Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании

ЭкспертБизнес

Наше. Уникальное. Made in China

Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании — но сконструированный и произведенный в Китае

Александр Астапов

Дека самоката от «Яндекса» шире, а потому удобнее, чем у конкурентов. Но короче, а потому вдвоем уже не покатаешься. Чего и добивались. Фото: «Яндекс»

«Яндекс» раскачивался долго. Еще в феврале 2019 года в компании начали прорабатывать расширение шерингового направления в сторону транспорта последней мили — тогда рассматривали и электроскутеры, и велосипеды, и собственную разработку оригинальных транспортных средств. Менеджерам явно застил глаза пример конкурентов: каршерингов «Делимобиль» и YouDrive, развивавших с весны 2018-го свои службы кикшеринга. Но корпорация не стартап, думают здесь многие и долго, так что первые электросамокаты с лого «Яндекс Go» появились в столице только в июле 2021 года, когда рынок уже был поделен, и не филиалами каршеринговых компаний, а стартапами Whoosh и Urent, занимавшими тогда 80% рынка.

Сейчас доля этой пары ниже, но «Яндекс» по сей день третий: так, в 2022 году в Москве его самокатами пользовались, по данным дептранса правительства Москвы, 1 млн человек против 1,2 млн у Urent и 2 млн у Whoosh, а количество поездок в день составило 36 тыс. против 42 и 72 тыс. соответственно. Для достижения же лидерства требуется нечто большее, чем гибкость или, наоборот, простота тарифной сетки. И таким прорывом решили сделать самокат собственной разработки.

Не то чтобы «мировой стандарт» кикшеринга, самокат Ninebot Max Plus, совсем плох. К тому же благодаря массовому (сотни тысяч в год) производству он недорог. Впрочем, производитель постепенно наращивает цену и совсем уже бессовестно наживается на запчастях и расходниках. А главное, за те несколько лет, что он выпускается, накопился большой опыт его использования, позволяющий утверждать: можно сделать снаряд для кикшеринга лучше.

Свое видение «лучше» после исследований пользовательского опыта и решили реализовать в «Яндексе». Главное нововведение — упругая подвеска заднего колеса, два амортизатора по бокам маятника, повышающая комфорт на брусчатке и неровном асфальте по сравнению с «хардтейлом». Что немаловажно, учитывая, что, по данным дептранса, средняя дистанция поездки у клиентов «Яндекс Go» составляет четыре километра. В свою очередь, эластичный «задник», точнее подвижное вверх-вниз колесо, потребовал поднять деку и блок батарей, а повышение центра масс компенсировать рамой из легкого сплава. Яндексовцы поступили радикально и выбрали магниевый сплав — единственный, пожалуй, спорный момент в конструкции, уж больно нестоек к коррозии этот материал, а горит ярко и громко (скажем, в результате скольжения по асфальту при аварии). Да и недешев. Еще одно оригинальное решение — дека ощутимо шире и намного короче, чем у аналогов. Это и удобнее для езды в одиночку, и затрудняет перевозку пассажира, ставшую головной болью кикшеринговых сервисов ввиду поломок от перегруза и аварийности.

Но от задумки до реализации долгий путь. Чтобы его сократить, обратились к китайским партнерам. К кому именно, не разглашается, но, разглядывая очень знакомые пейзажи полигона и интерьеры офиса в презентационном ролике, предположу с высокой долей вероятности, что инжиниринг (разработка, доводка и индустриализация) и, скорее всего, и производство — дело рук и умов SiAECOSYS. Это китайский консорциум, включающий в себя мощности по разработке и производству двухколесной электромобильности, от велосипедов до легких мотоциклов, и их компонентов, в том числе известных у нас электромоторов QS. Услугами экосистемы пользуются многие компании всего мира — например, именно там производятся мотоциклы Metacycle нашумевшего недавно американского стартапа Sondors (см. «Drossel riot», «Эксперт» № 48 за 2021 год).

Стоимость инжиниринговых работ у этой компании (включая постройку нескольких прототипов и комплект документации для подтверждения соответствия международному стандарту EN 17128–2020), вроде заказанной «Яндексом», — от 650 до 800 тыс. долларов в зависимости от технологической инновационности проекта, она же технический риск. Плюс стоимость изготовления оснастки, если предполагается производство на предприятиях консорциума. Плюс стоимость пилотной партии в несколько десятков аппаратов, если надо. А «Яндексу» было надо: прежде чем представить новинку россиянам, ее обкатали на дочернем кикшеринге в Израиле. В общем, получается не более 1,5 млн долларов, что не так и дорого для собственного продукта, стоимостью которого, включая запчасти, можно управлять и экономить на прибавочной стоимости. Даже если «чистая» себестоимость выходит выше, чем у грандов вроде того же Ninebot.

Можно ли считать новый самокат собственной разработкой «Яндекса»? Однозначно да: интеллектуальные права полностью принадлежат корпорации, а концепция и принципиальная конструкция изделия — дело рук ее сотрудников. Возможно ли было сделать изделие если не полностью российским, то хотя бы российской сборки, и была ли сделана такая попытка — на этот вопрос «Эксперта» в «Яндексе» не ответили. Как, впрочем, и на другие.

Впрочем, опыт показывает, что инжиниринг и постройку прототипов, да и опытной партии («пилота»), в России можно было бы сделать, получилось бы пусть не дешевле, зато как минимум не хуже. Но дольше, сильно дольше, чем у китайцев, разрабатывающих «микромобильность» конвейерным методом. Вместо трех-четырех месяцев даже у стартапов и независимых разработчиков как минимум девять (и не имея потока по разработке однотипных изделий, срок не сократить — проверено). И конечно же, все равно на китайской агрегатной базе — своей массовой недорогой «начинки» нет и пока не предвидится. Как нет производств, способных, например, недорого производить рамы из тонкостенных отливок из магниевого сплава.

И контрактных производств, способных за считаные месяцы сделать десятки тысяч электросамокатов, у нас нет и близко. А сделать собственный заводик пусть и относительно несложно, но собственные нужды «Яндекса» слишком малы для массовых технологий, а значит, основные средства будут простаивать большую часть времени, если не загружать их производством для поставок сторонним потребителям, например на экспорт или просто частным покупателям, желающим иметь самокат в собственности, а не пользоваться прокатным. Понятно, что лишнего года-полутора на стройку у корпорации явно не было — слишком долго принималось решение о «вхождении в тему». Делать же собственный инжиниринг в отрыве от технологических и логистических возможностей конкретного производства — обрекать проект на доработки и переделки, что долго и дорого, либо же увеличивать себестоимость за счет переналадки логистики у производителя, что опять же и время, и деньги.

Шеринговые самокаты не единственная ниша «транспорта последней мили». Более того, как показала западная практика и исследования консалтинговой компании McKinsey, кикшеринг всего лишь пусковой механизм для продвижения на рынок более совершенных микро- и мини- транспортных средств, шеринговых и персональных. Например, до сих пор в секрете подробности проекта шерингового велосипеда, разрабатываемого Whoosh как дополнение к парку китайских электросамокатов.

Ассортимент последних, к слову, у компании расширен: к Ninebot Max Plus осенью добавили более совершенные (и, что немаловажно, не столь страшные на вид) Okai ES600. Так что в сезоне-2023 операторы кикшеринга будут соревноваться не только тарифами, но и качествам самокатов. Хоть и, как видим, пока что китайских.

Тем не менее создание под эгидой Мосгортранса и НТИ кластеров и центров компетенций по электротранспорту не исключает, что вскоре мы увидим на улицах «последнюю милю» российского производства, гибкого и с относительно малосерийными технологиями. Последнее, вкупе с кредитованием и субсидированием, действующими и намеченными правительством, делает отечественное производство интересным и для относительно малосерийных изделий.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идеология многонационального народа Идеология многонационального народа

Ценностные основы идеологии закреплены в обновленной Конституции России

Эксперт
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Пересними это Пересними это

10 самых тиражируемых кинокадров

Weekend
Робот в мобильных телефонах Робот в мобильных телефонах

Искусственный интеллект рвется в мобильную связь

Монокль
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
«Шелковая нить» для Персидского залива «Шелковая нить» для Персидского залива

Что сулит Ближнему Востоку ирано-саудовское примирение и при чем тут Китай

Эксперт
«Белая дача». Чехов в Ялте «Белая дача». Чехов в Ялте

Почему Чехов решил построить себе дачу на юге?

Караван историй
Первая линия Первая линия

Востребованности Елены Николаевой могут позавидовать многие. Так было не всегда

OK!
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
Дом для университета Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университет
Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
Придет серенький волчок Придет серенький волчок

Действительно ли ночные кошмары и лунатизм так опасны, как мы думаем?

Лиза
Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться

Как в СССР боролись с теми, кто отказывался от труда по собственному желанию

ТехИнсайдер
Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие? Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие?

Почему мужчины применяют насилие после отказа женщины

Psychologies
Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов

Литературный обозреватель разбирается, как устроен рынок современного самиздата

Forbes
Столетняя икона Столетняя икона

Отрывок из автобиографии самой пожилой fashion-знаменитости в мире

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора

Про 15 базовых терминов, которые позволят вам стать Волком с Уолл-Стрит

Maxim
В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней

Как и чем чистили ткани до того, как начали сыпать белый порошок в лоток машинки

Правила жизни
Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе» Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»

Чего ждут подростки от e-commerce, зачем сейлерам наружная реклама

РБК
В стиле кантри В стиле кантри

Особенности деревенского стиля и правила оформления для каждой комнаты

Лиза
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
Первый кадр Первый кадр

Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today
Что такое «мужской грипп» и существует ли он: только наука Что такое «мужской грипп» и существует ли он: только наука

Болеют ли мужчины как-то особенно?

ТехИнсайдер
Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе! Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе!

Как Фрэнсис Бэкон повлиял на образ Джокера в "Темном рыцаре"?

ТехИнсайдер
Нобелевская премия мимо Нобелевская премия мимо

9 убедительных причин отказаться от награды

Weekend
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
РПП /расстройство пищевого поведения/ РПП /расстройство пищевого поведения/

Когда погрешности в питании становятся симптомами РПП?

Grazia
«Вдох-выдох — тут уже есть повтор» «Вдох-выдох — тут уже есть повтор»

Как из повторов рождаются стихи и что с ними делают разные авторы

Weekend
Лунный цветок Лунный цветок

Отправиться осенью в лес за красивыми растениями? Да!

Наука и жизнь
Открыть в приложении