Порядка 70% мирового торгового флота зарегистрировано под удобными флагами

ЭкспертОбщество

Отрезали руку

Императору Петру Великому приписывают слова, что государь без флота имеет только одну руку. Прошедшая неделя наглядно продемонстрировала правоту этих слов и для торгового флота. Как выяснилось, без него полноценного суверенитета не получается.

Напомним, что крупнейшие операторы морских контейнерных перевозок отказались от сотрудничества с российскими компаниями, попавшими в санкционный список США.

Базирующаяся в Дании Maersk сообщила, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подсанкционным компаниям. Фактически это означает отказ от сотрудничества. Ситуация особенно примечательна тем, что еще в 2016 году Maersk и российский производитель алюминия «Русал» (один из основных фигурантов последнего американского санкционного списка) заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Но как оказалось, перед лицом Госдепа США никакие соглашения с западными партнерами силы не имеют.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о намерении разорвать отношения с российским компаниями, попавшими под американские санкции.

В компании утверждают, что она «ведет внимательный мониторинг всех санкционных мер, введенных правительством США… MSC немедленно дала инструкции агентствам по всему миру не заключать какие-либо новые контракты с участием лиц, названных США в соответствии с санкционной программой». Кроме того, компания «пересматривает также нынешние деловые отношения, чтобы проверить, не затронуты ли они этими последними поправками, в соответствии с графиком, установленным правительством США».

На эти две компании приходится свыше 42% мировых морских контейнерных перевозок. И в перспективе ситуация с такими перевозками может стать еще хуже: в целом западные операторы контролируют сейчас до 90% рынка. Поскольку здесь преобладает практика долларовых платежей, а США в силу размера их потребительского рынка имеют огромное значение для контейнерных перевозок, к тесному кругу «отказников» могут присоединиться и другие западные морские контейнерные операторы.

В связи с проблемами на море появились определенные трудности и на суше. Гендиректор «Трансконтейнера» (эксклюзивного партнера алюминиевой компании по железнодорожным контейнерным перевозкам на экспорт) Петр Баскаков уже отметил снижение объемов погрузки продукции «Русала»: «Они пока не знают, что происходит, поэтому все перевозки приостановлены. Из трех тысяч контейнеров в месяц мы перевезли около семисот. Пока объемы перевозок в экспортном сообщении приостановлены».

Сам по себе демарш контейнерных операторов для «Русала» не слишком критичен. Объем контейнеризованного грузопотока компании через ту же Maersk оценивался на уровне 10 тыс. контейнеров в год, как правило в восточном направлении: от заводов в Сибири к портам Дальнего Востока. В массовом выражении это не более 150 тыс. тонн при общем объеме экспорта компании порядка 3 млн тонн в год.

К тому же «Русал» уже ведет переговоры с китайцами с целью обсуждения возможности покупать у них глинозем и продавать им алюминий. С учетом наличия сухопутной границы козни Maersk здесь можно обойти.

Но с тем же успехом ограничения контейнерных операторов могут быть распространены на любую другую компанию России в какой угодно отрасли. А за контейнерными операторами могут последовать судоходные компании, оперирующие и иными типами судов.

В настоящее время порядка 70% мирового торгового флота (по водоизмещению) зарегистрировано под так называемыми удобными флагами. Поэтому формально лидирующие позиции в мировом флоте сегодня занимают такие «великие» державы, как Панама, Либерия и Маршалловы Острова. В России ситуация аналогичная: на начало 2017 года 68% дедвейта флота отечественных судовладельцев было зарегистрировано под иностранными флагами.

Но и с учетом «левых» флагов российский торговый флот сам по себе невелик. По оценкам экспертов, в мировом рейтинге по суммарному водоизмещению судов (20,3 млн тонн) России находится лишь на 19-м месте, причем даже эта позиция достигается главным образом за счет танкерного флота. Что же касается балкеров и контейнеровозов, то их суммарное водоизмещение у отечественных судовладельцев настолько ничтожно, что не способно удовлетворить потребности даже российской экономики.

По данным Росморречфлота, перевалка только контейнерных грузов в портах России в 2017 году превысила 48 млн тонн. И этот объем оказывается отдан на милость Госдепа США, который в любой момент росчерком пера может ввести самую натуральную торговую блокаду в отношении России.

Столь же сложна ситуация со страхованием морских грузоперевозок. Доля России оценивается на этом рынке (включая каботаж) на уровне не более 1,5%, у Китая она в пределах 10%, при безраздельном доминировании западных страховщиков.

Решение описанных проблем требует развития собственного торгового флота, желательно под российской юрисдикцией, и собственного же страхового рынка. И это вопрос даже не «Русала» — это вопрос суверенитета и национальной безопасности.

В 2011 году был принят закон «О поддержке судостроения и судоходства». Введенные меры принесли свои плоды: дедвейт судов под флагом России за эти годы вырос более чем вдвое. Но этого слишком мало, а ситуация с сухогрузами по-прежнему катастрофическая.

Водоизмещение торгового флота по фактическому размещению судовладельца

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский клуб vs Римский клуб Русский клуб vs Римский клуб

Что может предложить Россия на пути созидательного устойчивого развития

Эксперт
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Армения: между историей и реальностью Армения: между историей и реальностью

Куда заведет Армению прозападный гамбит Никола Пашиняна

Монокль
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает

Как связаны глобальная экономика и снижение рождаемости?

Inc.
Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств

Как понять, что вместо свиданий вам предлагают инвестиционный скам?

Forbes
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Анна Большова: «Сейчас я думаю: «Сколько упущено! Сколько надо было сказать Николаю Петровичу...» Анна Большова: «Сейчас я думаю: «Сколько упущено! Сколько надо было сказать Николаю Петровичу...»

Караченцов был невероятно демократичным, как бы свой парень, душа нараспашку

Коллекция. Караван историй
«Робею перед такими сочными красками»: почему мы боимся яркого макияжа «Робею перед такими сочными красками»: почему мы боимся яркого макияжа

Почему девушки порой стесняются даже красной помады?

Psychologies
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться

Как проявляется кризис среднего возраста и что поможет его пережить

Forbes
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Типология энергетических вампиров: как не стать жертвой Типология энергетических вампиров: как не стать жертвой

Энергетические вампиры — кто они и что задумали?

Psychologies
«Очарованный принц». Что делать, если ребенок бессовестно льстит и манипулирует «Очарованный принц». Что делать, если ребенок бессовестно льстит и манипулирует

Как дети льстят и манипулируют, и что с этим делать

СНОБ
Идеи для девичника: как провести время с подругами Идеи для девичника: как провести время с подругами

Как организовать девичник так, чтобы он запомнился и понравился всем участникам?

Здоровье
Открыть в приложении