Пекинскую капусту локализуют
Компания «Экосалат» инвестирует миллиард рублей в мощности по хранению и переработке салатов открытого грунта, что позволит ей нарастить объемы производства в пять раз и стать лидером рынка
Еще несколько лет назад кочанный салат «айсберг» был фаворитом на полях Нуримановского района Башкирии, где в открытом грунте агрофирма «Экосалат», имея в активе 300 га, выращивает более полутора десятков видов салата, капусту, лук-порей, сельдерей. Но постепенно покупательский спрос вывел вперед другого лидера — пекинскую капусту, или, как ее по-свойски называют фермеры, «пекинку», которая в этом году займет 50% всего объема производства компании, а в следующем — до 60%. Вот так на фоне запоминающихся и по вкусу, и по виду салатов «романо», «лолло россо», «радиккьо», «эль марин», «тевион», «миретт» и «таймс» место на столе россиян завоевал скромный, нейтральный по вкусовой гамме китайский сорт.
Однако он не так прост, как кажется. В Поднебесной эту капусту называют пе-цай (петсай), и история листового овоща насчитывает пять тысяч лет. «Пекинка» популярна во всех азиатских кухнях, с ней готовят множество блюд — от знаменитой кимчи до жареных вариантов и разнообразных салатов. А с учетом того, что петсай неприхотлив в хранении (при температуре от двух до пяти градусов тепла спокойно лежит три месяца, тогда как срок хранения остальных салатов не превышает месяца), интересен он не только потребителям, но и продавцам: достаточно снять несколько увядших верхних листочков, и у кочана вновь отличный товарный вид.
Компания «Экосалат» с объемом выручки около 100 млн рублей решила запустить масштабный для рынка зелени проект — инвестировать около миллиарда рублей в строительство овощехранилищ и завода по переработке продукции. Проект уже одобрен правительством Башкирии и будет включен в перечень приоритетных с предоставлением государственной поддержки, налоговых преференций и возможности получения льготного займа. Сегодня «Экосалат» производит около 2000 тонн зеленой продукции в год, а имея хранилища, сможет реализовывать до 10 тыс. тонн, опередив нынешнего лидера, компанию «Дмитровские овощи», с ее объемом производства салатов открытого грунта около 3000 тонн.
По оценке аналитиков АПХ «ЭКО-культура», крупнейшего игрока на рынке тепличных овощей, потребление салата и зеленых групп в стране составляет 242 тыс. тонн, из которых 43% (104 тыс. тонн) приходится на кочанные салаты — основную культуру открытого грунта. Сегодня 70% кочанов импортируется из Ирана, Египта, Беларуси и Узбекистана. При выходе на заданные мощности «Экосалат» сможет занять до 10% рынка в данном сегменте, или треть отечественного производства. Насчет возможной конкуренции с импортом и другими российскими поставщиками в компании не переживают. «Весь наш объем спокойно уходит в торговые сети шести городов-миллионников: Уфы, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Москвы, Казани. Мы готовы к расширению поставок по всей России, тем более что у нас очень удобное географическое расположение, — рассказывает директор «Экосалата» Ольга Лопатина.
Покажи свои кочаны
Срок окупаемости вложенных в проект средств в «Экосалате» еще просчитывается, но предположительно он растянется на пять-десять лет. Строительство реализуется в три этапа, и в компании надеются, что реализация каждого из них значительно улучшит их финансовые возможности. В следующем году планируется запустить в эксплуатацию современные камеры хранения на 5000 тонн овощей. «И мы сразу вырастем в денежном объеме. Уже считали рентабельность, особенно в февралемарте, когда ценник идет вверх — например, огурцы продаются по 300 рублей, а салат будет стоить еще дороже. Но при этом — отличного качества, будто только что с поля», — говорят в компании. В 2025 году построят вторую очередь аналогичных по объему хранилищ, в 2026-м — цех по переработке и упаковке продукции.
В «Экосалате» пояснили, что для переработки салатов, а это мытье и фасовка, достаточно одной линии. Углубляться в данное направление они не намерены, однако не желают терять выгоду в тех случаях, когда часть собранного урожая не соответствует стандартам торговых сетей и отличные кочаны приходится сбывать оптовикам по бросовым ценам. «Магазины не берут мелкие кочаны весом 200 граммов. Мы сможем перерабатывать их самостоятельно и продавать не по 20 рублей, а по 150–200 за упаковку в 150 граммов — столько сейчас на полке стоят фасованные резаные салаты», — рассуждает Ольга Лопатина.
Основные каналы сбыта у «Экосалата» — федеральные торговые сети, такие как «Магнит», «Пятерочка», «Лента». «Наш салат всегда востребован: мы постоянно работаем над качеством. Сети это понимают и ждут, когда у нас начнется сезон, даже если им разово привозят товар другие поставщики», — поясняют в компании. Чтобы увеличить сезон поставок, «Экосалат» выращивает продукцию не только в Башкирии, но и в Краснодарском крае, на собственных землях площадью 20 га. «В итоге мы почти круглый год реализуем продукцию. Могли бы и больший урожай собирать, земли достаточно, но не хватает хранилищ, потому и затеяли этот проект», — комментирует директор.
Кроме ретейла компания поставляет зелень крупным переработчикам, таким как «Белая дача» и «Прованс», однако это сотрудничество не слишком выгодно. «Они очень ценник подгибают, хотят купить максимально дешево. Но отдавать за бесценок товар, в который вложено столько труда, не хочется», — рассказывает Лопатина. Что касается географии поставок, то рынок, на котором главным козырем является урожай, постоянно находится в движении. К примеру, в Москве сегодня удовлетворен спрос на салаты, «однако все зависит от того, кто сколько зелени собрал. Если урожай в этом регионе плохой, сети задействуют нас, и мы везем товар в дальние области. И весь рынок в итоге такой, плавающий».
До сих пор салаты открытого грунта практически не конкурировали с салатами закрытого грунта, которые выращиваются в теплицах. «По рентабельности производства это две разные бизнес-модели, которые нельзя сравнивать. Себестоимость салата в закрытом грунте выше, поэтому в теплицах мы летом салаты не выращиваем», — отмечает аналитик «ЭКО-культуры» Дарья Губская. Да и сорта для разных условий обычно подбирают разные: к примеру, для закрытого грунта характерны листовые салаты с нежной листовой пластинкой, а в открытом хорошо растут кочанные. Пекинская капуста, к примеру, вообще не переносит теплиц: болеет. При этом в открытом грунте под листовые салаты, как правило, отводят не более трети площадей.
В приоритете у отечественных производителей всегда были горшечные листовые салаты из теплиц, так как в этом сегменте практически нет импорта, за исключением мелколистных и экзотических сортов. На салаты в горшочках приходится 57% продаж в весовом и 42% — в рублевом эквиваленте, и они представлены крупными брендами, такими как «Московский», «Выборжец», «Долина солнца», «Зеленая линия», «ЭКО-культура». Однако, по словам Дарьи Губской, аналитики уже видят изменение тренда: рост сегмента горшечных салатов замедляется, а спрос перетекает в сторону кочанных разновидностей и мытой продукции.
Рисковый бизнес
«Один хороший год к четырем “не очень”» — так в «Экосалате» оценивают сельскохозяйственное счастье производителей овощей открытого грунта. Слишком много факторов, часто плохо прогнозируемых, влияют на конечный результат. «Взять, к примеру, прошлый год: все поставщики резко перешли на предоплату, выросла стоимость материалов, а когда мы собрали урожай — цены на салат упали. Это очень тяжелый бизнес, рисковый», — констатирует Ольга Лопатина, объясняя резкие колебания выручки, которая в 2021 году выросла почти на 200%, до 105 млн рублей, а в 2022 году сократилась на 25%, до 79 млн.
График 1 Бизнес "Экосалата" растет стремительно, хотя и нестабильно
При этом в компании — а в «Экосалате» выращиванием зелени в открытом грунте занимаются с 2012 года — на собственном опыте убедились, что бороться с подобной финансовой нестабильностью следует аккуратно. Например, попытки повысить урожайность за счет раннего начала посевной оказались неудачными. «Мы сейчас стараемся против погоды не идти — а когда-то шли, пытались залезть в поле раньше, и затраты наши были выше», — говорит Лопатина. Зато теперь сотрудники уверены, что важнейшие условия успеха — талант агронома и качество рассады. Вот ее они выращивают в теплицах, холят и лелеют, поливают фильтрованной водой.
К счастью, проблем с заказом импортных семян пока не возникает. Как сообщили в «ЭКО-культуре», сложности есть лишь с доставкой, поэтому крупные игроки делают заявки заранее, закладывая дополнительное время на транспортировку. Небольшие компании, такие как «Экосалат», закупают семена у российских импортеров. Но, по мнению Альбины Корягиной, партнера компании «НЭО Центр», производители салатов постепенно будут переходить на отечественные семена, хотя на сегодняшний день они проигрывают по урожайности, срокам хранения и товарности готовой продукции. Однако для российского семеноводства сохранены все меры поддержки, а Минсельхоз вместе с Минобрнауки прорабатывает варианты ускорения импортозамещения семенного материала.
Наибольший риск для «Экосалата» представляет, пожалуй, рынок труда, и на рабочую силу приходится больше всего затрат компании. «В основном используем ручной труд и способа минимизировать эти расходы пока не нашли. Можно сэкономить на пленке, удобрениях, семенах, но людей заменить нечем. Особенно они нужны для сезонных работ», — признается Ольга Лопатина. Впрочем, этим башкирская компания ничем не отличается от других сельхозпредприятий.
Хорошей новостью для производителей салатов является продолжение роста спроса на их продукцию. Основными «едоками» по-прежнему остаются крупные города: 30% всего объема поступает в Москву, 62% приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. По прогнозам «ГК Интерагро», потребление салатов в стране будет повышаться в среднем на 2% в год и к 2030 году увеличится на 25%. Таким образом, сегмент кочанных салатов вырастет примерно на 25 тыс. тонн, а значит, «Экосалат» легко впишется в рынок со своими новыми мощностями. Впрочем, эксперты прогнозируют и увеличение производства салатов в среднем по России на 9% ежегодно. Представляется, что эти цифры скорее относятся к тепличному сектору, который в последние годы переживал инвестиционный бум. Если же предприниматели заинтересуются выращиванием зелени в открытом грунте, следует ожидать активного вытеснения с рынка китайских кочанов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl