Санкции привели к серьезным препятствиям в научном общении

ЭкспертНаука

Отключение от научной сети

Санкции привели к серьезным, но пока преодолимым препятствиям в научном общении и в доступе к научной информации. И все же необходимы усилия, соразмерные вызовам

Виталий Лейбин

Международное сотрудничество для создания термоядерного реактора ИТЭР продолжается. AP/TASS

На прошлой неделе стало известно, что международная база научной информации Web of Science перестала быть доступной в России. Ранее она позволяла российским ученым знакомиться с результатами работы коллег (без чего невозможно работать на современном уровне), а эксперты и управленцы оценивали рейтинги цитируемости отдельных исследователей, научных институтов и университетов. Блокировка Web of Science не приведет к коллапсу российской науки, благо есть другие базы данных. Имеется, в конце концов, «пиратская» система Sci-Hub, созданная еще в 2011 году российской активисткой Александрой Элбакян. Тем не менее доступ к научной информации — вещь настолько серьезная, что требуется масштабное реагирование на уровне страны.

Ответа нет

Вице-президент Российский академии наук Алексей Хохлов, комментируя закрытие Web of Science для российских ученых, заявил, что для отечественной науки необходимо создать собственный поисковик научной информации, который восполнит потери:

«1. Я сожалею. Сервис был удобный. Я так понимаю, что на компанию Clarivate Analytics, которая ведет Web of Science, было оказано давление.

2. Разумеется, ни о какой блокировке доступа российских ученых к мировой научной информации речи не идет. В современном мире это невозможно. Кто ищет, тот всегда найдет.

3. Очень актуальной становится задача создания российского поисковика в море научной информации. Мне кажется, что ближе всего к решению этой задачи сейчас находится Научная электронная библиотека elibrary.

4. Определенные надежды можно связывать и с Российским центром научной информации (преемником РФФИ). Это для них реальная и полезная для научного сообщества задача (а не то, что они написали в недавно вывешенном на regulation проекте устава)».

Вице-президент РАН Алексей Хохлов. Николай Галкин/ТАСС

Вопрос о создании Российского центра научной информации (РЦНИ) в конце апреля стал предметом публичного конфликта между РАН и Министерством науки и высшего образования. РЦНИ создается на базе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) — старейшего грантового фонда, который в начале прошлого года перестал объявлять новые конкурсы и его проекты попытались заместить проектами Российского научного фонда (РНФ). Еще тогда сворачивание программ РФФИ не вызвало понимания в научной среде: непонятно, зачем уничтожать то, что давно и хорошо работает, и глупо терять накопленные в РФФИ компетенции.

«Исходно было понимание, что РФФИ, который был полезен и нужен, будет преобразовываться в Российский центр научной информации, — пояснил в интервью “Эксперту” Алексей Хохлов. — Есть чем заниматься — например, доступом к научной информации, реферативными базами, созданием платформы российских журналов в открытом доступе».

Однако в опубликованный проект устава РЦНИ не попали всем понятные задачи организации доступа к научной информации и частичного импортозамещения научной прессы. Зато попал почти весь функционал РАН. На это в ходе консультаций с Министерством науки и образования обратили внимание академики и вроде бы нашли понимание в министерстве — документ поначалу даже решили доработать. Однако проект, который РАН не согласовала, все же был опубликован без изменений. «Экспертная деятельность, которую сможет осуществлять РЦНИ, будет лишь дополнительной по отношению к экспертизе научно-технических программ и проектов, осуществляемой РАН», — успокаивают в Минобрнауки.

«Пока мало что поменялось в управлении наукой после 24 февраля», — заявил Хохлов «Эксперту». Еще в начале апреля он рассказывал, что между учеными и правительством проходят консультации и по теме участия Академии в решении срочных задач технологического импортозамещения, и по теме дебюрократизации управления наукой (см. «Дать науке свободу», «Эксперт» № 14 за 2022 год). Задолго до объявления западных санкций российская наука находилась в условиях искусственной бюрократической самоизоляции; из-за этого, например, реактивы и расходные материалы для научных исследований, которые западные ученые получали в течение суток после заказа, отечественные лаборатории ждали месяцами. Одно только это, без учета прочих факторов, уже программирует отставание в экспериментальных отраслях науки. Была надежда, что санкции вынудят пойти на радикальное упрощение как минимум закупок и отчетности в науке.

«Масштабной дебюрократизации пока не произошло, — говорит Алексей Хохлов. — Единственное принятое на сегодняшний день решение связано с тем, что для оценки научных результатов не обязательны публикации, которые индексируются в международных базах Web of Science и Scopus. Но, с моей точки зрения, это было не самое срочное решение, поскольку статьи, написанные российскими авторами, пока принимаются в высокорейтинговые иностранные журналы».

Будет ли бойкот

Тем временем блокада российской науки усиливается.

«На личном уровне все всё понимают, но попытки реально что-то сделать встречают препятствия, — сетует профессор “Сколково”, химик-кристаллограф Артем Оганов. — Пока реального бойкота российской науки нет, наши статьи выходят в международных журналах; официально отказали только второсортные журналы (журналы открытого доступа, за публикацию в которых авторы должны заплатить, что сейчас технически невозможно, и которые как раз имеет смысл заменить российскими аналогами. — “Эксперт”). Но чувствуется, что бойкот становится все более возможным».

Профессор Сколтеха Артем Оганов. Николай Галкин/Фотохост-агентство ТАСС

На сегодняшний момент все западные страны прекратили контакты с российскими научными организациями. Для наших ученых, в частности, закрыт доступ на международные экспериментальные установки, в числе прочего и те, в которые россияне внесли существенный научный и финансовый вклад — например, в Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН). Разорвано партнерство в крупных космических проектах — европейском «ЭкзоМарс-2022» и российском «Спектр-РГ». Сотрудничество в создании термоядерного реактора ИТЭР во Франции пока продолжается, но это, возможно, последний крупный научный проект, где российские ученые и инженеры все еще работают вместе с западными.

Прерываются даже личные контакты. «Хочется верить, что это слухи или отдельные эксцессы, но поступают сообщения, что ученым в Финляндии запрещают даже писать электронные письма российским коллегам, — рассказывает Артем Оганов. — Британское Королевское химическое общество, в котором я состою, не может мне прислать экземпляры моей же книги, выпущенной издательством общества, не может перечислить мне гонорары. Правда, довольно благородно с их стороны, что они смогли зачесть мне членский взнос, который в этом году я по понятным причинам внести не могу».

Российские и западные ученые на личном уровне пытаются сохранить былые взаимоотношения, но успехи на этом пути крайне скромны. Большинство попыток наталкивается на бетонную стену, возводимую политиками.

Артем Оганов вместе с известным биологом, профессором Университета Осло (Норвегия) Нильсом Стенсетом написали письмо в редакцию авторитетного научного журнала Nature с призывом не скатываться до полного бойкота российской науки западными коллегами: «В трудные времена, которые мы сейчас переживаем, ученые должны продолжать поддерживать контакты друг с другом и держать двери открытыми даже тогда, когда дипломаты уже попытались их закрыть»…

В редакции Nature ученым ответили, что публикация подобного письма их не интересует — посоветовали другое издание, которое, по словам Оганова, и вовсе не отвечает.

Десятилетие науки

Указом президента от 25 апреля ближайшие десять лет в России объявлены десятилетием науки и технологий. Несмотря на геополитический кризис, руководство страны показывает, что думает о технологическом будущем страны.

«Объявлено десятилетие науки и технологий. Наверное, это неплохо — главное, чтобы что-то делалось, — говорит Артем Оганов. — Объявлен курс на импортозамещение, и это важно. Но на недавно состоявшейся встрече руководителей государства с учеными прозвучал довольно тревожный сигнал. Было объявлено, что абсолютным приоритетом является решение текущих задач страны, а фундаментальные проблемы становятся второстепенными. На коротком этапе это допустимо, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе, конечно, без фундаментальной науки решение каких бы то ни было практических задач невозможно. Я надеюсь, руководство страны это понимает. И конечно, хотелось бы верить, что определенная либерализация и дебюрократизация в управлении наукой все же произойдут».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем Приштина усиливает давление на Белград Зачем Приштина усиливает давление на Белград

Приштина нацелена окончательно решить косовский вопрос в свою пользу

Эксперт
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Завтрак у Феликсова Завтрак у Феликсова

В чем секрет успешного проекта на стыке ретейла и общепита?

Эксперт
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Госсовет: 22 года в архитектуре российской власти Госсовет: 22 года в архитектуре российской власти

Какую роль в системе российской власти играет Госсовет?

Эксперт
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Матрица обмена компетенциями Матрица обмена компетенциями

На российском рынке можно создать масштабную медицинскую компанию

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком

Как онкопсихологи помогают обеспечить комплексный подход к лечению рака

Psychologies
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Три героя Три героя

Ода троечникам и их образу мышления

Men Today
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении