Королева Кэролайн: кто стоит за крахом FTX
Генеральный директор компании Alameda Research Кэролайн Эллисон — математический гений. Она обожает Гарри Поттера, нестандартную политическую философию и рискованные действия. Эллисон играет значительную роль в катастрофе биржи FTX — компании Сэма Бэнкмана-Фрида
В 2021 году Кэролайн Эллисон, генерального директора Alameda Research, которая курировала криптотрейдеров, кажется играющих в русскую рулетку с миллиардами средств клиентов FTX, спросили, есть ли у нее совет для молодого поколения. Ее ответ был искренним и кратким. «Я бы посоветовала не бояться рисковать и больше верить в себя, — написала она в ранее не публиковавшейся заявке на участие в списке Forbes «30 до 30».
Год спустя этот совет звучит как потрясающе ироничная эпитафия к одной из крупнейших финансовых трагедий последнего времени, за которой стоит Эллисон. На прошлой неделе FTX, некогда вторая по величине криптобиржа в мире, рухнула, оставив после себя обломки рискованных ставок и обесценившихся токенов на $32 млрд. Бывший адвокат Enron, взявшийся за дело FTX, заявил, что это самый большой «провал корпоративного управления», который он видел за свою карьеру. Компания Alameda, которую возглавляет Эллисон, была одним из создателей криптобиржи.
Как утверждается, инвестиции в Alameda были сделаны с помощью депозитов клиентов FTX, у которых забирали миллиарды без их ведома. И именно Alameda следила за тем, чтобы активы, которыми она торговала на FTX, не попадали на собственный баланс. В заявлении о банкротстве FTX указано, что более миллиона кредиторов требуют возмещения убытков. Среди них есть рядовые сотрудники FTX, которых убедили вложить в платформу свои сбережения. Документы также показывают, что Alameda Research выдала три личных кредита руководителям FTX, причем Бэнкман-Фрид занял $1 млрд. И хотя он владел 90% акций Alameda Research, в момент краха обеих компаний у руля Alameda стояла Кэролайн Эллисон.
В открытом доступе мало информации об Эллисон. Однако беседы с знавшими ее восемью людьми и ранее не публиковавшееся интервью, которое она дала Forbes в октябре прошлого года, рисуют картину тихой ботанички, увлеченной математикой и карабкающейся вверх по иерархии крипторынка, пока все не пошло крахом. В течение нескольких лет Эллисон, искренне проникнувшись «новым джазом» Бэнкмана-Фрида, оказалась в более широких криптовалютных кругах, в которых было много вздора, обмана и отчаяния.
До того, как оказаться в центре самого масштабного обвала криптовалют, Кэролайн Эллисон была выдающейся студенткой. Она была фанаткой Гарри Поттера, вожатой в лагере и сценаристом ролевых игр живого действия. Рут Акерман, профессор математики, преподававшая Эллисон в Стэнфорде 10 лет назад, назвала свою бывшую студентку «яркой, сосредоточенной, математического склада ума». Ей трудно примириться с тем, что Эллисон оказалась втянута в одно из крупнейших предполагаемых мошенничеств последнего десятилетия.
«Впервые я услышал о нынешнем скандале, когда люди начали писать мне на LinkedIn и просить отозвать свое одобрение ее квалификации как программиста», — сказала Акерман в интервью Forbes.
Теперь крах компании FTX, уничтожающий все сбережения пользователей, становится все более очевидным. Многочисленные американские ведомства, включая Комиссию по ценным бумагам и биржам и Министерство юстиции, объявили о проведении расследований. Репутация Эллисон, похоже, катится на дно. Рискованные действия привели к абсолютному разрушению всего, чего она добилась. «Очень важно спокойно относиться к риску, — сказал Эллисон в подкасте в мае. — Существует много людей, которые очень умны, но не очень хорошо разбираются в запутанном мире трейдинга, особенно в криптовалютах».
В марте 2018 года Кэролайн Эллисон работала в фирме Jane Street, специализирующейся на алгоритмической торговле, когда один из ее бывших коллег обратился к ней с предложением. Эта встреча изменила ее жизнь.
В Калифорнии за чашкой кофе Сэм Бэнкман-Фрид, на вид немного отрешенный криптовалютный предприниматель, предложил ей присоединиться к Alameda Research, новому хедж-фонду, над которым он работал. По задумке этот хедж-фонд использовал бы разницу в ценах на биткоин в разных странах. По его словам, это была бы идеальная арбитражная сделка (несколько сделок, направленных на извлечение прибыли из разницы в ценах в одно и то же время на разных рынках. — Forbes). Обмен помог бы ему достичь его цели — «заработать, чтобы отдать» миллиарды на благотворительность.
«Я подумала тогда: вау, это звучит довольно захватывающе, — сказал Эллисон в интервью Forbes, ранее не публиковавшемся, в октябре 2021 года. — Уйти из компании было по-настоящему трудным решением, ведь я действительно любила Jane Street».
Но Эллисон все же ушла, бросив свою выгодную работу ради компании, которая на прошлой неделе потерпела крах. За Alameda и FTX стоял Бэнкман-Фрид, миллиардер-балабол. Он считал FTX криптовалютной биржей нового поколения. В то время как Бэнкман-Фрид решил отойти от дел в Alameda, чтобы полностью сосредоточиться на быстрорастущей FTX, Эллисон, тихая и причудливая дочка профессоров экономики Массачусетского технологического института, заняла пост исполнительного директора.