Полимер берет новые барьеры
Компания «Союз-Полимер» из Челябинской области запустила новое производство упаковочного материала — многослойной барьерной пленки, которая значительно увеличивает срок годности продуктов. Доля импортных поставок здесь более 50%, но уральский производитель уверен, что она будет снижаться, и намерен занять до четверти рынка.
Соучредитель «Союз-Полимера» Юрий Фендель до 1992 года работал на рефрижераторных поездах, перевозивших скоропортящуюся продукцию. Колесили по всему Союзу по два-три месяца. «Бывало, две-три недели ждешь, когда в Узбекистане что-то созреет, потом — пока ранняя капуста пойдет или еще что. Сейчас такие поездки были бы сплошной тоской, но по молодости казалось весело», — вспоминает он. После развала СССР он торговал коврами, потом переключился на изготовление пленки. В конце 1990-х Фендель с партнерами организовал в городе Копейске компанию «Союз-Полимер», которая начала заниматься простейшими упаковочными материалами: парниковой пленкой, пакетами-майками и фасовочными пакетами.
Постепенно компания стала выходить в новые сегменты рынка упаковки. Поворотной точкой Юрий Фендель называет 2008 год, когда они закупили немецкое оборудование и начали делать упаковку с печатью и ламинированием для пищевой промышленности и производителей FMCG. Началось сотрудничество с известными брендами — «Макфа», «Ушастый нянь», «Биолан», «Бимакс», с компанией «Нэфис Косметикс», для которой «Союз-Полимер» производит гибкую полимерную упаковку. Следующим этапом для компании стал выпуск барьерной пленки. Это многослойные структуры из спаянных вместе слоев полимеров; такая пленка обеспечивает продуктам сохранность даже без консервантов за счет того, что создает барьер с окружающей средой, не пропуская внутрь практически ничего (а значит, не размножаются бактерии и микроорганизмы на поверхности продуктов). Основные ее потребители — мясоперерабатывающие предприятия и другие пищевики, производители кормов, косметики и лекарств. «Кто-то занимается пакетами, кто-то — многослойными пленками, а мы собрали всё вместе», — говорит г-н Фендель.
В 2014 году на выставке в Германии Юрий обратил внимание на оборудование для выпуска девятислойной барьерной пленки (до этого в «Союз-Полимере» делали только трехслойные структуры). В компании решили попробовать производить новый продукт, тем более что в основном бизнесе особо динамичного развития не наблюдалось. В сегменте простой упаковочной продукции «Союз-Полимер» в прошлом году увеличил выпуск на 7–8% по сравнению с предыдущим годом, но в денежном выражении рост был незначительным, так как средняя цена продажи в 2018-м оказалась ниже, чем в 2017-м. Причина — высокая конкуренция на рынке, где действуют сотни игроков. В производстве барьерной пленки соперничества меньше: здесь работают несколько десятков компаний. В этом сегменте «Союз-Полимер» увеличил выпуск на 9–10%, а в среднем компания выросла за год на 3–4% в натуральном выражении.
В прошлом году компания закупила немецкое оборудование для выпуска девятислойной термоформуемой (предназначенной для упаковки пищевой продукции под вакуумом и в модифицированной газовой среде) барьерной пленки шириной до 1300 мм и с диапазоном толщин от 45 до 300 мкм. Технологически новое оборудование отличается от имеющегося у «Союз-Полимера» тем, как охлаждается пленочное полотно: не потоком воздуха, а водой. «Охлаждение водой для пленки более шоковое, интенсивное, за счет этого она получается более прозрачной, — говорит Юрий Фендель. — Для многих клиентов это важно. Кроме того, пленка получает хорошую формуемость».
Оборудование обошлось «Союз-Полимеру» примерно в 250 млн рублей. Львиную долю удалось получить через заем в челябинском банке под 11%, а 30 млн компания взяла у Фонда развития промышленности под 5% годовых (деньги выделили федеральный и региональный фонды). Как объясняет Юрий, они начали переговоры с фондом уже в процессе реализации проекта, поэтому успели получить средства только к моменту, когда нужно было сделать уже третий транш. «Это связано с тем, что переговоры с фондом шли долго — восемь-девять месяцев», — говорит предприниматель. Интересно, что Фендель стал первым индивидуальным предпринимателем, взявшим льготный заем у ФРП. По его словам, рассматривавшая заявки комиссия поначалу отнеслась с недоверием к тому, что приходится иметь дело с ИП. Но так сложилось, что производственное подразделение «Союз-Полимера» всегда существовало в такой организационной форме. Одна из причин в том, что юрлица платят налог на прибыль 20%, а ИП — 13%.
Научиться работать на новом оборудовании удалось не сразу. Более полугода искали свою рецептуру, рассчитывая количество сырья для каждого из слоев пленки. Потом долго добивались высокой прочности пленки и ее устойчивости к проколам, которая была необходима тем клиентам, которые фасуют продукцию с костями. Двести тонн пленки стоимостью 20 млн рублей у «Союз-Полимера» ушло на отработку технологии.
Пробиться на рынок непросто
На российском рынке больше половины барьерной пленки — импорт, утверждает Юрий Фендель, большая часть завозится из Германии, Польши, Турции и Израиля. Он решил конкурировать с импортом, выпуская продукцию не менее качественную и выигрывая за счет близости к потребителю и скорости выполнения заказов.
Директор по производству мясоперерабатывающего завода «Ремит» Антон Сапожников рассказывает, что завод проводил тесты российской пленки разных производителей, но результаты не устроили. «При очевидной выгоде российских производителей по стоимости, качество (барьерность) оставляет желать лучшего. Сейчас используем продукцию разных зарубежных поставщиков, — говорит он. — Предложения российских поставщиков начнем рассматривать, только если будем уверены, что здесь что-то изменилось. На сегодняшний день в отечественных пленках отсутствует стабильность в рецептуре».
«Союз-Полимер» не собирается конкурировать с импортной продукцией за счет большой разницы в цене. Сделать пленку намного дешевле невозможно хотя бы потому, что основные компоненты сырья завозятся из-за рубежа: это полиамид (частично его закупают все-таки в России, но полностью заменить импорт нельзя — разве что в ущерб качеству пленки), барьерные компоненты, адгезивы, то есть соединяющие вещества, которых в России практически не делают.
«Союз-Полимер» не первым в России начал выпускать девятислойную пленку. Фендель приводит в пример предприятие «Копейский пластик», которое еще в 2008 году прибрело канадскую девятислойную экструзионную линию и сейчас продает, по его сведениям, 30–40 тонн девятислойной пленки в месяц. Но «Союз-Полимер» планирует делать гораздо больше. Примерно через семь месяцев здесь хотят выйти на объем 300 тонн в месяц и более, заняв около четверти рынка барьерной пленки, который в компании оценивают в 1200 тонн в месяц.
Пока, впрочем, полностью загрузить новое оборудование не получается, линию запускают лишь периодически: раз в полтора месяца на две недели. В декабре прошлого года она была загружена на 40%. Несмотря на то что у компании большой круг актуальных клиентов, предложить им новый продукт и убедить провести испытания оказалось непростой задачей. Кроме того, они соглашаются закупать на первом этапе лишь мелкие партии, а сами испытания длятся очень долго: для мясной продукции до полутора месяцев.
По данным Юрия Фенделя, рынок барьерной пленки растет — по крайней мере, мясоперерабатывающие предприятия закупают термоформовочные автоматы для упаковки продукции в пленку. «За последний год в Сибири и Забайкалье закуплено порядка пяти таких автоматов», — говорит предприниматель. Завернуть курицу в барьерную пленку дороже, чем в обычный пакет, но использование более качественной упаковки означает, что сроки хранения продукции увеличатся с нескольких дней до полутора месяцев, а возврат от сетей сократится. «Может, рынок потребления мяса и птицы сильно и не растет, но немножко меняется в сторону использования более качественной упаковки», — полагает Юрий Фендель.
Лучшее — детям
В качестве приятного отвлечения от однообразных полиэтиленов и полиамидов предприниматель переключается на любимую «игрушку» «Союз-Полимера» — единственный продукт для потребительского рынка, который выпускает компания, если не считать мусорные мешки. Это скатерти-разукрашки для детей из особого полимерного материала — «бумажного полиэтилена», напоминающего по свойствам пергаментную бумагу. Писать на таком материале можно чем угодно: ручкой, карандашом, фломастером или восковыми мелками. На обычном полиэтилене так вряд ли получится. При этом скатерти «Союз-Полимера» — биоразлагаемые, а это дополнительный экологический плюс. И их можно использовать не только для развлечения детей, но и, к примеру, на пикниках. «На этот продукт мы с надеждой смотрим в этом году, — говорит Юрий Фендель. — Если в несколько раз увеличить его продажи, он может стать значимой частью бизнеса». Рентабельность на скатертях выше, чем на других продуктах, поясняет он (в среднем по компании она составляет порядка 20%). Скатерти продаются в региональных сетях Сибири и на Amazon, хотя пока продажи там не очень велики — как говорит Фендель, потому что не повезло с партнером, который помогает в продвижении товара. Но взрывного роста продаж можно ожидать, если удастся наконец вывести такие скатерти в федеральные сети. А пока их облюбовали «бродячие» торговцы, работающие в электричках и метро. Тем не менее в декабре прошлого года «Союз-Полимеру» удалось продать почти без всякой рекламы 60 тыс. упаковок скатертей (в одной упаковке три штуки) при розничной цене на них в среднем 150 рублей.
Справка о компании
Компания «Союз-Полимер» основана в 1998 году.
Специализируется на выпуске полиэтиленовой и гибкой полимерной упаковки.
Производственные площади составляют 12 тыс. кв. м, площадь складов — 4000 кв. м, штат сотрудников — 750 человек.
Выручка в 2018 году — 2,5 млрд рублей.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl