В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

ЭкспертКультура

Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Вячеслав Суриков

«Девушка с веслом» в версии Ивана Шадра. Фото: Николай Кубеев/ТАСС

Икону монументального соцреализма «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр впервые выставил в 1927-м. С тех пор это один из самых растиражированных образов из созданных советскими скульпторами. С ним может соперничать разве что «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Но если ее скульптура продемонстрировала в 1937 году на Парижской выставке сплоченность социалистического общества и устойчивость созданной им экономики, то работа Шадра отражает динамику социальных процессов в России, резко ускорившихся в начале XX века. Его рабочий, полуобнаженный, в штанах и в башмаках без шнурков, пытается оторвать камень от земли. При этом не упускает из виду цель, которую намерен поразить. Скульптор приложил весь свой талант, чтобы убедить зрителей: его герой в состоянии превратиться в метательное оружие. Автор наделяет его такой уверенностью в себе, что кажется, будто тот и в самом деле сейчас легко поднимет внушительный на вид снаряд и запустит так далеко, как посчитает нужным.

Этот образ почти повторит художник другого поколения — Гелий Коржев. Он сделает образ более правдоподобным: мускулистая фигура рабочего угадывается сквозь рубашку, тот поднимает с мостовой знамя — жест, визуализирующий продолжающуюся революцию (концепция, актуальная для советского общества начала шестидесятых). Это тот же персонаж, только от него уже не требуются физические сверхусилия — достаточно найти в себе решимость поднять красное полотнище, выпавшее из рук предшественника, и пойти тем же путем. Тогда как пролетарий Шадра — античный герой, меняющий ход человеческой истории и наделенный сверхчеловеческой мощью. Поэтому он вылеплен с обнаженным торсом: как иначе продемонстрировать его энергию? В галерее античных образов, получивших скульптурное воплощение в начале XX века, его наиболее очевидный прообраз — «Мыслитель» наставника Ивана Шадра Огюста Родена. В интерпретации ученика «Мыслитель» вышел из медитации и перешел от размышлений к действию.

Счастливчик

Ивану Иванову, уроженцу Шадринска (в честь этого названия он взял себе псевдоним), фантастически повезло с учителями. Сначала он попадает в Екатеринбургское художественно-промышленное училище и там получает первые навыки художника и скульптора. Затем пытается попасть в Петербургскую академию художеств, но терпит неудачу: его рисунки слишком несовершенны. В Петербург идет пешком, без денег, зарабатывая по пути чем придется. Не поступив в академию, назад не возвращается, а продолжает искать счастья в столице Российской империи, блуждая по ней уличным артистом с обезьянкой на плече и добывая себе пропитание пением под шарманку. Так его замечает режиссер Александринского театра Михаил Дарский. Иванов поражает его и голосом, и врожденным артистизмом. Дарский отправляет молодого человека учиться на Драматические курсы и выбивает ему стипендию. Иванов снова рисует. На это обращает внимание его педагог и премьер Александринки Владимир Давыдов. Отводит Иванова к Николаю Рериху, тогда возглавлявшему школу при Обществе поощрения художеств, и тот принимает его без экзаменов.

Дальше — Париж. Шадринская городская дума благодаря рекомендациям Рериха, Давыдова и Дарского выделяет ему деньги на обучение. Перед Ивановым возникает препятствие — обязательная служба в армии. На это у него уходит год, после чего он получает благодаря хлопотам своих столичных покровителей годичный отпуск, окончание которого счастливо совпадает с окончанием службы. В 1910-м едет учиться в Париж к лучшим из лучших: Огюсту Родену и Эмилю Бурделю (у него же впоследствии училась Вера Мухина). Спустя год возвращается в Шадринск, выступает перед депутатами местной думы, и те снова дают ему деньги, на этот раз на поездку в Рим. В Италии проводит год, осознает себя скульптором, способным создавать работы для больших пространств. И снова везение. Он успевает пройти обучение в двух центрах мирового искусства всего за два года до Первой мировой войны (которая сделает невозможными вояжи подобного рода) и получает тот же образовательный опыт, что и большинство наиболее значимых российских художников. Затем возвращается в Россию, и здесь ему продолжает сопутствовать удача.

Иван Шадр, советский скульптор (1887–1941). Фото: TASS

Скульптор нового времени

Какие бы социальные катаклизмы ни происходили: мировая война, революция, война гражданская, — он не просто не сгорает в их огне, но создает новое искусство, призванное запечатлеть облик героев новой социальной реальности: крестьянина, красноармейца, сеятеля, рабочего. Эти работы мы можем увидеть на выставке. В них скульптор с азартом первооткрывателя вкладывает все приобретенное за долгие годы обучения мастерство. Он укрупняет черты лица, не сглаживает их, но тщательно прорабатывает каждую, а иногда утрирует, чтобы сделать максимально выразительными, заключить в них как можно больше информации и о самом человеке, и о сообществе, которое тот представляет. В эти годы еще одна точка приложения усилий Шадра — образ вождя пролетарской революции. На выставке нет его изображений, но в биографии скульптора одно из самых значимых событий — создание скульптуры «Ленин в гробу». Именно Шадру первоначально доверили изваять иллюзию нетленного тела человека, сотворившего новый мир.

Еще один герой Шадра — Максим Горький. Именно в подражание ему он в юности отправился путешествовать по России. И позже создал канонический скульптурный образ пролетарского писателя. Один из них по-прежнему можно видеть на площади перед Белорусским вокзалом. Впрочем, здесь Шадр только автор проекта. Памятник был установлен уже после его смерти. Работу над ним завершила Вера Мухина. Это публичный Максим Горький — умудренный опытом, не знающий сомнений и величественный. На выставке несколько его бюстов — Шадр чувствовал себя при их создании куда более свободным в изображении модели. В работе «Буревестник» он усиливает экспрессию, уподобляя волосы писателя бушующему морю. И здесь же мы видим Максима Горького неожиданно высохшим коротко стриженным стариком с торчащими в стороны усами.

Поменьше экспрессии

В тридцатые годы спрос на подобного рода экспрессию в изображении героев революции сходит на нет. Шадр участвует в конкурсе на создание скульптуры «Рабочий и колхозница». В отличие от победившей в итоге работы Веры Мухиной его проект предполагал две стремительно движущиеся фигуры. Женская — в неестественном наклоне, грудь почти обнажена, она тянет вперед серп, сама при этом смотрит назад. Рабочий демонстрирует мускулистое тело, правую руку с молотом оттягивает назад, а левую вскидывает вверх, как будто собирается совершить резкое движение рукой с молотом вперед. Рабочий и колхозница Шадра исполняют странный танец, который можно трактовать как угодно. В итоге в Париж поехала статичная, сдержанная, не допускающая многообразия трактовок скульптура Мухиной.

Одиночные женские образы Шадра еще раньше начали становиться объектом критики всевозможных художественных комиссий. Впрочем, одну из обнаженных фигур ему все-таки разрешили выставить на всеобщее обозрение. Это была «Девушка с веслом» для Парка Горького, ее скульптур выполнил в двух версиях, и обе фигуры в них были полностью обнаженными. Но в тираж (а «Девушка с веслом» — одна из самых распространенных парковых скульптур) не пошла ни та ни другая. Предпочтение отдали версии Ромуальда Иодко, исполненной в тот же период. В его интерпретации «Девушка с веслом» должна быть хотя бы в купальнике. «Девушка с веслом» Шадра была демонтирована в середине пятидесятых.

Запомнившийся как создатель мужской фигуры, отрывающей от земли булыжник, Шадр мог бы войти в историю хотя бы одной женской, при выполнении которых он словно переключался в другой эмоциональный регистр. В изображении женщин он уподоблялся античным мастерам. Мог быть максимально лаконичным, как в надгробии Светланы Аллилуевой, или, наоборот, щедрым на украшения, как в надгробии Екатерины Немирович-Данченко, но каждый раз смотрел на них сквозь фильтр, отсеивающий даже малейшее несовершенство. И раз за разом из-под его руки выходило изображение едва ли не богини, только-только сошедшей с Олимпа, чтобы в очередной раз удивить мир своей красотой. И никаких булыжников.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная

Вместо общей валюты страны БРИКС продвигают свои собственные

Эксперт
Пароход и человек Пароход и человек

Пароходы — важнейшая страница в истории человечества

Y Magazine
Оставить свой отпечаток Оставить свой отпечаток

Как «Папилон» вырос в крупного международного игрока в области дактилоскопии

Эксперт
Ревность, подозрительность и гиперопека: 8 признаков паранойи — проверьте себя Ревность, подозрительность и гиперопека: 8 признаков паранойи — проверьте себя

По каким признакам определить параноидальное расстройство личности?

Psychologies
Сбитый «Боинг» Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

Дилетант
Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков

На что нас «ловит» абьюзер? И как его вычислить, пока не поздно?

Psychologies
Правильные движения глаз, влияние мозга на активность и лечение депрессии: 5 последних открытий спортивной психологии Правильные движения глаз, влияние мозга на активность и лечение депрессии: 5 последних открытий спортивной психологии

Как связаны мозг и выносливость, что такое бос-тренировки?

Psychologies
«Скрытно использует элегантный стиль»: топ-5 самых ярких образов Кейт Миддлтон в 2022 году «Скрытно использует элегантный стиль»: топ-5 самых ярких образов Кейт Миддлтон в 2022 году

Эксперты выбрали самые интересные выходы Кейт Миддлтон в 2022 году

VOICE
Как актриса Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру после 60 лет Как актриса Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру после 60 лет

Дженнифер Кулидж наконец-то обрела долгожданное признание

Forbes
Гарвардские ученые после 74 лет исследования узнали, что делает людей счастливыми (но мы делаем все наоборот) Гарвардские ученые после 74 лет исследования узнали, что делает людей счастливыми (но мы делаем все наоборот)

От чего же зависит, насколько счастливыми мы себя чувствуем?

Inc.
6 повседневных привычек, повышающих риск развития рака незаметно для вас 6 повседневных привычек, повышающих риск развития рака незаметно для вас

Сладкое, горячие напитки и сидячий образ жизни повышают риск развития онкологии

ТехИнсайдер
Маски долой Маски долой

Организаторам MYS стоит вспомнить, что лучшее — враг хорошего

Y Magazine
7 потрясных фактов о Мадсе Миккельсене, датчанине с русским духом 7 потрясных фактов о Мадсе Миккельсене, датчанине с русским духом

Факты о Мадсе Миккельсене, которые ты не знал

Maxim
Фолкленды и Мальвины Фолкленды и Мальвины

Крошечные острова в Южной Атлантике в 1982 году стали полем битвы

Дилетант
Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять

Как понять, что собеседник — токсичный для вас человек?

Psychologies
Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами

В чем актуальность ценностей, изъятых 100 лет назад из буддийских монастырей?

Forbes
Выбраться из пучины отчаяния: 3 главных шага Выбраться из пучины отчаяния: 3 главных шага

Как справиться с чувством безысходности?

Psychologies
Мыслить вне рамок Мыслить вне рамок

Современный лофт в апартаментах, которые предназначались для сдачи в аренду

Идеи Вашего Дома
Болезнь Альцгеймера поражает женщин больше, чем мужчин: почему? Болезнь Альцгеймера поражает женщин больше, чем мужчин: почему?

Женщины больше, чем мужчины, рискуют умереть от болезни Альцгеймера

Psychologies
Дать себе волю Дать себе волю

Отчего же мы не спешим упражняться в управлении своей жизнью?

Psychologies
«Все молчат, а молчание — лучший союзник насилия» «Все молчат, а молчание — лучший союзник насилия»

Иван Петухов о своих «Сестрах», первом российском постхорроре

Weekend
Постоянно заняты? 3 признака токсичного трудоголизма (и что с этим делать) Постоянно заняты? 3 признака токсичного трудоголизма (и что с этим делать)

Зачем вам быть занятыми на самом деле?

Inc.
«Презервативы надежнее всего» и еще 4 мифа о контрацепции, которые давно пора забыть «Презервативы надежнее всего» и еще 4 мифа о контрацепции, которые давно пора забыть

«Правдоподобные» мифы о контрацепции, которые люди продолжают считать правдой

VOICE
«О чем ты плачешь, Лика?»: отрывок из новой книги Виктории Токаревой «О чем ты плачешь, Лика?»: отрывок из новой книги Виктории Токаревой

Фрагмент из «Перекрестка» — о девушке Лике, которая мечтает стать киноактрисой

Forbes
Злой, потому что болит: как тело и психика влияют друг на друга Злой, потому что болит: как тело и психика влияют друг на друга

Отрывок из книги «Правда и мифы о психосоматике» о восприятии болевых ощущений

Forbes
«Почти как мы: Вся правда о свиньях» «Почти как мы: Вся правда о свиньях»

За что человек любит и ненавидит свиней

N+1
Ароматная история Ароматная история

На что способны ароматы?

Лиза
«Крик — последний аргумент»: 3 жизненных примера — как реагировать на манипуляции «Крик — последний аргумент»: 3 жизненных примера — как реагировать на манипуляции

Почему все так любят повышать голос?

Psychologies
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать

Inc.
Как приучить себя завтракать, когда кусок в горло не лезет: 5 рабочих лайфхаков Как приучить себя завтракать, когда кусок в горло не лезет: 5 рабочих лайфхаков

Как сделать утренний прием пищи своим золотым правилом?

VOICE
Открыть в приложении