Непокорная и неподкупная: как афроамериканка Ширли Чисхолм боролась за пост президента США
Ширли Чисхолм была первой темнокожей женщиной, заявившей о намерении баллотироваться на пост президента США. Она проиграла праймериз, но своей цели добилась: встряхнула политическую систему, как и обещала в своей предвыборной программе. Forbes Woman рассказывает ее историю
«Прекрасная маленькая звездочка»
Ширли Анита Сент-Хилл родилась в Бруклине 30 ноября 1924 года. Она была старшей из четырех дочерей, ее родители были иммигрантами: отец, фабричный рабочий Чарльз Сент-Хилл из Гайаны, а мать, швея Руби Сил Сент-Хилл из Барбадоса. «Она происходила из одного из беднейших сообществ Нью-Йорка. Ее родители пережили экономический кризис (речь о Великой депрессии. — Forbes Woman) и столкнулись с дискриминацией, но у нее был невероятный интеллект, это признанный факт», — объясняла Джули Галлахер, автор книги« Черные женщины и политика в Нью-Йорке».
Помимо интеллекта, родные рано заметили волевой и непреклонный характер Ширли. Политик впоследствии вспоминала: «Моя мама говорит, я была бунтаркой с тех пор, как мне исполнилось два года. Я лупила детей старше себя, чтобы заставить их меня выслушать».
В 1942 году Ширли окончила Бруклинскую женскую школу и поступила в Бруклинский колледж, чтобы изучать социологию. Училась на отлично. Преподаватели видели в ней талант и предлагали задуматься о карьере в политике. Ширли останавливала двойная дискриминация, которой она подвергалась и как афроамериканка, и как женщина. Возможно, поэтому она не сразу пришла к мысли, что политика — это и правда ее призвание.
После окончания колледжа в 1946 году она нашла работу воспитательницей в детском саду, одновременно училась в Колумбийском университете. Через три года после выпуска из колледжа вышла замуж за частного детектива Конрада К. Чисхолма и взяла его фамилию. Конрад поддерживал жену в стремлении сделать карьеру и реализоваться. Находясь рядом со своей «прекрасной маленькой звездочкой», Чисхолм, по его словам, чувствовал себя «выше». Вместе они начали участвовать в общественной жизни на муниципальном уровне.
Параллельно Ширли строила карьеру в образовательной сфере. В 1954 году стала директором Детского центра Гамильтон-Мэдисон, а позже консультировала Нью-Йоркское бюро по защите детей. В 1956 году получила степень магистра начального образования в Колумбийском университете.
Но политика привлекала ее все больше. В 1964 году Чисхолм стала представителем округа Бруклин в Ассамблее штата Нью-Йорк. Так началась ее политическая карьера.
Быть хорошим солдатом
В 1968 году Ширли решила баллотироваться в Конгресс США от 12 избирательного округа, в который входил Бруклин. До этого ни одна афроамериканка еще ни разу не становилась конгрессменом. Положение Чисхолм осложнялось тем, что ее противник, правозащитник и борец за расовое равенство Джеймс Фармер был уже достаточно известен в США и пользовался поддержкой влиятельных политиков, в частности, тогдашнего губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера. А главное — он был мужчиной. «Когда я вышла на политическую арену, я столкнулась с гораздо большей дискриминацией, будучи женщиной, чем будучи темнокожей», — вспоминала Чисхолм. Некоторые журналисты, освещая предвыборную борьбу, не упоминали имени Ширли и назвали ее просто «женщина». Казалось, все было против нее, но Чисхолм была настроена победить.