Издательство «Аль Пако» претендует на лидерство в сегменте детских книг

ЭкспертБизнес

Как быстро заработать на книжке-игрушке

Издательство полного цикла «Аль Пако» в Ростовской области, созданное два года назад, уже претендует на лидерство в популярном сегменте печатной продукции для детей — книг-игрушек, объемных книг и пазлов из картона, развивающих игр из полимерных композитных материалов.

Виктория Безуглова

Чтобы понравиться современному покупателю, детская книжка должна содержать элементы интерактивности и игры. Фото предоставлено издательством «Аль Пако»

Издательство «Аль Пако», специализирующееся на выпуске книг-игрушек под брендом Malamalama, еще не очень известно широкому кругу покупателей, но и профессионалы о нем не слышали — так нам сообщили в Российском книжном союзе. И это не удивительно: на рынке компания присутствует всего два года и на фоне мастодонтов книжной отрасли пока выглядит скромно. Рынок книг для детей оценивается в 21–24 млрд рублей, в частности, сегмент картонных книг, в котором специализируется «Аль Пако», — в 5,5 млрд, тогда как выручка самого издательства составляет 166 млн рублей. Но при этом бизнес «Аль Пако» быстро растет, в 2020 году прирост составил 127%, и это несмотря на то, что весь рынок из-за пандемии просел — по оценкам, на 11%.

А недавно компания объявила о планах расширения производства и реконструкции еще одной площадки на ТОСЭР «Донецк» Ростовской области, где является резидентом с 2019 года. После вложения в проект 347 млн рублей инвестор планирует удвоить парк оборудования, оптимизировать ряд процессов и к 2024 году увеличить объем выпуска в шесть раз — с нынешних 200 тыс. картонных книг в месяц до 1,2 млн. Предполагается также расширить ассортиментную матрицу полиграфических продуктов, продуктов из EVA (полимерных композитных материалов), фетра и других — они уже проходят сертификацию. Таким образом, «Аль Пако» претендует стать в своем сегменте одним из крупнейших игроков.

В России можно по пальцам пересчитать типографии, оснащенные современным оборудованием для производства картонных книг и игрушек нового поколения, и многие издательства печатают картонные книги в Китае и Европе, поэтому создание «Аль Пако» — это яркое событие книжного рынка. Тем более что произошло оно не в столице, где находится 80% всех типографий и издательств, а на региональной площадке, где аккумулировать ресурсы опыта и денег всегда сложнее. Учредители компании Антон Фоминичев и Алексей Жолобов одно время были топ-менеджерами ростовского издательства, где развивали детское направление и понимали, в какую сторону движется рынок. Начав свой бизнес, они стали искать стратегического инвестора и нашли его в лице соучредителя новосибирского ЗАО «Инверсия» Даниила Жеребцова. Сейчас «Аль Пако» реализует свой новый проект с прицелом на освоение не только отечественного рынка, но и зарубежного.

График 1. «Аль-Пако» — первое в России издательство, специализирующееся на выпуске книг-игрушек

Интерактивная книга, сделанная руками

В 2016 году издательство Clever, крупнейший игрок в сегменте печатных продуктов для детей от 0 до 12 лет и главный конкурент «Аль Пако», проанализировало сходства и различия отечественного рынка детской книги и зарубежных рынков и пришло к выводу, что наш рынок движется в сторону западного, хоть и с запозданием. Среди ключевых тенденций, наряду с непреходящим интересом к классике, были названы акцент на интерактивность и игровой компонент, направленность тематики одновременно на развитие и на развлечение, высокие темпы роста рынка картонных книжек, увеличение доли онлайн-магазинов в продажах. По сути дела, все эти тренды реализуются в стратегии «Аль Пако». Кстати, до локдауна продажи через онлайн-площадки у компании составляли 10%, а в прошлом году выросли до 20%. «Офлайн все еще остается крупнейшим каналом продаж за счет сотрудничества с крупными сетями, такими как “Читай-город”, “Буквоед”, “Магнит”, FixPrice, но именно в период пандемии мы полноценно открыли для себя маркетплейсы Ozon, “Детский мир”, Wildberries, сформировали отдел, который занимается онлайн-продвижением, и это дает свои плоды», — говорит гендиректор «Аль Пако» Алексей Жолобов. В декабре 2020 года был достигнут исторический максимум продаж компании через маркетплейсы, которые совокупно принесли более 11,1 млн рублей выручки.

Впрочем, свой декабрьский триумф в компании связывают и с тем, что к новогодним праздникам они выпустили особенно удачную серию новинок: виммельбухи (книги-картинки) большого формата с «окошками» про празднование Нового года в разных странах, с детализированными иллюстрациями и множеством элементов, книжки-панорамки с объемными иллюстрациями, яркими персонажами и новогодними стихами, а также книги в серии «Новогодние чудо-пазлы», позволяющие ребенку доставать со страниц фигурки и составлять из них разнообразные композиции, а потом обратно вставлять плотные пазлы из картона в книгу.

Уникальные идеи и способы их воплощения в «Аль Пако» вообще считают главным козырем в успехе своего бренда у детей и их родителей, при выборе темы книг опираются на рекомендации психологов и педагогов, используют информацию о популярности запросов покупателей и тогда уже создают актуальный продукт: «Каждый наш продукт — ответ на запрос не абстрактного потребителя, а конкретных людей — современных мам, желающих развивать малышей с пеленок; бабушек, которые хотят читать внукам “Мойдодыра”; пап, увлеченных историей автомобилей в картинках не меньше самих детей», — поясняет Алексей Жолобов. А чтобы преподнести продукт интересно, используется творческий и технологический потенциал — окошки, 3D- картинки, пазлы, интерактивные механизмы, тактильные вставках и карточки. «Мы не ограничиваем наши идеи какими-то рамками, — продолжает гендиректор, — у нас летают самолеты и ракеты, крутятся и вертятся шестеренки механизмов, шея жирафа действительно такая длинная, что не помещается в книгу, на странице можно погладить льва и прикоснуться к крокодилу». Работа конструкторов и фантазия редакторов плюс опытные авторы и иллюстраторы, оживляющие их идеи, — все это превращает бумагу в волшебство. Процесс долгий и кропотливый. Так, интерактивную энциклопедию для детей «Великая Отечественная война» в издательстве создавали около девяти месяцев, а проект «Снежная королева» затянулся на полтора года усиленной работы, при этом было много технических вопросов и споров, не раз сотрудники хотели упростить продукт, так как творческие идеи шли вразрез со сроками и техническими возможностями. «Но когда мы увидели первые иллюстрации, сомнений не осталось: это будет шедеврально, все было не зря», — вспоминает Алексей Жолобов.

Стоимость картонных книг выше среднерыночной: если обычная, листовая книжка стоит в рознице 88–700 рублей., то картонная с интерактивными элементами — 150–1500 рублей. В «Аль Пако» не скрывают, что работают в среднем и высоком ценовом сегменте, называя это отдельной «нишей для гурманов». Уровень цен на такие книги обоснован качеством печати и тем, что при создании картонных книг, а также развивающих игр многие элементы вырезаются, собираются и упаковываются вручную. Если печать обычной книжки полностью автоматизирована, то при создании книги-панорамки доля ручного труда составляет 20–50%. Поэтому большая часть коллектива «Аль Пако» — это производственный отдел, и в инвестпроекте предусмотрено увеличение штата сотрудников в три раза.

Поспорить в Европе с китайской полиграфией

Собственно, по причине технологической сложности, считает руководитель «Лаборатории трендов» Елена Пономарева, издательства не спешат занимать относительно свободную нишу книг-игрушек, к тому же рентабельность бизнеса у крепких детских издательств, выпускающих обычные плоские книги, примерно такая же, как у «Аль Пако» или Clever: 25–27%. Что касается полиграфистов, то у них есть свой резон обходить эту нишу стороной. Несколько лет назад одна из крупнейших типографий заявила о выпуске картонных книг-игрушек для детей, а потом проект был свернут по причине экономической нецелесообразности: емкость рынка в этом сегменте они оценили в 300–400 тыс. экземпляров в месяц, тогда как промышленное оборудование продается с мощностью 1,5 млн экземпляров в месяц, но такого объема заказов на отечественном рынке не собрать. Но в «Аль-Пако» подошли к вопросу иначе: не ждать роста спроса внутри страны, а со своим готовым продуктом выходить на внешние рынки, ведь детские картонные книги могут быть отличным экспортным товаром.

Продукцию «Аль-Пако» уже можно купить в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане, Украине, а в свете планируемого расширения производства отдел продаж активно мониторит ситуацию в странах Европы и Латинской Америки: ведет переписку с торговыми представителями, отправляет им тестовые экземпляры. Уже получены первые отзывы от потенциальных покупателей. К примеру, в Великобритании и странах Скандинавии предпочитают приглушенные цвета и грубую рисовку детских книг, а в Мексике, наоборот, любят яркие сочные краски. «Мы уже провели переговоры с переводчиками и договорились о сотрудничестве с носителями иностранных языков, нашли и литературных редакторов, которые адаптируют тексты под аудиторию тех стран, куда мы отправим книги и игры», — рассказывает Алексей Жолобов. Если говорить о рентабельности экспортных продаж, то здесь вопросов и сомнений не возникает, так как в Европе книги-игрушки стоят в три раза выше, чем в России. При этом большинство издательств пользуются услугами китайской полиграфии, и ценовая конкуренция не для них.

К вопросу о Китае. В «Аль Пако» рассчитывают посоревноваться и на рынке полиграфии — с китайскими типографиями за европейского издателя книг-игрушек, поскольку могут предложить более привлекательные сроки поставки заказа. Что касается рынков Латинской Америки, то книг для детей с трехмерными иллюстрациями там очень мало, так что зайти туда продукции российской компании будет легче всего.

Справка о компании

Компания «Аль-Пако» создана в декабре 2018 года в Донецке Ростовской области. Является издательством полного цикла, выполняет все работы по разработке, производству и продаже печатных товаров для детей: книг-игрушек, настольных игр, наборов для творчества, пазлов из картона и полимерных композитных материалов с элементами наклейки. Основные активы: производственные и складские помещения общей площадью около 3000 кв. м.

Выручка — 166 млн рублей.

Число сотрудников — 148 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
7 заманчивых преимуществ отмокания в гидромассажной ванне 7 заманчивых преимуществ отмокания в гидромассажной ванне

Гидромассажная ванна может подарить потенциальные преимущества для здоровья

Playboy
Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
Бумажная свадьба: как отмечать, что дарить и как поздравлять Бумажная свадьба: как отмечать, что дарить и как поздравлять

Вторую годовщину свадьбы в России называют «бумажной», в США — «хлопковой»

Cosmopolitan
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Питер Свонсон: Восемь идеальных убийств Питер Свонсон: Восемь идеальных убийств

Отрывок из детектива Питера Свонсона «Восемь идеальных убийств»

СНОБ
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Мадагаскарских пауков заподозрили в охоте на лягушек с помощью ловушек из листьев Мадагаскарских пауков заподозрили в охоте на лягушек с помощью ловушек из листьев

Мадагаскарские пауки могут использовать растительные ловушки для ловли лягушек

N+1
Белорусия: предел стратегической глубины Белорусия: предел стратегической глубины

Зачем России план «Б» для белорусской революции

Эксперт
Четыре вопроса от психолога, которые помогут вам побороть прокрастинацию Четыре вопроса от психолога, которые помогут вам побороть прокрастинацию

Причины прокрастинации взаимосвязаны и не лежат на поверхности

Inc.
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Как выбрать недорогое кружево: 8 советов, которые уберегут от модного провала Как выбрать недорогое кружево: 8 советов, которые уберегут от модного провала

Хочется повторить подиумный образ с кружевным платьем за меньшие деньги?

Cosmopolitan
Химический элемент Химический элемент

Врач-дерматолог рассказывает о химических пилингах, их вреде и пользе

Лиза
«Представьте, что вы на Burning Man»: как отдыхать на Байкале без вреда для природы, но с пользой для себя «Представьте, что вы на Burning Man»: как отдыхать на Байкале без вреда для природы, но с пользой для себя

Куда ехать и как отдохнуть с комфортом на Байкале?

Forbes
Кто этот мощный старик? Кто этот мощный старик?

Краткое содержание жизни Джо Байдена

GQ
Как изменились звезды Как изменились звезды

Герои сериала "Элен и ребята" были любимчиками нашего детства

Cosmopolitan
Черная невеста: 8 звезд, которые вышли замуж в черных платьях Черная невеста: 8 звезд, которые вышли замуж в черных платьях

Наши героини уверены: черный подвенечный наряд ничуть не хуже белого!

Cosmopolitan
Как зарабатывать больше, чем ты заслуживаешь Как зарабатывать больше, чем ты заслуживаешь

Как требовать прибавки к зарплате, получить ее и потребовать еще втрое больше

Maxim
Правила жизни Такэси Китано Правила жизни Такэси Китано

Такэси Китано: быть счастливым — это заниматься работой, которая тебе нравится

Esquire
Всему свое место: правила умного хранения вещей Всему свое место: правила умного хранения вещей

Если кухня, детская или гардеробная похожи на склад — их можно преобразить

Psychologies
Российские социологи предсказали обострение политической ситуации в США еще 10 лет назад. «Сноб» поговорил с одним из них Российские социологи предсказали обострение политической ситуации в США еще 10 лет назад. «Сноб» поговорил с одним из них

«‎Сноб» узнал, как будет развиваться ситуация в США и что ждет в будущем Россию

СНОБ
«Хорошие плохие чувства: Почему эволюция допускает тревожность, депрессию и другие психические расстройства» «Хорошие плохие чувства: Почему эволюция допускает тревожность, депрессию и другие психические расстройства»

Отрывок из книги «Хорошие плохие чувства» о том, почему страдания полезны

N+1
Офисный дресс-код Офисный дресс-код

Грань между работой и жизнью все больше стирается

AD
Почему в благополучных семьях вырастают люди, склонные к алкоголизму Почему в благополучных семьях вырастают люди, склонные к алкоголизму

Причины алкоголизма во взрослом возрасте часто обнаруживаются в детстве

Psychologies
От куртизанок до принцесс: 6 знаменитостей, заставивших нас полюбить чокеры От куртизанок до принцесс: 6 знаменитостей, заставивших нас полюбить чокеры

Вспоминаем знаменитостей, заставивших нас влюбиться в ожерелья "под горло".

Cosmopolitan
Живая природа Живая природа

Один из трендов в уходе за кожей – это косметика с пребиотиками и пробиотиками

Лиза
Что скрывает древнейшая планета во Вселенной Что скрывает древнейшая планета во Вселенной

Оказывается, планеты действительно могут жить очень, очень долго

Популярная механика
Такси для чиновников и голосование против поправок к Конституции: чем запомнилась мэр Якутска Сардана Авксентьева Такси для чиновников и голосование против поправок к Конституции: чем запомнилась мэр Якутска Сардана Авксентьева

Чем мэр Якутска Сардана Авксентьева запомнилась на своем посту

Forbes
Как писать книги: подробное руководство для начинающего литератора Как писать книги: подробное руководство для начинающего литератора

Пусть этот гайд поможет всем нам войти в литературную историю

Playboy
Проспать невзгоды Проспать невзгоды

Как древние люди спасались сном в тяжелых обстоятельствах

Огонёк
Открыть в приложении