Издательство «Аль Пако» претендует на лидерство в сегменте детских книг

ЭкспертБизнес

Как быстро заработать на книжке-игрушке

Издательство полного цикла «Аль Пако» в Ростовской области, созданное два года назад, уже претендует на лидерство в популярном сегменте печатной продукции для детей — книг-игрушек, объемных книг и пазлов из картона, развивающих игр из полимерных композитных материалов.

Виктория Безуглова

Чтобы понравиться современному покупателю, детская книжка должна содержать элементы интерактивности и игры. Фото предоставлено издательством «Аль Пако»

Издательство «Аль Пако», специализирующееся на выпуске книг-игрушек под брендом Malamalama, еще не очень известно широкому кругу покупателей, но и профессионалы о нем не слышали — так нам сообщили в Российском книжном союзе. И это не удивительно: на рынке компания присутствует всего два года и на фоне мастодонтов книжной отрасли пока выглядит скромно. Рынок книг для детей оценивается в 21–24 млрд рублей, в частности, сегмент картонных книг, в котором специализируется «Аль Пако», — в 5,5 млрд, тогда как выручка самого издательства составляет 166 млн рублей. Но при этом бизнес «Аль Пако» быстро растет, в 2020 году прирост составил 127%, и это несмотря на то, что весь рынок из-за пандемии просел — по оценкам, на 11%.

А недавно компания объявила о планах расширения производства и реконструкции еще одной площадки на ТОСЭР «Донецк» Ростовской области, где является резидентом с 2019 года. После вложения в проект 347 млн рублей инвестор планирует удвоить парк оборудования, оптимизировать ряд процессов и к 2024 году увеличить объем выпуска в шесть раз — с нынешних 200 тыс. картонных книг в месяц до 1,2 млн. Предполагается также расширить ассортиментную матрицу полиграфических продуктов, продуктов из EVA (полимерных композитных материалов), фетра и других — они уже проходят сертификацию. Таким образом, «Аль Пако» претендует стать в своем сегменте одним из крупнейших игроков.

В России можно по пальцам пересчитать типографии, оснащенные современным оборудованием для производства картонных книг и игрушек нового поколения, и многие издательства печатают картонные книги в Китае и Европе, поэтому создание «Аль Пако» — это яркое событие книжного рынка. Тем более что произошло оно не в столице, где находится 80% всех типографий и издательств, а на региональной площадке, где аккумулировать ресурсы опыта и денег всегда сложнее. Учредители компании Антон Фоминичев и Алексей Жолобов одно время были топ-менеджерами ростовского издательства, где развивали детское направление и понимали, в какую сторону движется рынок. Начав свой бизнес, они стали искать стратегического инвестора и нашли его в лице соучредителя новосибирского ЗАО «Инверсия» Даниила Жеребцова. Сейчас «Аль Пако» реализует свой новый проект с прицелом на освоение не только отечественного рынка, но и зарубежного.

График 1. «Аль-Пако» — первое в России издательство, специализирующееся на выпуске книг-игрушек

Интерактивная книга, сделанная руками

В 2016 году издательство Clever, крупнейший игрок в сегменте печатных продуктов для детей от 0 до 12 лет и главный конкурент «Аль Пако», проанализировало сходства и различия отечественного рынка детской книги и зарубежных рынков и пришло к выводу, что наш рынок движется в сторону западного, хоть и с запозданием. Среди ключевых тенденций, наряду с непреходящим интересом к классике, были названы акцент на интерактивность и игровой компонент, направленность тематики одновременно на развитие и на развлечение, высокие темпы роста рынка картонных книжек, увеличение доли онлайн-магазинов в продажах. По сути дела, все эти тренды реализуются в стратегии «Аль Пако». Кстати, до локдауна продажи через онлайн-площадки у компании составляли 10%, а в прошлом году выросли до 20%. «Офлайн все еще остается крупнейшим каналом продаж за счет сотрудничества с крупными сетями, такими как “Читай-город”, “Буквоед”, “Магнит”, FixPrice, но именно в период пандемии мы полноценно открыли для себя маркетплейсы Ozon, “Детский мир”, Wildberries, сформировали отдел, который занимается онлайн-продвижением, и это дает свои плоды», — говорит гендиректор «Аль Пако» Алексей Жолобов. В декабре 2020 года был достигнут исторический максимум продаж компании через маркетплейсы, которые совокупно принесли более 11,1 млн рублей выручки.

Впрочем, свой декабрьский триумф в компании связывают и с тем, что к новогодним праздникам они выпустили особенно удачную серию новинок: виммельбухи (книги-картинки) большого формата с «окошками» про празднование Нового года в разных странах, с детализированными иллюстрациями и множеством элементов, книжки-панорамки с объемными иллюстрациями, яркими персонажами и новогодними стихами, а также книги в серии «Новогодние чудо-пазлы», позволяющие ребенку доставать со страниц фигурки и составлять из них разнообразные композиции, а потом обратно вставлять плотные пазлы из картона в книгу.

Уникальные идеи и способы их воплощения в «Аль Пако» вообще считают главным козырем в успехе своего бренда у детей и их родителей, при выборе темы книг опираются на рекомендации психологов и педагогов, используют информацию о популярности запросов покупателей и тогда уже создают актуальный продукт: «Каждый наш продукт — ответ на запрос не абстрактного потребителя, а конкретных людей — современных мам, желающих развивать малышей с пеленок; бабушек, которые хотят читать внукам “Мойдодыра”; пап, увлеченных историей автомобилей в картинках не меньше самих детей», — поясняет Алексей Жолобов. А чтобы преподнести продукт интересно, используется творческий и технологический потенциал — окошки, 3D- картинки, пазлы, интерактивные механизмы, тактильные вставках и карточки. «Мы не ограничиваем наши идеи какими-то рамками, — продолжает гендиректор, — у нас летают самолеты и ракеты, крутятся и вертятся шестеренки механизмов, шея жирафа действительно такая длинная, что не помещается в книгу, на странице можно погладить льва и прикоснуться к крокодилу». Работа конструкторов и фантазия редакторов плюс опытные авторы и иллюстраторы, оживляющие их идеи, — все это превращает бумагу в волшебство. Процесс долгий и кропотливый. Так, интерактивную энциклопедию для детей «Великая Отечественная война» в издательстве создавали около девяти месяцев, а проект «Снежная королева» затянулся на полтора года усиленной работы, при этом было много технических вопросов и споров, не раз сотрудники хотели упростить продукт, так как творческие идеи шли вразрез со сроками и техническими возможностями. «Но когда мы увидели первые иллюстрации, сомнений не осталось: это будет шедеврально, все было не зря», — вспоминает Алексей Жолобов.

Стоимость картонных книг выше среднерыночной: если обычная, листовая книжка стоит в рознице 88–700 рублей., то картонная с интерактивными элементами — 150–1500 рублей. В «Аль Пако» не скрывают, что работают в среднем и высоком ценовом сегменте, называя это отдельной «нишей для гурманов». Уровень цен на такие книги обоснован качеством печати и тем, что при создании картонных книг, а также развивающих игр многие элементы вырезаются, собираются и упаковываются вручную. Если печать обычной книжки полностью автоматизирована, то при создании книги-панорамки доля ручного труда составляет 20–50%. Поэтому большая часть коллектива «Аль Пако» — это производственный отдел, и в инвестпроекте предусмотрено увеличение штата сотрудников в три раза.

Поспорить в Европе с китайской полиграфией

Собственно, по причине технологической сложности, считает руководитель «Лаборатории трендов» Елена Пономарева, издательства не спешат занимать относительно свободную нишу книг-игрушек, к тому же рентабельность бизнеса у крепких детских издательств, выпускающих обычные плоские книги, примерно такая же, как у «Аль Пако» или Clever: 25–27%. Что касается полиграфистов, то у них есть свой резон обходить эту нишу стороной. Несколько лет назад одна из крупнейших типографий заявила о выпуске картонных книг-игрушек для детей, а потом проект был свернут по причине экономической нецелесообразности: емкость рынка в этом сегменте они оценили в 300–400 тыс. экземпляров в месяц, тогда как промышленное оборудование продается с мощностью 1,5 млн экземпляров в месяц, но такого объема заказов на отечественном рынке не собрать. Но в «Аль-Пако» подошли к вопросу иначе: не ждать роста спроса внутри страны, а со своим готовым продуктом выходить на внешние рынки, ведь детские картонные книги могут быть отличным экспортным товаром.

Продукцию «Аль-Пако» уже можно купить в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане, Украине, а в свете планируемого расширения производства отдел продаж активно мониторит ситуацию в странах Европы и Латинской Америки: ведет переписку с торговыми представителями, отправляет им тестовые экземпляры. Уже получены первые отзывы от потенциальных покупателей. К примеру, в Великобритании и странах Скандинавии предпочитают приглушенные цвета и грубую рисовку детских книг, а в Мексике, наоборот, любят яркие сочные краски. «Мы уже провели переговоры с переводчиками и договорились о сотрудничестве с носителями иностранных языков, нашли и литературных редакторов, которые адаптируют тексты под аудиторию тех стран, куда мы отправим книги и игры», — рассказывает Алексей Жолобов. Если говорить о рентабельности экспортных продаж, то здесь вопросов и сомнений не возникает, так как в Европе книги-игрушки стоят в три раза выше, чем в России. При этом большинство издательств пользуются услугами китайской полиграфии, и ценовая конкуренция не для них.

К вопросу о Китае. В «Аль Пако» рассчитывают посоревноваться и на рынке полиграфии — с китайскими типографиями за европейского издателя книг-игрушек, поскольку могут предложить более привлекательные сроки поставки заказа. Что касается рынков Латинской Америки, то книг для детей с трехмерными иллюстрациями там очень мало, так что зайти туда продукции российской компании будет легче всего.

Справка о компании

Компания «Аль-Пако» создана в декабре 2018 года в Донецке Ростовской области. Является издательством полного цикла, выполняет все работы по разработке, производству и продаже печатных товаров для детей: книг-игрушек, настольных игр, наборов для творчества, пазлов из картона и полимерных композитных материалов с элементами наклейки. Основные активы: производственные и складские помещения общей площадью около 3000 кв. м.

Выручка — 166 млн рублей.

Число сотрудников — 148 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
«Поощряем ли мы риски? О, да!»: история людей с r/WallStreetBets, которые превратили биржу в казино ради веселья и денег «Поощряем ли мы риски? О, да!»: история людей с r/WallStreetBets, которые превратили биржу в казино ради веселья и денег

r/WallStreetBets — сабреддит, который стал знаменитым событием на Уолл-стрит

VC.RU
Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает» Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Почему любая покупка вредит природе

РБК
Сидней Рейли: одессит на тайной службе ее величества Сидней Рейли: одессит на тайной службе ее величества

Сидней Рейли проворачивал миллионные авантюры и планировал развалить СССР

Maxim
Меньше мусоришь — меньше платишь Меньше мусоришь — меньше платишь

Система обращения c отходами в Японии базируется на заинтересованности граждан

Эксперт
Положительный опыт окружающих может сделать нас счастливее Положительный опыт окружающих может сделать нас счастливее

Если детство было трудным, во взрослой жизни бывает непросто строить отношения

Psychologies
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Развод в тренде: почему меняется отношение к браку Развод в тренде: почему меняется отношение к браку

Теряет ли ценность институт брака в наших глазах?

Psychologies
Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
6 интересных фактов из жизни актера и режиссера Кевина Костнера 6 интересных фактов из жизни актера и режиссера Кевина Костнера

Жизнь Кевина Костнера наполнена необычными событиями: рассказываем о них

Maxim
Саянское кольцо Саянское кольцо

Лайт-вариант поездки по величественным Саянам

Мото
7 типичных ошибок людей, занимающихся спортом дома, по мнению профессиональных тренеров 7 типичных ошибок людей, занимающихся спортом дома, по мнению профессиональных тренеров

Проверь, может есть повод пропустить тренировку?

Maxim
Как устроить себе отпуск, не выходя из дома: свежие идеи Как устроить себе отпуск, не выходя из дома: свежие идеи

Увидеть новые места и попробовать экзотические блюда теперь можно и дома

Psychologies
Прогнать тоску: 15 экскурсий по городам и усадьбам недалеко от Москвы Прогнать тоску: 15 экскурсий по городам и усадьбам недалеко от Москвы

Экскурсии по Московской области, которые помогут «перезагрузиться» за выходные

РБК
Любовный треугольник: почему с ним соглашается каждая из сторон? Любовный треугольник: почему с ним соглашается каждая из сторон?

Любовный треугольник возникает не случайно и удобен каждому участнику

Psychologies
«Вечная жертва»: устала постоянно спасать свою мать «Вечная жертва»: устала постоянно спасать свою мать

История о спутанности ролей, рассказанная дочерью и матерью

Psychologies
На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо

Почему многие проекты из претендентов в «единороги» превращаются в банкротов

Forbes
Сексуально vs вульгарно: 6 правил, которые помогут собрать привлекательный образ Сексуально vs вульгарно: 6 правил, которые помогут собрать привлекательный образ

Разбираемся, как одеваться привлекательно, не пересекая грань пошлости

Cosmopolitan
«Феминизм — удел некрасивых»: почему Оксана Акиньшина не права «Феминизм — удел некрасивых»: почему Оксана Акиньшина не права

Неправильный взгляд на феминизм на примере Оксаны Акиньшиной

Cosmopolitan
Ямы на дороге: какие трудности поджидают тех, кто пойдет по пути Uber Ямы на дороге: какие трудности поджидают тех, кто пойдет по пути Uber

Построить компанию в стиле Uber мечтают многие предприниматели

Forbes
Женская энергия: узнай, как стать настоящей богиней Женская энергия: узнай, как стать настоящей богиней

Хочешь узнать, как развить свою энергию и сделать её максимально сильной?

Cosmopolitan
Как программист с Украины и экс-партнер Маска стал новым долларовым миллиардером Как программист с Украины и экс-партнер Маска стал новым долларовым миллиардером

Макс Левчин — революционер на рынке потребительского кредитования

Forbes
Рождество: в ожидании чуда Рождество: в ожидании чуда

У Рождества всегда был ореол доброго чуда

Psychologies
От пешки до королевы От пешки до королевы

Аня Тейлор-Джой и ее феноменальный успех

Караван историй
Понедельник — день тяжелый: почему он нам не нравится? Понедельник — день тяжелый: почему он нам не нравится?

Почему у большинства людей в первый день рабочей недели самое плохое настроение?

Psychologies
Почему России нужны политические ток-шоу Почему России нужны политические ток-шоу

Нужно ли закрыть «политические говорильни» на отечественном телевидении?

СНОБ
Особый пшик Особый пшик

Мы расскажем всю правду о правилах выбора ароматов

Лиза
По взаимному согласию. Как вернуть мужа в семью По взаимному согласию. Как вернуть мужа в семью

По взаимному согласию может быть даже несчастливый брак

СНОБ
Пятерка с минусами Пятерка с минусами

Пять самых невыносимых типов мужчин

Cosmopolitan
8 научных фактов о пользе и вреде имбиря 8 научных фактов о пользе и вреде имбиря

Разбираемся, кому имбирь может быть полезен, а кому стоит его избегать

РБК
Открыть в приложении