Паромное сообщение в порту Кавказ сегодня приблизилось к новой поворотной точке

ЭкспертБизнес

Порт Кавказ: паромная перезагрузка

Паромное сообщение в порту Кавказ, входящем в пятерку крупнейших портов России по грузообороту, сегодня приблизилось к новой поворотной точке: порт или выпадет из маршрутной сетки лидеров паромных перевозок в стране, или сумеет занять выгодную для себя долю на этом рынке

Семен Доронин

Паром «Авангард»

До недавнего времени основным активом паромных перевозок в порту Кавказ была Керченская переправа. Однако после открытия Крымского моста грузовой и пассажирский потоки были переориентированы на него. В итоге в конце 2020 года оператор Керченской паромной переправы группа компаний «АнРуссТранс» объявила о приостановке работы паромов в Керченском проливе.

Эксперты уверены, что созданная за годы работы Керченской переправы паромная инфраструктура позволяет порту восстановить позиции в сегменте паромных перевозок Черноморского бассейна. При этом основной акцент должен быть сделан на развитие международного паромного сообщения. Интересным бизнесом могут также быть автопассажирские перевозки и круизные паромные линии.

Как это было

Основной задачей порта Кавказ исторически считалось обслуживание Керченской паромной переправы. Но в конце 1980-х из-за высокого износа паромов работа переправы была остановлена вплоть до 2004 года. Инициатором возрождения паромных перевозок через Керченский пролив стал Александр Анненков — профессиональный транспортник, экс-заместитель министра путей сообщения России. Для управления переправой и ее развития была создана ГК «АнРуссТранс», которая на собственные средства и средства частных инвесторов провела работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей в портах Кавказ и Крым.

В самый интенсивный период работы Керченской переправы (2014–2018 годы) в порту Кавказ была сконцентрирована основная часть паромов всего Черноморского бассейна. Грузы, доставляемые паромами, составляли треть общего грузооборота самого порта. В 2015 году при общем грузообороте 30,5 млн тонн в год в порту было обработано 9,6 млн тонн паромных грузов, в 2016-м — 12 млн тонн из 33,2 млн, в 2017-м — 8,5 млн тонн из 35,4 млн (данные PortNews и «Эксперта»). А пропускная способность пассажиропотока порта составляла 4 млн человек в год.

Модернизация позволила развить и международные направления. Железнодорожные паромы «АнРуссТранс» стали ходить из порта Кавказ в порт Варна (Болгария). В 2011 году была открыта автопассажирская линия порт Кавказ — порт Зонгулдак (Турция).

Появились и другие операторы. Компания «Блэксиа Ферри Инвестиции» в 2007 году запустила регулярную железнодорожную линию Кавказ—Поти (Грузия), а в 2011-м — Кавказ—Самсун (Турция). В 2009 году болгарская судоходная компания «ВарнаФери» запустила свой паром по маршруту Варна—Кавказ.

Нужен перезапуск

Сегодня в акватории Черного моря зарегистрировано 13 паромных сервисов, из которых реально работает восемь. В основном они перевозят железнодорожные грузы. При этом три сервиса приходится на порт Кавказ. Для сравнения: на Балтике работает около 50 паромных сервисов.

Но перспективы перезапуска есть. При создании Керченской переправы в порту были заложены грандиозные возможности для транспортного хаба, в том числе для развития железнодорожного, автомобильного и грузопассажирского паромного сообщения.

«Основное преимущество порта Кавказ — погода. Порт менее всех остальных подвержен погодным изменениям, из-за которых он может быть закрыт или ограничен в работе, как это происходит, например, в портах Тамань и Новороссийск», — говорит генеральный директор компании “АнРуссТранс” Василий Анненков. Поэтому, по его словам, при дополнительном развитии инфраструктуры, в частности строительстве пункта пропуска для пассажиров, порт будет способен обрабатывать больше судов разного типа. Тем более что недавно в порту уже была расширена сортировочная станция, способная принимать большой объем грузов. И это уже совсем другой, более высокий экономический эффект.

ГК «АнРуссТранс» способна сыграть ключевую роль в развитии логистического хаба в порту. Это единственная компания, которая владеет железнодорожными подходами непосредственно к погрузочным аппарелям на причалах в порту и многолетним опытом безаварийных грузовых работ. «Инфраструктура и опыт ГК “АнРуссТранс” можно напрямую использовать при дальнейшем развитии порта Кавказ и в торговых морских сообщениях Азово-Черноморского бассейна», — прокомментировал «Эксперту» министр транспорта Краснодарского края Алексей Переверзев.

Сейчас «АнРуссТранс» продолжает работу в акватории Черного моря на международных направлениях.

«Наши суда перевозят железнодорожные вагоны и автопоезда между портом Кавказ и портом Варна. Мы рассматриваем возможность наладить паромное сообщение с Арменией, Грузией и турецкими торговыми портами», — рассказывает Василий Анненков. Он также видит точку роста в развитии сообщения с торговыми портами в Сирии и Ливии. Предстоящие восстановительные работы в Сирии и возможное восстановление контрактов России на строительство железной дороги и нефтедобычи в Ливии поставят вопрос обеспечения транспортным обслуживанием значительных объемов внешнеторговых грузов страны.

Один из вариантов оптимизации паромного сообщения в Черном море, по мнению Анненкова, состоит в партнерстве с другими транспортными компаниями. «Игрокам логистического рынка необходимо создавать партнерские судоходные компании. Мы готовы к партнерствам с крупными операторами, такими как ГК “Дело”, у которой есть морские контейнерные терминалы», — говорит Василий Анненков.

Идею партнерских отношений операторов логистического рынка в развитии паромного сообщения поддерживает и министерство транспорта Краснодарского края. «В рамках единой технологической платформы сервисов предполагается выстроить сбалансированную систему отношений между всеми участниками транспортной инфраструктуры», — говорит Алексей Переверзев.

Туристов и машины на паром

Помимо грузовых перевозок хорошей коммерческой составляющей паромного сообщения в Черном море могла бы стать перевозка автопоездов и туристов с автомобилями.

Можно постараться вернуть турецкие грузовики, которые идут на Центральную Азию и в Россию. По данным PortNews, в 2015 году из Турции черноморскими паромами было перевезено 57,8 тыс. автопоездов, в 2016-м — 38,2 тыс., а в 2017-м — всего 15,6 тыс. машин.

Что касается круизных паромных перевозок, то это направление требует отдельных усилий и инвестиций со стороны как частных инвесторов, так и государства. По оценке генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, в портах не развит пассажирский ро-пакс-сервис: порты не оборудованы пассажирскими терминалами со всеми удобствами, нет облегченных пограничных процедур приема судна, нет круизных автопассажирских судов и новых паромов. Для сравнения: на Балтике работает около 30 круизных паромных линий.

Над этой задачей задумываются в Росморречфлоте. Ведомство рассматривает возможность расширения порта Кавказ для создания новых автомобильно-пассажирских терминалов и пункта пропуска через госграницу в порту.

Потенциал паромного сообщения в Черноморском бассейне раскрыт далеко не полностью

Стратегический объект

Пока государство говорит о шагах в поддержку паромных перевозок, в порту Кавказ приходит в упадок инфраструктура, оставшаяся невостребованной после закрытия Керченской переправы. Обслуживать паромную инфраструктуру, включая пассажирские терминалы, становится проблематично. Это уже негативно сказывается на их состоянии.

В то же время стоит помнить, что России необходим береговой опорный пункт для оперативной доставки паромами грузов, в том числе нефтепродуктов, в случае ЧС в Черноморском регионе. И у порта Кавказ есть потенциал важного транспортного узла и стратегического транспортного объекта. Он в полной мере раскрылся с 2014 года, когда работа Керченской переправы смогла предотвратить гуманитарную катастрофу, позволив оперативно наладить обмен стратегическими грузами между Краснодарским краем и Крымом. Именно эта переправа обеспечивала бесперебойную перевозку грузов, пассажиров и автомобилей на полуостров до момента завершения строительства Крымского моста в 2018 году.

Государству стоит иметь в резерве действующий паромный терминал для перевозки накатной техники и поддерживать его развитие как южные морские ворота страны.

Фото: предоставлено пресс-службой компании «Анрусстранс»; Виталий Тимкив/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
История пастора, связавшегося с проституткой История пастора, связавшегося с проституткой

Отрывок из книги Джона Ронсона «Итак, вас публично опозорили»

СНОБ
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
10 дешевых иномарок, которые понравились бы россиянам. Фото 10 дешевых иномарок, которые понравились бы россиянам. Фото

Аналоги бюджетных иномарок, популярных в России

РБК
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Призрак успеха: как фильм «Ганнибал» ввел весь Голливуд в заблуждение Призрак успеха: как фильм «Ганнибал» ввел весь Голливуд в заблуждение

Почему «Ганнибал» — коммерчески спорная идея

Forbes
Как не проспать водород Как не проспать водород

Правительство надеется совершить технологический рывок

Эксперт
8 успешных людей, которые не вставали (и не встают) в пять утра 8 успешных людей, которые не вставали (и не встают) в пять утра

Вовсе не обязательно вставать в рань, чтобы зарабатывать миллионы

GQ
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Оливковые и виноградные косточки рассказали о специализации хозяйства у минойцев Оливковые и виноградные косточки рассказали о специализации хозяйства у минойцев

Сложный ландшафт — причина появления сельскохозяйственных предпочтений минойцев

N+1
Жара, смерчи и наука о климате Жара, смерчи и наука о климате

Глобальное потепление престало быть научной проблемой

Эксперт
Сердце компании Сердце компании

Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы

kiozk originals
Какие типы полного привода существуют и какой тебе подойдет больше всего Какие типы полного привода существуют и какой тебе подойдет больше всего

4x4 как дважды два

Maxim
И это тоже она! 7 образов Веры Брежневой — от нимфы до дивы И это тоже она! 7 образов Веры Брежневой — от нимфы до дивы

10 фактов о Вере Брежневой

Cosmopolitan
Трудно быть боссом Трудно быть боссом

Типичные ошибки, которые совершают начинающие руководители: как их избежать?

Cosmopolitan
7 подсказок для тех, кого ранит чужая критика 7 подсказок для тех, кого ранит чужая критика

Случалось ли вам слышать от окружающих, что вы на что-то остро реагируете?

Psychologies
Как скрыть номер в Телеграм: инструкция для смартфонов и ПК Как скрыть номер в Телеграм: инструкция для смартфонов и ПК

Разбираемся, как скрыть от контактов в Телеграм номер телефона

CHIP
Люди идут по свету? Люди идут по свету?

Свобода передвижения: так ли уж человечество добивалось этой привилегии?

Вокруг света
Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение

Что лучше знать до инъекций ботокса и как он влияет на красоту и здоровье

РБК
Выбирай себя любой Выбирай себя любой

Сегодня быть собой хорошо как никогда

Cosmopolitan
Том Круз Том Круз

Разбираем на запчасти Тома Круза

Maxim
Аня, два ее мужа и один котенок Аня, два ее мужа и один котенок

За очередным поворотом судьбы может оказаться то, что давно перестала искать

Psychologies
Можно ли обмануть Face ID с помощью фотографии? Можно ли обмануть Face ID с помощью фотографии?

Безопасно ли использовать камеру и собственное лицо для разблокировки смартфона

CHIP
Почему болят зубы, когда ты ешь сладкое: 5 возможных причин Почему болят зубы, когда ты ешь сладкое: 5 возможных причин

Объясняем, почему сладкое может провоцировать зубную боль: основные причины

Playboy
Обыкновенный героизм Обыкновенный героизм

Они каждый день рискуют собой ради спасения других

Лиза
Секс, беременность, падения: 8 самых популярных снов и их значение Секс, беременность, падения: 8 самых популярных снов и их значение

Что означают твои сны?

Cosmopolitan
Как сделать волосы густыми и мягкими: 7 советов для идеальной прически Как сделать волосы густыми и мягкими: 7 советов для идеальной прически

Шикарные волосы — это необязательно заслуга природы

Cosmopolitan
Байден заставляет Израиль нервничать Байден заставляет Израиль нервничать

Как новая американская администрация пересмотрит взаимоотношения с Израилем

Эксперт
Чему нас может научить общение с нарциссами Чему нас может научить общение с нарциссами

Общение с нарциссами истощает и выматывает

Psychologies
Что представляет собой флот Монголии, не имеющей выхода к морю Что представляет собой флот Монголии, не имеющей выхода к морю

К 1990 году монгольский флот состоял из единственного судна

Maxim
Открыть в приложении