Компания «Орис Пром» — российский лидер рынка вторичной переработки шин

ЭкспертHi-Tech

Нерезиновая проблема

Компания «Орис Пром» — российский лидер рынка вторичной переработки шин. Рынок большой, проблемный, капиталоемкий. Однако, если шины не перерабатывать, страна будет накапливать более миллиона тонн опасных отходов в год

Антон Семенов

Производственная площадка «Орис Пром»

Если с бытовыми отходами в России все пусть и не слишком хорошо, но налажено — их регулярно собирают и вывозят в специальные места, то проблема утилизации более сложных и опасных отходов, например использованных автомобильных шин, с каждым годом становится все актуальнее.

Автомобильная шина практически не подвергается внешнему воздействию и разлагается очень медленно — 120–140 лет. При производстве шин используют синтетические полимеры, каучуки, примеси смолы, сажу, кремниевую кислоту, технический углерод — все эти компоненты вредны для человека и окружающей среды. Ежегодно в России выбрасывается более миллиона тонн изношенных автопокрышек. Основной способ их утилизации — захоронение на специальных полигонах, но с 2019 года это запрещено.

Если не брать в расчет невысокий процент переработки, основным способом утилизации продукта, как и раньше, остаются стихийные свалки в лесу или в местах скопления бытовых отходов. На какое-то время это решит проблему — места в стране достаточно. Но учитывая темп роста количества автомобилей в стране, проблема уже в обозримом будущем грозит обернуться настоящей катастрофой.

Московская компания «Орис Пром» перерабатывает лом и отходы черных и цветных металлов, электронное и электрическое оборудование, бытовую технику, строительные материалы и отходы железобетона, изношенные шины. На предприятии из старых покрышек получают резиновую крошку, которую потом используют в качестве добавки в резиновые смеси при производстве резинополимерных композиций, спортивных покрытий и детских игровых площадок.

Пустой рынок

За последнее десятилетие парк транспортных средств в России увеличился на треть. Только в Москве, по словам мэра столицы Сергея Собянина, каждую пятилетку становится на миллион машин больше.

Общее количество автомобилей в России — 52,9 млн штук (легковых из них 84%), из них около четырех миллионов в Москве: на тысячу жителей приходится 315 машин, хотя это и не рекордный для России показатель. К примеру, на Камчатке на тысячу жителей приходится 540 автомобилей, в Приморском крае — 460.

При таких темпах роста автопарка (и это не считая спецтехники, авиатехники и проч.) развитие переработки автошин не просто полезно, а жизненно необходимо. Автомобильные шины — ценное сырье для вторичной переработки. Амортизированная шина — это 65–70% резины, 15–25% технического углерода, 10–15% металла, и все это используется для производства продукции бытового и технического назначения.

«Изношенные шины, а также металлолом, упаковка, пластик — это не мусор, а сырье для вторичной переработки и актуальный бизнес», — считает заместитель генерального директора компании «Орис Пром» Владимир Кощеев.

Нет ничего удивительного в том, что при такой концентрации автотранспорта в Москве компания «Орис Пром» занялась переработкой сложного отхода — автошин. Этот рынок практически пуст. Сегодня в России в переработку попадает около 35% от объема образованных отходов шин. При этом основной объем поступлений приходится на организации. От населения на переработку поступает лишь каждая десятая шина.

Россия в переработке шин значительно отстает от Европы, где перерабатывается в среднем 90%, хотя наш показатель несколько выше среднемирового — 20%.

«Еще в 2001 году, на старте, в основе нашей деятельности лежала идея создания новаторского предприятия на территории РФ, способного давать новую жизнь вторичным ресурсам, не вредя окружающей среде», — отмечает Владимир Кощеев.

Ломозаготовитель

«Орис Пром» — крупнейший в Москве ломозаготовитель. Однако в последние годы компания расширяет спектр своей деятельности. Новым направлением для переработчика стала утилизация бытовой техники.

«В прошлом году мы начали активно принимать крупногабаритную технику — холодильники, стиральные машины, микроволновки. Мы и раньше ее принимали, но не выделяли это в отдельное направление деятельности, — отметили в компании. — В этом направлении мы только выходим на рынок и наращиваем обороты. Мощности у компании большие, и в течение нескольких лет мы собираемся стать лидерами в этом сегменте».

Еще одно растущее направление — переработка шин. Москва и Московская область ежегодно производят 130 тыс. тонн отработанных шин. «В прошлом году мы собрали 37 тысяч тонн, в этом наша цель — 55 тысяч тонн, то есть почти 40 процентов образуемых в Москве и области отходов», — рассказали в компании.

На производстве установлены две комплектные линии Eldan Recycling для обработки всех типов шин. Переработка позволяет получить несколько видов сырья.Из шин извлекается металлокорд, который проходит очистку от дополнительных примесей и прессуется в брикеты на специальных прессах. Такой доработанный материал имеет статус стопроцентной готовой продукции на рынке вторичных металлов.

Еще одна составляющая — текстильный корд. Он может использоваться при утеплении подвалов, погребов, бетонных перекрытий и т. д. Из текстильного корда «Орис Пром» также производит инновационную полимерную плитку, аналогов которой, как отмечают в компании, на современном рынке строительных материалов и тротуарной плитки в России нет. Она влагоустойчива, не крошится и не ломается от механического воздействия, устойчива к химическим агрессивным средам и способна прослужить не менее 30 лет. Одно из важнейших ее свойств, особенно актуальных в российском климате: плитка не скользит и может выдержать перепады температуры до минус 70 градусов. Компания планирует развивать еще одно направление переработки текстильного корда — для изготовления топлива. Текстиль имеет очень высокую эффективную теплоту сгорания и, следовательно, может быть смешан с другими материалами, чтобы увеличить эффективность их сгорания.

Самый распространенный способ переработки самой резины — получение резиновой крошки и порошка. С точки зрения бизнеса этот путь наиболее эффективен, поскольку, во-первых, он безотходный, а во-вторых, спрос на эту продукцию в России высок.

Спектр применения резиновой крошки очень широкий. Она используется в качестве добавки в резиновые смеси, в производстве резино-полимерных композиций, спортивных покрытий, искусственных газонов и детских игровых площадок, при тампонировании нефтяных скважин, изготовлении погонажных изделий. Резиновый порошок добавляют в асфальт.

Заводы «Орис Пром» перерабатывают автопокрышки в резиновую крошку и резиновый порошок, предназначенные для сбыта по всей России. Их производственная мощность — до 62 тыс. тонн в год.

Дорогая логистика

Главная проблема в переработке шин — их сбор. Сегодня у любого россиянина есть три пути утилизации отработанных покрышек: отвезти в лес, доставить до точки сбора мусора (но далеко не все компании принимают этот вид отходов), отдать старые покрышки в специализированные точки сбора. Последний путь — самый перспективный. Это и экологично, и удобно для последующей переработки.

«Орис Пром» работает в Москве и Московской области, где расположено более ста контейнеров для всех видов использованных шин. Ежедневно там собирается 170 тонн продукции для последующей переработки.

Кроме того, предприятие участвует в программе «Мегабак», цель которой — популяризация раздельного сбора мусора (в том числе отработанных шин) и снижение количества полигонов. Весь контейнерный парк «Орис Пром» составляет 1500 штук.

«Сфера деятельности переработчика определяется максимальным радиусом действия, в котором может работать предприятие. Можно ли заниматься переработкой шин на расстоянии в тысячу километров? Можно, но будет ли это экономически эффективно для компании? Нет. В таких условиях работа строится или на получении прибыли, или на дотациях», — рассуждает Владимир Кощеев.

Что касается дотаций, «Орис Пром» активно использует механизм расширенной ответственности производителя (РОП). Производитель, который получает прибыль, закладывает в себестоимость своей продукции затраты на ее утилизацию. Сумма эта небольшая, в случае с шинами — 7000 рублей за тонну. «Эти средства идут на погашение наших затрат, связанных со сбором, транспортировкой и переработкой», — рассказали в «Орис Пром». «Самое главное, РОП — это не просто бизнес, это миссия, ответственность перед городом и его жителями», — уверен Владимир Кощеев.

«Да, можно собирать шины в своем регионе и перерабатывать, но, если вы хотите заниматься этим более профессионально, стремитесь к расширению бизнеса и более динамичному росту прибыли, делать это надо по схеме РОП. Без РОП мы не смогли бы возить шины на расстояние 400 километров. Сейчас мы создаем свою оптимальную структуру перевозок — удобную и экономически эффективную», — рассказали в компании.

Освоить имеющееся

В последние годы выручка компании стабильно превышает шесть миллиардов рублей в год, чистая прибыль — более 100 млн рублей. В компании работает более 500 человек.

На сегодняшний день компания сосредоточена на развитии нескольких основных направлений. «Пока этого достаточно, чтобы развиваться как предприятию, зарабатывающему прибыль и сохраняющему рабочие места», — заявили в «Орис Пром». Компания сотрудничает более чем с 4500 предприятий и организаций Москвы и Московской области, имеет большой парк специализированной техники с круглосуточно действующим диспетчерским центром.

За последние пять лет объем инвестиций предприятия только в переработку шин составил примерно миллиард рублей. «Если точнее, то 750 миллионов рублей вложено в производство и переработку шин плюс собственные оборотные средства», — рассказали в компании. Дальнейшие затраты, отметил Владимир Кощеев, зависят от того, как будет развиваться рынок: каждое направление переработки требует своих вложений.

Не менее значимая инвестиция в бизнес — добросовестность и честность, считают в компании: «Если взялся за дело, доводи его до конца — полностью отвечай за весь процесс, от сбора до обработки. Второе — не обманывать никого. Если сказали, что утилизируем шины бесплатно, — значит бесплатно, и никаких других условий».

Фото: Тимур Аникеев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Тайные дети и крепкие браки: как сложилась личная жизнь звезд сериала «Триггер» Тайные дети и крепкие браки: как сложилась личная жизнь звезд сериала «Триггер»

Как сложилась личная жизнь артистов из сериала «Триггер»

Cosmopolitan
Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле

Александр Македонский — великий герой или кровавый завоеватель?

Forbes
Знаменитые нижегородцы Знаменитые нижегородцы

Всемирно известные уроженцы Нижнего Новгорода

Дилетант
Перевод с рыбьего: что знаки зодиака говорят и о чем они при этом думают Перевод с рыбьего: что знаки зодиака говорят и о чем они при этом думают

Что на самом деле думают знаки зодиака (не, совсем не то, что они говорят!)

Cosmopolitan
Зеленые сказки Зеленые сказки

Самые популярные легенды об экологии: когда добро становится злом

Лиза
Боул и поке – кулинарный тренд Боул и поке – кулинарный тренд

Что делать, если обычные салаты набили оскомину

Здоровье
Тест-драйв. В винную столицу России на новой Skoda Octavia Тест-драйв. В винную столицу России на новой Skoda Octavia

Тест-драйв новой Skoda Octavia

СНОБ
Античную Гимеру защитили от карфагенян наемники Античную Гимеру защитили от карфагенян наемники

Исследователи проанализировали человеческие останки из могил V века до нашей эры

N+1
Юрий Мороз: Юрий Мороз:

Юрий Мороз — о работе с актерами, своей киноистории и «Содержанках»

Караван историй
Самые кассовые фильмы всех времен и народов: ты точно видела все? Самые кассовые фильмы всех времен и народов: ты точно видела все?

Кассовые хиты, которые заработали миллионы

Cosmopolitan
Алексей Жидковский: «У меня не те данные, чтобы заниматься вокалом профессионально» Алексей Жидковский: «У меня не те данные, чтобы заниматься вокалом профессионально»

Танцевальный плейлист от блогера Алексея Жидковского

ЖАРА Magazine
Антиоксиданты в еде и косметике: польза, риски, мнение эксперта Антиоксиданты в еде и косметике: польза, риски, мнение эксперта

Разбираемся, насколько антиоксиданты важны для организма

РБК
Обзор проектора Anker Nebula Capsule II: карманный кинотеатр Обзор проектора Anker Nebula Capsule II: карманный кинотеатр

Обзор необычного проектора Anker Nebula Capsule II с Android TV

CHIP
Первая помощь Первая помощь

Вашей пары больше нет. Как примириться с новой реальностью и жить дальше?

Psychologies
Выбора нет: как китайские автомобили стали лидерами роста продаж в России Выбора нет: как китайские автомобили стали лидерами роста продаж в России

Китайские автопроизводители на нашем рынке только растут

Forbes
Стресс связали с забыванием ложной информации Стресс связали с забыванием ложной информации

Человек забывает ложную информацию, воспринятую в состоянии тревоги

N+1
Охотники с кенийского побережья оказались древнейшими владельцами скота Охотники с кенийского побережья оказались древнейшими владельцами скота

Первые козы появились в результате обмена около 1180–960 годов до нашей эры

N+1
«Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии «Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии

Сериал по мотивам романа Захара Прилепина стал настоящей творческой удачей

Эксперт
«Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало «Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало

Он не игрушка, он настоящий!

Maxim
Марка, за которой стоит следить: российские джинсы на заказ и кастомный деним BLCV Марка, за которой стоит следить: российские джинсы на заказ и кастомный деним BLCV

Присматриваемся к марке-ателье BLCV

Esquire
Финансовая футурология: как инвесторы находят компании будущих побед Финансовая футурология: как инвесторы находят компании будущих побед

Неопределенность на рынках и усложняет выбор регионов для инвестирования

РБК
На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин

Как в Китае возник гендерный дисбаланс и изменилось положение женщин

Forbes
В Иерусалиме нашли половину античного светильника в форме головы. Вторая половина нашлась в Будапеште В Иерусалиме нашли половину античного светильника в форме головы. Вторая половина нашлась в Будапеште

Бронзовая лампа была замурована в фундамент римского дома в Городе Давида

N+1
«Вынь палец изо рта!»: что надо знать о детских вредных привычках «Вынь палец изо рта!»: что надо знать о детских вредных привычках

Как отучить ребенка от вредных привычек? Рассказывает детский психолог

Psychologies
Доращивание молодых особей в неволе увеличило численность редких короткокоготных кенгуру Доращивание молодых особей в неволе увеличило численность редких короткокоготных кенгуру

Ученые опробовали новую методику для сохранения редких короткокоготных кенгуру

N+1
Бремя белого человека: как СССР и США заходили в Афганистан и что из этого получилось Бремя белого человека: как СССР и США заходили в Афганистан и что из этого получилось

Какую партию разыграли США и СССР в Афганистане

Esquire
5 способов вкусно приготовить гречку 5 способов вкусно приготовить гречку

Учим, как разнообразить рацион ПП-шника

GQ
Союз спасения Союз спасения

Герои «Татлера» просят не покупать собак, а брать из приюта

Tatler
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Открыть в приложении