Новая индустриализация требует современного обучения
Приходя на производство, сотрудник редко может в тот же день приступить к работе. Он должен изучить технику безопасности и вникнуть в специфику, его нужно научить. Чтобы учеба не тормозила производство, механизм подготовки специалистов на предприятиях следует перенастроить
Современные рабочие места индустриализованы, а труд рабочего — это сочетание разных профессий.
«Сварщик должен уметь сварить трубу на различном оборудовании. Но для этого ему необходимы специальные навыки, а им могут обучить лишь у нас, — рассказывает начальник управления профобучения группы ОМК Юлия Демина. —Сварщик получил профильное образование, но он должен, например, еще и уметь контролировать качество продукции. Отсюда вытекает необходимость переподготовки специалистов». Техника безопасности, которой учат на рабочем месте, тоже важна.
Минтруда, Ростехнадзор, Минобразования предъявляют к бизнесу ряд требований по обучению. Они обоснованны, но порой неактуальны и дублируют друг друга. Допустить сотрудника к работе можно после выполнения ряда регламентов. Так, согласно требованиям Минтруда, работодателю необходимо создать полигон для обучения. Но как будут выполняться требования, министерство оставляет на усмотрение компании. Сегодня, когда индустриализация на высоком уровне, а условия на рынках меняются быстро, это не всегда оправданно. «К нам пришел заказ, мы должны срочно нанять 20 человек, обучить их. Но ведь работать надо уже завтра, сотрудников не хватает, а чтобы обучить новых, нужно отвлечь от работы в цехах часть специалистов», — констатирует Юлия Демина. По ее словам, компания готовит сотрудников в соответствии с требованиями, для этого существуют учебные центры. Но в том, что касается подготовки на рабочих местах, возникают сложности из-за несогласованности требований разных ведомств.
Требования справедливые, но часто избыточные
Встречаются и расхождения в отношении обучения в документах разных ведомств. Например, Закон об образовании регламентирует правила профессионального обучения, а Минтруда в постановлении № 2464 не поддерживает процессуально эту возможность. При этом пока есть и другие бюрократические вопросы. Например, если человек работает и сварщиком, и дефектоскопистом, то, по сути, это две профессии, рассказывают в ОМК. В этом случае нужно оформить совмещение, провести оценку условий труда и пройти медосмотр. Это правильные требования, государство заботится о человеке. Но у каждого ведомства огромное количество документов, их оформление очень трудоемко, часто требования дублируются в разных документах. Показателен пункт 5 письма от 11.01.2016 № 14-0/В-2 о профстандартах. На вопрос, каким документом пользоваться, если стандарт содержит различные требования, Минтруда поясняет, что должны применяться нормативные акты с более поздней датой, а ранее принятые — в вопросах, не нашедших отражение в новых документах. Предприятию нужно выяснить, какие акты издавались, установить их хронологию и провести анализ противоречий между ними.
Представители другой промышленной компании считают, что решить проблему можно, если перенести часть обучения по охране труда в программу среднего профессионального образования, создать механизм заключения специальных договоров с практикантами, поскольку ученические договоры регулируют другие виды отношений, а также исключить избыточные требования Закона об образовании к преподавателям-практикам (наставникам), основное место работы которых — производство. Так, найти 250 или более часов на получение квалификации «преподаватель» для таких работников очень сложно, а ценен именно их практический опыт.
Перемены назрели
Ситуацию осложняет кадровый дефицит. Работодателю приходится учить сотрудников во внерабочее время, подстраиваясь под наставников.
Промышленники стараются обратить внимание ведомств на необходимость изменений. Как заявил «Эксперту» официальный представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), для повышения гибкости и устранения препятствий для трудоустройства РСПП неоднократно предлагал снять ограничения, предусмотренные Трудовым кодексом. В частности, уточнить порядок предоставления компенсаций тем, кто совмещает работу с получением профобразования. В их числе дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенный рабочий день. Это необходимо для более тесной увязки с обучением по нужным специальностям (статьи 173 и 173.1 ТК).
«Требуется доработка Порядка обучения по охране труда (утвержден Постановлением Правительства РФ № 2464 от 24.12.2021), чтобы сократить сроки, исключить необоснованное повторное обучение при переводе работника, дать возможность обучаться в свободное время с применением дистанционных технологий», — считают в организации.
«Нужны современные инструменты, которые помогут научить человека без бюрократических нагрузок», — подтверждает Юлия Демина. Развитие промышленности требует донастройки условий, которые помогут эффективно и быстро получать профессиональное образование на предприятиях. Это позволит более оперативно решать важные производственные задачи.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl