Индийская чаша весов Евразии
Индия выстраивает независимую политику с партнерами и антагонистами, подчеркивая экономические интересы во взаимодействии с США и стремление к геополитической стабильности в Евразии
Саммит Шанхайской организации сотрудничества под председательством Индии в этот раз прошел в дистанционном формате, хотя было что отметить вживую. Так, полноправным участником ШОС наконец стал Иран — без него евразийский потенциал организации явно был ограниченным.
Сегодня ШОС представляет почти половину населения Земли и четверть мирового ВВП, страны-участницы обладают уникальными запасами разнообразных ресурсов. И все же организация пока остается политическим и дипломатическим, а не экономическим альянсом, что с прискорбием отмечают некоторые ее члены, например казахи.
Тем не менее главный продукт ШОС — создание геополитической стабильности на евразийском пространстве — ресурс по нынешним временам исключительно ценный. Открывая саммит, премьер-министр Индии Нарендра Моди подчеркнул, что Индия рассматривает альянс не просто как «расширенное соседство», а как «большую семью», приоритетами для которой должны стать безопасность, экономическое развитие, взаимосвязанность, единство, уважение суверенитета и территориальной целостности.
Моди указал на возможную дестабилизацию в Афганистане как главную угрозу для членов организации. Логистическое пространство Евразии для Нью-Дели не менее ценно, чем для Пекина, тем более что от поддержки китайской инициативы «Один пояс — один путь» индийцы уклоняются.
Напоминание об Афганистане — немой укор Соединенным Штатам, которые обещали навести в регионе порядок, но не справились. В Индии понимают, что Америка слишком далека от проблем Евразии, чтобы рассчитывать на нее в продвижении своих интересов. И не рассчитывают, выстраивая сбалансированную коммуникацию и с партнерами, и с антагонистами.
В свою очередь, США хотели бы видеть Индию верным союзником и в Евразии в целом, и в Индо-Тихоокеанском регионе в частности. На это указывают результаты недавнего визита Нарендры Моди в Вашингтон.
Американский реверанс
Соединенные Штаты с беспокойством наблюдали за Индией, отмечая, что Нью-Дели не присоединяется к санкциям в отношении России, а вместо этого существенно наращивает свой потенциал за счет наших углеводородов и контрактов на поставки оружия. Кроме того, Индия отказывается от публичного порицания дипломатических успехов Китая.
В итоге Вашингтон не выдержал и приготовил заманчивый пакет предложений для Моди. К числу наиболее важных инициатив можно отнести создание совместного предприятия General Electric с индийской государственной авиастроительной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited. Компания будет выпускать в Индии турбореактивные двигатели для истребителей ВВС.
Надо отметить, что Нью-Дели добивался этого давно. Это реальная уступка США, поскольку на такой уровень технологического партнерства других союзников в Вашингтоне не пускают. Кроме того, в Индии соберут партию ударных беспилотников MQ-9B SeaGuardian, что тоже плюс для местной экономики и инженерного потенциала.
Одно из самых выгодных для Соединенных Штатов решений — договор о создании хаба для ремонта кораблей американских ВМС. Контракт с верфями Larsen & Toubro в Коттапули уже есть, на очереди Mazagon Dock Limited (Мумбаи) и Goa Shipyard (Гоа).
Но это полезно и индийцам. Военный флот страны вынужден догонять китайский. Проект развития морских коммуникаций КНР «Нить жемчуга» в буквальном смысле окружил Индостан с востока на запад. А периодическое появление китайских военных кораблей и подводных лодок в стратегически важном Малаккском проливе не встречало должной реакции индийских ВМС. Присутствие американского флота в регионе усиливает позиции Нью-Дели в переговорах с Пекином. Причем ремонтный хаб — это не полноценная военная база, и самой Индии подобная инфраструктура не угрожает при любом возможном раскладе.
Кроме того, Индия и США договорились о расширении сотрудничества в сфере космоса в рамках «Соглашений Артемиды» (Artemis Accords). Уже в следующем году планируется совместная с американцами миссия на МКС.
Хороших результатов Моди добился и для электронной промышленности. Теперь индийским гражданам будет проще устраиваться в американские ИT-компании, чтобы набраться опыта; заодно снизится напряжение на азиатском рынке труда. Планируется расширить программу рабочих виз, в особенности в ИT-кластере. Компания Micron вложит в свои индийские предприятия от 3 до 10 млрд долларов, что даст новые рабочие места и приведет к повышению зарплаты местных специалистов.
Встретился индийский лидер и с главами крупнейших американских компаний — Boeing, Google и Amazon. Дальнейшее сотрудничество в области искусственного интеллекта, финансовых технологий, продуктов и услуг, кибербезопасности, а также производство мобильных устройств в Индии, по словам премьер-министра, может быть выгодно обеим сторонам.
И все же до полноценного военно-политического союза США и Индии очень далеко. Моди ясно дал понять, что подобные инициативы нужны Америке не меньше, чем Азии, и речь идет исключительно о взаимовыгодных рыночных отношениях. Вашингтон же очевидно заинтересован в стратегическом партнерстве.
Страна-маятник
Американские эксперты относят Индию — наравне с Бразилией, Турцией, Индонезией и рядом других — к группе стран-маятников (global swing states), с которыми необходимо развивать более тесные партнерские отношения, чтобы склонить их на свою сторону.
При этом наблюдатели отмечают, что «смешанная политическая ориентация дает этим странам большее влияние, чем могли бы гарантировать их население или экономический рост». И для придания политике этих игроков одностороннего вектора от США потребуются исключительные усилия. В частности, нужно удовлетворять требования таких стран, касающиеся более широкого представительства в международных организациях, улучшения репутационного статуса за счет публичной поддержки такой сверхдержавы, как США.
«Если Соединенные Штаты и их союзники укрепят международный порядок, то все они, скорее всего, будут процветать. Если глобальный порядок распадется, они — и весь мир — пострадают от последствий, — говорится в концептуальном документе корпорации RAND по странам-маятникам. — Они [такие страны] также могут извлечь большую выгоду из системы, помогающей предотвратить войну между крупными державами». Именно такая тактика, в частности, использовалась Вашингтоном по отношению к арабскому миру. Америка активно разыгрывала карту шиитско-суннитского противостояния, усиливая угрозы арабам от Ирана и Израиля, чтобы впоследствии предложить им опеку.
Однако сейчас подобный подход не работает не только с арабскими государствами, но и с Индией, которая регулярно модернизирует свой оборонный комплекс, но предпочитает избегать конфликтов с помощью многовекторной политики и переговоров. С другой стороны, пугать индийцев, находящихся в режиме постоянного тлеющего конфликта с ядерными Пакистаном и Китаем, бессмысленно. Согласно регулярно публикуемым в India Today результатам опросов общественного мнения, большинство местных жителей уверены: если пограничные споры не прекратятся, война с КНР неизбежна.
По мнению кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Валерия Кашина, в индийском обществе есть кому формировать запрос на решительные действия правительства, и премьер-министру Моди такие настроения выгодны: здесь он предстает в образе защитника, что особенно актуально в предвыборные периоды.
На предчувствии военных конфликтов с Китаем и Пакистаном и пытался играть Вашингтон, развивая военно-технологическое сотрудничество с Нью-Дели. Например, Индия уже участвует в двух антикитайских блоках — это стратегический диалог между Австралией, Индией, США и Японией по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (QUAD) и группа I2U2, куда кроме Индии и США входят Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Однако сейчас в рамках соглашений I2U2 наблюдается некоторое затишье, обусловленное событиями на Ближнем Востоке. Арабский мир активно демонстрирует независимую политику, и прежние договоренности пересматриваются.
В то же время соперничество Нью-Дели и Пекина не стоит считать непримиримым противоборством, уверена эксперт по Индии, проректор по стратегическим коммуникациям и информационной политике Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Наталья Емельянова. «В Нью-Дели понимают, что QUAD достаточно искусственная конструкция, поэтому индийская элита вряд ли рассматривает эту организацию как вероятный военно-политический союз. Для страны важна сдерживающая риторика QUAD, но не более того», — говорит она.
Возможно, убежденность в том, что традиционная политика со странами-маятниками не работает, и заставила Вашингтон развернуть экономическое и военно-технологическое, а не только пропагандистско-риторическое сотрудничество с Индией.
Карта Состав Шанхайской организации сотрудничества
Индия в Евразии
В то же время не похоже, что Нью-Дели заинтересован в развитии стратегических союзов с главными игроками континента.
Конечно, экономические связи Индии с КНР очень сильны. Их торговый оборот оценивается в 136 млрд долларов, причем у Китая положительное сальдо более 100 млрд. Основные компоненты для фармацевтической продукции Индии, составляющей значительную часть ее экспорта, поставляются из КНР. Однако полноценного сближения с Поднебесной нет, хотя премьер-министр Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин, несмотря на холодные личные отношения, часто демонстрируют готовность к диалогу. Этого не допустят ни индийские элиты, которые опасаются китайской активности в Азии, ни электорат, привыкший видеть в КНР опасного антагониста.
Нью-Дели оспаривает экономические достижения Китая, пытаясь сменить его в роли «мировой фабрики» и стать азиатским центром массового производства, чему способствует наращивание объемов торговли с США. Одновременно страна продолжает укреплять обороноспособность, размещая в России военные заказы на десятки миллиардов долларов и выступая крупнейшим покупателем российского оружия: на ее долю приходится около 20% текущего портфеля заказов Москвы.
Индия планирует поддерживать отношения на двусторонней основе, причем отдельно с Россией и отдельно с Китаем. И консолидироваться с обеими странами по общей повестке, например подчеркивая стремление к многополярности и равноуважительным отношениям мировых держав.
Но в ближайшей перспективе она заинтересована в развитии и многосторонних форматов, как в рамках существующих объединений, в частности БРИКС, ШОС или АСЕАН (даже на правах партнера и наблюдателя), так и в контексте неформальных отношений внутри треугольника с КНР и Россией. Нашу страну Индия рассматривает в качестве потенциального союзника в вопросе сдерживания китайского экономического влияния в регионе, а также предупреждения и купирования угроз пограничных конфликтов, которые затихли, но никуда не исчезли.
Другая стратегическая задача Нью-Дели — развитие логистики. Пока сохраняются проблемы с сухопутными коридорами, Индия остается слишком зависимой от морских торговых путей и вынуждена конкурировать с Китаем и США за тихоокеанские, африканские и латиноамериканские рынки.
Однако открытие логистических коридоров на север через Пакистан, Афганистан и Центральную Азию для Индии сопряжено с рядом вызовов. «Даже если там будет газо- или нефтепровод или, например, договорятся неожиданно в Афганистане и проведут до Пакистана какую-то энергетическую инфраструктуру, Индия так просто не присоединится к проекту. Потому что опасается зависимости от Исламабада, шантажа с его стороны. Индийцы учитывают эти риски», — считает научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Захаров.
В этом вопросе Россия может стать страхующим игроком, который даст Индии дополнительные гарантии безопасности экономической и даже военной активности как соседей Нью-Дели, так и стран Центральной Азии. Напомним, что вхождение в этот регион Индия прорабатывает стратегически еще с 2012 года в рамках специальной доктрины «Действуй на Севере», также конкурируя здесь с Китаем.
Дружба Москвы и Нью-Дели способствует укреплению многостороннего партнерства в Евразии и обеспечивает для Индии меньшую зависимость от внешних сил, по сути стабилизируя индийский маятник на нейтралитете в перспективе американо-китайского конфликта.
Российский фактор
Усиление Индии выгодно России, а для развития двусторонних отношений важен взаимный учет потребностей. Нью-Дели заинтересован в экономическом развитии своих северных регионов, находящихся вдалеке от морских коммуникаций. Здесь необходимы серьезные вложения в транспортную инфраструктуру.
Примером успешного взаимодействия в этом направлении можно назвать сделку совместного российско-индийского консорциума с участием структур «Трансмашхолдинга», который в рамках тендера поставит в Индию 120 пассажирских электропоездов (1920 вагонов). Сумма сделки составляет 1,7 млрд долларов плюс контракт на техобслуживание подвижного состава в течение 35 лет.
Индия остро нуждается в развитии производственного сектора и увеличении экспорта. Чтобы укрепить отношения между странами, нам необходимо предложить свой внутренний рынок для индийских товаров, считает кандидат исторических наук Ольга Солодкова. «Вопреки распространенным представлениям цель любого индуиста — достижение материального благополучия. Оно там на первом месте. И люди нисколько этого не стесняются», — отмечает эксперт.
В Индии миллионы частников что-то производят и хотят заработать, а механизмов, позволяющих им вывозить продукцию в Россию, практически нет. «Наши компании должны быть заинтересованы в приобретении индийских товаров, но пока логистическая инфраструктура для этого недостаточно развита», — подчеркивает Алексей Захаров.
Традиция ведения бизнеса в Индии такова, что государство практически не влияет на частный сектор: предпринимателям приходится самим искать пути для сотрудничества. То есть недостаточно договориться об экономических связях на уровне глав государств — нужно, чтобы прорастала частная инициатива.
«Там, где Россия будет предлагать какую-то выгоду, индийцы, конечно, будут идти нам навстречу. А для этого в отечественных компаниях должны быть специалисты по Индии», — говорит Захаров. Кроме того, нуждается в развитии транспортный коридор «Север — Юг», основная артерия российско-индийской торговли. Значительная его часть проходит по территории Ирана и выводит к портам Каспийского и Черного морей, пропускная способность которых ограничена. Железнодорожные станции и узлы тоже необходимо модернизировать. Растущий товарооборот требует существенных вложений в инфраструктуру. Об этом нужно договариваться, в том числе со странами-транзитерами.
«Вдоль Каспийского моря инфраструктура есть, через Баку. А дальше начинаются сложности. Во-первых, на границе Азербайджана и Ирана меняется железнодорожная колея. Во-вторых, там начинается недостроенный участок от Астары — это как раз пограничный пункт — до Рэша. Работы до сих пор не закончены, хотя дорога всего 165 километров», — напоминает Захаров.
Пока развиваются иные направления. Например, Fesco, одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России, объявила о подписании соглашения с индийской логистической группой о развитии морских перевозок между двумя странами. Стороны планируют организовать прямое морское сообщение из портов Индии в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга и в обратном направлении. Планируется также провести исследование потенциального грузового транзита между портами Ченнаи и Владивостока.
Препятствует российско-индийской торговле и проблема с валютными расчетами. Уже сегодня нужно думать, как потратить рупии, которые наша страна получает за энергоносители. Возможно, требуются товарные площадки, где будут аккумулироваться подобные коммерческие связи. Необходима здесь поддержка и банковского сектора.
Как завоевать Индию
По мнению Ольги Солодковой, несмотря на то что отношения Москвы и Нью-Дели в значительной степени базируются на историческом наследии и эмоциональной близости, символический и организационный капитал используется недостаточно. А решение Индии не поддерживать западные санкции против России продиктовано в первую очередь прагматическими соображениями.
Кроме того, страна много десятилетий встраивалась в западную корпоративную и культурную среду, и это влияние нужно учитывать. Здесь сильны общинные связи. Каждый интеллектуал — лидер своей общины, авторитет для множества людей. Такую конструкцию эксперты называют «идентичность плюс».
Индийские интеллектуалы, воспитанные на Западе, организуют многочисленные «фабрики мысли», обслуживают бизнес и органы власти, предоставляют огромное количество отчетов и рекомендаций своим заказчикам. И в этой, во многом прозападной, среде Россию не очень жалуют или просто не знают и не понимают.
Чтобы изменить сложившееся отношение и завоевать дружбу восточного партнера, надо понять природу его самобытности. «Люди там часто говорят о своей древней культуре и истории, о том, как много всего было изобретено в Индии. Страна сейчас переживает подъем национального самосознания. А идеи глобализации идут против этого течения. Причем с глобализацией индийцы ассоциируют как Запад, так и Китай, считая, что оба этих центра недооценивают важность Индии в мире и ее влияние на мировую культуру», — поясняет Солодкова.
Надо отметить, что в Индии довольно аморфная административная структура, но жесткая религиозная система. Это препятствует развитию отношений с местным обществом сверху вниз, через управленцев и политиков, — здесь необходимо менять привычный подход и развивать горизонтальное партнерство.
Кроме того, Москва способна обеспечить формальное закрепление статуса Индии как великой державы в условиях трансформации международных отношений и нарождающейся системы глобальной безопасности. Геополитический потенциал расширяющихся ШОС и БРИКС здесь очень кстати. В некотором смысле эти площадки могут стать более привлекательной альтернативой неработоспособному формату Совбеза ООН, куда так стремятся индийцы. Впрочем, Россия неоднократно заявляла о готовности поддержать вхождение Индии и в состав постоянных членов расширенного Совета Безопасности ООН.
Китай и Россия уже продемонстрировали высокую степень взаимного доверия и вместе образуют слишком большой перевес в Евразии, чтобы в Индии могли рассчитывать на баланс интересов в регионе. Поэтому страна ищет противовес и идет на сближение с США.
Но если у Москвы получится выстроить столь же продуктивные отношения с Нью-Дели, стратегический треугольник Россия — Индия — Китай позволит стабилизировать процессы на евразийском пространстве. В этом случае заокеанский партнер станет просто лишним и даже вредным с точки зрения обеспечения безопасности на континенте.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl