбербанка, за первое полугодие 2022 года, основная доля заказов на рынке электронной коммерции сегодня приходится на Москву (20,59%), Московскую область (10,8%) и Санкт-Петербург (7,33%). Перспективными называют такие регионы, как Краснодарский край, Свердловскую, Ростовскую, Нижегородскую и Самарскую области, Красноярский край и Республику Татарстан.

Быстрее всего развивается торговля в Московской области. За январь-август 2022 года рынок e-com в Подмосковье вырос вдвое: доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли региона составила 8,3% (для сравнения: в 2019 году — 4,7%). В структуре продаж преобладают крупные маркетплейсы, Wildberries и Ozon принадлежат 27 и 11% соответственно. За этот период количество объектов интернет-торговли в Подмосковье увеличилось на 340, из них 230 — пункты выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и 86 — ПВЗ Ozon.

Рост рынка электронной коммерции в Подмосковье связан с увеличением строительства в регионе и развитием дорожной инфраструктуры. Ожидается, что в перспективе пяти лет прирост экономически активного населения составит от 50 до 70 тыс. человек по таким направлениям, как Горьковское, Новорязанское, Ярославское, Симферопольское. А новая ЦКАД, автомобильная магистраль общей протяженностью 336 километров, позволит активнее развивать логистику в регионе.

Еще одним перспективным рынком эксперты называют Казань — крупный город с хорошей инфраструктурой. Несмотря на то что ведущие маркетплейсы и там сохраняют лидерство, власти активно поддерживают локального игрока — «Казань-экспресс».

В свою очередь, федеральные участники интернет-рынка — Ozon, «Сбермаркет», СТД «Петрович» — уверяют, что не хотят конкурировать с локальными игроками, а напротив, создают площадки для сотрудничества. «Коллаборация равно развитие» — так они описывают перспективы партнерств внутри отрасли. Например, торговый центр «Рио» в Ивановской области, объединяющий в офлайне большое количество российских, узбекских и турецких производителей товаров легпрома, в этом году вошел в десятку лидеров по продажам на маркетплейсе Wildberries. Теперь «Рио» сам планирует стать федеральным маркетплейсом, на котором производители со всей страны смогут продавать свою продукцию.

Программы лояльности многих российских компаний теперь строятся на принципах развития партнерства и расширении пакета предлагаемых покупателям благ (скидок, подарков, кешбэка и т. п.). Например, недавно X5 Group запустила совместное с «Яндексом» продвижение и продажу подписок (программы лояльности). А «Сбермаркет» готов развивать сервисы доставки, сборки товаров и заниматься IT-решениями (онлайн-витрины, создание сайтов для ретейлеров и др.), однако не планирует создавать свой продуктовый бизнес, продолжая работать с крупными партнерами (Globus, Metro, «Ашан», «Магнит», «Лента» и др.), а также с региональным ретейлом.

Региональное распределение рынка интернет-торговли, топ-10

Издержки роста

Но основные страсти разгорелись вокруг маркетплейсов, где было сделано более половины всех онлайн-продаж. «Все туда хотят, все там будут» — так участники форума описывают перспективы развития интернет-площадок. По мнению экспертов, через пять лет на маркетплейсы будет приходиться порядка 30% всей розничной торговли.

Какие же проблемы в данной сфере сегодня могут считаться наиболее серьезными? Для продавцов — дикая конкуренция. Как попасть в верхние строчки в поисковой выдаче? Как поддерживать гибкое ценообразование и назначать конкурентную стоимость? Как вести рекламную политику, чтобы опередить конкурентов и вписаться в кампанию самого маркетплейса? Как сделать карточки товара привлекательными для покупателей? И главное, как рассчитать затраты, чтобы заработать на продажах?

Становится актуальным и выбор товара, поскольку с рынка ушло большое количество международных компаний — производителей и продавцов FMCG. Вероятно, в ближайшее время самой востребованной окажется категория «мебель и товары для дома», так как с рынка ушел очень важный игрок — IKEA. По словам амбассадора Ozon Лео Шевченко, в Wildberries выручка от продажи мебели в июне 2021 года составила 345 млн рублей, а в июле 2022-го уже 837 млн; в целом в этом году онлайн-спрос на мебель отечественных производителей вырос на 40%. Другие востребованные рыночные ниши — детская одежда и мебель, ювелирные украшения, средства личной гигиены, мужская обувь (с рынка ушли многие производители спортивной обуви, которую обычно предпочитают мужчины). По словам участников форума, с точки зрения развития товарных категорий на российском рынке никогда не было таких возможностей, как сейчас.

Перед маркетплейсами также встает целый ряд вопросов — помимо привлечения собственно инвестиций в развитие стационарной инфраструктуры и IT-обеспечения. Как не превратить онлайн-площадку в помойку или барахолку? Как не допустить сбыта контрафактного товара? Как мотивировать продавцов участвовать в ценовых акциях? Как поддержать поставщиков и дать им возможность раскрутиться и выйти на хорошие обороты, ведь маркетплейсы зарабатывают тогда, когда зарабатывают продавцы? Как получать прибыль от логистики, сервиса и рекламы? И наконец, как перейти от продуктового маркетинга к потребительскому, а затем к ценностному, как в офлайн-магазинах, — очевидно, что скоро покупатель и при интернет-шопинге будет ценить прежде всего эмоции и впечатления.

В ответ на подобные запросы появилось огромное количество всевозможных сервисов. Складские и логистические предприятия (например, «Почта России», складской оператор «Бета ПРО», компания СДЭК) начинают предлагать не только услуги по логистике, но и сервисы под ключ, обеспечивая представление продукта на маркетплейсе, его хранение и перевозку, проведение платежей, рекламу и т. д. Причем речь идет о продажах сразу на нескольких онлайн-площадках.

Рекламные компании также проявляют большую активность, обещая клиентам первые строчки в поисковых выдачах. И эта услуга становится востребованной: маркетинговые усилия отнимают у продавцов много времени и сил. К тому же интернет-площадки жестко отслеживают тех, кто занимается самовыкупом продукции (чем больше товаров продано, тем выше поднимается компания в поисковой выдаче на сайте маркетплейса), и вносят их в черный список. В итоге у селлеров остается только два пути продвижения: демпинг и внешняя и внутренняя реклама.

Компания Indeepa представила на форуме программу-репрайсер, автоматически меняющую стоимость товара (гибкое ценообразование) в зависимости от конкурентного окружения и условий работы маркетплейсов.

Профессиональные селлеры сегодня запускают собственные торговые марки, закупая продукты или размещая заказ на производство как внутри страны, так и за рубежом. Эксперт рынка электронной коммерции Юлиана Гордон прогнозирует, что через несколько лет в России появятся инвестиционные фонды, которые будут скупать наиболее успешные отечественные торговые марки на маркетплейсах, как это уже происходит на зарубежных рынках.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рубль может объявить шах и мат доллару Рубль может объявить шах и мат доллару

Самыми вероятными кандидатами на смену доллару остаются юань и рубль

Эксперт
«Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке «Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке

«Сердце пармы» — просто блокбастер про князя из XV века или нечто большее?

Правила жизни
Нитрид галлия идет на смену кремнию Нитрид галлия идет на смену кремнию

Самый совершенный в мире транзистор создают ученые из России

Эксперт
«Любой переезд — разрыв идентичности»: как помочь ребенку адаптироваться в эмиграции «Любой переезд — разрыв идентичности»: как помочь ребенку адаптироваться в эмиграции

Как помочь ребенку при внезапных и глобальных переменах

Forbes
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Как продолжать верить в себя в трудные времена: мнение психоаналитика Как продолжать верить в себя в трудные времена: мнение психоаналитика

Как научиться иначе смотреть на свои способности и возможности

Psychologies
Сервис по доставке всего Сервис по доставке всего

Крупнейшая отечественная курьерская компания СДЭК выходит на биржу

Эксперт
Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела

Как прийти в желаемую форму с помощью любви к себе — в книге «Пищевой монстр»

Psychologies
Горячий песок Западной Сахары Горячий песок Западной Сахары

Чем грозит мирной Европе просыпающийся конфликт на северо-западе Африки

Эксперт
Почти пирожное Почти пирожное

Фрукты и ягоды с самым высоким содержанием сахара

Лиза
Михельсон и газы: история превращений Михельсон и газы: история превращений

Леонид Михельсон успешно развил два направления монетизации углеводородов

Эксперт
Вечная классика Вечная классика

9 культовых предметов мебели, которые будут в моде всегда

Лиза
Сексуальная, гендерная, контрацептивная: 3 революции феминистского движения Сексуальная, гендерная, контрацептивная: 3 революции феминистского движения

Сексуальная, гендерная и контрацептивная революции: причем тут феминистки?

Psychologies
Как естественным путем снизить высокий уровень сахара в крови Как естественным путем снизить высокий уровень сахара в крови

Уровень сахара можно контролировать с помощью изменения привычек

ТехИнсайдер
Навязчивые мысли: почему они появляются и как с ними бороться Навязчивые мысли: почему они появляются и как с ними бороться

Что происходит, когда наши мысли выходят из-под контроля, и как с ними бороться

ТехИнсайдер
3 секрета, чтобы стать лучшими бабушкой и дедушкой 3 секрета, чтобы стать лучшими бабушкой и дедушкой

Психологическое здоровье ваших внуков зависит от того, какими вы будете

Psychologies
Самые сексуальные ведьмы экрана Самые сексуальные ведьмы экрана

С такой компанией можно не ходить никуда ни на какой Хеллоуин

Maxim
Религия, алкоголь и наркотики: почему люди с пограничным расстройством ищут себя в них Религия, алкоголь и наркотики: почему люди с пограничным расстройством ищут себя в них

Отрывок из книги «Мы живем на Сатурне» о людях с пограничным расстройством

Psychologies
Как запустить безопасный режим Windows 10 и чем это может помочь Как запустить безопасный режим Windows 10 и чем это может помочь

Все возможности запуска безопасного режима на Windows 10

CHIP
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

В каких случаях не нужно бояться холестерина

Лиза
Начать заново Начать заново

Как две подруги основали в Воронеже студию реставрации старой мебели

Новый очаг
Стареть в России Стареть в России

Почему в нашей стране все с ужасом думают о старости?

Новый очаг
Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем? Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем?

Что нам могут рассказать ледники?

ТехИнсайдер

Ученые подсчитали, какой вред экологии наносят терабайты "мусорных" данных

ТехИнсайдер
Любите хлеб? Любите и тостер мыть! Эффективный способ избавления от нагара и крошек Любите хлеб? Любите и тостер мыть! Эффективный способ избавления от нагара и крошек

Рассказываем, как правильно мыть тостер!

ТехИнсайдер
Для чего современному человеку нужно знать историю? Для чего современному человеку нужно знать историю?

Чему и как нас учит история? И чем прямо сегодня нам помогают эти знания?

Psychologies
Натирало, сползало, душило: это женское белье времен СССР было сущим кошмаром Натирало, сползало, душило: это женское белье времен СССР было сущим кошмаром

Какое счастье, что эпоха советского белья позади

VOICE
Квадры решают все Квадры решают все

Квадроцикл — это не только неприхотливый вездеход для вылазок на рыбалку

Men Today
Вам следует это знать! Как будет выглядеть кожа после лазерного удаления татуировки? Вам следует это знать! Как будет выглядеть кожа после лазерного удаления татуировки?

Лазерная процедура является наиболее рекомендуемым методом удаления татуировок

ТехИнсайдер
Чем дальше в лес: на что способна косметика с грибами Чем дальше в лес: на что способна косметика с грибами

Самые полезные грибы и бьюти-средства на их основе

Правила жизни
Открыть в приложении