Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов

ЭкспертHi-Tech

Мурлыкающие роботы-официанты

Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов. Вопреки обещаниям производителей пока роботы не способны полноценно заменить обслуживающий персонал, однако их наличие приводит к увеличению числа посетителей и общей выручки заведений

Екатерина Новикова

Роботы-официанты могут поднимать груз до 40–52 кг в зависимости от модели

В научно-фантастическом романе роботы-официанты наверняка выглядели бы как андроиды, а в реальной жизни они напоминают этажерки с подносами на колесиках и с дисплеем, где схематично изображены глаза и улыбка. Сегодня робота-официанта уже можно встретить в кафе и ресторанах российских городов, причем в регионах спрос на них со стороны рестораторов даже выше, чем в столице. Роботы умеют приветствовать посетителей, доставлять меню и заказ, забирать посуду, ставить музыкальный фон в кафе, а также поздравлять с праздниками и общаться с гостями заведения, например мурлыкать.

Появление роботов уже привлекает дополнительный трафик любопытных посетителей в заведения. Пока большой экономической выгоды от их использования для ресторанов нет — роботам еще многому нужно научиться, и полностью обходиться без поддержки человека они не могут, однако все больше российских заведений общественного питания подключаются к этому эксперименту.

Белла и Пуду развлекают гостей

Популярные модели роботов-официантов — BellaBot (Белла) и PuduBot (Пуду), которые уже используются в кафе и ресторанах, родом из Китая — их производит китайская компания Pudu Robotics. Они изготовлены из авиационного алюминиевого сплава, весят от 35 до 57 кг, могут поднимать груз до 4052 кг (10 или 13 кг на одном подносе) в зависимости от модели робота. Работоспособность такого официанта — от 12 до 24 часов, затем роботу нужно зарядить батарею — полная зарядка занимает около четырех часов. Российские дистрибьюторы обещают, что робот окупится за девять месяцев исходя из затрат на человека-официанта (зарплата, налоги, спецодежда, питание и прочее). Средняя зарплата официанта в России — около 35 тыс. рублей, в столице существенно выше — от 80 тыс. рублей. Робот-официант стоит от 750 тыс. рублей. Пока рестораторы предпочитают брать их в лизинг, цена аренды робота с установленным программным обеспечением в среднем составляет около 60 тыс. рублей в месяц.

«Нельзя сказать, что робот-официант сильно экономит время работы другого персонала, он требует вовлеченности сотрудников. Но робот развлекает гостей: люди улыбаются, разговаривают с ним, у них поднимается настроение», — поделилась опытом тестирования робота директор по маркетингу сети ресторанов «Сушкоф и Дель Песто» в Екатеринбурге Елена Лучанская.

Робота Pudu начали тестировать в «Сушкоф и Дель Песто» в августе этого года в одном из заведений сети. Киберофициант уже за первый месяц увеличил посещаемость в заведении. Причем на робота приходят посмотреть уже не только любители суши, но и местные знаменитости, а однажды даже приезжало китайское телевидение и снимало репортаж в ресторане. «Если раньше в среднем гость заходил в ресторан 2,8 раза в месяц, то в сентябре — три раза. А количество заказов в ресторане вместе с доставкой и самовывозом выросло с 12,3 тысячи до 12,9 тысячи в сентябре», — рассказала г-жа Лучанская.

В компании решили продлить аренду робота, а в декабре и вовсе планируют его выкупить; с учетом скидки за продолжительную аренду он обойдется сети в 400 тыс. рублей. В «Сушкоф и Дель Песто» присматриваются и к другим видам роботов, например, в заведении может появиться робот-няня, который будет следить за маленькими гостями.

Но, кажется, роботы-официанты уже выполняют работу няни: новые официанты очень нравятся детям, поэтому использование робота — особенно удачное решение для семейных кафе и ресторанов среднего сегмента.

«На данный момент в мире около 800 заведений использует роботов-официантов. В российских заведениях, конечно, пока их единицы, — отмечают в компании Smart Protection Items (SPI — официальный дистрибьютор роботов Pudu Robotics в России). — Однако пандемия повышает интерес к обслуживающим роботам: и здоровьем сотрудника не надо рисковать, и посетители чувствуют себя комфортно».

Роботам добавят голоса

В Казани такой «официант» присутствует в ресторане татарской кухни «Алан-Аш». Там нарядили робота в национальный костюм. А в кафе «Разжигатели» в Уфе робот-официант по имени Валя даже «завела» свой аккаунт в соцсетях, где регулярно хвастается чаевыми и делится подробностями своей работы. Используя одно и то же средство для привлечения гостей, кафе и рестораны находят индивидуальный подход, подчеркивая специфику именно своего заведения.

В октябре робот-официант появился и в Москве, в двух кофейнях сети «Шоколадница». Об опыте тестирования роботов рассказал операционный директор ГК «Шоколадница» Юрий Владыкин. В первую очередь необходимо работать с российской озвучкой роботов, считает он, поскольку голос роботов, который записали для российских пользователей, недостаточно звонкий, а это крайне важно в кафе, где много шума: фоновая музыка, разговоры, звук посуды и стульев. «Мы работаем над тем, чтобы изменить тембр голоса Беллы и Пуду, сделать его звонким и выделяющимся на общем фоне кофейни. Вроде бы мелочь, но она очень важна для того, чтобы скорость обслуживания робота была на высоком уровне», — говорит г-н Владыкин.

В «Шоколаднице» столкнулись и с проблемой передвижения роботов в зале. В кофейнях нет одинаковой и постоянной расстановки столов, а значит, посетители могут двигать столы и стулья, размещать на них одежду. «Белла останавливается перед препятствием, и просит ее пропустить, ее тембр голоса может сливаться с фоновыми звуками, тогда гости ее просто не услышат, — говорит Юрий Владыкин. — В итоге она может довольно долго стоять, потому что не находит возможности объехать столик или изменить маршрут».

Движение робота-официанта определяют специальные метки, которые крепятся к потолку заведения. Из-за этого есть определенные технические требования: наклейка с кодом должна находиться на высоте не более пяти метров и на ровном потолке. Система лазерного сканирования местности помогает роботу передвигаться по меткам и обходить препятствия. Однако робот может «обучаться». «После последнего обновления Белла приобрела возможность передвигаться в кофейнях, ориентируясь только на свои радары, без размещения специальных меток на потолке, поэтому количество и варианты кофеен, в которых можно использовать Беллу, резко расширились», — рассказывает Юрий Владыкин.

Насколько выросла производительность кофеен и облегчают ли роботы работу официантам, пока говорить рано, говорят рестораторы. В «Шоколаднице» первые результаты тестирования роботов в кофейнях будут подведены только в январе 2022 года, однако уже сейчас можно сказать, что роботы вызывают большой интерес и позитивные эмоции у посетителей. Гости возвращаются, чтобы еще раз посмотреть на робота-официанта или показать его знакомым. «Иногда люди не успевают с первого раза сориентироваться, достать смартфон и снять на видео робота, делают повторный заказ, чтобы уже приготовиться. Достают смартфон и снимают, как робот приезжает с заказом, привозит чашку кофе, Белла мяукает или желает приятного аппетита — это очень нравится гостям», — рассказал г-н Владыкин.

Скорее всего, роботы-официанты пока не станут массовым явлением, и это выгодно тем заведениям, которые уже приобрели их или взяли в лизинг. И очевидно, что функционал роботов будет расти — например, если раньше официант должен был подойти к роботу, чтобы отправить его в нужное место, то сейчас роботом можно управлять дистанционно. И кто знает, какие сюрпризы приготовили производители.

Фотография предоставлена компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Российские банкоматы поделили на двоих Российские банкоматы поделили на двоих

Частная компания вошла в альянс с «Ростехом»

Эксперт
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Без аминокислот рынок мяса трясет Без аминокислот рынок мяса трясет

Животноводы столкнулись с дефицитом основных компонентов для кормовых добавок

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Спортсмен, зожник и собака Спортсмен, зожник и собака

Торгово-производственная компания Sontelle масштабирует свой бизнес

Эксперт
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Бот выходит на охоту Бот выходит на охоту

Торговля персональными данными российских граждан процветает

Эксперт
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться» Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

«Вернувшись из экспедиции в Индию, я не представляла, как существовать дальше»

Коллекция. Караван историй
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Люди земли Люди земли

Эти четыре истории про благодарность природе за то, что она вошла в их жизнь

Afternoon Seasons of life
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
Открыть в приложении