Выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

ЭкспертКультура

Магия татуированных тел

«Тату» в Пушкинском музее — выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

Вячеслав Суриков

Среди художников, выполнивших проекты татуировок, — Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин и другие мастера. Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Татуировки в выставочном зале всего лишь объекты искусства, и в этом пространстве они оцениваются в первую очередь с точки зрения мастерства исполнения изображения и глубины творческого замысла. Разница в том, что поверхность, с которой в этом случае работает художник, — человеческая кожа и в отличие от привычных портретов и пейзажей она не уходит на второй план. Важно не только то, насколько совершенной оказалась нанесенная на кожу татуировка, но и то, кому кожа принадлежит. Мы имеем дело с необычным объектом искусства: в момент своего возникновения он словно консервируется и, даже если подпадает под воздействие времени, это можно исправить. Человек с татуировкой — натура, уходящая каждое мгновение. Переступив порог мастерской художника, он навсегда связывает свою судьбу с его рисунком. Ему суждено с ним прожить свою жизнь — и с ним умереть. Художественное высказывание художника рано или поздно становится его собственным высказыванием, которое можно интерпретировать как форму визуализации человеческой судьбы.

В книге Левит, третьей книге Ветхого Завета, можно обнаружить прямой запрет на «надрезы на коже» и «накалывания на себе письмен». Этот запрет, один из множества узнанных Моисеем в откровении на горе Синай, признали обоснованным христиане и мусульмане, в отличие, например, от запрета есть кровь, доставляющего столько хлопот ортодоксальным иудеям. Религиозный запрет в книге Левит не поясняется, и толкователи дополняли тезис, транслированный Моисеем, аргументом, что «человеческое тело и без того прекрасно», чтобы его еще украшать. В результате человечество разделилось на тех, кто не носит татуировки, и тех, кто может себя покрывать ими без всяких ограничений. И если внимательно всмотреться в рисунки, которые продолжали наносить на себя представители народностей, когда-то называвшихся туземными, становится очевидно: все-таки это не попытка украсить сомнительным способом собственное тело — речь явно идет о чем-то другом.

Знаки

Среди рвущихся в светлое будущее народов СССР татуировка стала знаком принадлежности прежде всего к криминальному миру. Набор изображений, которые наносили на тело имеющие необходимые навыки кольщики, — это сложная система знаков, заключающих в себе самую разнообразную информацию: она становилась паспортом человека, выбравшего себе воровскую судьбу, и в дальнейшем выписывалась на его теле. Осведомленные люди могли ее прочитать и понять, с кем имеют дело: удобно и практично. То, что мы можем видеть на его теле, — еще один вариант визуализации собственной судьбы, только в данном случае в качестве ее вершителя выступает не художник, а сам человек. Творец и объект искусства меняются местами. Произведение подчиняет себе художника. Тот всего лишь прорисовывает то, что уже было создано до него.

Фотографии с телами полинезийцев и эскимосов напоминают нам, что подлинное искусство — это сумма поступков человека, из которых в конце концов и складывается его жизнь. Когда человек просыпается и видит собственное отражение, он не начинает жизнь с нуля, а вспоминает, кто он есть, и продолжает вести уже начатую линию своей судьбы. Эта идея прорывается и в сознание жителей Старого и Нового Света, для которых запрет из книги Левит кажется слишком архаичным, а может быть, они даже не знают о его существовании и делают татуировку на память о важном для них событии, высекая на собственной коже имя возлюбленной/возлюбленного. В данном случае работает тот же механизм, что и в родоплеменных сообществах: человек, ради того чтобы помнить о чем-либо, жертвует телом и лишает себя возможности легко избавиться от такой надписи. Эти татуировки свидетельствуют о том, что пласт сознания, который полинезийцы и эскимосы сохранили в неприкосновенности, может проявиться в любом человеке.

Магия

Практика нанесения на собственное тело татуировок показывает нам, что сознание современного человек состоит из множества слоев: он немного христианин, немного язычник, немного атеист. И каждая из этих его сторон может актуализироваться в любой момент под действием внешних обстоятельств. Сознание человека подвижно, и мы видим это на примере отечественной истории, в ходе которой христиане становились бескомпромиссными атеистами, а спустя семьдесят лет с их потомками происходила прямо противоположная метаморфоза. Татуировка — это практика, которая позволяет человеку зафиксироваться в одном положении. Постоянно взаимодействуя с рисунками на теле, он не только сигнализирует сообществу о том, кем является, но и сам вынужден размышлять на эту тему. В таком контексте татуировка становится для него формой ответа на сущностный вопрос, который Лев Толстой многократно задавал самому себе: «Кто я? Что я?»

Иногда человек (и мы это видим на изображениях, представленных на выставке «Тату») соглашается с тезисом, что тело — это храм, и развешивает на нем иконы, олицетворяющие силы, к которым он обращается в поисках защиты. «Наколка времен культа личности, синеющая на левой груди» — ее наличие именно в этом месте лирический герой песни Владимира Высоцкого «Банька по-белому» объясняет тем, что «ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца» — может иметь и практический смысл. Изображение Сталина при его жизни легко наполнялось магическим смыслом, и владелец татуировки мог, пусть и не совсем обоснованно, предполагать, что уж в это изображение соотечественники стрелять поостерегутся. Но таким образом он еще и демонстрировал безграничную преданность властителю, наделенному неизмеримым могуществом, и, вполне возможно, ожидал, что часть этого могущества распространится и на него. Все-таки татуировка не протрет на стене, который можно снять, а потом повесить новый.

Анджелина Джоли — самая татуированная звезда Голливуда. Фото: Ik Aldama/DPA/TASS

Искусство

В Европе мастера тату стали осознавать себя художниками еще в конце девятнадцатого века. Тот путь, который они прошли за сто с лишним лет, прежде чем их творения оказались на стенах Пушкинского музея, был долгим и извилистым. Какими бы совершенными ни были их творения, сколь бы сильное впечатление ни производили, они оставались в категории андеграунда. И только сейчас, когда привычные форматы изобразительного искусства исчерпали себя, татуировки получили новую трактовку. Ситуация перевернулась: что ранее представлялось архаичным — стало современным, что еще совсем недавно было современным — оказалось архаичным. Накожные изображения обнаружили в себе то, в чем так нуждается современное искусство: ежеминутный перформанс, пульсирующий ритм жизни; и, главное, они воплощают в себе идеальный формат взаимодействия человека с произведением искусства: он становится его частью и проживает его в буквальном смысле.

Тату-салоны если пока не превратились в подобие художественных мастерских, то уже максимально близки к этому. Одновременно в людях под воздействием медиа просыпаются самые разнообразные инстинкты, и нанесение на собственное тело татуировок — один из них. В современную реальность вплывает время, в котором человек именно так свидетельствовал о себе самом. Он жаждет обрести таким образом уникальность и выделиться среди прочих. Концепции современного искусства на наших глазах соединяются с татуировками, и рождается новый продукт — с отличной маркетинговой легендой, для которой не смогут стать преградой никакие предубеждения и религиозные запреты. Они уже и не являются таковыми. Это еще одно свидетельство парадоксального развития человеческой цивилизации: чем дальше продвигается технический прогресс, тем более архаичным становится сознание тех, кто пользуется его достижениями. И это то, что невозможно остановить.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
«Спорт на грани инсульта» «Спорт на грани инсульта»

Актер Сергей Пускепалис — о своей работе в фильме «На острие»

Огонёк
«Можно стартовать» «Можно стартовать»

Начато производство первого летного экземпляра самолета МС-21

Эксперт
Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие

В России начал формироваться рынок аренды вещей на базе новых онлайн-платформ

Эксперт
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
Будущее уже здесь Будущее уже здесь

Новые технологии входят в мир и открывают в нас неожиданные ресурсы

Psychologies
О трех предательствах, циничном пакте и о нежелании воевать всех, кроме одного авантюриста О трех предательствах, циничном пакте и о нежелании воевать всех, кроме одного авантюриста

Годовщина Второй мировой обостряет дискуссии о том, как и почему она началась

Эксперт
После Бонда После Бонда

Аукционы для поклонников бондианы и другие новости искусства

Robb Report
Церингенский лев Церингенский лев

Что помогает раскрыть тайну таких «фрачных» портретов

Дилетант
Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться

Порой лучше отказаться от помощи, чем возобновить общение с людьми из прошлого

Cosmopolitan
«Мы получили странный кризис» «Мы получили странный кризис»

Интервью с экономистом Александром Абрамовым о глобальном экономическом кризисе

Огонёк
Тест и обзор Seagate One Touch SSD 1TB: крохотный накопитель в холщовом костюме Тест и обзор Seagate One Touch SSD 1TB: крохотный накопитель в холщовом костюме

SSD накопители прочно закрепились на рынке внешних устройств хранения данных

CHIP
Конец астрономии: как интернет стал проблемой для ученых Конец астрономии: как интернет стал проблемой для ученых

Как известно, лишь две вещи наполняют душу бесконечным удивлением

Популярная механика
Знать, что я совершенство! Знать, что я совершенство!

Стоит ли мириться со всеми недостатками своей внешности

Grazia
«Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны «Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны

Интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы

Forbes
Российские биофизики предложили получать полимерно-белковые полотна электропрядением Российские биофизики предложили получать полимерно-белковые полотна электропрядением

Российские ученые разработали способ производства полимерно-белковых полотен

N+1
Имбирь. Зри в корень! Имбирь. Зри в корень!

В старину верили, что этот корень способен побороть даже чуму

Здоровье
Как уроженец Кирова построил один из лучших в мире финтех-стартапов и привлек в инвесторы гитариста U2 и жениха Джей Ло Как уроженец Кирова построил один из лучших в мире финтех-стартапов и привлек в инвесторы гитариста U2 и жениха Джей Ло

Nova Credit — компания, которая помогает мигрантам оформлять кредиты

Forbes
Большая бухарская палатка Большая бухарская палатка

Палатка, подаренная императору Александру III эмиром Бухары Абдулахад-ханом

Дилетант
Конечно, Боря! Конечно, Боря!

О спорте на экране и в жизни, профессиональных амбициях и своем амплуа

OK!
10 вопросов к Энн Хэтэуэй и Мэттью Макконахи 10 вопросов к Энн Хэтэуэй и Мэттью Макконахи

Как Энн и Мэттью пришлось измениться в реальной жизни ради ролей

Playboy
Антисептик VS мыло: что эффективней предотвращает распространение бактерий? Антисептик VS мыло: что эффективней предотвращает распространение бактерий?

Правы ли те, кто предпочитает анисептики мылу

Cosmopolitan
Отстрел ловушек. Стоит ли верить Путину на этот раз Отстрел ловушек. Стоит ли верить Путину на этот раз

Атмосфера политической паранойи только усиливается

СНОБ
Вирус возбуждает промышленность Вирус возбуждает промышленность

Борьба с эпидемией выведет отечественных производителей на новые уровни продаж

Эксперт
«Путин не боится заразы и верит в свою удачу». Помогут ли антикризисные меры президента «Путин не боится заразы и верит в свою удачу». Помогут ли антикризисные меры президента

Мнения экспертов о предложенных властями мерах поддержки

СНОБ
«Человек-невидимка» – блестящая иллюстрация термина «газлайтинг» «Человек-невидимка» – блестящая иллюстрация термина «газлайтинг»

Как женщина может почувствовать себя неполноценной или даже безумной

GQ
«Стрессов меньше не стало, просто теперь я их не заедаю» «Стрессов меньше не стало, просто теперь я их не заедаю»

История похудения

Худеем правильно
Наука и жизнь в начале XX века Наука и жизнь в начале XX века

О чем писали в журнале 100 лет назад

Наука и жизнь
С чистого листа С чистого листа

Мотоцикл от Aprilia, созданный с чистого листа

Мото
Гиены мигрировали вместе с древними людьми Гиены мигрировали вместе с древними людьми

Гиены, как и люди, вышли из Африки 2,5 миллиона лет назад

N+1
Открыть в приложении