Мебель ищет дорогу к покупателю
После спада производства в 2022 году мебельные компании стараются увеличить продажи в России и найти новые рынки сбыта

В 2022 году производство мебели в России по сравнению с предыдущим годом снизилось на 2,6% в натуральном выражении и одновременно выросло на 15% в денежном. Отечественные производители столкнулись с закрытием западных рынков, уходом иностранных поставщиков оборудования и комплектующих, снижением спроса. При этом в России наблюдается падение объемов производства почти во всех сегментах ЛПК. Эта экспортноориентированная отрасль из-за санкций лишилась западных рынков и не смогла полностью переориентироваться на восточные (см. «Как оставить лес в России», «Эксперт» № 8 за 2023 год). Поэтому деревообрабатывающие производства ищут возможности нарастить внутреннее потребление своей продукции и тем самым компенсировать потерю экспортных доходов.
Основной материал в мебельном производстве — древесина. «Если не учитывать производство матрасов, то на деревянную мебель придется 85 процентов, на металлическую — 13, на пластмассовую — два процента», — говорит директор по исследованиям маркетингового агентства Abarus Вера Никольская. К понятию «деревянная мебель» можно отнести продукцию, которую изготавливают из древесных материалов: плит МДФ, ХДФ, ДСП, ДВП и фанеры. Используются также мебельный щит, инженерная древесина и другие виды срощенных и склеенных между собой деревянных брусков и панелей. Все чаще в производстве мебели применяются тамбурат и сотовый заполнитель — это материалы на основе картона.
Поэтому наряду с расширением деревянного домостроения, переводом котельных на пеллеты и развитием целлюлозно-бумажной промышленности производство мебели может стать способом повысить внутреннее потребление продукции лесопромышленного комплекса.

Отложили до лучших времен
«Когда люди чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, они предпочитают подождать с покупкой мебели. Мебель — это предмет отложенного спроса, на который любые кризисы и любое снижение доходов населения влияют в первую очередь. Поэтому в прошлом году клиенты стали больше внимания обращать на цену», — рассказывает Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).
По его словам, весной прошлого года наблюдался ажиотажный спрос на мебель. Рост продаж достигал 70%. Одновременно вслед за подорожанием импортных комплектующих поднялись цены на мебель. Но уже в апреле ситуация стабилизировалась, продажи упали, позже снизились и цены.
Производитель офисной мебели компания «МебельСтиль» отмечает, что цены на мебель собственного производства выросли на 10–20% в зависимости от количества материала и комплектующих, которые закупались за рубежом. «Мы в основном производим мебель из ДСП, поэтому большая часть материала у нас российского производства. Соответственно, цены не так сильно выросли. У тех, кто производит мягкую мебель и кресла, цены за год поднялись на 30–60 процентов из-за использования импортных материалов», — рассказали в отделе продаж компании.
Представители отрасли не ожидают, что в 2023 году спрос на мебель увеличится. «Мы стараемся быть оптимистами. Тем не менее, учитывая все факторы, которые влияют на мебельный рынок и на производство мебели, думаю, основная задача — сохранить позиции 2022 года, не допустить падения. Надеемся, что этого удастся добиться», — заявляет генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.
«В предыдущие несколько лет был стабильный рост, который не прервался в пандемию. Был кратковременный период спада в 2015–2016 годах как реакция на “крымский кризис”. Но рынок быстро адаптировался», — рассказывает Вера Никольская.
По ее словам, во время пандемии цены вели себя разнонаправленно: на некоторые категории мебели цена росла, на некоторые снизилась. При этом спрос был достаточно высоким, особенно во второй половине года, продажи выросли из-за удаленки и траты денег, отложенных на отдых и путешествия. В 2021 году цены без остановки росли в течение всего года из-за подорожания материалов. Средний рост цен по итогам года составил 15–25% на разные категории.
«В 2022 году рынок сначала развивался как обычно. Резко стоимость мебели подскочила в марте 2022 года — сразу на 10–12 процентов на фоне объявленных санкций, ухода западных брендов и кратковременного скачка валюты. Затем в течение года цены снижались, но незначительно. Годовой рост составил 8–10 процентов, это, в общем-то, на уровне инфляции и только потому, что в 2021 году был большой рост цен и расти дальше уже было некуда. Производство, как мы видим, упало не сильно, но резко снизился импорт, поэтому общее падение реального спроса в 2022 году можно оценивать на уровне пяти-семи процентов», — считает Вера Никольская.
По данным АМДПР, импорт мебели в 2022 году снизился на 44%, с 183,8 до 103,5 млрд рублей. Среди прочих Россию покинула шведская IKEA, которая ранее локализовала производство на территории нашей страны. Однако на долю этой компании приходилось всего порядка 5% от общего объема производства мебели в России. В ассоциации считают, что российские производители еще не успели заполнить ниши, освободившиеся после ухода иностранцев, иначе предложение уже превысило бы спрос.