В поисках мира
Во Владивостоке состоялись переговоры между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Согласно официальному сообщению, «обсуждались отдельные актуальные вопросы двустороннего взаимодействия, в частности в экономической, гуманитарной и военной сферах». Камень преткновения российско-японских отношений — территориальный спор относительно четырех островов Курильской гряды — не рассматривался.
Однако спустя два дня этот вопрос неожиданно возник на пленарном заседании Восточного экономического форума, в работе которого приняли участие Путин и Абэ. В своем выступлении японский премьер-министр дважды коснулся темы мирного договора между Россией и Японией, так и не заключенного после Второй мировой войны. По его словам, это препятствует полной реализации уникальных возможностей, «которых практически никогда не бывает между двумя другими странами». Россия, как и СССР, не против того, чтобы подписать мирный договор с Японией, но Токио настаивает на предварительном решении «территориальной проблемы». Таким образом, любое упоминание неподписанного мирного договора со стороны японских официальных лиц — это вежливое требование вернуть острова. Владимир Путин в свою очередь заявил: «Вот не поверите, честно вам скажу, это такая простая мысль, но она пришла мне в голову прямо сейчас, вот прямо здесь. Семьдесят лет мы пытаемся выйти на решение спорных вопросов… Синдзо сказал: давайте поменяем подходы. Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор — не сейчас, но до конца года — без всяких предварительных условий… А потом на основе этого мирного договора как друзья продолжим решать все спорные вопросы». Японский премьер не нашелся с ответом на это неожиданное предложение, но по прибытии на родину заявил, что придерживается прежней формулы: сначала решение территориального вопроса, а потом — заключение мирного договора.
Впрочем, отсутствие мирного договора не препятствует экономическому сотрудничеству России и Японии. Перед началом переговоров Владимир Путин и Синдзо Абэ посетили завод во Владивостоке, где запущен конвейер по производству двигателей для автомобилей Mazda. А по итогам российско-японских переговоров было подписано множество соглашений между российскими и японскими компаниями. Возможно, после подписания мирного договора экономические контакты и усилятся, но вряд ли это станет для Москвы решающим фактором. В середине 1950-х СССР предпринял попытку наладить отношения с Японией, согласившись передать ей два острова Курильской гряды после заключения мирного договора. При этом СССР рассчитывал, что Япония избавится от военного присутствия США. Но в Вашингтоне заявили, что в случае заключения советско-японского соглашения не только не выведут войска, но и вовсе заберут у Японии остров Окинава, где располагаются военные базы США.
Сегодня в случае введения американцами новых пошлин на японские товары и потери большей части рынка США Токио может решиться пересмотреть свою постоянную геополитическую ориентацию на Вашингтон. Более тесное экономическое сотрудничество Японии (третьей экономики мира и обладательницы множества передовых технологий) с Россией без оглядки на мнение Вашингтона свело бы на нет большинство антироссийских санкций США и ЕС.
Инструмент суверенитета
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал, что до конца года она представит инициативы по усилению международной роли евро. «Евро должен стать активным инструментом нового европейского суверенитета», — заявил Юнкер, выступая с ежегодным обращением к Европарламенту.
Жан-Клод Юнкер, сторонник единой Европы и согласованности действий во внешней политике ЕС, всерьез задался вопросом «большой картины» будущего Евросоюза. Он призвал разработать Weltpolitikfhigkeit («потенциал мировой политики») — сформировать единую политику по глобальным вопросам и усилить независимость ЕС в международных отношениях. Главным инструментом, по замыслу Юнкера, должно стать укрепление евро и увеличение его доли во внешнеторговых расчетах.
Юнкер отметил, что евро — вторая наиболее используемая валюта в мире и 60 стран так или иначе привязывают свою валюту к евро. При этом ЕС оплачивает 80% импортируемой энергии — на сумму свыше 300 млрд евро — в американской валюте. Напомним, ЕС покупает 11 млрд баррелей сырой нефти в сутки, опережая США и Китай (7,8 млрд и 7,6 млрд баррелей в сутки соответственно).
По данным Евростата, во всем объеме импорта ЕС в 2016 году в евро номинировано только 34,4% (в долларах — 55,4%), при этом в импорте нефтепродуктов доля доллара превышает 85%. В совокупном товарном экспорте картина чуть лучше: 49,3% приходится на евро, 32,9% — на доллар.
Валютный риск отмечен даже у гиганта Airbus. Большую часть затрат компания несет в евро, а прибыль номинирована в долларах. На это и обратил внимание Юнкер, отметив абсурдность ситуации, когда произведенные европейцами самолеты продаются европейским же компаниям в долларах.
По данным Международного валютного фонда, роль евро, хотя и медленно, но растет. По итогам первого квартала 2018 года мировые валютные резервы составили 11,6 трлн долларов. Номинировано в евро 18,3% этого объема, что на два процентных пункта выше, чем годом ранее. По заявлениям Еврокомиссии, для номинирования в евро операций в авиации и энергетике юридических препятствий нет. Тем не менее производители не спешат переходить на евро, руководствуясь логикой «бизнес — как обычно». Валюты нефтяных монархий сильно привязаны к доллару, а цены на нефть определяются на биржах США. В начале года попытку уменьшить роль доллара на нефтяном рынке предпринял Китай, выпустив нефтяные фьючерсы в юанях. Но объем торговли по этим контрактам мал из-за рисков волатильности курса. ЕС, обладающий гораздо более сильной валютой и покупающий больше нефти, имеет шансы на успех, тем более что 28% импорта нефти ЕС приходится на Россию, где растет желание уменьшить зависимость от доллара.
В торговых операциях евро действительно есть куда расти — в США доллар занимает 93% всех торговых операций. Чтобы добиться такой же доли для евро, ЕС потребуется перевести в евро операции на сумму 2,2 трлн долларов в год. Доля европейской валюты в международных займах, долгах, резервах и валютно-обменных операциях в два-три раза меньше, чем у доллара. Участники мирового рынка до сих пор не видят в ЕС единую сущность, и именно на решение этой проблемы надеется председатель Еврокомиссии.
Взлет дорогих новостроек
На начало сентября 2018 года в Москве было выведено в открытую продажу 2725 квартир и апартаментов в элитных новостройках. По словам управляющего партнера Savills Дмитрия Халина, это абсолютный рекорд за всю 25-летнюю историю столичного рынка недвижимости. Рекордные объемы предложения элитного жилья связаны в первую очередь с высокими темпами строительства новых проектов. С начала 2018 года в открытую продажу вышло 11 новых премиальных проектов (1400 квартир и апартаментов). Для сравнения: в прошлом году с января по август на рынок премиальных новостроек было выпущено на четыре проекта меньше.
Риелторы также отмечают рост числа сделок в сегменте de luxe. Несмотря на сезон отпусков, чемпионат мира по футболу и новые пакеты санкций, общий объем продаж в премиальных новостройках Москвы в летние месяцы, по данным Savills, составил 193 лота (на 57% больше, чем летом 2017-го), а по оценке компании Contact Real Estate — 169 (на 39% больше, чем летом прошлого года). Основное предпочтение покупатели отдают проектам, расположенным на Остоженке, в районах Мещанский и Якиманки, а также на Арбате. Такой всплеск интереса связывают с тем, что застройщики сменили тактику: перешли от закрытых продаж по своим к открытым продажам.
Эксперты полагают, что компании стремятся вывести на рынок как можно больше премиальных проектов до вступления в силу новых правил для застройщиков, согласно которым с 1 июля 2019 года они будут обязаны продавать квартиры либо через банковское сопровождение, либо через эскроу-счета. Во время переходного периода (с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019-го) новый механизм станет применяться параллельно с долевым строительством.
На интерес покупателей также влияет увеличение количества квартир и апартаментов с чистовой отделкой. Сегодня практически треть предложения на рынке премиальной недвижимости представлена квартирами и апартаментами с отделкой. В условиях постоянно растущей конкуренции это один из наиболее распространенных инструментов продвижения.
Растущий спрос уже отразился на ценах: премиальные новостройки прибавили в цене — на 16% к показателю аналогичного периода 2017 года (с 760 тыс. до 880 тыс. за квадратный метр). По данным Savills, такой рост произошел благодаря проектам — дебютантам текущего года: в восьми новых проектах из одиннадцати минимальная цена предложения превышает 500 тыс. руб. за квадратный метр, а в четырех составляет более 750 тыс. рублей.
Авиаторы налетали на новый кризис
Индустрия авиаперевозок в нашей стране вновь оказалась на пороге полномасштабных потрясений. И тому есть сразу несколько причин. Главная из них — безудержный рост цен на авиационный керосин. С начала года топливо для самолетов на российском рынке уже подорожало почти на треть, а к концу года этот показатель вполне может увеличиться до 40–45%. Из-за подорожавшего керосина у одного только «Аэрофлота» в этом году ожидается как минимум 20 млрд рублей так называемых выпадающих доходов, а в масштабах всей отрасли эта сумма почти наверняка превысит 50 млрд рублей.
Не секрет, что в структуре расходов наших авиакомпаний на топливо приходится порядка 25–27%. Но переложить эти расходы на потребителей нельзя. «Сегодня невозможно поднять цены на билеты, потому что пассажир не готов платить», — заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Заметим, что все попытки авиакомпаний хоть как-то предотвратить подорожание топлива с треском провалились. Еще в декабре прошлого года председатель совета директоров Группы S7 Наталья Филева заявила, что нефтяные компании искусственно завышают цены на керосин, — тогда они выросли более чем на 20%. «Я считаю, что это сговор, потому что цены у нас запредельные», — говорила Филева. Но проверка, проведенная ФАС, никаких злоупотреблений не обнаружила.
И, в общем, понятно почему. Нефтяники мотивируют рост цен на керосин вполне объективными причинами, а именно ростом экспорта нефтепродуктов и увеличившимися акцизами. Если на бензин и дизельное топливо акцизы по решению правительства этим летом были снижены на две-три тысячи рублей, то авиационного керосина эта мера не коснулась. Однако авиаторов такое объяснение не удовлетворило, и они попросили вице-премьера России Максима Акимова разобраться в сложившейся ситуации, угрожая в противном случае все-таки повысить цены на билеты. В результате глава Минтранса Евгений Дитрих предложил рассмотреть возможность частично компенсировать авиакомпаниям расходы на топливо за счет субсидий из госбюджета. Но проблемы в целом это не решит, так как суммарный размер субсидий в лучшем случае составит 25 млрд рублей, то есть около половины понесенных в этом году топливных потерь.
Еще одна причина надвигающегося кризиса — прогрессирующий избыток провозных мощностей, который фиксируется едва ли не у всех российских авиакомпаний. Если в 2016 году так называемая лишняя кресельная емкость составляла 10–11%, то в прошлом году — уже 12–13%. А за первые восемь месяцев нынешнего года этот показатель вплотную приблизился к 15%.
И этому тоже есть логичное объяснение. Дело в том, что три года назад, в разгар кризиса на рынке авиаперевозок России, большинство наших авиакомпаний приняли решение перенести поставки уже заказанных самолетов на более поздний срок. Но бесконечно этот процесс откладывать нельзя, иначе лизинговые компании выставят крупные штрафы. «Сейчас эти машины подошли, их постепенно вводят в эксплуатацию», — говорит Виталий Савельев. Но для того, чтобы обеспечить загрузку своих самолетов, многие авиаперевозчики принялись отчаянно демпинговать. Это уже привело к снижению среднего тарифа на внутренних линиях на несколько процентов. Но вот увеличить или хотя бы сохранить темпы роста пассажиропотока не удалось — они продолжают замедляться. Если в прошлом году в целом по России пассажиропоток вырос почти на 20%, то по итогам нынешнего года прирост в лучшем составит 10–11%. И это несмотря на конъюнктурный летний всплеск перевозок болельщиков на матчи чемпионата мира по футболу. А еще через год о двухзначных темпах роста объема перевозок можно будет надолго забыть.
Наконец, очень важным фактором, подрывающим экономику российских авиакомпаний, стала девальвация рубля — почти на 18% с начала года. Все лизинговые платежи за все авиалайнеры номинированы в валюте – на них приходится до трети суммарных расходов наших авиаперевозчиков. И очевидно, что сократить эту статью издержек никак нельзя. А значит, крупнейшим российским авиакомпаниям неизбежно придется фиксировать убытки. Так, глава «UTair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков заявил, что текущий год его авиакомпания может закончить с убытком в несколько десятков, если не сотен миллионов рублей. А вот у нашего национального авиаперевозчика убытки могут быть значительно больше. Только по итогам первых шести месяцев «Аэрофлот» зафиксировал убыток в 5,2 млрд рублей.
Впрочем, топ-менеджмент авиакомпании все это прекрасно понимает и уже объявил о вынужденном переходе в режим экономии. «Некоторые программы развития, особенно касающиеся цифровизации, будут временно заморожены», — сообщил Виталий Савельев. Кроме того, авиакомпания заменит новые самолеты на дальневосточных маршрутах на воздушные суда авиакомпании «Россия», доставшиеся ей в наследство от «Трансаэро». На этих лайнерах невозможно обеспечить тот уровень сервиса, к которому привыкли пассажиры «Аэрофлота», но зато они как нельзя лучше подходят для социальных маршрутов. Что же касается новых авиалайнеров, то их «Аэрофлот» поставит на новые рейсы в Индию и Китай. «Там можно взять доход только новым магистральным парком», — уверен председатель совета директоров авиакомпании Михаил Полубояринов. Тем не менее ясно, что, маневрируя парком, существенно увеличить доходы и сократить потери все равно не удастся. А значит, российским авиаторам остается только одно — дожить до укрепления рубля и снижения цен на топливо. Ну или в крайнем случае до ухода с рынка какого-нибудь крупного игрока.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl