Повестка дня
Не конкуренты
В конце мая оживилась повестка дня газового рынка на противоположном берегу Черного моря. С одной стороны, в Азербайджане официально запущен газопровод в Турцию. В скором будущем он станет частью Трансанатолийского газопровода (TANAP). Как ранее заявил турецкий министр энергетики Берат Албайрак, открытие всей магистрали состоится 12 июня. С другой стороны, на поклон к президенту России Владимиру Путину приехал его болгарский коллега Бойко Борисов. Приехал с челобитной — просить о продлении строящегося ныне «Турецкого потока» до Болгарии.
TANAP — магистральный газопровод из Азербайджана в западные районы Турции. Его мощность составит 31 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 60 млрд кубометров. Часть газа будет поступать на турецкий рынок, часть — следовать транзитом в Европу. Вместе с находящимся в стадии строительства Трансадриатическим газопроводом (запуск ожидается к 2020 году) TANAP должен составить так называемый Южный газовый коридор.
«Турецкий поток» — магистральный газопровод мощностью 31 млрд кубометров в год, соединяющий Россию с Турцией по дну Черного моря. Одна его нитка предназначена для поставок на турецкий рынок, другая — для транзита газа далее в Европу в обход Украины. 30 апреля этого года была завершена укладка морской части первой нитки газопровода, 27 мая заключено соглашение о его продлении до границы ЕС; ввод всей магистрали в эксплуатацию намечен на 2019 год.
TANAP и «Турецкий поток» часто называют конкурирующими проектами. Так ли это? Эксперты газового рынка уверены, что нет.
Во-первых, спрос на газ на турецком рынке растет — как благодаря росту местной экономики, так и в силу перехода страны на газовое топливо. Потребление газа в Турции выросло с 15 млрд кубометров в 2000 году до 53 млрд в 2017-м. Оно покрывается за счет импорта. По данным британской нефтяной компании ВР, сейчас свыше половины этого объема приходится на поставки из России, еще 6,5 млрд кубометров импортируется из Азербайджана, 7,7 млрд — из Ирана, остальное — сжиженный природный газ, главным образом алжирский. Не исключено, что именно СПГ станет первой жертвой более дешевого трубопроводного газа, избыток которого будет «съеден» продолжающимся ростом потребления.
Во-вторых, после 2019 года истекают контракты на транзит газа через Украину. А получать русский газ страны Южной Европы хотят и после этой даты. Поэтому загрузка второй, транзитной, нитки «Турецкого потока» практически гарантирована — это уже существующие объемы поставок, пока еще «украинские». Именно в эту канву хорошо ложится визит Бойко Борисова, скандально известного русофоба, ранее, помимо всего прочего, сорвавшего реализацию предшественника «Турецкого потока» — проекта «Южный поток» (чем нанес ущерб в 800 млн евро «Газпрому» и лишил Болгарию 16,7 млрд евро дохода). Болгария потребляет в год порядка трех миллиардов кубометров газа, практически весь этот объем — импорт из России, следующий через украинскую ГТС. И Борисов не одинок в стремлении получать российский газ через Турцию. Ранее уже обсуждалась возможность фактического включения транзитной части «Турецкого потока» в систему Южного газового коридора, и итальянский газовый оператор Snam воспринял эту идею с большим энтузиазмом.
Ну и, наконец, перед проектом TANAP может встать проблема нехватки сырьевой базы. Азербайджан сейчас добывает порядка 18 млрд кубометров газа в год. С учетом внутреннего потребления этого явно недостаточно для амбиций TANAP. Большие надежды в стране возлагают на освоение месторождения Шах-Дениз-2. Но в любом случае особо шиковать не получится: доказанные запасы газа в Азербайджане, по данным ВР, составляют всего 1,1 трлн кубометров — против, например, российских 32,3 трлн. TANAP рассчитывает на газ из Туркмении и Ирана. Теоретически это возможно. На практике, однако, подсанкционный Иран хотя и говорит о планах нарастить поставки газа в Европу (до 30 млрд кубометров в год), пока отдает предпочтение развитию более гибкого СПГ-производства и поставкам в Китай. На быстрорастущий китайский рынок ориентировано и 90% туркменского газового экспорта.
Поставляй и плати
Швейцарские власти наложили арест на имущество «Газпрома», расположенное на территории страны, для обеспечения выполнения решения Стокгольмского арбитража. Под арест попало имущество компании Nord Stream AG, оператора морского газопровода «Северный поток», и Nord Stream 2 AG, строящего «Северный поток — 2».
Разбирательство в Стокгольмском арбитраже между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» началось еще в июне 2014-го. Судебная тяжба велась на основании контракта, заключенного между Россией и Украиной в 2009 году. Подписавшая с украинской стороны договор премьер-министр Юлия Тимошенко после победы на президентских выборах Виктора Януковича была приговорена к семи годам заключения с формулировкой «за превышение служебных полномочий». Контракт предусматривал объемы транзита газа через территорию Украины, объемы газа, покупаемые Украиной по формуле «бери или плати», формулу цены на газ и запрет на реэкспорт газа для Украины. К 2014 году у сторон накопилось масса претензий друг к другу: Украина была недовольна ценой газа и низкими объемами транзита, а «Газпром» не устраивало неисполнение Украиной контракта по закупаемым объемам газа.
Рассматривая каждый вопрос отдельно, Стокгольмский арбитраж в декабре 2017 года вынес решение в пользу России на 2,07 млрд долларов за поставленный газ. А в марте 2017-го последовало решение на 4,63 млрд долларов в пользу Украины: был отвергнут принцип контракта «бери или плати», формула цены газа сочтена нерыночной и предписано доплатить за недостаточный транзит; запрет на реэкспорт был также отменен. В сухом остатке: по решению Стокгольмского арбитража «Газпром», поставляя газ на Украину, остался должен «Нафтогазу» 2,56 млрд долларов. «Газпром» подал апелляцию в суд округа Свеа в Швеции с требованием полностью отменить решение Стокгольмского арбитража. Оно может быть отменено национальным судом Швеции только в случае выявления нарушений судебных процедур, на что и ссылается «Газпром». Во время апелляции местный суд не будет рассматривать взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза», и решение либо останется в силе без изменений, либо будет отменено полностью. Аналогичная ситуация сложилась в 2014 году после решения международного арбитража в Гааге, присудившего бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС компенсацию в размере 50 млрд долларов. В Бельгии и Франции была арестована российская собственность, но в 2016 году окружной суд Гааги отменил решение Гаагского арбитража.
Барселона — Мадрид 1:1
В отставку отправлен премьер-министр Испании Мариано Рахой. Формальной причиной вынесения парламентом вотума недоверия правительству стал коррупционный скандал с участием высокопоставленных представителей правящей Народной партии. Мариано Рахой, покидая свой пост, заявил: «Для меня честь оставить Испанию в лучшем состоянии, чем она была раньше, когда я ее возглавил». Это смелое заявление, учитывая, что Рахой усугубил и загнал в тупик политический кризис, связанный с попытками Каталонии получить независимость. Вероятнее всего, неспособность премьера довести ситуацию в Каталонии до логического завершения заставила депутатов избавиться от премьера, чьи действия слишком дорого обходились Мадриду.
Первого октября 2017 года в Каталонии состоялся референдум о независимости, проведенный местными властями и объявленный Мадридом незаконным. Полицейские, прибывшие из столицы, пытались сорвать голосование варварскими методами: избивая дубинками и ногами всех подряд, в том числе женщин и пожилых людей. От рук полицейских тогда пострадало около тысячи человек. Особенно неприятным для избитых каталонцев был тот факт, что незадолго до референдума, 15 августа 2017 года, сторонники ИГ (организация запрещена в России) устроили в Каталонии несколько терактов, которые центральные власти не предотвратили. Несмотря на убедительную победу на референдуме (свыше 90% проголосовавших высказались за независимость), руководитель Каталонии Карлос Пучдемон посылал Мадриду сигналы о желании пойти на компромисс, отложив вступление в силу декларации о независимости. Но Мариано Рахой оказался недоговороспособным. Пресс-секретарь премьера пригрозил руководству Каталонии судьбой Луиса Компаниса, провозгласившего независимость Каталонии в 1934 году и убитого фашистским режимом генерала Франко. Последовали аресты каталонских чиновников, Карлос Пучдемон бежал за границу, было введено прямое управление из Мадрида и назначены новые выборы. Как и следовало ожидать, победу на них вновь одержали сторонники независимости, а новым председателем Женералитета стал Ким Торр, заявивший, что продолжит курс Карлоса Пучдемона. Мадрид вновь заблокировал работу местных органов власти, начались обыски и аресты. В ходе последней облавы, носившей название «Стела» и проведенной 24 мая в Барселоне, Таррагоне и Жероне, прошло 50 обысков в административных учреждениях Каталонии и были задержаны 22 человека. Но полностью реализовать на практике лозунг Франсиско Франко «Один вождь, одно государство, один народ» Мариано Рахой оказался не способен, видимо, стесняясь более цивилизованных соседей по Евросоюзу.
Таким образом, через восемь месяцев после каталонского референдума Испания избавилась от премьера, который, будучи сторонником шоковой терапии, умел только шокировать — без всякой терапии. Каталонцы, вызывая зависть у мазохистов, все это время подставляли себя под удары и резиновые пули мадридской полиции, но не радикализировали мирный протест и наконец-то добились успеха. Не имея средств поставить Каталонию под тотальный силовой контроль и не понимая, что в таком случае рано или поздно придется с ней договариваться, Мариано Рахой стал для Испании обузой.
Новым премьер-министром Испании стал 46-летний Педро Санчес, лидер Испанской социалистической рабочей партии. События 1 октября 2017 года, сопровождавшиеся избиениями избирателей, Санчес назвал «печальным для испанской демократии днем» и призвал стороны к спокойствию и диалогу. Лидер социалистов также предлагал реформировать конституцию Испании с учетом требований Каталонии и Страны Басков. Педро Санчес пообещал провести внеочередные парламентские выборы, которые должны упрочить положение социалистов в нижней палате парламента, где они сегодня занимают лишь 85 мест из 350. Пополнить количество депутатских мандатов однопартийцы Педро Санчеса наверняка смогут за счет Народной партии Мариано Рахоя, погрязшей в политических неудачах и коррупции. Изменение расклада сил в парламенте позволит Санчесу наладить диалог с Каталонией и законодательно закрепить новые права для бунтующей провинции, если еще не поздно.
Бензин сдетонировал с маневра
Резкий рост цен на бензин в России стал первым серьезным вызовом для кабинета министров. По информации Росстата, если 28 апреля средняя потребительская цена топлива составляла 40,43 рубля за литр, то уже к 14 мая она возросла до 41,28 рубля (то есть более чем на два процента всего за две недели). И это при том, что в 2017 году средняя цена бензина составляла 36,37 рубля за литр, дизельного топлива — 36,88 рубля. Такой резкий рост цен на бензин вылился в явное недовольство граждан и бизнеса.
В результате вновь сформированное правительство было вынуждено принимать экстренные меры, проблема докатилась до профильного вице-премьера Дмитрия Козака. На прошлой неделе он провел совещание с крупнейшими нефтяными компаниями относительно ситуации на рынке нефтепродуктов. Чиновники и нефтяники договорились сдержать рост цен на топливо. Взамен кабинет обещал нефтяным компаниям с начала июня снизить акцизы на три тысячи и две тысячи рублей за тонну бензина и дизтоплива соответственно. Напомним, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин экологического класса 5 составляла 11,2 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо — 7665 рублей за тонну. Хотя при оптовой цене топлива около 50 тыс. рублей за тонну (с учетом акциза) снижение акциза на две-три тысячи рублей — лишь символичный жест. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого проданного литра топлива увеличивается из года в год и сейчас составляет 65–70%. Исходя из этих цифр чистая себестоимость бензина для нефтяников, включающая в себя стоимость добычи нефти, ее переработки, доставки, амортизации и прибыли, — 14–15 рублей за литр. Обычная вода в продуктовом магазине стоит дороже.
Сейчас компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на экспорт, а не поставлять их на внутренний рынок. По мнению члена комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустама Танкаева, увеличение объемов экспорта и снижение поставок на внутренний рынок связано прежде всего со сложившейся системой налогообложения. Она снижает рентабельность переработки для продажи топлива внутри России. А что касается таможенных пошлин, то они, вместо того чтобы защищать наш рынок от роста цен, только способствуют этому росту. Если в 2014 году пошлина на вывоз бензина составляла 360 евро за тонну, то сейчас — 36 евро за тонну, то есть в десять раз ниже.
Такое изменение пошлин — результат проводимого в стране налогового маневра: правительство повышает НДПИ и снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. «Если еще несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы работали с маржей порядка десяти процентов, то сегодня благодаря так называемому налоговому маневру доходность переработки не просто обнулилась, а ушла в глубокий минус. По заводам, расположенным в европейской части страны, убыток составляет порядка 17 процентов. Поэтому, если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило налоги на заводы», — говорит директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев.
В результате в какой-то момент бензин стало выгоднее продавать на экспорт, нежели реализовать его внутри страны. По оценкам экспертов, на сегодняшний день премия при поставках за рубеж по сравнению с продажами на внутреннем рынке составляет в среднем 5990 рублей на тонну для АИ-92 и 5390 рублей — для дизеля.
Экспорт топлива буквально взорвался. Суммарный рост экспортных поставок автобензинов «Евро-5» всеми участниками рынка с начала года вырос на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А внутренний рынок столкнулся с дефицитом высококачественного топлива. По данным ЦДУ ТЭК, в период с января по май у частных компаний экспорт топлива вырос в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: у «ЛУКойла» — на 244%, у ТАИФа — на 773%. У компаний с госучастием, напротив, рост минимальный: у «Роснефти» — 4,8%, у «Газпром нефти» — 5,6%. В этой динамике сыграло свою роль и подорожание топлива в Европе, связанное с ростом цен на нефть с 65 долларов за баррель в январе примерно до 80 долларов в мае.
Еще один фактор связан с тем, что исторически многие регионы РФ, не имея своей нефтепереработки, завозили топливо от соседей, в том числе из-за границы. Это было выгодно. Но после роста цен на нефть и нефтепродукты импорт топлива в Россию обнулился, что оказало дополнительное влияние на рынок. Хотя рост объемов производства автомобильных бензинов в целом по стране в первом квартале 2018 года относительно первого квартала прошлого года составил 412 тыс. тонн, что значительно превысило прирост объемов потребления на внутреннем рынке (плюс 197 тыс. тонн). Таким образом, основная причина роста цен на бензин, скорее всего, лежит в плоскости рентабельности нефтепереработки.
В конце недели «Роснефть» выступила с целым рядом предложений по купированию роста цен на бензин. «В числе наших предложений — временное ограничение экспорта топлива, за исключением тех объемов, которые законтрактованы по долгосрочным межправительственным соглашениям, на срок до момента стабилизации рынка», — рассказал пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев. — Но основное предложение — ликвидировать ту фискальную модель, которая привела к приоритету экспорта бензина и дизельного топлива над поставками на внутренний рынок». Третье предложение заключается во введении обратных акцизов для заводов в тех регионах, где сегодня дорогая логистика поставок топлива на внутренний рынок, что фактически означает снижение налоговой нагрузки для заводов. Рустам Танкаев считает, что для изменения ситуации с ценами на бензин необходимо, кроме всего прочего, стимулировать укрепление рубля.
Топливо очень резко подорожало
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl