Новый курс со старым багажом
В программной статье Дмитрия Медведева «“Единая Россия” — курс на перемены» зафиксировано, что глобальных перемен в политической системе страны ждать не стоит
В преддверии партийной конференции «Единой России» премьер-министр и председатель партии Дмитрий Медведев опубликовал программную статью, объявив курс единороссов на перемены. Таким образом, практически поставлена точка в многочисленных дискуссиях об эволюции партийного и политического институтов России с прицелом на 2021 год, когда состоятся очередные парламентские выборы. В важнейший электоральный цикл, который сформирует одну из центральных конструкций поддержки транзитного периода, власть будет делать ставку на «Единую Россию». Скорее всего, не стоит ожидать прочих новаций вроде обновления думских партий или формирования новой политической силы, к примеру на правом фланге, а также ставки на мажоритарный подход или политические блоки внутри парламента. Хотя бы потому, что такие непредсказуемые эксперименты оттянут внимание от главного — накачки самой «Единой России» в условиях низких рейтингов и торможения национальных проектов.
Нас ожидает привычная классика. По всей видимости, в 2021 году единороссы планируют сохранить в Думе большинство и дальше помогать правительству в реализации выработанного курса. На текущий момент, по данным ВЦИОМ, рейтинг партии власти составляет чуть более 34%. Достойный результат для долгожителя, который может позволить сохранить позиции при поддержке самовыдвиженцев и отсутствии новых социальных потрясений. Задача получить конституционное большинство, похоже, не ставится. Именно здесь, может, и пройдет важный контур изменений: парламентские партии получат сравнимый вес, конкуренция априори усилится, что в перспективе может предвещать плавный переход от плебисцитарной к репрезентативной демократии за пределами 2024 года.
Многое будет зависеть от выборов в сентябре 2019-го, которые покажут прежде всего адекватность технологической реакции партийных функционеров и администрации президента на провалы годом ранее. Правда, из 16 кандидатов в губернаторы только половина рискнула использовать бренд «Единой России», а в Мосгордуму так вообще официально не заявлено ни одного единоросса.
В начале статьи Дмитрий Медведев дает понять, что не разделяет мнение об отмирании партийного института как такового и не считает уход в «цифру» готовой альтернативой классического института представительства. Решать проблему низкой популярности парламента и «Единой России» как партии власти можно классическим способом: «Считаю, что главная проблема здесь в том, как партия общается с людьми. Мы мало и скучно говорим о том, что сделали. Плохо объясняем, что и зачем будем делать. И слишком редко даем людям возможность заявить свою позицию на партийных площадках».
И вот здесь возникает занятная дихотомия, поскольку именно необходимость для представителей «Единой России» объяснять и защищать курс правительства, его непопулярные реформы и решения привели к сильному падению рейтингов и вызвали токсичность партийного бренда. Вероятно, несколько рассеять негатив могли бы собственные интеллектуальные и функциональные проекты «Единой России» вместе с мощной внутрипартийной дискуссией, которые показали бы, что политики слушают и слышат людей, даже если вынуждены соблюдать дисциплину и поддерживать своих лидеров. Но такие вольности у единороссов уже давно не в чести, особенно после запуска пенсионной реформы.
Что предлагает Дмитрий Медведев в качестве курса на перемены? Первое — национальные проекты, «абсолютный приоритет для нас». И в целом работа по реализации национальных целей, которые были поставлены президентом в майском указе. Информирование населения, налаживание обратной связи и коммуникация с сектором НКО. То есть партия должна продолжить поддерживать правительственный курс (вопрос о готовности нацпроектов оставим за скобками), при этом корректировать его депутаты смогут только в конечной части реализации на местах, но никак не по существу.
«Вторая важная тема — как сделать диалог между партийными структурами и людьми более простым и открытым». «Единая Россия» должна стать «набором сервисов», говорит премьер, вспоминая, видимо, загадочное и очень «полезное» «Открытое правительство» времен Михаила Абызова. Третье — защита прав граждан и активизация общественных приемных. Четвертое — внутрипартийный контроль и поддержка журналистских расследований (интересно, кто может стать фигурантом этих расследований при поддержке самой массовой партии политиков и чиновников страны. Что это, странный перехват повестки после «дела Голунова»?). И конечно, нет места в партии тем, «кто не стесняется демонстрировать чванство и хамство вопреки всем принятым в нашем уставе этическим нормам».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl