Спящая красавица
Модернистская вилла Гаверзихт чудом дожила до наших дней в почти неизменном состоянии. Новый хозяин Ив Плансон это оценил.

Для французского девелопера Ива Плансона недвижимость не только профессия, но и любимое хобби. “Я коллекционирую дома”, — заявляет он. Несколько лет назад, намереваясь приобрести жилье в Брюсселе, он случайно натолкнулся на объявление о продаже модернистской виллы Гаверзихт в Южной Фландрии и купил ее, практически не раздумывая.
Здание из желтоватого кирпича было построено в 1939 году архитектором Гентилом ван Экхаутом для своей семьи, в руках которой оно и находилось вплоть до недавнего времени. “Три года дом пустовал. Он буквально взывал о помощи. Я провел целый год, читая об архитектуре межвоенного периода, и только потом взялся за реставрацию, — рассказывает Плансон. — Гентил умер довольно рано, а вот его жена продолжала здесь жить до девяноста лет. И я могу ее понять: это прекрасное место, чтобы состариться”.



Новому хозяину повезло — дом был в очень неплохом состоянии. “Здесь сохранилась кухня Cubex, шикарные ванные с плиткой из марблита, монументальная лестница и витражи — все, как было в 1939 году, — рассказывает он. — Удивительно, но этим дом обязан дурному вкусу второго мужа вдовы архитектора. Он настелил нечто чудовищное на старые полы, сохранив под этим новым покрытием превосходную плитку, а под уродливыми обоями пряталась оригинальная расцветка стен”.
Ну а все, что было утрачено, удалось восстановить по старым чертежам, благо в подвале дома обнаружился архив архитектора. В распоряжении Плансона оказались планы и других проектов ван Экхаута. “Там были чертежи надгробных памятников, амбаров и сельскохозяйственных машин, о существовании которых никто и не подозревал. Изучив все эти документы, я убедился, что вилла Гаверзихт — лучшая из его работ; здесь он показал все, на что способен. Например, на вилле с самого начала было центральное отопление и шикарные ванные — редкость по тем временам”, — объясняет Плансон.



Сейчас, попадая на виллу Гаверзихт, ты словно переносишься в прошлое. Почти все детали интерьера подлинные, а мебель, которую Плансон подбирал вместе с декоратором Реми Моттом, тоже относится к временам постройки дома. “У меня большая коллекция стекла в стиле ар-деко. Я с двадцати лет регулярно покупаю вещи на аукционах. Если вижу предмет, который будет здесь смотреться лучше, чем нынешняя мебель, — сразу его покупаю. Друзья и соседи тоже снабдили меня вещами в стиле ар-деко. Они знают, что я хочу создать здесь обстановку, которая будет максимально близка к оригиналу”.
Главной проблемой реставрации стал поиск материалов из 1930‑х годов. “Выключатели из бакелита вы еще можете найти, — рассказывает хозяин дома. — А вот добыть плитку из марблитового стекла, инновационный материал, который в те годы выпускала фабрика Verreries de Fauquez, — целое дело”. К счастью, большая часть плитки не пострадала, к примеру, в ванной она выглядит безупречно.



Интерьер этой комнаты знаком многим бельгийцам, даже далеким от мира современной архитектуры. “Местная группа Arbeid Adelt!, популярная в 1980‑е годы, снимала здесь обложку своего альбома Jonge Helden, — рассказывает Плансон. — Их вокалист Марсель Вантхилт позировал на этой фотографии в круглых очках в духе Ле Корбюзье. Мне кажется, что это не просто совпадение”.
Текст: Thijs Demeulemeester; Фото: Jan Verlinde / Livinginside