Как создается экономический рост
РЖД — один из крупнейших инвесторов в инфраструктуру в России. Благодаря инфраструктурным проектам компании создаются условия для роста экономики страны

«Российские железные дороги» — крупнейший инвестор в России, уступающий в объемах капитальных вложений лишь национальным нефтегазовым гигантам — «Газпрому» и «Роснефти». Объем ежегодных инвестиций РЖД больше, чем у таких крупных инвесторов, как «ЛУКойл», «Росатом» или «Россети». Так, в прошлом году российская монополия вложила в строительство дорог, вокзалов, обновление подвижного состава более 870 млрд рублей. Инвестпрограмма на этот год впервые превысит триллион (1,074 трлн) рублей. Сейчас обсуждается бюджет на следующий год, и в СМИ фигурирует цифра 1,21,3 трлн рублей инвестиций в развитие железных дорог на ближайшие годы.
Суммы гигантские — это порядка 3% совокупных инвестиций в основной капитал всей страны. При этом в отличие от нефтегазовых компаний, реализующих крупные, но точечные проекты, инвестиции РЖД равномернее распределены по территории России, что дает импульс развитию не отдельных районов, а всей экономики.
В прошлом году российская экономика продемонстрировала отличную инвестиционную статистику. Несмотря на санкции и шок нефтяного эмбарго, инвестиции в основной капитал в 2022 году выросли на 4,6% к уровню 2021 года и достигли 27,86 трлн рублей. При этом доля бюджета в структуре инвестиций по источникам финансирования возросла до 20,2% с 18,3% в 2021 году. Именно траты бюджета, а также госкомпаний, таких как РЖД, не позволили российской экономике свалиться в штопор санкционного кризиса.
Казалось бы, холдинг РЖД ничего не производит и не продает. Но он создает базовый сервис, от которого зависит работа практически любого добывающего или обрабатывающего предприятия страны. Поэтому расширение железных дорог, особенно на востоке, — это наращивание потенциала внутреннего производства. Любой товар, будь то уголь, нефтепродукты, зерно, автомобиль, в каком регионе он ни был произведен, можно продать (получить добавочную стоимость) только после его доставки покупателю. Поэтому наличие железной дороги и свободных мощностей на ней — базовое условие для частных инвестиций. Говоря проще: нет дорог — нет вложений бизнеса — нет экономического роста. Без инвестиций РЖД не будет инвестиций частного капитала. Вкладывая триллионы рублей в инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока, РЖД закладывает долгосрочную базу для любых других инвестиций в стране. Появление новых развязок, тоннелей, мостов, модернизация станций, вокзалов — все это создает импульс развития смежной инфраструктуры городов России.
Капитальные вложения РЖД создают десятки тысяч рабочих мест на стройке и сотни тысяч в эксплуатации дорог и подвижного состава. РЖД — крупнейший работодатель в России, в компании работает 700 тыс. человек, это 1% всех рабочих мест страны. С учетом дочерних структур в холдинге трудятся порядка миллиона сотрудников.
К тому же капитальные вложения РЖД дают огромный косвенный эффект — в первую очередь это заказы для отечественного машиностроения, металлургии, производителей стройматериалов, энергетического оборудования, связи.
Сегодня ОАО РЖД реализует несколько мегапроектов — это расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, модернизация московского транспортного узла. Кроме того, компания ведет еще несколько строек поменьше, но не менее значимых для макрорегионов страны — это расширение пропускной способности подъездов к портам Азово-Черноморского бассейна, развитие Пермского узла, усиление железнодорожной инфраструктуры Свердловской и Северной железных дорог. Обновленная инфраструктура требует, в свою очередь, нового подвижного состава: вагонов повышенной грузоподъемности и мощных локомотивов.

Столица новых стандартов
Впечатляющий масштаб модернизации городской инфраструктуры может увидеть любой человек, посетивший Москву. С 2017 года идет модернизация Московского транспортного узла, включающая строительство линий наземного метро с опорой на инфраструктуру РЖД. В этот проект входит Московское центральное кольцо и пять веток диаметров (МЦД) связывающие крупные города Подмосковья между собой. Линии МЦД, из которых запущены уже четыре, проходят через центр Москвы.
Инвестиции в проект уже превысили 600 млрд рублей. Финансирование разделили федеральный бюджет, бюджет города и РЖД. Инфраструктурный проект поражает не только масштабами, но и скоростью и эффективностью. Например, центральный участок МЦД-3 фактически создан с нуля. Перестроена Митьковская соединительная ветвь между ленинградским и казанским направлениями, в состав которой вошел тоннель длиной 400 метров. Раньше на работы такого уровня сложности уходили десятилетия.
Сложность модернизации Московского транспортного узла в том, что у любого мегаполиса есть сложившаяся инфраструктура — здания, автомобильные дороги, парки и водоемы, маршруты общественного транспорта, энергетическая и коммунальная инфраструктура. Кроме того, интеграция новых линий железных дорог, строительство станций и пересадочных узлов осложнены уже сложившимся пассажиропотоком, который нельзя остановить.
Но даже после того, как все построено, возникает проблема синхронизации времени и ритма работы новых электричек с грузовым и пассажирским сообщением на железной дороге, городским метро и наземным транспортом мегаполиса. Необходимо настроить и финансовые взаиморасчеты.
Программа такой модернизации подразумевает взаимодействие между множеством ведомств, субъектов, подрядчиков. Например при строительстве линий Московских центральных диаметров РЖД выстраивает работу с Минтрансом, правительствами Москвы и Московской области, а кроме того, со всеми региональными автобусными парками и трамвайными депо, дорожникам, энергетиками и т. д. Все работы должны быть выполнены точно в срок.