Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию

ЭкспертБизнес

На маркетплейс за эмоциями

Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию. Основными игроками на региональных рынках сегодня становятся федеральные маркетплейсы, перед которыми стоят сложные задачи по повышению эффективности бизнеса

Лина Калянина, Екатерина Новикова

Через пять лет до 30% розничных покупок будет проходить через маркетплейсы. Михаил Метцель/ТАСС

Российский рынок интернет-торговли — самая динамично растущая отрасль в стране. Число селлеров в этом году увеличилось втрое. Появилось невиданное количество сервисных услуг; наиболее популярная — услуга «одного окна», или «полный аутсорс», когда сервисные компании берут на себя все функции по реализации товара, освобождая от этой головной боли производителей и поставщиков. А основным способом привлечения покупателей стали коллаборации. Таковы основные итоги прошедшего на днях в Москве Международного форума электронной коммерции.

Вслед за людьми и дорогами

Онлайн-торговля непродовольственными товарами активно перемещается в регионы. Не проходит недели, чтобы наши ведущие маркетплейсы — Wildberries или Ozon — не сообщили об открытии очередного распределительного центра или пункта выдачи заказов в том или ином регионе. По данным АКИТ и Сбербанка, за первое полугодие 2022 года, основная доля заказов на рынке электронной коммерции сегодня приходится на Москву (20,59%), Московскую область (10,8%) и Санкт-Петербург (7,33%). Перспективными называют такие регионы, как Краснодарский край, Свердловскую, Ростовскую, Нижегородскую и Самарскую области, Красноярский край и Республику Татарстан.

Быстрее всего развивается торговля в Московской области. За январь-август 2022 года рынок e-com в Подмосковье вырос вдвое: доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли региона составила 8,3% (для сравнения: в 2019 году — 4,7%). В структуре продаж преобладают крупные маркетплейсы, Wildberries и Ozon принадлежат 27 и 11% соответственно. За этот период количество объектов интернет-торговли в Подмосковье увеличилось на 340, из них 230 — пункты выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и 86 — ПВЗ Ozon.

Рост рынка электронной коммерции в Подмосковье связан с увеличением строительства в регионе и развитием дорожной инфраструктуры. Ожидается, что в перспективе пяти лет прирост экономически активного населения составит от 50 до 70 тыс. человек по таким направлениям, как Горьковское, Новорязанское, Ярославское, Симферопольское. А новая ЦКАД, автомобильная магистраль общей протяженностью 336 километров, позволит активнее развивать логистику в регионе.

Еще одним перспективным рынком эксперты называют Казань — крупный город с хорошей инфраструктурой. Несмотря на то что ведущие маркетплейсы и там сохраняют лидерство, власти активно поддерживают локального игрока — «Казань-экспресс».

В свою очередь, федеральные участники интернет-рынка — Ozon, «Сбермаркет», СТД «Петрович» — уверяют, что не хотят конкурировать с локальными игроками, а напротив, создают площадки для сотрудничества. «Коллаборация равно развитие» — так они описывают перспективы партнерств внутри отрасли. Например, торговый центр «Рио» в Ивановской области, объединяющий в офлайне большое количество российских, узбекских и турецких производителей товаров легпрома, в этом году вошел в десятку лидеров по продажам на маркетплейсе Wildberries. Теперь «Рио» сам планирует стать федеральным маркетплейсом, на котором производители со всей страны смогут продавать свою продукцию.

Программы лояльности многих российских компаний теперь строятся на принципах развития партнерства и расширении пакета предлагаемых покупателям благ (скидок, подарков, кешбэка и т. п.). Например, недавно X5 Group запустила совместное с «Яндексом» продвижение и продажу подписок (программы лояльности). А «Сбермаркет» готов развивать сервисы доставки, сборки товаров и заниматься IT-решениями (онлайн-витрины, создание сайтов для ретейлеров и др.), однако не планирует создавать свой продуктовый бизнес, продолжая работать с крупными партнерами (Globus, Metro, «Ашан», «Магнит», «Лента» и др.), а также с региональным ретейлом.

Региональное распределение рынка интернет-торговли, топ-10

Издержки роста

Но основные страсти разгорелись вокруг маркетплейсов, где было сделано более половины всех онлайн-продаж. «Все туда хотят, все там будут» — так участники форума описывают перспективы развития интернет-площадок. По мнению экспертов, через пять лет на маркетплейсы будет приходиться порядка 30% всей розничной торговли.

Какие же проблемы в данной сфере сегодня могут считаться наиболее серьезными? Для продавцов — дикая конкуренция. Как попасть в верхние строчки в поисковой выдаче? Как поддерживать гибкое ценообразование и назначать конкурентную стоимость? Как вести рекламную политику, чтобы опередить конкурентов и вписаться в кампанию самого маркетплейса? Как сделать карточки товара привлекательными для покупателей? И главное, как рассчитать затраты, чтобы заработать на продажах?

Становится актуальным и выбор товара, поскольку с рынка ушло большое количество международных компаний — производителей и продавцов FMCG. Вероятно, в ближайшее время самой востребованной окажется категория «мебель и товары для дома», так как с рынка ушел очень важный игрок — IKEA. По словам амбассадора Ozon Лео Шевченко, в Wildberries выручка от продажи мебели в июне 2021 года составила 345 млн рублей, а в июле 2022-го уже 837 млн; в целом в этом году онлайн-спрос на мебель отечественных производителей вырос на 40%. Другие востребованные рыночные ниши — детская одежда и мебель, ювелирные украшения, средства личной гигиены, мужская обувь (с рынка ушли многие производители спортивной обуви, которую обычно предпочитают мужчины). По словам участников форума, с точки зрения развития товарных категорий на российском рынке никогда не было таких возможностей, как сейчас.

Перед маркетплейсами также встает целый ряд вопросов — помимо привлечения собственно инвестиций в развитие стационарной инфраструктуры и IT-обеспечения. Как не превратить онлайн-площадку в помойку или барахолку? Как не допустить сбыта контрафактного товара? Как мотивировать продавцов участвовать в ценовых акциях? Как поддержать поставщиков и дать им возможность раскрутиться и выйти на хорошие обороты, ведь маркетплейсы зарабатывают тогда, когда зарабатывают продавцы? Как получать прибыль от логистики, сервиса и рекламы? И наконец, как перейти от продуктового маркетинга к потребительскому, а затем к ценностному, как в офлайн-магазинах, — очевидно, что скоро покупатель и при интернет-шопинге будет ценить прежде всего эмоции и впечатления.

В ответ на подобные запросы появилось огромное количество всевозможных сервисов. Складские и логистические предприятия (например, «Почта России», складской оператор «Бета ПРО», компания СДЭК) начинают предлагать не только услуги по логистике, но и сервисы под ключ, обеспечивая представление продукта на маркетплейсе, его хранение и перевозку, проведение платежей, рекламу и т. д. Причем речь идет о продажах сразу на нескольких онлайн-площадках.

Рекламные компании также проявляют большую активность, обещая клиентам первые строчки в поисковых выдачах. И эта услуга становится востребованной: маркетинговые усилия отнимают у продавцов много времени и сил. К тому же интернет-площадки жестко отслеживают тех, кто занимается самовыкупом продукции (чем больше товаров продано, тем выше поднимается компания в поисковой выдаче на сайте маркетплейса), и вносят их в черный список. В итоге у селлеров остается только два пути продвижения: демпинг и внешняя и внутренняя реклама.

Компания Indeepa представила на форуме программу-репрайсер, автоматически меняющую стоимость товара (гибкое ценообразование) в зависимости от конкурентного окружения и условий работы маркетплейсов.

Профессиональные селлеры сегодня запускают собственные торговые марки, закупая продукты или размещая заказ на производство как внутри страны, так и за рубежом. Эксперт рынка электронной коммерции Юлиана Гордон прогнозирует, что через несколько лет в России появятся инвестиционные фонды, которые будут скупать наиболее успешные отечественные торговые марки на маркетплейсах, как это уже происходит на зарубежных рынках.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Украинская экономика зиму переживет Украинская экономика зиму переживет

Экономика Украины рухнула почти вдвое, однако ситуация далека от коллапса

Эксперт
Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела

Как прийти в желаемую форму с помощью любви к себе — в книге «Пищевой монстр»

Psychologies
Кофемания охватила крупнейшего ретейл Кофемания охватила крупнейшего ретейл

Розничная сеть «Магнит» запустила в Твери производство по обжарке и фасовке кофе

Эксперт
Фрагмент романа «Отец смотрит на запад»: дочь русской и казаха сбегает в Москву от личной трагедии, но трагедия следует по пятам Фрагмент романа «Отец смотрит на запад»: дочь русской и казаха сбегает в Москву от личной трагедии, но трагедия следует по пятам

Отрывок из фактурного романа, написанного легкой рукой о тяжелых вещах

Правила жизни
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Насколько крепко держатся шипы в зимней резине: невероятный эксперимент именитых шинников Насколько крепко держатся шипы в зимней резине: невероятный эксперимент именитых шинников

Как шинники подвесили автомобиль вверх тормашками и главное - зачем?

ТехИнсайдер
Вагоны поедут на своих Вагоны поедут на своих

Дефицит железнодорожных колес в России может смениться профицитом

Эксперт
Трекинг в программах развития: исконно российский рецепт для роста бизнеса Трекинг в программах развития: исконно российский рецепт для роста бизнеса

Что такое трекинг и чем он может быть полезен технологическим компаниям

СНОБ
«Люди мы русские, имена же наши Карл, Инегельд, Фарлоф...» «Люди мы русские, имена же наши Карл, Инегельд, Фарлоф...»

У сторонников версии о призвании норманнов на Русь есть железный аргумент

Дилетант
На грани срыва: почему женщинам не прощают гнев На грани срыва: почему женщинам не прощают гнев

Как неумение сердиться приводит к плохим последствиям

Forbes
Дом устарелых Дом устарелых

Легковой автопром в ближайший год справится с задачей импортозамещения

Эксперт
«Чувствую полную гармонию…» История болезни Достоевского «Чувствую полную гармонию…» История болезни Достоевского

Почему тайну личности Достоевского способен постичь только врач?

Наука и жизнь
«Явление улыбчивого медведя»: чем шокировали британцев Михаил и Раиса Горбачевы во время первого визита «Явление улыбчивого медведя»: чем шокировали британцев Михаил и Раиса Горбачевы во время первого визита

«Смотрины» — так назвал визит четы Горбачевых в Великобританию Рой Медведев

VOICE
Николай Лебедев: «Сегодня важно не растерять себя» Николай Лебедев: «Сегодня важно не растерять себя»

Думаю, рецепт создания кассовой картины только один

Коллекция. Караван историй
Либидо, память тела и внутренние установки Либидо, память тела и внутренние установки

Как психика делает секс болезненным

Добрые советы
Бада-бум обетованный Бада-бум обетованный

«Пятый элемент» Люка Бессона: утопия, которую мы потеряли

Weekend
Живые впечатления от Haval Dargo: что хорошо, а что реально плохо Живые впечатления от Haval Dargo: что хорошо, а что реально плохо

Может ли кроссовер с внешностью внедорожника съехать с асфальта

Maxim
Окситоцин помог рыбам залечить раны на сердце Окситоцин помог рыбам залечить раны на сердце

Окситоцин заставил клетки эпикарда делиться и замещать мышечные

N+1
Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее

WhatsApp VS Telegram: разбираемся в особенностях каждого приложения

Maxim
Зараза к заразе не липнет: почему вероятность одновременного заражения сразу двумя вирусами чрезвычайно мала? Зараза к заразе не липнет: почему вероятность одновременного заражения сразу двумя вирусами чрезвычайно мала?

Почему два вируса не могут ужиться в одном организме?

ТехИнсайдер
Воскресная хандра: почему мы грустим в выходные Воскресная хандра: почему мы грустим в выходные

Почему окончание выходных всегда погружает нас в уныние и мрачные мысли

Psychologies
Серые кардиналы секса Серые кардиналы секса

В этой главе «Зачем живые любят друг друга» мы признаемся в любви к центромерам

СНОБ
Мужчины больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Как это предотвратить? Мужчины больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Как это предотвратить?

Какими способами можно устроить профилактику сердечных заболеваний

ТехИнсайдер
Почему мы скрываем доходы и траты от партнера: 3 вида финансовой измены Почему мы скрываем доходы и траты от партнера: 3 вида финансовой измены

Что такое финансовые измены и насколько они опасны для отношений в паре?

Psychologies
Почему вся жизнь на Земле использует в качестве источника энергии специфическую молекулу? Почему вся жизнь на Земле использует в качестве источника энергии специфическую молекулу?

Почему одной из важнейших молекул оказалась именно АТФ — аденозинтрифосфат

ТехИнсайдер
5 увлекательных комиксов и графических романов 5 увлекательных комиксов и графических романов

Кто сказал, что комиксы и графические романы — только для детей и подростков?

Maxim
Лучший друг человека: как собаки работают в социальных проектах и помогают людям Лучший друг человека: как собаки работают в социальных проектах и помогают людям

Что делают собаки, вовлеченные в социальные проекты для помощи людям

Forbes
Даже 2 000 000 лет назад предки человека были высшими хищниками и отличались плотоядным характером Даже 2 000 000 лет назад предки человека были высшими хищниками и отличались плотоядным характером

Палеолитическая кухня была какой угодно, только не постной и зеленой

ТехИнсайдер
Как адаптироваться к новым реалиям жизни Как адаптироваться к новым реалиям жизни

Как же справиться с переменами и начать двигаться вперед, несмотря ни на что?

Лиза
Как ухаживают за собой королевы Азии: главные бьюти-секреты девушек Казахстана Как ухаживают за собой королевы Азии: главные бьюти-секреты девушек Казахстана

Как казахские женщины поддерживают свою красоту?

VOICE
Открыть в приложении