Порядка 70% мирового торгового флота зарегистрировано под удобными флагами

ЭкспертОбщество

Отрезали руку

Императору Петру Великому приписывают слова, что государь без флота имеет только одну руку. Прошедшая неделя наглядно продемонстрировала правоту этих слов и для торгового флота. Как выяснилось, без него полноценного суверенитета не получается.

Напомним, что крупнейшие операторы морских контейнерных перевозок отказались от сотрудничества с российскими компаниями, попавшими в санкционный список США.

Базирующаяся в Дании Maersk сообщила, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подсанкционным компаниям. Фактически это означает отказ от сотрудничества. Ситуация особенно примечательна тем, что еще в 2016 году Maersk и российский производитель алюминия «Русал» (один из основных фигурантов последнего американского санкционного списка) заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Но как оказалось, перед лицом Госдепа США никакие соглашения с западными партнерами силы не имеют.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о намерении разорвать отношения с российским компаниями, попавшими под американские санкции.

В компании утверждают, что она «ведет внимательный мониторинг всех санкционных мер, введенных правительством США… MSC немедленно дала инструкции агентствам по всему миру не заключать какие-либо новые контракты с участием лиц, названных США в соответствии с санкционной программой». Кроме того, компания «пересматривает также нынешние деловые отношения, чтобы проверить, не затронуты ли они этими последними поправками, в соответствии с графиком, установленным правительством США».

На эти две компании приходится свыше 42% мировых морских контейнерных перевозок. И в перспективе ситуация с такими перевозками может стать еще хуже: в целом западные операторы контролируют сейчас до 90% рынка. Поскольку здесь преобладает практика долларовых платежей, а США в силу размера их потребительского рынка имеют огромное значение для контейнерных перевозок, к тесному кругу «отказников» могут присоединиться и другие западные морские контейнерные операторы.

В связи с проблемами на море появились определенные трудности и на суше. Гендиректор «Трансконтейнера» (эксклюзивного партнера алюминиевой компании по железнодорожным контейнерным перевозкам на экспорт) Петр Баскаков уже отметил снижение объемов погрузки продукции «Русала»: «Они пока не знают, что происходит, поэтому все перевозки приостановлены. Из трех тысяч контейнеров в месяц мы перевезли около семисот. Пока объемы перевозок в экспортном сообщении приостановлены».

Сам по себе демарш контейнерных операторов для «Русала» не слишком критичен. Объем контейнеризованного грузопотока компании через ту же Maersk оценивался на уровне 10 тыс. контейнеров в год, как правило в восточном направлении: от заводов в Сибири к портам Дальнего Востока. В массовом выражении это не более 150 тыс. тонн при общем объеме экспорта компании порядка 3 млн тонн в год.

К тому же «Русал» уже ведет переговоры с китайцами с целью обсуждения возможности покупать у них глинозем и продавать им алюминий. С учетом наличия сухопутной границы козни Maersk здесь можно обойти.

Но с тем же успехом ограничения контейнерных операторов могут быть распространены на любую другую компанию России в какой угодно отрасли. А за контейнерными операторами могут последовать судоходные компании, оперирующие и иными типами судов.

В настоящее время порядка 70% мирового торгового флота (по водоизмещению) зарегистрировано под так называемыми удобными флагами. Поэтому формально лидирующие позиции в мировом флоте сегодня занимают такие «великие» державы, как Панама, Либерия и Маршалловы Острова. В России ситуация аналогичная: на начало 2017 года 68% дедвейта флота отечественных судовладельцев было зарегистрировано под иностранными флагами.

Но и с учетом «левых» флагов российский торговый флот сам по себе невелик. По оценкам экспертов, в мировом рейтинге по суммарному водоизмещению судов (20,3 млн тонн) России находится лишь на 19-м месте, причем даже эта позиция достигается главным образом за счет танкерного флота. Что же касается балкеров и контейнеровозов, то их суммарное водоизмещение у отечественных судовладельцев настолько ничтожно, что не способно удовлетворить потребности даже российской экономики.

По данным Росморречфлота, перевалка только контейнерных грузов в портах России в 2017 году превысила 48 млн тонн. И этот объем оказывается отдан на милость Госдепа США, который в любой момент росчерком пера может ввести самую натуральную торговую блокаду в отношении России.

Столь же сложна ситуация со страхованием морских грузоперевозок. Доля России оценивается на этом рынке (включая каботаж) на уровне не более 1,5%, у Китая она в пределах 10%, при безраздельном доминировании западных страховщиков.

Решение описанных проблем требует развития собственного торгового флота, желательно под российской юрисдикцией, и собственного же страхового рынка. И это вопрос даже не «Русала» — это вопрос суверенитета и национальной безопасности.

В 2011 году был принят закон «О поддержке судостроения и судоходства». Введенные меры принесли свои плоды: дедвейт судов под флагом России за эти годы вырос более чем вдвое. Но этого слишком мало, а ситуация с сухогрузами по-прежнему катастрофическая.

Водоизмещение торгового флота по фактическому размещению судовладельца

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беспилотники ускоряются Беспилотники ускоряются

Самарская область намерена стать лидером в производстве беспилотников

Эксперт
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Контуры многополярного мира проступили в Эмиратах Контуры многополярного мира проступили в Эмиратах

Какой окажется следующая битва за глобальный Юг?

Монокль
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить

Психолог рассказывает о природе женственности и сексуальности

Psychologies
Обманчивая красота чисел: почему не стоит так доверять цифрам при принятии решений Обманчивая красота чисел: почему не стоит так доверять цифрам при принятии решений

Как не попасть в ловушку чисел в мире, который состоит из них

Forbes
Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях

Он обещал встретиться в выходные и «слился», сославшись на форс-мажор?

VOICE
Как социальные контакты могут сохранить здоровье вас и вашего мозга Как социальные контакты могут сохранить здоровье вас и вашего мозга

Почему быть социально активным — важный фактор здоровой жизни

ТехИнсайдер
Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор» Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор»

Евгений Цыганов — о Мастере и своей роли рефлексирующего сноба

Ведомости
Как проверить, что ИИ достиг уровня интеллекта человека Как проверить, что ИИ достиг уровня интеллекта человека

Как понять, на каком уровне развития находится искусственный интеллект?

ТехИнсайдер
Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа

Противовирусная терапия не влияет на смертность при нетяжелом течении гриппа

N+1
Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край

Кавказ хранит много тайн, и далеко не все они открываются путешественникам

Караван историй
Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Альфрид Лэнгле — Forbes: «Кризис должен быть стимулом проживать жизнь по максимуму» Альфрид Лэнгле — Forbes: «Кризис должен быть стимулом проживать жизнь по максимуму»

Как справиться с чувством беспомощности? Объясняет Альфрид Лэнгле

Forbes
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Самый грустный день в году: что такое «синий понедельник» Самый грустный день в году: что такое «синий понедельник»

Действительно ли существует самый грустный понедельник в году?

Psychologies
Совы не то, чем кажутся: почему современное кино нельзя представить без Дэвида Линча Совы не то, чем кажутся: почему современное кино нельзя представить без Дэвида Линча

Как Линч стал одним из величайших режиссеров XX и XXI века

Forbes
Мария Каллас. Обманутые надежды Мария Каллас. Обманутые надежды

У тебя могут быть талант, слава и деньги, но они не сделают тебя счастливой

Караван историй
Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы

Какова же средняя продолжительность жизни собак разных пород?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении