Строитель единой Руси?
Батый не просто объединил под своим владычеством русские княжества, но выстроил деспотическую вертикаль власти, которая на века стала основой в системе управления Московского царства.
Бату-хан, фигурирующий в русских летописях под именем Батый, оставил в политической истории монголов на удивление скромный след. Да, масштабные завоевания этого внука Чингисхана потрясают воображение. Но на внутренние ордынские дела влияние его было, за исключением последних пяти лет жизни, ограниченным. Зато значение его личности для нашей истории колоссально. Покорив Русь, он круто поменял вектор её развития, на века вперёд заложив в основание её государственности азиатскую модель управления. Что же мы знаем о человеке, который фактически оказался первым полновластным владыкой русских земель?
На вторых ролях
Как и в случае других Чингизидов первых поколений, точная дата рождения нашего героя неизвестна. Историки пока сходятся на том, что будущий завоеватель появился на свет, скорее всего, между 1206 и 1209 годами. Считается, что он являлся вторым сыном Джучи, первенца Чингисхана.
Имя Бату образовано от монгольского слова «бат» («крепкий, надёжный») — и представляло собой традиционное прозвище-благопожелание. Форма «Батый» закрепилась в отечественной историографии и встречается даже в ряде западных источников. Есть любопытная версия, что Батыем завоевателя назвали половцы, а уж от них это имя перекочевало в летописи
Нет никаких чётких свидетельств, что великий дед как-то специально выделял Бату среди своих потомков. Тем не менее современники отмечали: характером и манерой вести дела внук был очень похож на основателя Монгольской империи: проницательный, терпеливый, нарочито ласковый с друзьями и беспредельно жестокий с врагами.
В итоге после смерти Джучи именно Бату был утверждён в качестве преемника отца и поставлен править его улусом с центром в Кипчакской степи — правда, для соблюдения приличий, совместно со старшим братом Ордой-Иченом. Тому досталось «левое крыло» — восточная половина улуса. Плюс основная часть войска. Бату довольствовался менее значимым «правым крылом», из которого к тому же был обязан выделить доли младшим братьям.
Сознавая шаткость своего положения, молодой правитель сумел расположить к себе таких влиятельных лиц, как Тэмугэ (брат Чингисхана) и Субэдэй (выдающийся полководец). Также некоторые историки полагают, что к нему благоволила Бортэ, любимая жена грозного деда, — будто бы из-за того, что мать юноши была её близкой родственницей.
Настоящий царь
Для русского человека Батый остался символом беспощадного деспота. А вот среди соотечественников он получил прозвище Саин-хан — то есть «добрый хан». Это не значит, что завоеватель слыл добряком в современном понимании, просто у него было в обычае демонстративно раздавать подносимые ему дары сподвижникам, ничего не оставляя себе. Такая нарочитая щедрость и считалась у монголов проявлением доброты.
С помощью расчётливой демонстрации широты души Батый завоёвывал сердца не только приближённых. Известно, что для привлечения купцов он имел в арсенале фирменный рекламный трюк: когда негоциант называл ему желаемую за предложенный товар цену, хан не торговался и платил больше.
Одновременно Батый мог быть нетерпим к ближайшим родственникам. Его неприязненные отношения с другими Чингизидами привели к тому, что в разгар завоевательного похода несколько монгольских принцев покинули командующего вместе со своими туменами.