В Рособрнадзоре обсуждают «отказ от пятибалльной системы оценок»

ЭкспертОбщество

О пустословии

Александр Привалов

За каникулы произошло несколько событий, важных для отечественного образования, — событий, честно говоря, вполне ожидаемых, но от этого не менее грустных. Самое осязаемое из них — завершён передел полномочий. Премьер Медведев утвердил положения о новоиспечённых министерствах (науки и высшего образования — и просвещения) и независимом от них Рособрнадзоре. В соответствии с этими документами именно Рособрнадзор оказывается ключевым игроком в образовательной сфере. Так, это ведомство будет и готовить, и проводить все основные виды аттестаций в школе (ЕГЭ, ГИА и ВПР), то есть держать в руках все реальные рычаги управления школой. Вузы, с другой стороны, лишаются какого-либо влияния на содержание и критерии своего входного потока: они принимают студентов по оценкам, которые выставляет Рособрнадзор за выполнение им же составленных заданий. При этом решительно никакой ответственности за результаты обучения что в школе, что в вузе Рособрнадзор не несёт. Оба министерства разрабатывают для своих подопечных стандарты и программы, но проверять выполнение этих стандартов и программ оба не имеют права — проверять может, опять же, лишь Рособрнадзор — в меру своего, а не авторского разумения. Зато «мониторить» образовательные учреждения имеют право обе стороны — школам и вузам приготовиться к удвоению отчётности. Педвузы, вопреки здравому смыслу, Минпросу не достались, хотя как отвечать за школы, не имея влияния на подготовку учителей, не знает никто. Всё это какой-то бездонный управленческий абсурд, подобного которому я и припомнить не могу.

В его свете выглядит очень характерной мимолётная дискуссия последних дней о системе оценок. В Рособрнадзоре, оказывается, обсуждают «отказ от пятибалльной системы оценок» — об этом публично заявил замглавы ведомства Музаев: мол, нынешняя система устарела «и к тому же на самом деле является даже не пятибалльной, а четырёхбалльной». Министр просвещения Васильева выступила против: «Пятибалльная система у нас существует уже 75 лет (на самом деле, гораздо дольше. — А. П.). Она традиционная для нашей страны», —– и отметила, что никаких предложений по этому вопросу в ведомство не поступало. Ольга Юрьевна, конечно, права: только заменой пяти баллов на двенадцать и развлекаться сейчас в нашей деградирующей школе, — но вот мнением её ведомства по этому (и, увы, не только по этому) вопросу Рособрнадзор теперь интересоваться не очень-то и обязан. Как захочет, так и будет оценивать.

Напомню, два года назад выстроенная реформаторами нашего образования герметичная система подверглась атаке: был назначен новый министр не из их устоявшейся компании. Г-жа Васильева сделала несколько шагов, несовместимых с идеологией и практикой реформаторов — прежде всего по части содержания школьных курсов, — и монополия на принятие решений, двадцать лет принадлежавшая, упрощённо говоря, ВШЭ с присными, стала уплывать. Последовали жёсткие контрмеры. Снять Васильеву пока не удалось, поскольку и на её стороне есть влиятельные люди, зато удалось её вчистую переиграть аппаратно, лишив львиной доли полномочий. Что при этом резко ухудшена система управления образованием, мало кого заботит — зато принимать содержательные решения снова будут те же самые вечные реформаторы.

Так вот, за время каникул они сделали громкую заявку о своих намерениях. До сих пор публике было известно только одно: что в образовании грядёт цифровизация. Идея эта весьма сомнительна. Во многих серьёзных странах электронные гаджеты просто запрещены в младших и средних классах всех (как во Франции или Германии) или большинства (как в Англии или Японии) школ: там считают, что гаджеты эти вредны детям, и имеют на то основания. Непонятно, зачем нам так отчаянно бежать впереди паровоза хоть с тем же проектом МЭШ (Московская электронная школа), который, по обычной манере наших реформаторов, до всяких экспериментов и экспертиз охватывает уже сотни школ. Ещё менее понятно, зачем отнюдь не купающимся в роскоши школам тратить 500 млрд рублей на электронные системы распознавания лиц, которые, мол, «серьезно повысят безопасность школьников», — план, к которому бездна вопросов, от технических до правовых. Свежий человек не видит в таких затеях ничего, кроме страсти к освоению больших бюджетов. Но это, по-видимому, неизбежное зло: о цифровизации как о столбовой дороге прогресса говорят сейчас сто пять чиновников из ста — и редко удаётся предположить, что эти разговоры осмысленнее, чем в случае с образованием.

В начале августа нам рассказали больше. Группа реформаторов образования, возглавляемая Кузьминовым и финансируемая Грефом, выкатила доклад «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». Я, честное слово, собирался вкратце изложить здесь содержание этого труда, но сейчас вижу, что не могу. Не могу в очередной раз пересказывать всё то же пустословие, которое слышу от всё тех же людей невесть который год. Компетенции и компетентности, универсальные и специфические, грамотность базовая и какая-то ещё, и всё это без конца, и ни одна фраза — уверенно говорю, ни одна! — не имеет сколько-нибудь внятной проекции на живую жизнь в живой школе; ни из чего не сварганишь хороший ли, плохой — хоть какой-нибудь инструмент. Всю суть этой бумаги сформулировал близкий к авторам профессор Болотов из ВШЭ: «Я, может быть, грубо скажу, но “тупая” память больше не нужна. Всегда можно, как говорят дети, “погуглить” и найти любую формулу, любой факт». И бесполезно говорить, что от «тупой» памяти большого проку и раньше не было, что и дети прошлого века могли любой факт «поброкгаузить» или «побританнить». Вывод уже сделан: какие школа даёт конкретные знания, не важно. Надо прививать детям навыки критического и креативного мышления, да коммуникацию с кооперацией и вообще soft skills — и будут все наши дети успешными, как проповедующий всё это без устали видный знаток проблем образования Греф. В переводе на практический язык это означает, что школа наша продолжит деградировать, как деградировала и на фоне предыдущих изданий компетентностного пустословия. Всё быстрее, как обычно и бывает при деградации.

Фото: Эксперт

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Жить и быть Жить и быть

«Птица»: Андреа Арнольд находит выход из отчаяния

Weekend
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Стать автором семейного проекта Стать автором семейного проекта

Как стать менеджером своего семейного проекта и настроить связи с родственниками

Psychologies
Открыть в приложении