Порядка 70% мирового торгового флота зарегистрировано под удобными флагами

ЭкспертОбщество

Отрезали руку

Императору Петру Великому приписывают слова, что государь без флота имеет только одну руку. Прошедшая неделя наглядно продемонстрировала правоту этих слов и для торгового флота. Как выяснилось, без него полноценного суверенитета не получается.

Напомним, что крупнейшие операторы морских контейнерных перевозок отказались от сотрудничества с российскими компаниями, попавшими в санкционный список США.

Базирующаяся в Дании Maersk сообщила, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подсанкционным компаниям. Фактически это означает отказ от сотрудничества. Ситуация особенно примечательна тем, что еще в 2016 году Maersk и российский производитель алюминия «Русал» (один из основных фигурантов последнего американского санкционного списка) заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Но как оказалось, перед лицом Госдепа США никакие соглашения с западными партнерами силы не имеют.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о намерении разорвать отношения с российским компаниями, попавшими под американские санкции.

В компании утверждают, что она «ведет внимательный мониторинг всех санкционных мер, введенных правительством США… MSC немедленно дала инструкции агентствам по всему миру не заключать какие-либо новые контракты с участием лиц, названных США в соответствии с санкционной программой». Кроме того, компания «пересматривает также нынешние деловые отношения, чтобы проверить, не затронуты ли они этими последними поправками, в соответствии с графиком, установленным правительством США».

На эти две компании приходится свыше 42% мировых морских контейнерных перевозок. И в перспективе ситуация с такими перевозками может стать еще хуже: в целом западные операторы контролируют сейчас до 90% рынка. Поскольку здесь преобладает практика долларовых платежей, а США в силу размера их потребительского рынка имеют огромное значение для контейнерных перевозок, к тесному кругу «отказников» могут присоединиться и другие западные морские контейнерные операторы.

В связи с проблемами на море появились определенные трудности и на суше. Гендиректор «Трансконтейнера» (эксклюзивного партнера алюминиевой компании по железнодорожным контейнерным перевозкам на экспорт) Петр Баскаков уже отметил снижение объемов погрузки продукции «Русала»: «Они пока не знают, что происходит, поэтому все перевозки приостановлены. Из трех тысяч контейнеров в месяц мы перевезли около семисот. Пока объемы перевозок в экспортном сообщении приостановлены».

Сам по себе демарш контейнерных операторов для «Русала» не слишком критичен. Объем контейнеризованного грузопотока компании через ту же Maersk оценивался на уровне 10 тыс. контейнеров в год, как правило в восточном направлении: от заводов в Сибири к портам Дальнего Востока. В массовом выражении это не более 150 тыс. тонн при общем объеме экспорта компании порядка 3 млн тонн в год.

К тому же «Русал» уже ведет переговоры с китайцами с целью обсуждения возможности покупать у них глинозем и продавать им алюминий. С учетом наличия сухопутной границы козни Maersk здесь можно обойти.

Но с тем же успехом ограничения контейнерных операторов могут быть распространены на любую другую компанию России в какой угодно отрасли. А за контейнерными операторами могут последовать судоходные компании, оперирующие и иными типами судов.

В настоящее время порядка 70% мирового торгового флота (по водоизмещению) зарегистрировано под так называемыми удобными флагами. Поэтому формально лидирующие позиции в мировом флоте сегодня занимают такие «великие» державы, как Панама, Либерия и Маршалловы Острова. В России ситуация аналогичная: на начало 2017 года 68% дедвейта флота отечественных судовладельцев было зарегистрировано под иностранными флагами.

Но и с учетом «левых» флагов российский торговый флот сам по себе невелик. По оценкам экспертов, в мировом рейтинге по суммарному водоизмещению судов (20,3 млн тонн) России находится лишь на 19-м месте, причем даже эта позиция достигается главным образом за счет танкерного флота. Что же касается балкеров и контейнеровозов, то их суммарное водоизмещение у отечественных судовладельцев настолько ничтожно, что не способно удовлетворить потребности даже российской экономики.

По данным Росморречфлота, перевалка только контейнерных грузов в портах России в 2017 году превысила 48 млн тонн. И этот объем оказывается отдан на милость Госдепа США, который в любой момент росчерком пера может ввести самую натуральную торговую блокаду в отношении России.

Столь же сложна ситуация со страхованием морских грузоперевозок. Доля России оценивается на этом рынке (включая каботаж) на уровне не более 1,5%, у Китая она в пределах 10%, при безраздельном доминировании западных страховщиков.

Решение описанных проблем требует развития собственного торгового флота, желательно под российской юрисдикцией, и собственного же страхового рынка. И это вопрос даже не «Русала» — это вопрос суверенитета и национальной безопасности.

В 2011 году был принят закон «О поддержке судостроения и судоходства». Введенные меры принесли свои плоды: дедвейт судов под флагом России за эти годы вырос более чем вдвое. Но этого слишком мало, а ситуация с сухогрузами по-прежнему катастрофическая.

Водоизмещение торгового флота по фактическому размещению судовладельца

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Китай открыл ворота для русской свинины Китай открыл ворота для русской свинины

Открытие китайского рынка позволит России за три года удвоить экспорт свинины

Эксперт
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Проклятье отсталости и разворот фортуны Проклятье отсталости и разворот фортуны

Масштабная попытка анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами

Монокль
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Технопарад Технопарад

Открытие кольца Земли, электрический автожир и чип для определения заболеваний

ТехИнсайдер
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Открыть в приложении