Инновации в производстве сэндвич-панелей

ЭкспертБизнес

Пена уже осела

Производитель сэндвич-панелей «Профхолод» выбрал для своих «бутербродов» особенную начинку — одно из последних поколений пенополиуретана, утеплитель PIR. Теперь его цель — сделать такую панель, которая не только сохраняла бы энергию, но и вырабатывала ее

Вера Колерова

«Строительство — особенная сфера. Любые инновации, будь они самыми выгодными для потребителя, начинают набирать обороты не раньше чем через три года после появления на рынке. Причина в большой инерции проектных организаций», — говорит Алексей Горохов, глава Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ (НАППАН). Постепенно доля PIR-изоляции на рынке растет, и, по прогнозам НАППАН, в ближайшие годы достигнет 5070% в сегментах теплоизоляции для плоских кровель и в сэндвич-панелях (как кровельных, так и стеновых). Теплоизоляция на основе PIR в стеновых и кровельных панелях считается одним из самых эффективных способов построить здание с низким энергопотреблением — а значит, сберечь энергию на отопление или охлаждение помещений.

Использование сэндвич-панелей с наполнителем PIR нередко становится экономически более выгодным вариантом при строительстве складов, ангаров и сельхоззданий, чем базальтовых или пенополистирольных. Как поясняют в компании Kingspan (международный производитель сэндвич-панелей), это связано с тем, что панели с PIR дешевле примерно на 20%, чем базальтовые, при этом при одинаковых теплотехнических нормах стена из PIR-панелей будет в два раза тоньше, чем из панелей с минватой. На отопление здания из PIR-панелей может тратиться как минимум на 10% меньше энергии, утверждают в Kingspan. Но главное для заказчиков при выборе материала для строительства все же не коэффициент теплопроводности, а цена, и в этой области PIR-панели тоже выигрывают. Газобетон, кирпич, монолитный железобетон — строительство из этих материалов обойдется гораздо дороже.

Еще одно преимущество сэндвич-панелей с PIR — более экологичный способ их производства. Производство минваты более энергоемко, а главное, в нем используется фенолформальдегидная смола.

Сэндвичи продавались и холодными

Гендиректор «Профхолода» Сергей Токмаков пришел в компанию «Профхолод» в 2008 году — пригласил акционер компании Артур Алавердян. «Он спросил, чем я занимаюсь, — а я тогда продавал сто первый вид никому не нужной воды, — вспоминает Токмаков. — Артур сказал, что его компания не успевает продавать строительные материалы, настолько они востребованы, — иди помогай. Я посмеялся сначала: разве такое бывает? А когда начал работать, убедился, что это действительно так. Мне показалось, что я попал в машину времени: все было, как на рынке FMCG десять лет назад».

Артур Алавердян — один из крупнейших инвесторов в новые технологии в Армении
Сергей Токмаков придерживается простого правила: производить все, что возможно, самостоятельно

Основатель «Профхолода» Артур Алавердян — выходец из Армении, сейчас инвестор и предприниматель, а в прошлом ученый-физик (окончил МИФИ). Долго занимался физикой космических лучей, но в конце 1990-х ушел из фундаментальной науки: «Трудно сказать почему — наверное, потому что тогда российской науке не оказывалось существенной поддержки. Не думаю, что и сейчас что-то изменилось».

Сначала у Алавердяна был бизнес в сфере гофроупаковки, а потом он открыл «Профхолод», который начал производить холодильные камеры из сэндвич-панелей. Компания сама и конструировала, и собирала эти камеры.

Но хотелось выйти на более широкий рынок строительных материалов. Алавердян решил заняться выпуском сэндвич-панелей с изоляцией (наполнителем, «пеной») из пенополиуретана.

В 20052006 годах компания начала делать наполнитель на основе PUR — одной из разновидностей пенополиуретана, но вскоре сделала ставку на выпуск PIR.

Следующей итерацией в бизнесе Артура Алавердяна стала сборка солнечных панелей: от сбережения энергии с помощью энергоэффективных зданий и сооружений логично перейти к тому, чтобы получать ее из возобновляемых источников: «Использовать энергию солнца — сам бог велел». Но новую компанию, специализирующуюся на решениях в области солнечной энергетики, Алавердян открыл не в России, а в Армении, откуда он родом. В Армении и солнца много, и законов, стимулирующих использование солнечной энергии как частными лицами, так и предприятиями.

Принимают с холодком

PIR — это усовершенствованная версия пенополиуретана, более пожаробезопасная. У него более сложная химическая формула по сравнению с традиционным пенополиуретаном. Благодаря добавке двух новых компонентов на выходе удалось получить лучшие характеристики по пожаробезопасности и теплопроводности. Если заглянуть «внутрь», то этот полимерный материал состоит из герметичных ячеек, наполненных газом с очень низкой теплопроводностью.

«Проверенный срок эксплуатации PIR-плит с сохранением всех характеристик — более пятидесяти лет. У них не только рекордно низкий коэффициент теплопроводности, но и практически нулевое водопоглощение», — отмечают в компании «Технониколь». Не поглощают воду — значит, годятся для строительства бань, саун, сельскохозяйственных построек, где много влаги.

Но есть у этого материала и свои ограничения. Один из ограничивающих распространение этого материала факторов — PIR все-таки относится к группе горючих материалов (хотя и с низкой пожароопасностью).

PIR-плиты в Россию в очень небольших количествах стали привозить начиная с 2010 года из Бельгии и Финляндии. В 2014 году одну из первых в России линий по выпуску PIR-плиты запустила компания Pirrogroup (ее производство находится в Саратовской области). Как рассказывают в этой компании, европейцы довольно быстро поняли, что конкурировать из-за рубежа с российскими производителями будет трудно, ведь логистика обходится слишком дорого, и стали сокращать объемы поставок на российский рынок.

В 2016 году линию по выпуску PIR-плиты запустила «Технониколь» на своем заводе «Лоджикруф ПИР». До этого PIR для «Технониколь» два года поставляла Pirrogroup.

«Профхолод» начал выпускать сэндвич-панели с утеплителем PIR в 2012 году (на оборудовании итальянской компании Puma), а в 2014-м начал производство и PIR-плиты.

Потребление PIR на российском рынке за последний десяток лет росло, хотя и далеко не экстраординарными темпами. Сергей Токмаков измеряет объем рынка в количестве использованных производителями химических смесей: «Если в 20082009 годах это было восемь-десять тысяч тонн в год, то теперь — 42,5 тысячи». Сейчас на рынке PIR-утеплителей с мягкими обкладками по объемам лидирует «Технониколь», отмечает Сергей Токмаков.

Рынок остается очень небольшим. У PIR-плиты ограниченный спектр применений: прежде всего это изоляция плоских кровель. По данным Pirrogroup, на кровли уходит 80% продукции, которую выпускает компания. В «Технониколь» делают акцент на продажах PIR для утепления плоских кровель в частном домостроении. Кстати, на этот же рынок готовится выйти и крупный мировой производитель сэндвич-панелей и строительных материалов компания Kingspan: «Идет много запросов от компаний, которые занимаются индивидуальным домостроением, строительством коттеджных поселков».

Конкуренция между производителями на этом рынке становится все жестче. Как считают в «Профхолоде», с выходом на рынок PIR-плиты «Технониколь» места на нем для других игроков осталось совсем немного, и компания сильно подавила одного имевшегося на тот момент на рынке конкурента.

А вот «Профхолоду», по мнению Токмакова, удается уходить от лобовой конкуренции с «Технониколь» благодаря тому, что компания работает скорее на смежном рынке — стеновых и кровельных сэндвич-панелей, выпуская одновременно и PIR-плиту, и, кстати, всю линейку дверей для промышленного холодильного оборудования. «Мы закрываем большую часть и строительного, и холодильного рынка», — утверждает Токмаков.

Действительно, конкуренты «Профхолода» говорят, что предложения PIR-плиты от «Профхолода» отдельно от сэндвич-панелей на рынке не заметно. Но у «Профхолода» есть и крупный конкурент помимо «Технониколь» — Kingspan. Как рассказал Алексей Тарасов, региональный менеджер по продажам в ЦФО Kingspan, компания недавно запустила завод в Невинномысске, где делаются сэндвич-панели с PIR. В планах Kingspan на 2022 год — запуск производства панелей с PIR нового поколения. Важно, что усовершенствованный PIR можно будет отнести к классу негорючих веществ (к нему сейчас относится минеральная вата). В компании ждут расширения областей применения панелей с PIR благодаря этому новому свойству.

«Профхолод» в Kingspan к прямым конкурентам не причисляют, отмечая, что российский производитель работает в более низкой ценовой категории, а продукция Kingspan — «премиальная».

Самим «нахимичить»

Существенная разница в том, что если российский завод Kingspan работает полностью на импортной «химии» — «пенная» начинка для сэндвич-панели привозится из-за рубежа (химическую систему Kingspan закупает в Европе централизованно для всех своих производств PIR-панелей в разных странах), то «Профхолод» использует и российские химические компоненты. По словам Токмакова, только треть «химии» — импортная. Но катализаторы, которые используются в производстве, — из Европы или из Китая. Основная же часть импорта приходится на изоцианат, который в стране не производят. «Доля изоцианата в составе сердечника плиты (пены) — 6065 процентов, — уточняют в компании Pirrogroup. — В стоимости плиты это до 20 процентов».

Изоцианат уже притча во языцех на российском рынке. Точнее, притча — это муссируемые много лет планы открыть его производство в нашей стране. Изоцианат — основной компонент для производства жесткого пенополиуретана, который нужен не только для строительной изоляции, но и для составляющих интерьера автомобилей, наполнителей для мебели и проч. Основные объемы изоцианата в мире делают в Китае, Южной Корее, Германии и США. Оттуда же его и везут в Россию. Такая ситуация сохраняется уже много лет, несмотря на то что производство изоцианата включено в план мероприятий Минпромторга по импортозамещению в химической отрасли и почти каждый год крупные российские компании объявляют о дальних планах создания такого завода. «Для России стратегически важно импортозамещение изоцианата», — говорит Алексей Горохов. Появление такого производства в России могло бы удешевить выпуск продукции с его использованием.

Трудно переоценить роль качества и баланса «химии» в процессе выпуска сэндвич-панели с PIR. «Что такое PIR? Пена из баллончика, пузырьки… — рассуждает Сергей Токмаков. — Представьте, что воздух, в котором находятся пузырьки, твердеет, а они должны застыть так, чтобы оставаться максимально прочными на сжатие, однородными по плотности, определенной формы. Чем глубже мы погружаемся в химический процесс, который влияет на физико-механические свойства панелей, тем больше перед нами встает вопросов: а что же нас ждет впереди? А с виду простые сэндвич-панели: два слоя металла и пена в середине».

В Kingspan вообще не планируют как-либо менять свою химическую ППУ-систему и не рассматривают возможности покупать что-то в России — слишком велик, по мнению компании, риск получить на выходе некачественную панель. Между тем «Профхолод» продвигается на пути к контролю сырьевой базы — компания занимается самоформуляцией, создавая свою химическую систему, пусть и частично из зарубежных компонентов. Два года назад она запустила установку по синтезу, производству сложных полиэфиров, из которых делается полиол — один из важнейших компонентов полиуретана. По словам Сергея Токмакова, на рынке уже минимум пять лет есть в свободном доступе этот продукт российского производства — однако вопрос в качестве: «Не думаю, что мы много выиграли в плане снижения себестоимости, запустив синтез, но однозначно получили преимущество в виде контроля качества. Чтобы получить на выходе высокое качество сэндвич-панели, мы должны быть химиками».

Хотя внешние рыночные обстоятельства не сильно благоприятствовали в последние пару лет развитию бизнеса, «Профхолод» нацелен на рост производства. Компания недавно запустила вторую непрерывную линию по выпуску сэндвич-панелей с PIR — хотя и с опозданием на год из-за кризиса на рынке. Теперь потенциально она может вдвое увеличить выпуск PIR-панелей, но планирует пока более скромный рост — на 2030%. «Рынок сэндвич-панелей неожиданно вырос в 2020 году на 12 процентов, и больше всего выросли именно утеплители. И это несмотря на временную остановку ряда производств и строек», — удивляется Токмаков.

Кроме роста выпуска «Профхолод» запланировал также на 30% снизить себестоимость своей PIR-панели за счет цифровизации производственных процессов и труда в целом.

Нигерия как бриллиант

Но пока российский рынок PIR довольно узкий, «Профхолод» полтора года назад начал развивать экспортную программу (небольшие периодические поставки занимают единицы процентов в общем объеме продаж). «У нас ведь большая рублевая составляющая. Треть химии, которую мы используем, — российская, и немалая часть металла, — поясняет Токмаков. — Каждая наша продажа за рубеж — маленькая победа, бриллиант. Как мы радовались, когда отправили два контейнера с панелями в Нигерию… Если в других странах еще как-то можно действовать через русскоязычных людей и это может считаться использованием связей, то в Африке это уже точно честные продажи». В Африке много некачественных китайских стройматериалов — на их фоне российский продукт выигрывает. В Европе же и США, куда «Профхолод» уже делал единичные поставки сэндвич-панелей с PIR, нужно делать ставку на выигрыш по цене.

Конкуренты не очень-то верят в перспективы регулярных больших поставок российских сэндвич-панелей на насыщенные европейские рынки. Но «Профхолод» к делу подошел серьезно, создав в компании отдельный отдел экспорта, сотрудники которого говорят на пяти языках, и готов двигаться к достижению 20-процентной доли зарубежных продаж.

В условиях ограниченного пока спроса на PIR-панели на российском рынке «Профхолод» начал поставки на внешние рынки и намерен довести долю экспортных продаж до 20%

Солнце разогреет сэндвичи

«Наша сверхидея — “скрестить” строительные сэндвич-панели с солнечными панелями, чтобы наш покупатель получал сразу стену или крышу, которая сама производит электричество», — говорит Артур Алавердян. Солнечную энергетику он начал изучать с 2012 года, а с 2016-го в Армении начала работу его компания SolarOn, предлагающая решения по солнечной генерации для широкого круга потребителей. Удобнее было бы открыть такую компанию в Щелково, признает Алавердян: но российский рынок альтернативной энергетики сильно отличается от рынка Армении или европейских стран. В России на рынке работает система ДПМ, и в тендерах, где разыгрываются мощности, участвуют по два-три крупных игрока. «Мы предпочитаем работать с тысячами маленьких клиентов, чем с одним крупным», — говорит Алавердян. В Армении, где приняты законы, стимулирующие частников и предприятия использовать солнечную энергию, уже сложился рынок таких решений.

SolarOn пока участвует только в «последнем переделе» производства солнечных панелей — собирает модули из готовых кремниевых ячеек. По мере того как рынок будет расти, компания планирует делать и сами ячейки. Но выращивание кремния, из которого делаются солнечные панели, — это грязное производство, поэтому Алавердян изучает новые технологии выращивания кристалла. Чтобы создавать новые продукты, в том числе «солнечные сэндвич-панели», он планирует сотрудничать с мировым научными центрами: «У них более глубокие компетенции в солнечных панелях, чем у нас. С другой стороны, и наши компетенции будут востребованы у них».

На российский рынок солнечные панели SolarOn продает очень мало — спрос невелик. «Профхолод», впрочем, активно подает пример другим, установив солнечные панели на своем производственном здании в Щелково.

Металл для сэндвич-панелей почти всегда российского производства

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Заряд для бизнеса: чем запомнится электрический Porsche Taycan на «Иннопроме» Заряд для бизнеса: чем запомнится электрический Porsche Taycan на «Иннопроме»

Porsche Taycan на «Иннопроме»

Forbes
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Как тебе такое, Илон Маск? Джефф Безос — самый богатый человек в космосе. Что его полет значит для развития комического туризма? Как тебе такое, Илон Маск? Джефф Безос — самый богатый человек в космосе. Что его полет значит для развития комического туризма?

Чем проект Джеффа Безоса важен для космического туризма?

Esquire
Индюшатина в экспортном исполнении Индюшатина в экспортном исполнении

Заявка главного российского производителя на лидерство на внешних рынках

Эксперт
История зависимости. Тиффани Дженкинс: «Чистый кайф. Я отчаянно пыталась сбежать из этого мира, но выбрала жизнь» История зависимости. Тиффани Дженкинс: «Чистый кайф. Я отчаянно пыталась сбежать из этого мира, но выбрала жизнь»

История зависимости и возвращения к жизни

СНОБ
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Что такое постпанк: 5 фактов о мрачном (но не всегда) жанре Что такое постпанк: 5 фактов о мрачном (но не всегда) жанре

Постпанк — музыка, которая всегда живее всех живых

Playboy
Тепло технологического лидерства Тепло технологического лидерства

Что для России открывает новые возможности экспорта технологий

Эксперт
«Перед чебуреками все были равны». Как закрылась самая известная чебуречная в Москве «Перед чебуреками все были равны». Как закрылась самая известная чебуречная в Москве

Почему из-за закрытия чебуречной с маргинальным флером забеспокоились москвичи

СНОБ
30 до 30. Спорт 30 до 30. Спорт

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Спорт

Forbes
В какие часы лучше всего пить кофе В какие часы лучше всего пить кофе

Когда стоит пить кофе?

Psychologies
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
После ограбления сжечь После ограбления сжечь

Как удалось провернуть самое крупное ограбление в истории США?

GQ
«Зеленая» повестка: асимметричный ответ «Зеленая» повестка: асимметричный ответ

Президент задал четкую приоритезацию решения задач «зеленой» повестки

Эксперт
Что написано на заборе Что написано на заборе

Источники, стоимость, побочные эффекты и последствия советских лозунгов

Weekend
8 мужских недостатков, которые на самом деле нравятся женщинам 8 мужских недостатков, которые на самом деле нравятся женщинам

Подборка мужских изъянов, которые женщины втайне считают привлекательными

Maxim
Раджапалайям Раджапалайям

Звери с Ольгой Волковой

Weekend
Герои фильмов и сериалов, лиц которых мы никогда не видели. Часть II Герои фильмов и сериалов, лиц которых мы никогда не видели. Часть II

Закадровые персонажи, которые вошли в историю кинематографа

Maxim
Акции Virgin Galactic выстрелили после полета Брэнсона: пора ли их покупать Акции Virgin Galactic выстрелили после полета Брэнсона: пора ли их покупать

Ричард Брэнсон опередил Джеффа Безоса, первым слетав на границу космоса

Forbes
Вселенная слышит тебя: сериалы о гадалках, медиумах и потустороннем мире Вселенная слышит тебя: сериалы о гадалках, медиумах и потустороннем мире

Чем загадочнее, тем лучше — вот девиз нашей подборки сериалов

Cosmopolitan
Как разрешить конфликт на работе, если вы не согласны с начальником Как разрешить конфликт на работе, если вы не согласны с начальником

Как разбираться с трудовыми конфликтами?

Psychologies
Чем кроссовер отличается от внедорожника Чем кроссовер отличается от внедорожника

Наш гид по главным автомобилям современности: кроссоверам и внедорожникам

Maxim
14 триллеров, которые держат в напряжении до самого финала 14 триллеров, которые держат в напряжении до самого финала

Любителям пощекотать нервы и пораскинуть мозгами посвящается

GQ
Тотьма во мне Тотьма во мне

Алексей Новосёлов уже 8 лет превращает Тотьму в место, куда хочется возвращаться

Seasons of life
Из России — в Канны: съемочные группы рассказывают о своих проектах Из России — в Канны: съемочные группы рассказывают о своих проектах

Команды фильмов «Петровы в гриппе» и «Дело» — о работе, свободе, вызовах времени

РБК
Бог в поисках автора Бог в поисках автора

«Локи», почти идеальный сериал Marvel

Weekend
Самые роскошные королевские свадьбы ХХI века: торжества Миддлтон, Маркл и других Самые роскошные королевские свадьбы ХХI века: торжества Миддлтон, Маркл и других

Церемонии монарших особ — это грандиозные праздники

Cosmopolitan
Им не рано? Дочери Костенко и других звёзд, которые уже пользуются косметикой Им не рано? Дочери Костенко и других звёзд, которые уже пользуются косметикой

Ну какая девчонка в свое время не мечтала добраться до маминой косметички?

Cosmopolitan
Татьяна Шитова. Тысяча жизней Татьяна Шитова. Тысяча жизней

Татьяна Шитова успевает прожить тысячи жизней

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении