В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

ЭкспертКультура

Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Вячеслав Суриков

«Девушка с веслом» в версии Ивана Шадра. Фото: Николай Кубеев/ТАСС

Икону монументального соцреализма «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр впервые выставил в 1927-м. С тех пор это один из самых растиражированных образов из созданных советскими скульпторами. С ним может соперничать разве что «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Но если ее скульптура продемонстрировала в 1937 году на Парижской выставке сплоченность социалистического общества и устойчивость созданной им экономики, то работа Шадра отражает динамику социальных процессов в России, резко ускорившихся в начале XX века. Его рабочий, полуобнаженный, в штанах и в башмаках без шнурков, пытается оторвать камень от земли. При этом не упускает из виду цель, которую намерен поразить. Скульптор приложил весь свой талант, чтобы убедить зрителей: его герой в состоянии превратиться в метательное оружие. Автор наделяет его такой уверенностью в себе, что кажется, будто тот и в самом деле сейчас легко поднимет внушительный на вид снаряд и запустит так далеко, как посчитает нужным.

Этот образ почти повторит художник другого поколения — Гелий Коржев. Он сделает образ более правдоподобным: мускулистая фигура рабочего угадывается сквозь рубашку, тот поднимает с мостовой знамя — жест, визуализирующий продолжающуюся революцию (концепция, актуальная для советского общества начала шестидесятых). Это тот же персонаж, только от него уже не требуются физические сверхусилия — достаточно найти в себе решимость поднять красное полотнище, выпавшее из рук предшественника, и пойти тем же путем. Тогда как пролетарий Шадра — античный герой, меняющий ход человеческой истории и наделенный сверхчеловеческой мощью. Поэтому он вылеплен с обнаженным торсом: как иначе продемонстрировать его энергию? В галерее античных образов, получивших скульптурное воплощение в начале XX века, его наиболее очевидный прообраз — «Мыслитель» наставника Ивана Шадра Огюста Родена. В интерпретации ученика «Мыслитель» вышел из медитации и перешел от размышлений к действию.

Счастливчик

Ивану Иванову, уроженцу Шадринска (в честь этого названия он взял себе псевдоним), фантастически повезло с учителями. Сначала он попадает в Екатеринбургское художественно-промышленное училище и там получает первые навыки художника и скульптора. Затем пытается попасть в Петербургскую академию художеств, но терпит неудачу: его рисунки слишком несовершенны. В Петербург идет пешком, без денег, зарабатывая по пути чем придется. Не поступив в академию, назад не возвращается, а продолжает искать счастья в столице Российской империи, блуждая по ней уличным артистом с обезьянкой на плече и добывая себе пропитание пением под шарманку. Так его замечает режиссер Александринского театра Михаил Дарский. Иванов поражает его и голосом, и врожденным артистизмом. Дарский отправляет молодого человека учиться на Драматические курсы и выбивает ему стипендию. Иванов снова рисует. На это обращает внимание его педагог и премьер Александринки Владимир Давыдов. Отводит Иванова к Николаю Рериху, тогда возглавлявшему школу при Обществе поощрения художеств, и тот принимает его без экзаменов.

Дальше — Париж. Шадринская городская дума благодаря рекомендациям Рериха, Давыдова и Дарского выделяет ему деньги на обучение. Перед Ивановым возникает препятствие — обязательная служба в армии. На это у него уходит год, после чего он получает благодаря хлопотам своих столичных покровителей годичный отпуск, окончание которого счастливо совпадает с окончанием службы. В 1910-м едет учиться в Париж к лучшим из лучших: Огюсту Родену и Эмилю Бурделю (у него же впоследствии училась Вера Мухина). Спустя год возвращается в Шадринск, выступает перед депутатами местной думы, и те снова дают ему деньги, на этот раз на поездку в Рим. В Италии проводит год, осознает себя скульптором, способным создавать работы для больших пространств. И снова везение. Он успевает пройти обучение в двух центрах мирового искусства всего за два года до Первой мировой войны (которая сделает невозможными вояжи подобного рода) и получает тот же образовательный опыт, что и большинство наиболее значимых российских художников. Затем возвращается в Россию, и здесь ему продолжает сопутствовать удача.

Иван Шадр, советский скульптор (1887–1941). Фото: TASS

Скульптор нового времени

Какие бы социальные катаклизмы ни происходили: мировая война, революция, война гражданская, — он не просто не сгорает в их огне, но создает новое искусство, призванное запечатлеть облик героев новой социальной реальности: крестьянина, красноармейца, сеятеля, рабочего. Эти работы мы можем увидеть на выставке. В них скульптор с азартом первооткрывателя вкладывает все приобретенное за долгие годы обучения мастерство. Он укрупняет черты лица, не сглаживает их, но тщательно прорабатывает каждую, а иногда утрирует, чтобы сделать максимально выразительными, заключить в них как можно больше информации и о самом человеке, и о сообществе, которое тот представляет. В эти годы еще одна точка приложения усилий Шадра — образ вождя пролетарской революции. На выставке нет его изображений, но в биографии скульптора одно из самых значимых событий — создание скульптуры «Ленин в гробу». Именно Шадру первоначально доверили изваять иллюзию нетленного тела человека, сотворившего новый мир.

Еще один герой Шадра — Максим Горький. Именно в подражание ему он в юности отправился путешествовать по России. И позже создал канонический скульптурный образ пролетарского писателя. Один из них по-прежнему можно видеть на площади перед Белорусским вокзалом. Впрочем, здесь Шадр только автор проекта. Памятник был установлен уже после его смерти. Работу над ним завершила Вера Мухина. Это публичный Максим Горький — умудренный опытом, не знающий сомнений и величественный. На выставке несколько его бюстов — Шадр чувствовал себя при их создании куда более свободным в изображении модели. В работе «Буревестник» он усиливает экспрессию, уподобляя волосы писателя бушующему морю. И здесь же мы видим Максима Горького неожиданно высохшим коротко стриженным стариком с торчащими в стороны усами.

Поменьше экспрессии

В тридцатые годы спрос на подобного рода экспрессию в изображении героев революции сходит на нет. Шадр участвует в конкурсе на создание скульптуры «Рабочий и колхозница». В отличие от победившей в итоге работы Веры Мухиной его проект предполагал две стремительно движущиеся фигуры. Женская — в неестественном наклоне, грудь почти обнажена, она тянет вперед серп, сама при этом смотрит назад. Рабочий демонстрирует мускулистое тело, правую руку с молотом оттягивает назад, а левую вскидывает вверх, как будто собирается совершить резкое движение рукой с молотом вперед. Рабочий и колхозница Шадра исполняют странный танец, который можно трактовать как угодно. В итоге в Париж поехала статичная, сдержанная, не допускающая многообразия трактовок скульптура Мухиной.

Одиночные женские образы Шадра еще раньше начали становиться объектом критики всевозможных художественных комиссий. Впрочем, одну из обнаженных фигур ему все-таки разрешили выставить на всеобщее обозрение. Это была «Девушка с веслом» для Парка Горького, ее скульптур выполнил в двух версиях, и обе фигуры в них были полностью обнаженными. Но в тираж (а «Девушка с веслом» — одна из самых распространенных парковых скульптур) не пошла ни та ни другая. Предпочтение отдали версии Ромуальда Иодко, исполненной в тот же период. В его интерпретации «Девушка с веслом» должна быть хотя бы в купальнике. «Девушка с веслом» Шадра была демонтирована в середине пятидесятых.

Запомнившийся как создатель мужской фигуры, отрывающей от земли булыжник, Шадр мог бы войти в историю хотя бы одной женской, при выполнении которых он словно переключался в другой эмоциональный регистр. В изображении женщин он уподоблялся античным мастерам. Мог быть максимально лаконичным, как в надгробии Светланы Аллилуевой, или, наоборот, щедрым на украшения, как в надгробии Екатерины Немирович-Данченко, но каждый раз смотрел на них сквозь фильтр, отсеивающий даже малейшее несовершенство. И раз за разом из-под его руки выходило изображение едва ли не богини, только-только сошедшей с Олимпа, чтобы в очередной раз удивить мир своей красотой. И никаких булыжников.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная

Вместо общей валюты страны БРИКС продвигают свои собственные

Эксперт
Легинсы снова в тренде? Как их носят модницы — 7 идей для стильного образа Легинсы снова в тренде? Как их носят модницы — 7 идей для стильного образа

Как носить легинсы, чтобы выглядеть современно

VOICE
Жертвы «зеленой» политики решились на бунт Жертвы «зеленой» политики решились на бунт

Есть ли шанс у голландских фермеров вернуть 2% ВВП?

Эксперт
Как обновить БИОС на материнской плате: все проще, чем кажется Как обновить БИОС на материнской плате: все проще, чем кажется

Обновить БИОС на материнской плате намного легче, чем кажется

CHIP
Гонка ограничений: есть ли предел санкциям? Гонка ограничений: есть ли предел санкциям?

Почему человечество заигралось в санкции и можно ли против них бороться

Эксперт
Как справиться с сильными эмоциями: 2 совета — научитесь помогать себе Как справиться с сильными эмоциями: 2 совета — научитесь помогать себе

Как научиться контролировать эмоции без вреда для себя и окружающих?

Psychologies
Можно ли с помощью гипноза управлять людьми: научный подход Можно ли с помощью гипноза управлять людьми: научный подход

Возможности гипноза интригуют людей уже несколько столетий

ТехИнсайдер
7 новогодних блюд со всего мира: самые необычные и интересные яства 7 новогодних блюд со всего мира: самые необычные и интересные яства

На Новый год в каждой стране есть что-то свое, особенное!

ТехИнсайдер
Как взаимосвязаны ваша старость и взрыв сверхновой? Объясняет биофизик Как взаимосвязаны ваша старость и взрыв сверхновой? Объясняет биофизик

Продление жизни на 10-20 лет — не предел для современных медицинских технологий

Вокруг света
Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов

Не спешите ругать себя за лень — возможно, вам нужна помощь

Psychologies
Чеки особого назначения Чеки особого назначения

Ваучерной приватизации в России — 30 лет

Деньги
Читаем между строк Читаем между строк

Как себя вести с новым онлайн-знакомым?

Лиза
Codecasa 43 Boji Codecasa 43 Boji

Каждая яхта Codecasa уникальна, как произведение искусства и как ее владелец

Y Magazine
Грядет ли закат социальных сетей? Грядет ли закат социальных сетей?

Ведущие мировые соцсети стремительно теряют капитализацию

Эксперт
«Алхимия и жизнь» «Алхимия и жизнь»

Как люди и материалы меняли друг друга

N+1
Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
«Не сама виновата»: почему жертва насилия не должна отвечать за действия агрессора «Не сама виновата»: почему жертва насилия не должна отвечать за действия агрессора

Почему пострадавшие от насилия по-прежнему редко обращаются за помощью

Forbes
Танцы на балконе Танцы на балконе

Насколько травмируют подростка семейные секреты

СНОБ
Катя IOWA Катя IOWA

Певица Катя Иванчикова из группы IOWA строит собственную экосистему

Собака.ru
Жажда успеха: как выжить на пути к поставленным целям Жажда успеха: как выжить на пути к поставленным целям

Как достигнуть цели и при этом не выгореть?

Psychologies
На изящном: На изящном:

Как журналист превратил "Гернике" в одну из самых ярких пропаган ХХ века

Правила жизни
Почему мы не видим свой нос постоянно Почему мы не видим свой нос постоянно

Почему мозг игнорирует сам вид носа?

ТехИнсайдер
Шика-шарма дай Шика-шарма дай

10 лайфхаков по обустройству дома, которые стоит перенять у французских хозяек

Лиза
Десятка лучших российских акций в 2022 году: что с ними будет дальше Десятка лучших российских акций в 2022 году: что с ними будет дальше

Эти акции росли на российском рынке, пока остальные падали

РБК
Пелевину — 60. Литераторы и режиссеры — о том, почему его проза так актуальна Пелевину — 60. Литераторы и режиссеры — о том, почему его проза так актуальна

Что Пелевин значит для России?

Правила жизни
Все сама: как нехватка мужчин влияет на браки, рождаемость и социальную напряженность Все сама: как нехватка мужчин влияет на браки, рождаемость и социальную напряженность

Как гендерная диспропорция в обществах влияет на женщин?

Forbes
Археологи наконец-то смогли доказать существование императора Спонсиана: удивительное открытие Археологи наконец-то смогли доказать существование императора Спонсиана: удивительное открытие

Монета Sponsion была среди нескольких других того же дизайна

ТехИнсайдер
10 самых необычных новогодних фильмов 10 самых необычных новогодних фильмов

Новогодние фильмы с алкоголиками, карликами и вождем мирового пролетариата!

Maxim
Королева Кэролайн: кто стоит за крахом FTX Королева Кэролайн: кто стоит за крахом FTX

Почему Кэролайн Эллисон играет значительную роль в катастрофе биржи FTX?

Forbes
В поисках убитого прошлого В поисках убитого прошлого

Как Алексей Герман вернул в советское кино 1930‑е годы

Weekend
Открыть в приложении