Интеллект-убийца
Расследование катастрофы Boeing 737 MAX8 авиакомпаний Ethiopian Airlines и Lion Air будет иметь далеко идущие последствия для авиационной индустрии мира. А корпорации Boeing придется доказать, что новые интеллектуальные системы анализа данных, установленные на ее авиалайнерах последнего поколения, в принципе безопасны. Это касается прежде всего системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), служащей «защитой от дурака» и устанавливающейся на самолетах семейства Boeing 737 MAX 8/9, а в будущем предполагается оснастить ею также комплексы бортового оборудования широкофюзеляжных Boeing 777X. Едва ли не главная функция MCAS — препятствовать сваливанию самолета даже в том случае, когда автопилот отключен, а лайнером управляют вручную.
MCAS получает данные о риске сваливания от двух датчиков угла атаки. Если пилот слишком сильно задрал нос самолета, система опускает его, и за этим вполне может последовать пикирование. Если летчики возвратят стабилизатор в исходное положение, автоматика спустя несколько секунд вернет себе управление. Но самое важное, что MCAS принимает решение даже тогда, когда тревожную информацию дает только один датчик. Это может оказаться ложным срабатыванием, а система все равно будет ориентироваться на его данные, не выполняя указания пилотов. Именно это, судя по всему, и произошло в октябре прошлого года в Индонезии, а теперь и в Эфиопии. Расшифровка черных ящиков Boeing 737 MAX8 Lion Air показала, что экипаж индонезийской авиакомпании как минимум два десятка раз делал попытки воспрепятствовать действиям MCAS, опускавшей нос самолета. Но безуспешно. Лайнер в конце концов пикировал и рухнул в море, унеся жизни всех 189 человек, находившихся на его борту. Как оказалось, MCAS получала с датчиков неверные данные и пыталась нивелировать опасную ситуацию, которой на самом деле просто не было.
То же и с катастрофой самолета Ethiopian Airlines. Хотя черные ящики с него только на днях доставлены для расшифровки во Францию, глава авиакомпании Тевольде Гебремариам уже поспешил сообщить, что «пилот прямо заявил диспетчерам о проблемах и запросил разрешение вернуться в Аддис-Абебу». Но финал все же оказался трагическим. По свидетельству очевидцев, эфиопский самолет едва ли не под прямым углом врезался в землю, а все 157 человек на его борту погибли. И многим специалистам уже ясно, что все произошло из-за неверных действий бортового оборудования (читай: MCAS). Во-первых, именно на это жаловался эфиопский летчик. А во-вторых, перед крушением самолет перешел в пикирование. Поэтому сначала Индонезия, Эфиопия, Китай, а затем страны ЕС и даже США вынуждены были запретить эксплуатацию авиалайнеров Boeing 737 MAX 8/9 в своем воздушном пространстве (кстати, Россия к этому запрету присоединилась предпоследней, а последней — Канада). Это в общей сложности более 350 воздушных судов, летающих в парках 69 авиакомпаний мира. Но самое интересное — как повели себя в этой ситуации американцы. Сначала Федеральная авиационная администрация США (FAA) отказалась приостановить полеты пресловутых самолетов и заявила, что они годны к эксплуатации. Правда, руководство FAA все же пообещало обязать Boeing провести их модернизацию и устранить возможные неполадки. И только после прямого вмешательства Дональда Трампа FAA изменила решение, заявив, что приостановка полетов продиктована исключительно соображениями безопасности — ради этого необходимо обновить программное обеспечение, на что может уйти несколько месяцев. Такой шаг, по крайней мере на словах, поддержал и президент Boeing Деннис Мюленбург, отметивший, что он по-прежнему уверен в надежности самолетов своей корпорации. Чего нельзя сказать о Дональде Трампе. Как заявил американский президент, «старое и простое зачастую работает намного лучше», чем что-то новое. И это косвенно указывает на явные сомнения истеблишмента США в перспективах дальнейшего использования искусственного интеллекта (ИИ) в гражданской авиации. И понятно почему: экономические потери корпорация Boeing, приостановившей поставки самолетов семейства 737 MAX 8/9, будут исчисляться сотнями миллионов долларов, если не миллиардами. Но самое главное, история с использованием элементов ИИ в американских самолетах лишает Трампа козырей в переговорах с руководством КНР о прекращении торговой войны. Напомним, закупка самолетов этой корпорации на общую сумму 50 млрд долларов была одним из главных условий полюбовной сделки. Но теперь вопрос снят с повестки дня, а найти ему достойную замену крайне сложно.
Что до самой Boeing, то, если эксперты официально признают виновницей катастроф MCAS, применение элементов ИИ в лайнерах корпорации отложится на неопределенное время и потребуются более тщательные разработка и тестирование этой системы. Не исключено также, что Boeing лишится заметной части твердых контрактов на поставку самолетов Boeing 737 MAX 8/9 и вынуждена будет вернуть авансы. Сейчас в портфеле корпорации насчитывается порядка 4668 заказов на эти лайнеры суммарной каталожной стоимостью 560 млрд долларов. Но он уже сокращается. Так, Lion Air отменила заказы на Boeing 737 MAX на 22 млрд долларов. А индийская SpiceJet и норвежская Norwegian намерены предъявить Boeing финансовые претензии из-за невозможности эксплуатировать ее самолеты. И очевидно: если они не будут удовлетворены, авиакомпании расторгнут имеющиеся контракты. Таким образом, едва ли не единственный шанс для Boeing выйти из этой ситуации с минимальными потерями — либо вообще убрать со своих самолетов MCAS, либо заменить ее на ту, что устанавливали на предыдущих моделях. То есть сделать свои самолеты попроще, как того и хотел Трамп.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl