Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании

ЭкспертБизнес

Наше. Уникальное. Made in China

Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании — но сконструированный и произведенный в Китае

Александр Астапов

Дека самоката от «Яндекса» шире, а потому удобнее, чем у конкурентов. Но короче, а потому вдвоем уже не покатаешься. Чего и добивались. Фото: «Яндекс»

«Яндекс» раскачивался долго. Еще в феврале 2019 года в компании начали прорабатывать расширение шерингового направления в сторону транспорта последней мили — тогда рассматривали и электроскутеры, и велосипеды, и собственную разработку оригинальных транспортных средств. Менеджерам явно застил глаза пример конкурентов: каршерингов «Делимобиль» и YouDrive, развивавших с весны 2018-го свои службы кикшеринга. Но корпорация не стартап, думают здесь многие и долго, так что первые электросамокаты с лого «Яндекс Go» появились в столице только в июле 2021 года, когда рынок уже был поделен, и не филиалами каршеринговых компаний, а стартапами Whoosh и Urent, занимавшими тогда 80% рынка.

Сейчас доля этой пары ниже, но «Яндекс» по сей день третий: так, в 2022 году в Москве его самокатами пользовались, по данным дептранса правительства Москвы, 1 млн человек против 1,2 млн у Urent и 2 млн у Whoosh, а количество поездок в день составило 36 тыс. против 42 и 72 тыс. соответственно. Для достижения же лидерства требуется нечто большее, чем гибкость или, наоборот, простота тарифной сетки. И таким прорывом решили сделать самокат собственной разработки.

Не то чтобы «мировой стандарт» кикшеринга, самокат Ninebot Max Plus, совсем плох. К тому же благодаря массовому (сотни тысяч в год) производству он недорог. Впрочем, производитель постепенно наращивает цену и совсем уже бессовестно наживается на запчастях и расходниках. А главное, за те несколько лет, что он выпускается, накопился большой опыт его использования, позволяющий утверждать: можно сделать снаряд для кикшеринга лучше.

Свое видение «лучше» после исследований пользовательского опыта и решили реализовать в «Яндексе». Главное нововведение — упругая подвеска заднего колеса, два амортизатора по бокам маятника, повышающая комфорт на брусчатке и неровном асфальте по сравнению с «хардтейлом». Что немаловажно, учитывая, что, по данным дептранса, средняя дистанция поездки у клиентов «Яндекс Go» составляет четыре километра. В свою очередь, эластичный «задник», точнее подвижное вверх-вниз колесо, потребовал поднять деку и блок батарей, а повышение центра масс компенсировать рамой из легкого сплава. Яндексовцы поступили радикально и выбрали магниевый сплав — единственный, пожалуй, спорный момент в конструкции, уж больно нестоек к коррозии этот материал, а горит ярко и громко (скажем, в результате скольжения по асфальту при аварии). Да и недешев. Еще одно оригинальное решение — дека ощутимо шире и намного короче, чем у аналогов. Это и удобнее для езды в одиночку, и затрудняет перевозку пассажира, ставшую головной болью кикшеринговых сервисов ввиду поломок от перегруза и аварийности.

Но от задумки до реализации долгий путь. Чтобы его сократить, обратились к китайским партнерам. К кому именно, не разглашается, но, разглядывая очень знакомые пейзажи полигона и интерьеры офиса в презентационном ролике, предположу с высокой долей вероятности, что инжиниринг (разработка, доводка и индустриализация) и, скорее всего, и производство — дело рук и умов SiAECOSYS. Это китайский консорциум, включающий в себя мощности по разработке и производству двухколесной электромобильности, от велосипедов до легких мотоциклов, и их компонентов, в том числе известных у нас электромоторов QS. Услугами экосистемы пользуются многие компании всего мира — например, именно там производятся мотоциклы Metacycle нашумевшего недавно американского стартапа Sondors (см. «Drossel riot», «Эксперт» № 48 за 2021 год).

Стоимость инжиниринговых работ у этой компании (включая постройку нескольких прототипов и комплект документации для подтверждения соответствия международному стандарту EN 17128–2020), вроде заказанной «Яндексом», — от 650 до 800 тыс. долларов в зависимости от технологической инновационности проекта, она же технический риск. Плюс стоимость изготовления оснастки, если предполагается производство на предприятиях консорциума. Плюс стоимость пилотной партии в несколько десятков аппаратов, если надо. А «Яндексу» было надо: прежде чем представить новинку россиянам, ее обкатали на дочернем кикшеринге в Израиле. В общем, получается не более 1,5 млн долларов, что не так и дорого для собственного продукта, стоимостью которого, включая запчасти, можно управлять и экономить на прибавочной стоимости. Даже если «чистая» себестоимость выходит выше, чем у грандов вроде того же Ninebot.

Можно ли считать новый самокат собственной разработкой «Яндекса»? Однозначно да: интеллектуальные права полностью принадлежат корпорации, а концепция и принципиальная конструкция изделия — дело рук ее сотрудников. Возможно ли было сделать изделие если не полностью российским, то хотя бы российской сборки, и была ли сделана такая попытка — на этот вопрос «Эксперта» в «Яндексе» не ответили. Как, впрочем, и на другие.

Впрочем, опыт показывает, что инжиниринг и постройку прототипов, да и опытной партии («пилота»), в России можно было бы сделать, получилось бы пусть не дешевле, зато как минимум не хуже. Но дольше, сильно дольше, чем у китайцев, разрабатывающих «микромобильность» конвейерным методом. Вместо трех-четырех месяцев даже у стартапов и независимых разработчиков как минимум девять (и не имея потока по разработке однотипных изделий, срок не сократить — проверено). И конечно же, все равно на китайской агрегатной базе — своей массовой недорогой «начинки» нет и пока не предвидится. Как нет производств, способных, например, недорого производить рамы из тонкостенных отливок из магниевого сплава.

И контрактных производств, способных за считаные месяцы сделать десятки тысяч электросамокатов, у нас нет и близко. А сделать собственный заводик пусть и относительно несложно, но собственные нужды «Яндекса» слишком малы для массовых технологий, а значит, основные средства будут простаивать большую часть времени, если не загружать их производством для поставок сторонним потребителям, например на экспорт или просто частным покупателям, желающим иметь самокат в собственности, а не пользоваться прокатным. Понятно, что лишнего года-полутора на стройку у корпорации явно не было — слишком долго принималось решение о «вхождении в тему». Делать же собственный инжиниринг в отрыве от технологических и логистических возможностей конкретного производства — обрекать проект на доработки и переделки, что долго и дорого, либо же увеличивать себестоимость за счет переналадки логистики у производителя, что опять же и время, и деньги.

Шеринговые самокаты не единственная ниша «транспорта последней мили». Более того, как показала западная практика и исследования консалтинговой компании McKinsey, кикшеринг всего лишь пусковой механизм для продвижения на рынок более совершенных микро- и мини- транспортных средств, шеринговых и персональных. Например, до сих пор в секрете подробности проекта шерингового велосипеда, разрабатываемого Whoosh как дополнение к парку китайских электросамокатов.

Ассортимент последних, к слову, у компании расширен: к Ninebot Max Plus осенью добавили более совершенные (и, что немаловажно, не столь страшные на вид) Okai ES600. Так что в сезоне-2023 операторы кикшеринга будут соревноваться не только тарифами, но и качествам самокатов. Хоть и, как видим, пока что китайских.

Тем не менее создание под эгидой Мосгортранса и НТИ кластеров и центров компетенций по электротранспорту не исключает, что вскоре мы увидим на улицах «последнюю милю» российского производства, гибкого и с относительно малосерийными технологиями. Последнее, вкупе с кредитованием и субсидированием, действующими и намеченными правительством, делает отечественное производство интересным и для относительно малосерийных изделий.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Железо выходит на улицы, чтобы загнать людей в «качалки» Железо выходит на улицы, чтобы загнать людей в «качалки»

Как из любимого школьного предмета сделать два производства

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Как не запутаться в сетях Как не запутаться в сетях

Перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи

Эксперт
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Утопи «батарейку» в болоте Утопи «батарейку» в болоте

«Электрификация» проникла в средства активного отдыха: квадроциклы и снегоходы

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Золотые реки цвета какао Золотые реки цвета какао

Репортаж из Бодайбо. Как живут люди, добывающие золото

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
«Ученик»: почему фильм о молодом Трампе вызвал скандал и не выйдет в прокат в России «Ученик»: почему фильм о молодом Трампе вызвал скандал и не выйдет в прокат в России

«Ученик»: какой получилась скандальная картина?

Forbes
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них 10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них

Пищевое поведение, которое может нанести ощутимый вред здоровью

Psychologies
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
Подготовка к зиме: обязательный набор автомобилиста Подготовка к зиме: обязательный набор автомобилиста

Что входит в обязательный набор, который нужно возить с собой в автомобиле зимой

4x4 Club
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Изменения к лучшему: каким получился обновленный кросс-купе Exeed RX Flagship Изменения к лучшему: каким получился обновленный кросс-купе Exeed RX Flagship

Чем кросс-купе Exeed RX Flagship отличается от своего «старшего брата»

Forbes
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров

Актеры, которые отважились сменить амплуа и сыграть отрицательных персонажей

СНОБ
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении