Пекинскую капусту локализуют
Компания «Экосалат» инвестирует миллиард рублей в мощности по хранению и переработке салатов открытого грунта, что позволит ей нарастить объемы производства в пять раз и стать лидером рынка

Еще несколько лет назад кочанный салат «айсберг» был фаворитом на полях Нуримановского района Башкирии, где в открытом грунте агрофирма «Экосалат», имея в активе 300 га, выращивает более полутора десятков видов салата, капусту, лук-порей, сельдерей. Но постепенно покупательский спрос вывел вперед другого лидера — пекинскую капусту, или, как ее по-свойски называют фермеры, «пекинку», которая в этом году займет 50% всего объема производства компании, а в следующем — до 60%. Вот так на фоне запоминающихся и по вкусу, и по виду салатов «романо», «лолло россо», «радиккьо», «эль марин», «тевион», «миретт» и «таймс» место на столе россиян завоевал скромный, нейтральный по вкусовой гамме китайский сорт.
Однако он не так прост, как кажется. В Поднебесной эту капусту называют пе-цай (петсай), и история листового овоща насчитывает пять тысяч лет. «Пекинка» популярна во всех азиатских кухнях, с ней готовят множество блюд — от знаменитой кимчи до жареных вариантов и разнообразных салатов. А с учетом того, что петсай неприхотлив в хранении (при температуре от двух до пяти градусов тепла спокойно лежит три месяца, тогда как срок хранения остальных салатов не превышает месяца), интересен он не только потребителям, но и продавцам: достаточно снять несколько увядших верхних листочков, и у кочана вновь отличный товарный вид.
Компания «Экосалат» с объемом выручки около 100 млн рублей решила запустить масштабный для рынка зелени проект — инвестировать около миллиарда рублей в строительство овощехранилищ и завода по переработке продукции. Проект уже одобрен правительством Башкирии и будет включен в перечень приоритетных с предоставлением государственной поддержки, налоговых преференций и возможности получения льготного займа. Сегодня «Экосалат» производит около 2000 тонн зеленой продукции в год, а имея хранилища, сможет реализовывать до 10 тыс. тонн, опередив нынешнего лидера, компанию «Дмитровские овощи», с ее объемом производства салатов открытого грунта около 3000 тонн.
По оценке аналитиков АПХ «ЭКО-культура», крупнейшего игрока на рынке тепличных овощей, потребление салата и зеленых групп в стране составляет 242 тыс. тонн, из которых 43% (104 тыс. тонн) приходится на кочанные салаты — основную культуру открытого грунта. Сегодня 70% кочанов импортируется из Ирана, Египта, Беларуси и Узбекистана. При выходе на заданные мощности «Экосалат» сможет занять до 10% рынка в данном сегменте, или треть отечественного производства. Насчет возможной конкуренции с импортом и другими российскими поставщиками в компании не переживают. «Весь наш объем спокойно уходит в торговые сети шести городов-миллионников: Уфы, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Москвы, Казани. Мы готовы к расширению поставок по всей России, тем более что у нас очень удобное географическое расположение, — рассказывает директор «Экосалата» Ольга Лопатина.
Покажи свои кочаны
Срок окупаемости вложенных в проект средств в «Экосалате» еще просчитывается, но предположительно он растянется на пять-десять лет. Строительство реализуется в три этапа, и в компании надеются, что реализация каждого из них значительно улучшит их финансовые возможности. В следующем году планируется запустить в эксплуатацию современные камеры хранения на 5000 тонн овощей. «И мы сразу вырастем в денежном объеме. Уже считали рентабельность, особенно в февралемарте, когда ценник идет вверх — например, огурцы продаются по 300 рублей, а салат будет стоить еще дороже. Но при этом — отличного качества, будто только что с поля», — говорят в компании. В 2025 году построят вторую очередь аналогичных по объему хранилищ, в 2026-м — цех по переработке