Рынок пока остается за более доступными авто российского производства

ЭкспертАвто

Поворот на газ и электричество

Российские производители коммерческого транспорта решают пока в большей степени задачи прошлой индустриальной волны, связанные с удешевлением автомобильных перевозок. Иностранные же производители технологически уходят вперед, осваивая новые направления создания автомобилей на газе и электричестве. Однако рынок пока остается за более доступными авто российского производства

Алексей Грамматчиков

Фото Алексей Грамматчиков

Завершившаяся недавно выставка Comtrans-2019 проходила на фоне тревожных новостей о продолжающемся сокращении российского рынка коммерческих автомобилей. По данным аналитической компании «Автостат», спрос на грузовые автомобили за первые восемь месяцев текущего года снизился на 3,3%, до 48,8 тыс. единиц. Ползут вниз и продажи легких коммерческих автомобилей (LCV), реализация которых с января по август этого года упала на 3,8%, до 69,1 тыс. Правда, позитивным можно назвать всплеск спроса на грузовики и LCV в августе: рост 5,6 и 6,9% соответственно. Участники рынка надеются, что по итогам года продажи хотя бы не уедут в минус и рынок продолжит восстановление после кошмара 2013–2015 годов, когда за три года продажи коммерческих машин в РФ рухнули в 2,5 раза — с 129 тыс. штук в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м.

Прыжок «Газели»

В отличие от рынка легковых машин, на рынке коммерческих автомобилей продолжают доминировать традиционные российские производители. Так, в сегменте грузовиков КамАЗ и ГАЗ сейчас контролируют 46% всех продаж, в сфере LСV российские ГАЗ, УАЗ и АвтоВАЗ держат весомый 71% рынка. Например, КамАЗу, даже несмотря на среднее сокращение спроса, пока удается наращивать продажи: за семь месяцев текущего года они выросли на 7,7%, до 14,9 тыс. Правда, у лидирующего в LCV-сегменте ГАЗа продажи все же поехали вниз вместе с рынком: за первые восемь месяцев года они упали на 3,4%, до 31,1 тыс. единиц.

Новая «Газель NN» получила более 50 конструктивных изменений. Фото Алексей Грамматчиков

Но конкуренты не дремлют, и российским производителям жизненно необходимо выводить на рынок новые конкурентные продукты для успешной обороны своих позиций. Представлением подобных новинок и ознаменовался Comtrans-2019. Так, группа ГАЗ выставила на стенде свое главное оружие — новое поколение «Газели», культовой для российского малого бизнеса модели, которая, кстати, в этом году празднует свое 25-летие. Новая машина получила название «Газель NN» (аббревиатура NN расшифровывается как New Next, в ней также обыгрывается название города, где расположен ГАЗ, — Нижний Новгород). Обновленная разработка — явный шаг вперед в техническом плане: по сути, создана новая платформа, на основе которой будет дальше развиваться модельный ряд легких коммерческих автомобилей ГАЗа.

В общей сложности «Газель NN» получила более 50 конструктивных и технологических изменений, направленных на увеличение ресурса и надежности ключевых узлов и снижение расхода топлива. В частности, новое поколение «Газелей» теперь будет оснащаться умными электронными системами: всего здесь насчитывается более 30 систем помощи водителю, на машине установлено пять камер, восемь ультразвуковых датчиков, три радара обеспечивают обзор на 360 градусов, контроль «слепых» зон, считывание информации о дорожных знаках, сигналах светофора, погодных условиях и уровне освещения.

В новом интерьере кабины теперь есть более комфортабельное водительское кресло с 20 регулировками, современный климат-контроль, мультимедийная система с девятидюймовым экраном, новая комбинация приборов с TFT-дисплеем и возможность бесключевого доступа и запуска двигателя; ряд технических усовершенствований позволил заметно снизить уровень шума и вибрации.

Как рассказали на выставке представители группы ГАЗ, предположительно новинка будет длительное время производиться параллельно с «Газелью Next», на которую сейчас приходится порядка 60% продаж газовских LCV. По оценкам наблюдателей, в первые годы новая модель может занимать долю 5–10% в продажах легких коммерческих автомобилей нижегородского производителя. Правда, все будет зависеть от розничной цены на «Газель NN», которая еще официально не объявлена. Есть опасения, что конструктивные новшества могут подтолкнуть стоимость новой машины вверх, что сделает ее не очень привлекательной для клиентов.

Магистральный тягач КамАЗ-54901 получил принципиально новую кабину, производство которой началось на совместном предприятии с Daimler. Фото Алексей Грамматчиков

Разгон КамАЗа

Постарался громко выступить на выставке и КамАЗ, на стенде этого ведущего российского производителя грузовиков центром притяжения стал новый магистральный тягач КамАЗ-54901. По словам разработчиков, новая машина по своим характеристикам не уступает импортным автомобилям конкурентов. Главное конструктивное отличие здесь — принципиально новая кабина нового, пятого поколения К5, производство которой началось в Нижнекамске на специально построенном совместно с немецкой корпорацией Daimler новом заводе мощностью 50 тыс. кабин в год.

Новая кабина К5 стала самой большой и просторной в истории КамАЗа, ее длина, ширина и высота составляют 6250, 2550 и 3980 мм соответственно, что отвечает современным мировым требованиям комфорта и безопасности. Конструкторы подчеркивают, что расстояние в кабине от пола до потолка — 1980 мм, внутри кабины получился ровный пол без моторного тоннеля.

Автомобиль оснащен новым рядным шестицилиндровым двигателем Р6, который создавался при участии специалистов немецко-швейцарской компании Liebherr. Заявленный ресурс силового агрегата равен 1,5 млн км, мотор способен выдавать от 400 до 550 л. с., он агрегатирован с новой роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач от немецкой компании ZF, сборка которой также локализована в России.

На выставке была объявлена цена нового КамАЗ-54901, которая начинается с 6,4 млн рублей, это как минимум на 10% дешевле, чем у зарубежных конкурентов. Всего до конца 2019 года КамАЗ должен собрать сто товарных экземпляров своей новой модели, до декабря машины должны закончить опытную эксплуатацию в транспортных компаниях, а уже в следующем году продажи магистрального тягача 54901 выйдут на полную скорость.

Полностью электрический MAN eTGM от одной зарядки проезжает 160 км. Фото Алексей Грамматчиков

Нажать на газ

Помимо российских компаний в выставке приняли участие все ключевые мировые иностранные производители коммерческих автомобилей. На их стендах было представлено как никогда много моделей на альтернативном топливе — по мнению ведущих автоконцернов, это близкое будущее коммерческих перевозок.

Одним из самых броских футуристических экспонатов выставки стал беспилотный электрический тягач Volvo Vera. Эта машина передвигается на электромоторах и в пространстве ориентируется с помощью датчиков и радаров. Такой беспилотный тягач способен развивать скорость 40 км/ч, его грузоподъемность составляет 32 тонны. Батарей в этом грузовике хватает пока только на 100 км пути, правда, время подзарядки составляет всего 30 минут.

Немецкая компания MAN представила полностью электрический 26-тонный электрический грузовик eTGM, литий-ионные батареи которого имеют суммарную емкость 185 кВт·ч, они способны разгонять машину до 85 км/ч, а заявленный пробег на одной зарядке составляет 160 км. По соседству публика могла познакомиться с другой уже малотоннажной моделью MAN eTGE — этот фургон также имеет запас хода 160 км. Представители MAN рассказали «Эксперту», что пока не планируют поставлять эти модели на российский рынок, однако в будущем такой вид коммерческого транспорта имеет большие перспективы. «По нашим подсчетам, 70 процентов легкого коммерческого транспорта, используемого в городских условиях, проходит в день в среднем не более ста километров, при этом скорость его движения невелика. Таким образом, в плотном городском трафике электромобили для коммерческого использования очень удобны, — говорит Питер Андерссон, глава MAN в России. — В России под авто на электричестве пока не развита инфраструктура, одновременно электрические грузовики более чем вдвое дороже традиционных. Но ситуация здесь меняется: со временем будут появляться электрические зарядки, а стоимость перевозки одного килограмма груза на электрической тяге в последние годы существенно снижается».

У грузовиков «Урал» теперь новая кабина, которая повысила комфорт и безопасность водителя. Фото Алексей Грамматчиков

Впрочем, если электричество — это скорее отдаленные перспективы коммерческих автомобилей, то их более близким будущим должно стать газовое топливо. В России власти уже давно говорят, что коммерческий автотранспорт нужно переводить на газ, так как он более экологичен и доступен по цене. Для ускорения этого процесса недавно принята специальная госпрограмма, которая предусматривает поддержку развития газовых заправок и выделение субсидий как для производителей, так и для покупателей газовых автомобилей.

Новый грузовик на сжиженном газе Volvo FH LNG может проехать от одной заправки тысячу километров. Фото Алексей Грамматчиков

То, что газовые грузовики уже стоят на «низком старте» на пороге российского авторынка, было хорошо заметно на выставке. Например, Volvo выкатила на свой стенд тягач Volvo FH, который компания начинает продавать и в России. Модель оснащена 13-литровым двигателем мощностью 460 л. с., который работает на сжиженном метане (LNG), позволяющем машине иметь впечатляющий запас хода: на одной заправке 200-литрового бака грузовик способен проехать порядка тысячи километров. Впрочем, с этими характеристиками готов посоперничать новый продукт компании Iveco — грузовик Stralis NP, который на одном запасе сжиженного метана способен преодолеть до 1600 км. Представители Iveco обещают в скором времени начать официальные продажи новинки в РФ; правда, в своих выступлениях на выставке они жаловались на недостаточную развитость инфраструктуры по заправке сжиженным газом в России. Корейская Hyundai, в свою очередь, заявила на выставке, что ее новые среднетоннажные модели Mighty, которые начали выпускаться в Калининграде на заводе «Автотор», тоже будут оснащаться возможностью эксплуатации на газовом топливе. «Газовое топливо имеет большое будущее для коммерческих автомобилей в России, — говорит Сергей Богомил, исполнительный директор Hyundai Truck and Bus Rus. — Ведь топливо является основной составляющей себестоимости автомобильных грузоперевозок, при этом бензин и дизель дорожает, а газ значительно дешевле, что позволяет транспортным компаниям оптимизировать расходы. Для последних более привлекательно приобретение автомобилей с заводским газовым оборудованием, что дает потребителю более надежную гарантию и широкую сеть обслуживания. Таких предложений все больше на российском рынке, и газовые коммерческие авто совсем скоро будут занимать весомую долю продаж».

Беспилотный тягач Volvo Vera передвигается на электромоторах и ориентируется на дороге с помощью датчиков и радаров. Фото Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зов дорог Зов дорог

Почему нам не сидится на месте?

Psychologies
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Тесла – бой Тесла – бой

Илон Маск словно сошел со страниц научно-фантастических романов

Esquire
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Открыть в приложении