Как люди и материалы меняли друг друга

N+1Культура

«Алхимия и жизнь»

Как люди и материалы меняли друг друга

Альпина нон-фикшн, научно-популярное издательство

Благодаря материалам, свойствами которых ученые научились управлять, мы создали технологии и вещи, сформировавшие облик современного мира. Правда, некоторые из них повлияли на нас неожиданным образом: например, точные механические часы заставили нас иначе спать, а ограничения телеграфа сказались на том, как мы пишем. В книге «Алхимия и жизнь: Как люди и материалы меняли друг друга» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Дарьей Алюковой, материаловед и популяризатор науки Айнисса Рамирес рассказывает, как восемь изобретений — кварцевые часы, стальные рельсы, медные кабели связи, фотопленка с серебром, электрическая лампа с углеродной нитью, магнитный жесткий диск, стеклянная лабораторная посуда и кремниевые чипы — повлияли на человеческий опыт. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным изобретению новых типов оптического стекла, которые позволили создать точные оптические приборы и повысить качество измерений.

Благодаря материалам, свойствами которых ученые научились управлять, мы создали технологии и вещи, сформировавшие облик современного мира. Правда, некоторые из них повлияли на нас неожиданным образом: например, точные механические часы заставили нас иначе спать, а ограничения телеграфа сказались на том, как мы пишем. В книге «Алхимия и жизнь: Как люди и материалы меняли друг друга» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Дарьей Алюковой, материаловед и популяризатор науки Айнисса Рамирес рассказывает, как восемь изобретений — кварцевые часы, стальные рельсы, медные кабели связи, фотопленка с серебром, электрическая лампа с углеродной нитью, магнитный жесткий диск, стеклянная лабораторная посуда и кремниевые чипы — повлияли на человеческий опыт. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным изобретению новых типов оптического стекла, которые позволили создать точные оптические приборы и повысить качество измерений.

Сквозь тусклое стекло

Отто Шотт мечтал делать открытия в аккуратной и чистой химической лаборатории. К несчастью, он родился в семье стеклодувов в немецком Виттене в 1851 г., а их работа означала жар, пот и пыль мастерских. Из поколения в поколение его предки как со стороны матери, так и со стороны отца занимались этим тяжелым, скучным ремеслом, и само собой подразумевалось, что он присоединится к отцу на стекольной фабрике. Но у молодого Отто Шотта были другие планы. Начиная со старших классов в школе он посещал все занятия, какие только мог, чтобы подготовиться к получению ученой степени в органической химии. Шотт, невысокий и худощавый человек с длинными подкрученными усами, хотел оставить след в истории, занимаясь интеллектуальной работой по изучению материалов, а не тяжелым физическим трудом по их изготовлению. В 1870-х гг. химия в Германии проложила путь многим потрясающим нововведениям, особенно в производстве лекарств, удобрений и взрывчатки. Химики-органики были заворожены возможностью копировать природные вещества, такие, как ванилин, и искусственно воссоздавать их в лаборатории. Природа расставалась с секретами неохотно, но, когда их раскрывали, молекулы превращались в новые продукты, которые производили тоннами. Одной из таких побед, наверняка вызвавшей интерес у Шотта, стало создание в 1856 г. пурпурного красителя под названием «мовеин», когда Уильям Перкин превратил каменноугольную смолу в краситель ультрамодного цвета. Когда Шотт был ребенком, цветовая палитра тканей состояла из черного, красного или синего и все краски делали из растений, минералов и животных. Но благодаря пурпуру лабораторного происхождения появилась возможность создавать самые разные, более яркие цвета, сочетая его с другими пигментами, к тому же для этого не требовалось убивать живых существ. Германия стала крупнейшим производителем такой краски, монополистом, который, на радость публике, в больших объемах изготавливал «Пурпур Перкина», как его называл Чарльз Диккенс. Мир был восхищен возможностями органической химии, и Отто Шотт тоже.

Мечтая о танцующих молекулах, Шотт подал заявление в магистратуру Лейпцигского университета, чтобы написать докторскую диссертацию по органической химии. Но для него не нашлось места. Разочарованный, но не сломленный, он попытался попасть в органическую химию через боковую дверь — магистратуру по сельскохозяйственной химии. Но вскоре он потерял интерес к этому предмету и бросил занятия. Его мечта не сбылась, и он вернулся к стеклу — на сей раз в рамках аспирантуры, которую окончил в 1875 г. в Йенском университете, популярном и процветающем заведении, где когда-то учился и Карл Маркс. Диссертация Шотта была озаглавлена так: «Вклад в теорию и практику изготовления стекла» — этот предмет он хорошо знал с детства. Закончив учебу, он поступил на работу на стекольной фабрике, публикуя статьи о плавлении, упрочнении и химических элементах в составе стекла. Шотт вернулся в родной Виттен в 1878 г., продолжая экспериментировать со стеклом в фабричном цеху. И хотя его работа не воспламенила интерес мировой общественности, с помощью огня и химических веществ он надеялся понять устройство этого старинного материала и переосмыслить его.

Примерно в 250 милях к западу от Шотта с его смутными желаниями в лаборатории университетского города Йена томился от собственного бессилия Эрнест Аббе. Заслуженный профессор физики и директор обсерватории с телескопом, Аббе перестал доверять стеклянным линзам в своих микроскопах и телескопах. Профессор с типичным обликом математика: грива волос, которую он причесывал пальцами, заросшее седеющей бородой лицо и очки на кончике носа — заметил в линзах своих приборов множество изъянов, из-за чего через них было сложно что-либо рассмотреть. Иногда в стекле попадались пузырьки, полосы или бороздки, напоминающие узкую часть кильватера корабля. Порой стекло было мутным, тусклым или со свилями — неоднородностями, похожими на прожилки в мраморе. А главное, качество самого стекла было низким, потому что цвета белого изображения — например, синий и красный — разделялись, как если бы мы смотрели на изображение через современные анаглифические 3D-очки. С такими ужасными материалами не приходилось рассчитывать на научные прорывы, ведь стекло было сердцем любого из оптических инструментов. Без хорошего стекла наука была слепа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глубокое обучение привлекли к проблеме аномального магнитного момента мюона Глубокое обучение привлекли к проблеме аномального магнитного момента мюона

Нейросеть пригодится в будущих экспериментах повышенной светимости

N+1
Создатели проекта PIMS — об идеальной формуле бренда Создатели проекта PIMS — об идеальной формуле бренда

О пути развития бренда PIMS и особенностях рынка продуктов to go

СНОБ
Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт

Роман «Другие ноты» — о предательстве, горе, о недосказанности и молчании

Forbes
Право на утопию Право на утопию

Как Питер Уоткинс отвоевал у истории Парижскую коммуну

Weekend
5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения 5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

О пяти российских картинах, которые действительно стоит посмотреть

Psychologies
Как правильно спорить, чтобы не испортить отношения: 4 приема Как правильно спорить, чтобы не испортить отношения: 4 приема

Любое слово, сказанное в пылу спора, может помешать интересному знакомству

Psychologies
На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу

Глядя на картины Снейдерса, задаешься вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?

Правила жизни
Центр вселенной Центр вселенной

Откуда берутся эгоисты и как с ними себя вести

Лиза
В час кого ты родилась? Как узнать свой год, месяц и час по китайскому гороскопу В час кого ты родилась? Как узнать свой год, месяц и час по китайскому гороскопу

Оказывается, китайская астрология учитывает и месяц, и даже час рождения!

VOICE
Основательница бренда Sans Merci — об интеллектуальной сексуальности Основательница бренда Sans Merci — об интеллектуальной сексуальности

Что помогает держаться на плаву бренду Sans Merci

РБК
Cердечный приступ или паническая атака Cердечный приступ или паническая атака

Главные признаки и отличия сердечного приступа от панической атаки

Лиза
«Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика «Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика

Какие этапы развития проходит пара? Что меняет появление ребенка?

Psychologies
«Я не умираю, я трансформируюсь». История ученого, который стал киборгом, чтобы победить «болезнь Стивена Хокинга» «Я не умираю, я трансформируюсь». История ученого, который стал киборгом, чтобы победить «болезнь Стивена Хокинга»

Глава из книги «В шаге от вечности: Как я стал киборгом, чтобы победить смерть»

Inc.
Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
Танцы на балконе Танцы на балконе

Насколько травмируют подростка семейные секреты

СНОБ
Koмпьютep, пapaдокcoв дpуг Koмпьютep, пapaдокcoв дpуг

Квантовый мир полон странных парадоксов

Цифровой океан
Эмоциональное выгорание: как выйти из замкнутого круга — 3 совета психологов Эмоциональное выгорание: как выйти из замкнутого круга — 3 совета психологов

Вы чувствуете на работе апатию, усталость, которые никак не проходят?

Psychologies
Как смоделировать собственную реальность: техника «Гардероб переживаний» Как смоделировать собственную реальность: техника «Гардероб переживаний»

Как наше психоэмоциональное состояние влияет на окружающий мир?

Psychologies
6 шагов к легкой рабочей неделе: проводим воскресенье правильно 6 шагов к легкой рабочей неделе: проводим воскресенье правильно

Что стоит сделать в воскресенье, чтобы облегчить начало трудовых будней?

Psychologies
Одна вокруг света: зачем в Бразилии хранить в багажнике гантели Одна вокруг света: зачем в Бразилии хранить в багажнике гантели

193-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко: Трансамазонское шоссе

Forbes
Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами

В чем актуальность ценностей, изъятых 100 лет назад из буддийских монастырей?

Forbes
Пелевину 60. Что мы знаем о самом молчаливом российском писателе Пелевину 60. Что мы знаем о самом молчаливом российском писателе

Вспоминаем факты и мифы из жизни Виктора Пелевина

СНОБ
Часы по имени Арнольд: как семья Бельвилей продавала точное время своим клиентам Часы по имени Арнольд: как семья Бельвилей продавала точное время своим клиентам

Отрывок из книги «Алхимия и жизнь: Как люди и материалы меняли друг друга»

Forbes
Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире» Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире»

Как Тарик Салех предлагает бороться с репрессивной машиной власти

СНОБ
Дрофы умеют отыскивать лекарственные растения и используют средства народной медицины Дрофы умеют отыскивать лекарственные растения и используют средства народной медицины

Дрофы — редкий пример птиц, которые используют растения против болезней

ТехИнсайдер
Любить по-взрослому: как общаться, чтобы отношения стали крепче — 3 правила Любить по-взрослому: как общаться, чтобы отношения стали крепче — 3 правила

Как выстроить общение, чтобы любовь и близость со временем становились глубже

Psychologies
Как пронумеровать страницы в Ворде без титульного листа: 3 способа Как пронумеровать страницы в Ворде без титульного листа: 3 способа

Не все знают, как пронумеровать страницы в Ворде без титульного листа

CHIP
Элитные хряки поделятся своими генами Элитные хряки поделятся своими генами

«Отрада» — первый проект по производству семени чистопородных хряков

Эксперт
Шоу на миллиард Шоу на миллиард

Специалисты MMA-TV.com рассказали о новой студии для смешанных единоборств

Цифровой океан
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
Открыть в приложении