Как создаются инновационные продукты Группы ГАЗ

ЭкспертБизнес

Кто делает российские электробусы, водоробусы и беспилотники

Инновационные продукты Группы ГАЗ создаются в результате кооперации производства с наукой и образованием, начинающейся со школьных технопарков

Виталий Лейбин

Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа

На базе Нижегородского НОЦ, научно-образовательного центра мирового уровня, разработан беспилотный грузовой фургон «ГАЗель Next», уже работающий на месторождениях в Ханты-Мансийском автономном округе. Это пример продуктивной кооперации промышленности, науки и образования. Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа рассказала «Эксперту» о стратегии взаимодействия с наукой, студентами и школьниками, а также о том, почему санкции для ГАЗа не стали шоком.

— Как выстроена система подготовки инженерных кадров для ГАЗа, как вообще система нашего образования связана с тем, что действительно нужно предприятию?

— Когда-то давно был такой тезис: «Забудьте обо всем, чему вас учили в институте, мы здесь вас будем учить». К счастью для нас, он уже стал неактуальным. Мы смогли выстроить взаимодействие с нашими партнерами-вузами, максимально применяя практикоориентированный подход, а программы обучения мы имеем возможность корректировать с учетом наших потребностей. Мы широко развернули систему стажировок, ребята уже после четвертого курса приходят к нам работать. И если мы начинали с коммерческого блока (это закупки, логистика, продажи), то сейчас это и конструкторы, и технологи, и финансисты, и эйчары. Студенты приходят к нам на практику, участвуют в реальных производственных проектах, пишут и защищают дипломные работы в плотном контакте с нашими экспертами.

Помимо традиционных форм сотрудничества в работе с вузами мы делаем свои акценты. Например, у ГАЗа есть базовая кафедра на базе Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, которая интегрирована с нашим Объединенным инженерным центром (ОИЦ). Мы взяли профильные для себя специальности: автомобиле- и тракторостроение, наземные транспортные, технологические средства. И именно там мы даем технологию создания продукта и проектного управления, максимально привязывая к нашим методикам все, что у нас применяется. Кафедра действует уже порядка десяти лет.

— А как это работает? ГАЗ строил внутри университета инженерную площадку или, скорее, университет пользуется площадкой ГАЗа?

— Университет пользуется площадкой ГАЗа, то есть ребята приезжают на занятия прямо к нам в ОИЦ, чтобы работать в атмосфере создания нового вместе с людьми, которые делают реальные продукты. Когда мы даем теорию, тут же показываем, как это выглядит на практике, прямо на нашей территории. Из 217 выпускников кафедры у нас трудоустроено 73 человека, часть ребят трудоустроены у наших поставщиков, и для нас это хороший показатель. Есть также студенты не с нашей кафедры, из других вузов — у нас проходят хакатоны, мы даем ребятам наши производственные кейсы для дипломов, обучаясь, они не просто получают компетенции, но и погружаются в нюансы, начинают моделировать с нами транспорт будущего.

Инженерные кадры — это одна история. Вторая — это информационные технологии. «Цифра» у нас сейчас везде. В том числе и наши автомобили нового поколения оснащаются цифровой системой управления, нужны интеллектуальные помощники водителя, электронные сервисы. Ну и в целом у нас проходит автоматизация фактически всех процессов. Понятно, что в отрасли есть дефицит кадров. По оценке экспертов, порядка миллиона человек по стране не хватает. И в январе прошлого года у нас стартовал проект «Академия IT». Он реализуется ведущими учебными заведениями Нижегородской области. Мы погружаем будущих специалистов в сферу информационных технологий с акцентом на задачи автомобилестроения. Когда мы стартовали с этим проектом, у меня были опасения, какое количество ребят заинтересуется. Изначально заявилось порядка 200 человек, после отбора в программу пришли 137 человек. В течение прошлого года пройдены два модуля, сейчас ребята на третьем, завершающем. И на третьем модуле у нас отобрано 67 слушателей, которые уже трудоустроены на ГАЗ: либо в «ГАЗ IT» (это именно IT-специалисты), либо в Объединенный инженерный центр (это конструкторы, которые буду делать «цифру» для наших моделей будущего).

Водоробус ГАЗ, созданный совместно с МГТУ им. Баумана

— Что такое транспорт будущего? О чем идет речь?

— Прежде всего это электромобили, водоробусы и беспилотники. И в каждом из этих проектов есть самые разные высокотехнологичные системы, которые надо разрабатывать и внедрять. Партнерство с учеными, аспирантами, талантливыми студентами позволяет ускорить эту работу.

Электробусы, которые ходят по Москве, — это разработка нашего Объединенного инженерного центра и МГТУ имени Баумана. Несколько лет назад мы создали на базе МГТУ совместный инжиниринговый центр и оснастили его оборудованием. Мы назвали его в честь Андрея Александровича Липгарта, легендарного главного конструктора ГАЗа (в 19331951 годах). Там сейчас работает 49 человек, это научные сотрудники и студенты МГТУ, их специализация — электроплатформы, автоматические системы управления. Электронные устройства, которые используются в электробусе, — разработка этого инжинирингового центра. Ликинский автобусный завод как раз недалеко от Москвы. Ребята выезжают на завод, первые установки они сами ставили на электробусы.

В 2021 году мы представляли опытный образец водоробуса, автобуса на водородном топливе. В нем применена отечественная электронная система, управление которой тоже разработано Инжиниринговым центром имени Липгарта.

А в Нижнем Новгороде совместно с НГТУ имени Алексеева создан и совершенствуется беспилотный автомобиль «ГАЗель Next», который сейчас уже эксплуатируется на месторождении в Ханты-Мансийске.

— А что делает «ГАЗель Next» на месторождении?

— Перевозит грузы, это небольшой беспилотный грузовой фургон. Наши инженеры посмотрели, какие на месторождении хозяйственные нужды, что и куда перевозят грузовики с человеком-водителем, и выстроили маршрут, на котором работает беспилотник, ему не нужно отдыхать, ему нужно только подзаряжаться. Конечно, работа беспилотника контролируется и исследуется, на месте работают и представители НГТУ.

— Искусственный интеллект беспилотника — плод собственной разработки ГАЗа или сделан в кооперации с другими системами, разрабатываемыми в нашей стране?

— Собственная. И в этом в том числе нам помогают программисты — молодые ученые из НГТУ.

— С Бауманкой вы делаете электроплатформы электробусов и водоробусов, а с НГТУ — беспилотный транспорт. Есть что-то еще такое, чем вы гордитесь?

— Да, конечно, это крупные проекты, но есть много проектов меньшего масштаба, в том числе те, которые мы делаем со школьниками и студентами. Например, они уже воплощают идеи повышения производительности труда при помощи инструментов Производственной системы ГАЗ — это студенческие работы с конкретными результатами на заводских участках, на конвейере.

— Вы упомянули школьников. Вы и школьниками занимаетесь?

— Мы пришли к тому, что начинать работать нужно не со студенческой скамьи, а с более раннего возраста. Во-первых, это профориентация, во-вторых, если ребята осваивают технические знания в игровой форме, им намного проще потом учиться. Уже с 2012 года мы стали акцентировать внимание на более юной аудитории, «зашли в школы». На базе нашей Академии современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева (это наш корпоративный университет) работают два технопарка: один — это наш проект «Кванториум» (вместе с Министерством просвещения) и второй — наш собственный Центр изучения цифровых технологий «ТехноСпейс». Вот в этих двух технопарках у нас занимаются порядка 600 школьников, и из Нижнего Новгорода, и из области. Мы даем им глубокие знания в области точных наук (математики, физики), шахмат, а также инженерные компетенции. Наставниками в этих технопарках выступают наши сотрудники, некоторые из них сами когда-то ходили в «Кванториум», в робототехнические кружки, обучились, поступили, окончили вуз, работают у нас в ОИЦ и выступают преподавателями в технопарках.

Фестиваль «Робофест» в рамках программы «Робототехника»

— А что ребята делают в технопарках своими руками? Роботизированные модели?

— В том числе и роботизированные модели. Ребята занимаются прототипированием, моделированием, программированием, электроникой, работают над реальными кейсами наших предприятий. В технопарках есть автоквантум, робоквантум, интернет вещей и другие необходимые для формирования компетенций инженера будущего направления. И, конечно же, важное направление — углубленное изучение физики, математики, где школьники напитываются знаниями, которые потом проявляются в инженерных компетенциях.

— Вы еще сказали о шахматах. А как шахматы помогают?

— Развитие логического мышления. Ребят это тоже увлекает. Нам же нужно создать среду, чтобы им было интересно. Английский язык мы тоже изучаем. И кроме того, что мы даем технические знания, мы их учим работать в команде, слышать, слушать друг друга. Важно, чтобы гармоничное развитие было, не только технические знания. Многие дети наших сотрудников там занимаются, и вот такие отзывы слышу, что благодаря этим технопаркам у ребят более осознанный выбор профессии, то есть они уже четко понимают в среднем школьном возрасте, куда хотят пойти.

— А со средним специальным образованием вы работаете?

— Конечно. У нас есть проект «Профессионалитет», куда входят наши профильные техникумы и колледжи в Нижнем Новгороде и Ярославле. И я очень надеюсь, что другие ссузы тоже войдут в этот проект. Преподаватели проходят обучение на наших площадках. Государство вкладывает средства в модернизацию мастерских, лабораторий, и мы, со своей стороны, тоже вкладываем ресурсы, чтобы помочь в этом. Ссузы меняются, мы видим, как на нашей нижегородской площадке идет обновление педсостава, больше появляется молодых преподавателей.

— Не могу не спросить, как отразились санкции на работе ваших высокотехнологичных подразделений. Насколько велики проблемы, стимулируют ли они усиливать связку с отечественной наукой?

— Санкции прошлого года не были для нас шоком. Потребность в тесном взаимодействии с отечественной наукой у нас появилась на современном этапе развития ГАЗа, когда мы приступили к разработке новых высокотехнологичных машин.

Мы все знаем традиционные проблемы со времен СССР: наука отдельно, производство — отдельно, инновации где-то в отраслевых НИИ разрабатывались, без привязки к реальным задачам производств. Понимая это, мы в середине 2000-х стали эти разрывы преодолевать. Первой ласточкой у нас стала программа «Робототехника», которую запустил в нашей стране промышленник Олег Дерипаска. Она позволила создавать условия для занятия молодежи техническим творчеством в связке с индустрией, будущие ученые и инженеры могли проявлять инициативу. Именно благодаря этой программе появились первые российские беспилотные машины. В 2010 году ГАЗ выделил студенческим командам ведущих вузов автомобили «ГАЗель» для переоборудования в автоматизированные транспортные средства. И тогда в первый раз прошло соревнование автомобилей-роботов без водителя — нужно было преодолевать определенную дистанцию, выполнять задания. Это был восторг неописуемый. Сейчас мы такие соревнования проводим ежегодно в Нижнем Новгороде на испытательном полигоне ГАЗа.

Тогда же появились первые робототехнические фестивали, ребята решали конкретные задачи по роботизации, по автоматизации, по логистике. Из этих фестивалей выросли у нас сначала робототехнические кружки, потом — детские технопарки.

— А сейчас вы чувствуете драйв? По вашему ощущению, возможны ли у нас реальные технологические прорывы?

— Я достаточно давно занимаюсь кадрами в Группе ГАЗ, уже более десяти лет, и вижу реальные результаты. Динамика развития — это не бюрократические слова, я ее чувствую в людях. Когда мы начинали, нам говорили: «Ну куда там на такую далекую перспективу? Зачем со школьниками заниматься?» А когда ты видишь ребят, которых знаешь, они у тебя учились в робототехническом кружке, потом пошли в вуз, и там мы их тоже сопровождаем, берем на практику, и они возвращаются к тебе на работу, это, конечно, очень здорово. Это реально вдохновляет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В свободном полете В свободном полете

Самые внеземные коллекции одежды в истории моды

Men Today
Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога

Реально ли влюбить в себя человека без SMS, регистрации и приворотов?

Psychologies
ЭЛСИ готова на все сто ЭЛСИ готова на все сто

Крупный российский экспортер угля создает транспортно-логистический кластер

Эксперт
Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса

Всё самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт

4x4 Club
Первая русская манифестация Первая русская манифестация

С юности Владимир Новосильцев был, как казалось, настоящим баловнем судьбы

Дилетант
Авантюристки: как устроен теневой рынок по продаже поддельных сумок Авантюристки: как устроен теневой рынок по продаже поддельных сумок

Отрывок из книги «Подделка» Кирстен Чен

Forbes
«Инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить» «Инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить»

Почему «Эфко» делает ставку на развитие био- и фудтех-сегментов?

Агроинвестор
Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США

В нашей стране было много такого, о чем граждане США долго не могли и мечтать

Maxim
Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы

Журналист Дмитрий Быков размышляет на тему возраста

РБК
Как выглядит кожа женщины, сбросившей 71 килограмм: почему лучше не набирать вес, чем потом худеть Как выглядит кожа женщины, сбросившей 71 килограмм: почему лучше не набирать вес, чем потом худеть

Как выглядит девушка, похудевшая на 71 килограмм

VOICE
Рыба растет Рыба растет

Российские инвесторы стали активнее вкладываться в развитие аквакультуры

Агроинвестор
6 лучших злодеев в исполнении Кристофа Вальца: от лощеной эсесовской мрази до главного врага Джеймса Бонда 6 лучших злодеев в исполнении Кристофа Вальца: от лощеной эсесовской мрази до главного врага Джеймса Бонда

Вспоминаем самых известных негодяев в исполнении Кристофа Вальца

Maxim
Объявить невыученное небывшим Объявить невыученное небывшим

Как люди, не знающие истории, выдумывают псевдоисторию

Weekend
“Парадокс ожирения” развенчан. Ученые установили, что лишний вес повышает смертность “Парадокс ожирения” развенчан. Ученые установили, что лишний вес повышает смертность

Как жир влияет на здоровье человека?

ТехИнсайдер
Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции

Партнер неожиданно сменил гнев на милость?

Psychologies
15 фактов о сериале «Уэнсдэй» 15 фактов о сериале «Уэнсдэй»

Чему Дженне Ортеге училась для роли и как снимали сцены с отрубленной рукой?

ЖАРА Magazine
«Меня заставили раздеться до лифчика»: Евгения Медведева оконфузилась в аэропорту «Меня заставили раздеться до лифчика»: Евгения Медведева оконфузилась в аэропорту

Фигуристка Евгения Медведева выступила с редкими откровениями

VOICE

"Крысиный король" существует на самом деле

ТехИнсайдер
Одна вокруг света: главная дорога Аргентины и Озеро инков в горах Одна вокруг света: главная дорога Аргентины и Озеро инков в горах

209-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко: приключения в Аргентине

Forbes
Ади Ади

Ади наливает воду в металлический таз, ополаскивает руки, берет заготовку глины…

Seasons of life
Переложение для восьми волосов Переложение для восьми волосов

Генетики хотели разобраться со здоровьем Бетховена, но уперлись в генеалогию

N+1
5 причин почитать «Орбиту смерти» канадского астронавта Криса Хэдфилда 5 причин почитать «Орбиту смерти» канадского астронавта Криса Хэдфилда

На русском вышел роман «Орбита смерти», написанный астронавтом Крисом Хэдфилдом

ТехИнсайдер
«Какое гендерное равенство, если женщины и мужчины разные?»: 10 глупых вопросов феминистке «Какое гендерное равенство, если женщины и мужчины разные?»: 10 глупых вопросов феминистке

Феминистка развеивает главные мифы о деятельности единомышленниц

Psychologies
Двигаться вперед Двигаться вперед

Suzuki Vitara в городе пушек, пряников и самоваров

Автопилот
Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии

Как чувство любви меняет мозг?

Psychologies
Самые смешные снимки животных 2020 года: вспоминаем классику Самые смешные снимки животных 2020 года: вспоминаем классику

Самые смешные фото животных с конкурса Comedy Wildlife Photo Awards 2020 года

ТехИнсайдер
В игристом настроении В игристом настроении

Брют: в чем отличие этого изысканного напитка от других игристых вин

Лиза
Без стандартов, но по призванию. Является ли оценка проектов и программ профессией? | No Standards, Just Calling. Is Project and Program Evaluation a Profession? Без стандартов, но по призванию. Является ли оценка проектов и программ профессией? | No Standards, Just Calling. Is Project and Program Evaluation a Profession?

Является ли оценка проектов и программ профессией?

Позитивные изменения
Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА

Как Стив Балмер строит для «Лос-Анджелес Клипперс» роскошную спортивную арену

Forbes
«Сделать себя»: какова цена профессионального успеха «Сделать себя»: какова цена профессионального успеха

Чего вам будет стоить добиться успеха и «сделать себя»?

Psychologies
Открыть в приложении