Упустила рынок цифровых фотоаппаратов, потеряла госконтракт и переключилась на производство лекарств: история Kodak
Компания выпускала инновационные камеры, проектировала системы для космических аппаратов и разведки, но потеряла деньги и репутацию. О том, почему сегодня Kodak — химпредприятие, в пересказе The Atlantic.

«Моё дело сделано. Какой смысл ждать?» — написал в своей предсмертной записке американский изобретатель и предприниматель Джордж Истмен, после чего выстрелил себе в сердце. Он ушёл из жизни в возрасте 77 лет, но за это время заставил американцев по-новому взглянуть на себя и страну, пишет издание.
В 1880 году его компания Kodak изобрела первую любительскую камеру, почти стала монополистом на рынке плёнок широкого потребления и сотрудничала с Голливудом. Сам Истмен принимал у себя изобретателя Томаса Эдисона, а также финансировал колледжи, больницы и культурные центры послевоенного города Рочестера.

Ещё в первой половине 2000-х компании целиком принадлежал кампус Kodak Park площадью 486 га, а её валовая прибыль составляла $4,3 млрд. Сегодня же её расцвет позади, считает The Atlantic: часть зданий сдали в аренду, продали или снесли, а прибыль на 2019 год составила всего $182 млн.
Последние пять лет Kodak занималась фармацевтической промышленностью: производила неактивные наполнители для лекарств-дженериков, а теперь планирует расширяться и производить как исходное сырьё, так и целые лекарственные субстанции.
«Переосмыслить» бизнес компания решила во время пандемии, когда поняла, как сильно Америка зависит от иностранных поставщиков.The Atlantic
В 2020 году Kodak запланировала оборудовать лаборатории и создать около 360 рабочих мест, преимущественно в Рочестере. Но для этого ей понадобились инвестиции, поэтому в 2020 году она запросила $765 млн у Международной финансовой корпорации развития США.
Та согласилась рассмотреть заявку. В июле того же года поддержать Kodak решили и власти США. «Писатель Фицджеральд однажды сказал, что в жизни американцев не бывает вторых актов. Так вот Kodak докажет обратное — её второй акт станет одним из величайших в истории американской промышленности», — заявил советник Трампа Питер Наварро.
После в СМИ появилось множество новостей о будущей сделке, что спровоцировало интерес инвесторов — за сутки 79 тысяч пользователей биржи Robinhood купили акции Kodak. В результате их стоимость выросла на 2757%.

Сенатор Элизабет Уоррен обвинила компанию в том, что она преждевременно раскрыла журналистам детали переговоров — до официальной встречи с властями. Вместо того, чтобы публично признать ошибку, Kodak попросила издания удалить публикации и отказалась от комментариев.
Комиссия приостановила сделку, пользователи Reddit назвали Kodak мошенниками, а Наварро счёл действия руководства «наиглупейшими за всю историю компании».
«Неисправимая тупость» — так прокомментировал действия руководства Kodak Питер Наварро
Но Kodak всё равно остаётся одной из знаковых американских компаний в истории США, поскольку подарила стране множество изобретений и изменила её образ жизни, пишет издание.
«Отпуск без Kodak — отпуск впустую», или как компания создала феномен любительского фото
В 1888 году компания Истмена выпустила свой первый фотоаппарат — портативную камеру Kodak, которая напоминала буханку хлеба и продавалась вместе с бумажной фотоплёнкой на 100 кадров. Когда та заканчивалась, покупатель отправлял камеру производителю, а он проявлял её, печатал снимки и затем перезаряжал плёнку.

Истмен хотел популяризировать фотографию и доказать, что с его камерой справится любой. Для это компания изображала детей на рекламных плакатах со слоганом «Вы — жмёте на кнопку, мы — делаем всё остальное».

У изобретателя получилось, пишет издание. Kodak превратила любительскую фотографию в «национальный феномен» и новый способ делиться воспоминаниями: «Отпуск без Kodak — отпуск впустую», «Позволь Kodak рассказать за тебя», «Докажи это с Kodak».

Бизнес-модель Kodak, по словам The Atlantic, была незамысловатой: компания продавала десятки миллионов камер по доступной цене, чтобы потом годами зарабатывать на гораздо более прибыльном продукте — плёнке. Иногда она бесплатно раздавала устройства детям.