Почему любая покупка вредит природе

РБКОбщество

Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Том Сзаки, основатель и генеральный директор известной компании по переработке отходов TerraCycle, поделился с РБК мыслями о том, почему любая покупка вредит природе, как превратить пустую бутылку в финансовый актив и до каких пор борьба за экологию будет привилегией богатых

Подготовил Илья Носырев

«Переработка мусора сейчас в упадке»

Самый большой вызов — макроэкономическая ситуация. Есть три важных момента. Первый: цены на нефть низкие и будут продолжать снижаться, а это значит, что производство нового пластика будет дешевым и переработанный пластик не сможет с ним конкурировать. Второй: страны, которые раньше импортировали мусор, — Китай, Индия, Таиланд — из-за пандемии перестали это делать. Третье: сама упаковка товаров сейчас делается все более сложной — она состоит из нескольких кусков разного пластика и вставок из других материалов, и ее становится труднее перерабатывать.

«Перчатки и маски — только верхушка айсберга»

Потребление одноразовых товаров во время пандемии выросло примерно на 30%. Перчатки и маски — только верхушка айсберга. Куда серьезнее другое. За эти месяцы сильно выросла индустрия доставки, а ведь еду доставляют именно в одноразовой пластиковой упаковке. Вилки, ножи и тарелки можно перерабатывать, но сейчас люди их просто выбрасывают, не особо заботясь о раздельном сборе. И, что еще хуже, система сбора мусора, которая могла бы справиться с этой проблемой, во многих странах фактически поставлена на паузу, потому что работники опасаются возиться со вторсырьем.

«Мы сократили выбросы в атмосферу»

Но есть и хорошая новость: впервые за сто лет нам удалось снизить потребление продуктов нефтепереработки. В итоге мы сократили выбросы в атмосферу, животные стали возвращаться в места, где ранее обитали. Это происходило на протяжении нескольких месяцев по всему миру — от России до Австралии. Это показало, что, если есть необходимость, человечество может целенаправленно ограничить себя. В ближайшем будущем это придаст мощный импульс борьбе за экологию, в том числе на уровне законодательства.

«Упаковка из мусора превратится в актив»

Экологических проблем столько, что для них нет какого-то одного решения. Лично я фанат идеи многократного использования упаковки. Вам не нужен стаканчик от кофе, когда вы выпили кофе, или флакон от шампуня, когда он опустел. Но эти вещи продолжают вам принадлежать, и это очень странно. Если мы будем использовать их многократно, то такая упаковка из мусора превратится в актив. Например, вы можете использовать ее снова и снова сами или же сдавать, получая обратно депозит — сумму, которую стоит стаканчик или флакон без их содержимого. По сути, это новое отношение к обладанию вещами.

«Переработка становится преимуществом в бизнесе»

Есть две причины, почему компании вдруг начинают интересоваться переработкой. Первая — защититься от рисков: есть всеобщая ненависть к пластику, страхи по поводу мусорного кризиса. Это, так сказать, кнут. Он не вдохновляет. А пряник — это когда компании начинают заниматься переработкой, чтобы обойти конкурентов, заставляя людей покупать именно их товары. P&G, которая запустила шампунь в упаковке, сделанной из океанского пластика, тут хороший пример. Человек не купит себе больше упаковок шампуня, чем ему нужно, но он купит шампунь именно этой компании, узнав, что флакон сделан из переработанного пластика. Так переработка становится преимуществом в бизнесе.

«Любая покупка ведет к разрушению планеты»

Какие бы проблемы нас ни страшили — истребление животных, лесов, климатические изменения или мусор, — они все связаны с потреблением. Я сам потребитель, мне нравится покупать. Когда мы становимся богаче, мы начинаем покупать много и бездумно. Это животный инстинкт. Нам нравится покупать вещи. Если вы положите перед мышкой огромный кусок сахара, она съест его весь. У нас так же. Мы должны знать об этой своей черте, иначе мы будем покупать, покупать и покупать всякий хлам. Нам нужно работать над собой, чтобы находить счастье в чем-то другом… Всякий раз, покупая вещи, мы вносим вклад в разрушение планеты. Даже если ты покупаешь органические продукты, товары многоразового использования и т.д., любая покупка все равно ведет к разрушению планеты. Хороших покупок не бывает.

«Заветная мечта — взлет цен на нефть»

Переработка — это добыча ценности из мусора. Надо исходить из запроса самих компаний: нуждаются ли они в пластиковом вторсырье? Готовы ли покупатели тратить деньги, приобретая товары из переработанного пластика? Другой фактор — цены на нефть. Моя заветная мечта — чтобы цены на нефть взлетели. Чем выше цены на нефть, тем больше покупателей готовы покупать такую упаковку.

«На очистку океана понадобятся столетия»

Давайте честно — все решения, которые предлагают ведущие борцы с загрязнением океана, работают так: за год вы вытаскиваете из воды столько мусора, сколько туда бросают всего за час. Очистка океана — это титаническая задача, тут нужны проекты не на миллиарды, а на триллионы долларов. Еще одна серьезная проблема — океан никому не принадлежит. А если что-то никому не принадлежит, мы будем туда гадить и гадить. Нужно четко понимать, что на очистку океана понадобятся столетия. Дети наших детей будут вынуждены это разгребать. И это одна из причин, почему мы должны перейти к многократному использованию упаковки.

«Экология — слишком сложная тема»

Вот фраза, которую могла бы говорить Грета [Тунберг]: «Я не ученый, я просто сторонник борьбы за планету, обращайтесь к ученым». В наши дни экология стала модной темой, и политики по всему миру предлагают какие-то безумные решения. Вот почему наука и доказательность должны стать тем, к чему нужно прислушиваться. Когда у меня проблемы с сердцем, я иду к кардиологу, а не к любителю. Роль знаменитостей с «большим микрофоном» — разбудить людей. Но они должны призывать именно учиться: читайте книги, слушайте ученых. Экология — слишком сложная тема. В ней нет черного и белого. Разве что принцип «не покупайте вещи». Мы должны с большой осторожностью идти за людьми, чьи имена мелькают в заголовках газет.

«Борьба за природу — это привилегия богатых»

Вы никогда не задумаетесь о переработке, если в вашей стране небезопасно, люди необразованны, а на дорогах нет асфальта. Если вы собираетесь этим заниматься в странах третьего мира, значит, вы приехали из первого мира. На развивающихся рынках мы должны сперва добиться стабильности, улучшения положения людей, а затем у нас будет возможность подумать об экологии.

Фото: Naja Bertolt / Unsplash. Полностью интервью читайте на сайте РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
Профессия - изобретать: как безумные идеи становятся инженерным продуктом Профессия - изобретать: как безумные идеи становятся инженерным продуктом

Мы пришли к конструкторам из «Карфидов Лаб» испытать пассивный экзоскелет

Популярная механика
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
На какие вопросы цифровизации должна ответить российская промышленность На какие вопросы цифровизации должна ответить российская промышленность

В чем принципиальная разница между цифровой зрелостью и цифровым инфантилизмом?

СНОБ
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо

Отрывок из книги «Кабинет редкостей» о Гильермо дель Торо

GQ
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
«Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея «Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея

Тони Шей о том, как относиться к сотрудникам и почему не в деньгах счастье

Inc.
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Как пилоты «Формулы-1» выходят из аварий целыми и (почти) невредимыми Как пилоты «Формулы-1» выходят из аварий целыми и (почти) невредимыми

На «Формуле-1» автомобиль может разбиться в дребезги, а пилот не пострадать

GQ
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Четыре серийных маньяка, которых так и не удалось поймать Четыре серийных маньяка, которых так и не удалось поймать

Четыре причины порадоваться, что ты живешь в эпоху ДНК-тестов

Maxim
Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства» Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства»

О разрушении модели мира, неопределенности и извлечении пользы из тревожности

РБК
Котлета денег: из чего делают искусственное мясо и почему оно так дорого стоит Котлета денег: из чего делают искусственное мясо и почему оно так дорого стоит

Глядя на эти цены начинает казаться, что дешевле есть сразу деньги

Maxim
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Абьюз, наркотики, амнезия: драматичная жизнь звезды “Друзей” Мэттью Перри Абьюз, наркотики, амнезия: драматичная жизнь звезды “Друзей” Мэттью Перри

Мэттью Перри много лет борется с лекарственной и наркотической зависимостью

Cosmopolitan
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Какой год, такой и макияж: самые неудачные мейкап-образы звезд за 2020 год Какой год, такой и макияж: самые неудачные мейкап-образы звезд за 2020 год

Самые неудачные образы звезд, которые лучше оставить в уходящем году

Cosmopolitan
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
Ретродрама «Манк» – самый эстетский и красивый фильм Дэвида Финчера Ретродрама «Манк» – самый эстетский и красивый фильм Дэвида Финчера

«Манк» — неожиданный проект для живописца маньяков и убийц Дэвида Финчера

GQ
13 прекрасных событий ужасного 2020 года 13 прекрасных событий ужасного 2020 года

Уже привык к тому, что 2020 год – самый ужасный в истории человечества?

Maxim
Еще один повод Еще один повод

Знаменитости, которые играли свадьбы и родились в Новый год

Лиза
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Можем ли мы изменить другого человека? Можем ли мы изменить другого человека?

«Как мне повлиять на него, чтобы он изменился?»

Psychologies
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Как поменять свою жизнь Как поменять свою жизнь

Вопрос о том, как поменять свою жизнь, приходит в голову многим из нас

Psychologies
Дело жизни Дело жизни

Научное определение сексуальности

Psychologies
Цены возбуждающего характера: почему не следует разрушать рыночную экономику в угоду популизму Цены возбуждающего характера: почему не следует разрушать рыночную экономику в угоду популизму

Мы рискуем получить или дефицит, или ускоренный рост цен на другие товары

Forbes
Система сборов Система сборов

Как зарабатывает и сколько тратит Всемирное антидопинговое агентство

Forbes
Шрам от гольфа и смешное прозвище: малоизвестные факты о принце Уильяме Шрам от гольфа и смешное прозвище: малоизвестные факты о принце Уильяме

Факты о принце Уильяме, которые обычно остаются за кадром

Cosmopolitan
Открыть в приложении