Генезис зла
Известный англо-американский макросоциолог Майкл Манн — о причинах возникновения фашизма, его социальном облике и развитии в разных странах Европы
С тех пор как в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, весь мир задавался вопросом: как это могло произойти в стране великой культуры, давшей миру целую плеяду величайших философов, ученых, деятелей культуры, чье творчество было пронизано гуманизмом? И к тому же в стране, которая в те годы была одной из самых демократичных в мире? Еще одну попытку ответить на этот вопрос предпринял классик современной макросоциологии англо-американский социолог и политолог Майкл Манн на примере не только Германии, но и других стран, подпавших под влияние фашизма. Его книга «Фашисты» — первая часть дилогии, вторую часть которой представляет работа «Темная сторона демократии», посвященная объяснению феномена этнических чисток, а попросту говоря, массовых убийств. Так получилось, что в русском переводе вначале вышла вторая часть, рецензию на которую мы уже публиковали (см. «Зло находится рядом», «Эксперт» № 42 за 2016 год), так же как интервью самого Майкла Манна (в том же номере журнала).
С самого начала Манн подчеркивает, что нельзя отмахнуться от фашизма как исчерпанной темы, как тупика, из которого человечество благополучно вырвалось, поскольку фашизм представляет собой радикальную парамилитаристскую версию национального государства, «самое крайнее выражение господствующей идеологии нашей эпохи». Вот почему надо предельно серьезно относиться к возможности возрождения фашизма. Ведь фашизм стал реакцией на послевоенные кризисы: идеологический, экономический, военный, политический. Но разве сегодня мы не переживаем аналогичную эпоху, хотя причины кризисов, поразивших современный мир, другие?
Манн исследует облик фашизма в европейских странах, которые так или иначе подпали под его власть или сильное влияние. Это Италия, Германия, Австрия, Венгрия, Румыния и Испания. Хотя фашистские движения в этих странах имели свои особенности и назывались по-разному, а их политика была различной во многих важных деталях, автор показывает черты, которые, безусловно, делают их общим явлением. Манн пишет: «Я определяю фашизм исходя из его ключевых ценностей, действий и организации. Если говорить очень кратко, фашизм — это попытка создать трансцендентное национальное государство, при помощи парамилитаризма проведя народ через чистки». При этом Манн усматривает пять общих черт у фашизма, независимо от страны происхождения:
— национализм, причем в форме преданности идее «целостной», «органичной» нации;
— этатизм, то есть поклонение государственной власти, причем именно авторитарной. Манн отмечает, что в нашу эпоху этатизм вышел из моды и даже авторитарные режимы называют себя демократическими. Но, как он иронически замечает, остается подождать, «пока неолиберализм, якобы способный обойтись вовсе без государства, причинит миру столько же вреда (как авторитаризм. — “Эксперт”), — и, быть может, эта неприязнь к сильному государству померкнет»;
— трансцендентность, то есть попытка возвыситься и над идеологиями, и над классами. Как замечает Манн, «идеологии сильнее всего тогда, когда предлагают трансцендентные, однако достижимые в реальности проекты “нового мира”, когда сочетают рациональное с внерациональным»;
— парамилитаризм, который автор считает не просто чертой, а ключевой ценностью фашизма, которая подразумевает опору на насилие при реализации своей политики.
Долгое время в политической науке господствовал взгляд, что фашизм — это движение среднего класса. Манн предлагает другой вывод на основе проведенного им анализа данных о социальном составе фашистских движений: «Да, фашизм зародился в недрах среднего класса… но, едва он превратился в массовое политическое движение, его привязка к среднему классу сошла на нет».
Название книги — «Фашисты» — не случайно. Она в первую очередь не об идеологии, она о людях, которые стали фашистами, и о причинах, которые их к этому подтолкнули. Можно сказать, что это социология фашизма. Правда, автор отмечает, что по многим позициям, которые нужны для полноценной социологии, не хватает подробных материалов, хотя он собрал их очень много. Однако это не помешало Манну представить достаточно детальный портрет «фашиста» в каждой из изучаемых им стран. Но он, конечно, признает, что именно идеология объединяет эти движения, именно она сыграла важную роль в привлекательности фашизма для выходцев из самых разных социальных слоев.
Конечно, не только у исследователей, но и у всех людей, интересующихся историей возникновения и развития фашизма, возникает вопрос, почему фашизм победил в одних странах, а в других при наличии тех же обстоятельств не смог стать сколько-нибудь влиятельным движением. И Манн отвечает на него: «Фашизм отразил в себе кризис дуалистических, полулиберальных, полуавторитарных государств… наряду с экономическим и военным кризисом, столкнувшихся с кризисом перехода к демократии и национальному государству». В то же время для стран, устоявших перед соблазнами фашизма, был характерен институализированный либерализм, укоренный в повседневных ритуальных практиках, а его ценности и нормы стали инструментами текущей политики. Особенно это касается стран Северной Европы.
В общем, внимательный читатель увидит в книге Манна много пищи для размышлений о судьбах современной Европы, которая все так же остается расколотой на страны с институализированным либерализмом и находящимися на перепутье.
Манн М. Фашисты. Социология фашистских движений. — М.: Издательство «Пятый Рим»: Фонд «Историческая память». 2019. — 592 с. Тираж 2000 экз
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl