Инновации в производстве сэндвич-панелей

ЭкспертБизнес

Пена уже осела

Производитель сэндвич-панелей «Профхолод» выбрал для своих «бутербродов» особенную начинку — одно из последних поколений пенополиуретана, утеплитель PIR. Теперь его цель — сделать такую панель, которая не только сохраняла бы энергию, но и вырабатывала ее

Вера Колерова

«Строительство — особенная сфера. Любые инновации, будь они самыми выгодными для потребителя, начинают набирать обороты не раньше чем через три года после появления на рынке. Причина в большой инерции проектных организаций», — говорит Алексей Горохов, глава Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ (НАППАН). Постепенно доля PIR-изоляции на рынке растет, и, по прогнозам НАППАН, в ближайшие годы достигнет 5070% в сегментах теплоизоляции для плоских кровель и в сэндвич-панелях (как кровельных, так и стеновых). Теплоизоляция на основе PIR в стеновых и кровельных панелях считается одним из самых эффективных способов построить здание с низким энергопотреблением — а значит, сберечь энергию на отопление или охлаждение помещений.

Использование сэндвич-панелей с наполнителем PIR нередко становится экономически более выгодным вариантом при строительстве складов, ангаров и сельхоззданий, чем базальтовых или пенополистирольных. Как поясняют в компании Kingspan (международный производитель сэндвич-панелей), это связано с тем, что панели с PIR дешевле примерно на 20%, чем базальтовые, при этом при одинаковых теплотехнических нормах стена из PIR-панелей будет в два раза тоньше, чем из панелей с минватой. На отопление здания из PIR-панелей может тратиться как минимум на 10% меньше энергии, утверждают в Kingspan. Но главное для заказчиков при выборе материала для строительства все же не коэффициент теплопроводности, а цена, и в этой области PIR-панели тоже выигрывают. Газобетон, кирпич, монолитный железобетон — строительство из этих материалов обойдется гораздо дороже.

Еще одно преимущество сэндвич-панелей с PIR — более экологичный способ их производства. Производство минваты более энергоемко, а главное, в нем используется фенолформальдегидная смола.

Сэндвичи продавались и холодными

Гендиректор «Профхолода» Сергей Токмаков пришел в компанию «Профхолод» в 2008 году — пригласил акционер компании Артур Алавердян. «Он спросил, чем я занимаюсь, — а я тогда продавал сто первый вид никому не нужной воды, — вспоминает Токмаков. — Артур сказал, что его компания не успевает продавать строительные материалы, настолько они востребованы, — иди помогай. Я посмеялся сначала: разве такое бывает? А когда начал работать, убедился, что это действительно так. Мне показалось, что я попал в машину времени: все было, как на рынке FMCG десять лет назад».

Артур Алавердян — один из крупнейших инвесторов в новые технологии в Армении
Сергей Токмаков придерживается простого правила: производить все, что возможно, самостоятельно

Основатель «Профхолода» Артур Алавердян — выходец из Армении, сейчас инвестор и предприниматель, а в прошлом ученый-физик (окончил МИФИ). Долго занимался физикой космических лучей, но в конце 1990-х ушел из фундаментальной науки: «Трудно сказать почему — наверное, потому что тогда российской науке не оказывалось существенной поддержки. Не думаю, что и сейчас что-то изменилось».

Сначала у Алавердяна был бизнес в сфере гофроупаковки, а потом он открыл «Профхолод», который начал производить холодильные камеры из сэндвич-панелей. Компания сама и конструировала, и собирала эти камеры.

Но хотелось выйти на более широкий рынок строительных материалов. Алавердян решил заняться выпуском сэндвич-панелей с изоляцией (наполнителем, «пеной») из пенополиуретана.

В 20052006 годах компания начала делать наполнитель на основе PUR — одной из разновидностей пенополиуретана, но вскоре сделала ставку на выпуск PIR.

Следующей итерацией в бизнесе Артура Алавердяна стала сборка солнечных панелей: от сбережения энергии с помощью энергоэффективных зданий и сооружений логично перейти к тому, чтобы получать ее из возобновляемых источников: «Использовать энергию солнца — сам бог велел». Но новую компанию, специализирующуюся на решениях в области солнечной энергетики, Алавердян открыл не в России, а в Армении, откуда он родом. В Армении и солнца много, и законов, стимулирующих использование солнечной энергии как частными лицами, так и предприятиями.

Принимают с холодком

PIR — это усовершенствованная версия пенополиуретана, более пожаробезопасная. У него более сложная химическая формула по сравнению с традиционным пенополиуретаном. Благодаря добавке двух новых компонентов на выходе удалось получить лучшие характеристики по пожаробезопасности и теплопроводности. Если заглянуть «внутрь», то этот полимерный материал состоит из герметичных ячеек, наполненных газом с очень низкой теплопроводностью.

«Проверенный срок эксплуатации PIR-плит с сохранением всех характеристик — более пятидесяти лет. У них не только рекордно низкий коэффициент теплопроводности, но и практически нулевое водопоглощение», — отмечают в компании «Технониколь». Не поглощают воду — значит, годятся для строительства бань, саун, сельскохозяйственных построек, где много влаги.

Но есть у этого материала и свои ограничения. Один из ограничивающих распространение этого материала факторов — PIR все-таки относится к группе горючих материалов (хотя и с низкой пожароопасностью).

PIR-плиты в Россию в очень небольших количествах стали привозить начиная с 2010 года из Бельгии и Финляндии. В 2014 году одну из первых в России линий по выпуску PIR-плиты запустила компания Pirrogroup (ее производство находится в Саратовской области). Как рассказывают в этой компании, европейцы довольно быстро поняли, что конкурировать из-за рубежа с российскими производителями будет трудно, ведь логистика обходится слишком дорого, и стали сокращать объемы поставок на российский рынок.

В 2016 году линию по выпуску PIR-плиты запустила «Технониколь» на своем заводе «Лоджикруф ПИР». До этого PIR для «Технониколь» два года поставляла Pirrogroup.

«Профхолод» начал выпускать сэндвич-панели с утеплителем PIR в 2012 году (на оборудовании итальянской компании Puma), а в 2014-м начал производство и PIR-плиты.

Потребление PIR на российском рынке за последний десяток лет росло, хотя и далеко не экстраординарными темпами. Сергей Токмаков измеряет объем рынка в количестве использованных производителями химических смесей: «Если в 20082009 годах это было восемь-десять тысяч тонн в год, то теперь — 42,5 тысячи». Сейчас на рынке PIR-утеплителей с мягкими обкладками по объемам лидирует «Технониколь», отмечает Сергей Токмаков.

Рынок остается очень небольшим. У PIR-плиты ограниченный спектр применений: прежде всего это изоляция плоских кровель. По данным Pirrogroup, на кровли уходит 80% продукции, которую выпускает компания. В «Технониколь» делают акцент на продажах PIR для утепления плоских кровель в частном домостроении. Кстати, на этот же рынок готовится выйти и крупный мировой производитель сэндвич-панелей и строительных материалов компания Kingspan: «Идет много запросов от компаний, которые занимаются индивидуальным домостроением, строительством коттеджных поселков».

Конкуренция между производителями на этом рынке становится все жестче. Как считают в «Профхолоде», с выходом на рынок PIR-плиты «Технониколь» места на нем для других игроков осталось совсем немного, и компания сильно подавила одного имевшегося на тот момент на рынке конкурента.

А вот «Профхолоду», по мнению Токмакова, удается уходить от лобовой конкуренции с «Технониколь» благодаря тому, что компания работает скорее на смежном рынке — стеновых и кровельных сэндвич-панелей, выпуская одновременно и PIR-плиту, и, кстати, всю линейку дверей для промышленного холодильного оборудования. «Мы закрываем большую часть и строительного, и холодильного рынка», — утверждает Токмаков.

Действительно, конкуренты «Профхолода» говорят, что предложения PIR-плиты от «Профхолода» отдельно от сэндвич-панелей на рынке не заметно. Но у «Профхолода» есть и крупный конкурент помимо «Технониколь» — Kingspan. Как рассказал Алексей Тарасов, региональный менеджер по продажам в ЦФО Kingspan, компания недавно запустила завод в Невинномысске, где делаются сэндвич-панели с PIR. В планах Kingspan на 2022 год — запуск производства панелей с PIR нового поколения. Важно, что усовершенствованный PIR можно будет отнести к классу негорючих веществ (к нему сейчас относится минеральная вата). В компании ждут расширения областей применения панелей с PIR благодаря этому новому свойству.

«Профхолод» в Kingspan к прямым конкурентам не причисляют, отмечая, что российский производитель работает в более низкой ценовой категории, а продукция Kingspan — «премиальная».

Самим «нахимичить»

Существенная разница в том, что если российский завод Kingspan работает полностью на импортной «химии» — «пенная» начинка для сэндвич-панели привозится из-за рубежа (химическую систему Kingspan закупает в Европе централизованно для всех своих производств PIR-панелей в разных странах), то «Профхолод» использует и российские химические компоненты. По словам Токмакова, только треть «химии» — импортная. Но катализаторы, которые используются в производстве, — из Европы или из Китая. Основная же часть импорта приходится на изоцианат, который в стране не производят. «Доля изоцианата в составе сердечника плиты (пены) — 6065 процентов, — уточняют в компании Pirrogroup. — В стоимости плиты это до 20 процентов».

Изоцианат уже притча во языцех на российском рынке. Точнее, притча — это муссируемые много лет планы открыть его производство в нашей стране. Изоцианат — основной компонент для производства жесткого пенополиуретана, который нужен не только для строительной изоляции, но и для составляющих интерьера автомобилей, наполнителей для мебели и проч. Основные объемы изоцианата в мире делают в Китае, Южной Корее, Германии и США. Оттуда же его и везут в Россию. Такая ситуация сохраняется уже много лет, несмотря на то что производство изоцианата включено в план мероприятий Минпромторга по импортозамещению в химической отрасли и почти каждый год крупные российские компании объявляют о дальних планах создания такого завода. «Для России стратегически важно импортозамещение изоцианата», — говорит Алексей Горохов. Появление такого производства в России могло бы удешевить выпуск продукции с его использованием.

Трудно переоценить роль качества и баланса «химии» в процессе выпуска сэндвич-панели с PIR. «Что такое PIR? Пена из баллончика, пузырьки… — рассуждает Сергей Токмаков. — Представьте, что воздух, в котором находятся пузырьки, твердеет, а они должны застыть так, чтобы оставаться максимально прочными на сжатие, однородными по плотности, определенной формы. Чем глубже мы погружаемся в химический процесс, который влияет на физико-механические свойства панелей, тем больше перед нами встает вопросов: а что же нас ждет впереди? А с виду простые сэндвич-панели: два слоя металла и пена в середине».

В Kingspan вообще не планируют как-либо менять свою химическую ППУ-систему и не рассматривают возможности покупать что-то в России — слишком велик, по мнению компании, риск получить на выходе некачественную панель. Между тем «Профхолод» продвигается на пути к контролю сырьевой базы — компания занимается самоформуляцией, создавая свою химическую систему, пусть и частично из зарубежных компонентов. Два года назад она запустила установку по синтезу, производству сложных полиэфиров, из которых делается полиол — один из важнейших компонентов полиуретана. По словам Сергея Токмакова, на рынке уже минимум пять лет есть в свободном доступе этот продукт российского производства — однако вопрос в качестве: «Не думаю, что мы много выиграли в плане снижения себестоимости, запустив синтез, но однозначно получили преимущество в виде контроля качества. Чтобы получить на выходе высокое качество сэндвич-панели, мы должны быть химиками».

Хотя внешние рыночные обстоятельства не сильно благоприятствовали в последние пару лет развитию бизнеса, «Профхолод» нацелен на рост производства. Компания недавно запустила вторую непрерывную линию по выпуску сэндвич-панелей с PIR — хотя и с опозданием на год из-за кризиса на рынке. Теперь потенциально она может вдвое увеличить выпуск PIR-панелей, но планирует пока более скромный рост — на 2030%. «Рынок сэндвич-панелей неожиданно вырос в 2020 году на 12 процентов, и больше всего выросли именно утеплители. И это несмотря на временную остановку ряда производств и строек», — удивляется Токмаков.

Кроме роста выпуска «Профхолод» запланировал также на 30% снизить себестоимость своей PIR-панели за счет цифровизации производственных процессов и труда в целом.

Нигерия как бриллиант

Но пока российский рынок PIR довольно узкий, «Профхолод» полтора года назад начал развивать экспортную программу (небольшие периодические поставки занимают единицы процентов в общем объеме продаж). «У нас ведь большая рублевая составляющая. Треть химии, которую мы используем, — российская, и немалая часть металла, — поясняет Токмаков. — Каждая наша продажа за рубеж — маленькая победа, бриллиант. Как мы радовались, когда отправили два контейнера с панелями в Нигерию… Если в других странах еще как-то можно действовать через русскоязычных людей и это может считаться использованием связей, то в Африке это уже точно честные продажи». В Африке много некачественных китайских стройматериалов — на их фоне российский продукт выигрывает. В Европе же и США, куда «Профхолод» уже делал единичные поставки сэндвич-панелей с PIR, нужно делать ставку на выигрыш по цене.

Конкуренты не очень-то верят в перспективы регулярных больших поставок российских сэндвич-панелей на насыщенные европейские рынки. Но «Профхолод» к делу подошел серьезно, создав в компании отдельный отдел экспорта, сотрудники которого говорят на пяти языках, и готов двигаться к достижению 20-процентной доли зарубежных продаж.

В условиях ограниченного пока спроса на PIR-панели на российском рынке «Профхолод» начал поставки на внешние рынки и намерен довести долю экспортных продаж до 20%

Солнце разогреет сэндвичи

«Наша сверхидея — “скрестить” строительные сэндвич-панели с солнечными панелями, чтобы наш покупатель получал сразу стену или крышу, которая сама производит электричество», — говорит Артур Алавердян. Солнечную энергетику он начал изучать с 2012 года, а с 2016-го в Армении начала работу его компания SolarOn, предлагающая решения по солнечной генерации для широкого круга потребителей. Удобнее было бы открыть такую компанию в Щелково, признает Алавердян: но российский рынок альтернативной энергетики сильно отличается от рынка Армении или европейских стран. В России на рынке работает система ДПМ, и в тендерах, где разыгрываются мощности, участвуют по два-три крупных игрока. «Мы предпочитаем работать с тысячами маленьких клиентов, чем с одним крупным», — говорит Алавердян. В Армении, где приняты законы, стимулирующие частников и предприятия использовать солнечную энергию, уже сложился рынок таких решений.

SolarOn пока участвует только в «последнем переделе» производства солнечных панелей — собирает модули из готовых кремниевых ячеек. По мере того как рынок будет расти, компания планирует делать и сами ячейки. Но выращивание кремния, из которого делаются солнечные панели, — это грязное производство, поэтому Алавердян изучает новые технологии выращивания кристалла. Чтобы создавать новые продукты, в том числе «солнечные сэндвич-панели», он планирует сотрудничать с мировым научными центрами: «У них более глубокие компетенции в солнечных панелях, чем у нас. С другой стороны, и наши компетенции будут востребованы у них».

На российский рынок солнечные панели SolarOn продает очень мало — спрос невелик. «Профхолод», впрочем, активно подает пример другим, установив солнечные панели на своем производственном здании в Щелково.

Металл для сэндвич-панелей почти всегда российского производства

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнесы на грани фантастики Бизнесы на грани фантастики

У стартапов российского происхождения есть опыт, чтобы подхватить новую волну

Эксперт
После ограбления сжечь После ограбления сжечь

Как удалось провернуть самое крупное ограбление в истории США?

GQ
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Николай Добрынин: Николай Добрынин:

Николай Добрынин вспоминает собственную биографию

Караван историй
Индюшатина в экспортном исполнении Индюшатина в экспортном исполнении

Заявка главного российского производителя на лидерство на внешних рынках

Эксперт
Собственный корреспондент «Вокруг света» в Забайкалье: поиски и обретения Николая Янькова Собственный корреспондент «Вокруг света» в Забайкалье: поиски и обретения Николая Янькова

История журналиста, писатель и фотографа Николая Янькова

Вокруг света
МАКСимальный отрыв МАКСимальный отрыв

Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

Эксперт
Поединок с астмой Поединок с астмой

Опытный врач отвечает на самые важные вопросы о бронхиальной астме

Лиза
Тепло технологического лидерства Тепло технологического лидерства

Что для России открывает новые возможности экспорта технологий

Эксперт
«Спитфайр» против «Мессера»: 9 героических фактов «Битвы за Британию» «Спитфайр» против «Мессера»: 9 героических фактов «Битвы за Британию»

В самолетики у англичан получалось лучше, чем в футбол…

Maxim
Природный газ как энергоноситель и финансовый актив Природный газ как энергоноситель и финансовый актив

Сегодняшний газовый кризис в Европе является во многом рукотворным

Эксперт
Спутница Юпитера Спутница Юпитера

Что узнала «Юнона» за пять лет работы на орбите Юпитера

N+1
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них! 10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них!

Популярные запреты и правила, которым не стоит следовать

Cosmopolitan
Матрица обмена компетенциями Матрица обмена компетенциями

На российском рынке можно создать масштабную медицинскую компанию

Эксперт
Когда твой парень — монстр: 10 фильмов о любви красавиц и чудовищ Когда твой парень — монстр: 10 фильмов о любви красавиц и чудовищ

Можно ли любить монстра? Можно, и легко!

Cosmopolitan
Porsche Taycan Cross Turismo: добро с рюкзаками Porsche Taycan Cross Turismo: добро с рюкзаками

Porsche Taycan Cross Turismo — туристы со шлемом и розеткой

Maxim
Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике

Несмотря на то, что ракеты летают в небесах, они могут напороться на камень

Популярная механика
Проще не придумаешь: как снять стресс всего за 16 секунд Проще не придумаешь: как снять стресс всего за 16 секунд

Многие из нас испытывают стресс, при этом бороться с ним эффективно не умеют

Cosmopolitan
Добро пожаловать в черную дыру Добро пожаловать в черную дыру

Как насчет визита к одной из черных дыр?

Популярная механика
Ошибочка вышла… Ошибочка вышла…

7 верных способов испортить отношения с ребенком

Лиза
15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно 15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно

Средства, которые причиняют коже вред, хоть и рекламируются на каждом углу

Cosmopolitan
Правило № 64: Все в твоих руках. И даже я Правило № 64: Все в твоих руках. И даже я

Коуч Алексей Ситников проводит мастер-класс по самопрограммированию

Tatler
Второе отречение Второе отречение

Наполеон умудрился отречься от власти дважды

Дилетант
Поговорим, брат Поговорим, брат

К открытию памятника принцессе Диане ее сыновья пришли в состоянии ссоры

Tatler
Непокорная и неподкупная: как афроамериканка Ширли Чисхолм боролась за пост президента США Непокорная и неподкупная: как афроамериканка Ширли Чисхолм боролась за пост президента США

Чернокожая женщина, которая жила в XX веке и осмелилась быть собой

Forbes
Флешмоб #PickMeGirl: за что женщины высмеивают женщин и как это остановить Флешмоб #PickMeGirl: за что женщины высмеивают женщин и как это остановить

Почему борьба против стереотипов нередко превращается в войну женщин с женщинами

Cosmopolitan
Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
Между самолетом и вертолетом: как устроен и сколько стоит автожир Между самолетом и вертолетом: как устроен и сколько стоит автожир

Эра летающих автомобилей еще не пришла, но аналогом им может выступить автожир

CHIP
Очень страшная болезнь: что стоит знать о раке Очень страшная болезнь: что стоит знать о раке

Почему люди летают в космос но не научились лечить какой-то рак?

Maxim
Открыть в приложении