Газоавтомобиль может стать «русским ответом» на политику декарбонизации

ЭкспертАвто

Газ против электричества

Автомобиль, работающий на природном газе, может стать «русским ответом» на политику декарбонизации и составить серьезную конкуренцию электромобилям. Расчеты показывают, что газоавтомобиль более эффективен с точки зрения использования энергии, а значит, и более экологичен

Александр Астапов

Строительство газовых заправок в России идет с большим отставанием от заявленных планов. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Кризис на энергетическом рынке увел тему декарбонизации в самый низ информационной повестки. На фоне сообщений о том, что западные промышленно развитые страны запускают ранее выведенные из системы угольные электростанции, а граждане запасаются дровами, дальнейшее «продавливание» темы углеродной нейтральности приведет как минимум к массовому когнитивному диссонансу. Можно констатировать, что политическое давление в этой части на реальный сектор и общество серьезно ослабло. Тем не менее пока ни в России, ни в мире никто не спешит объявлять о сворачивании проектов в «зеленом» секторе. В том числе это касается и планов развития производства автомобилей на электрической тяге (см. «Россию заряжают на электродвижение», «Эксперт» № 36 за этот год).

Проектов даже стало больше, чем год назад. И это несмотря на то, что упокоилась изначально порочная Zetta (см. «Встали на колесо», «Эксперт» № 37 за 2019 год) и не задалась тема у «Сберавтотеха». Зато занялись пассажирскими микрокарами еще две команды, прибавились проекты по развозным микрогрузовикам, состав же игроков по «полноценным» легковым автомобилям плюс-минус тот же.

При этом переход с бензина на природный газ, ставший экономически разумной и экологичной альтернативой «батарейкам» по внешнеэкономическим причинам, и разработчики, и, что хуже, инвесторы, игнорируют. Правительство вроде как поощряет «газификацию», но… на грани издевательства.

Так, 17 августа Михаил Мишустин подписал постановление № 1427, согласно которому государство будет компенсировать юридическим и физическим лицам 48% расходов на перевод автомобилей с бензина на метан. Кроме того, в ближайшие пять лет в России должно быть построено 1300 газовых заправок. Цель — увеличить потребление метана автотранспортом с 1,37 млрд до 2,7 млрд кубометров к 2024 году.

Звучит громко, если не вспомнить подобную программу от 2013 года, согласно которой к 2020-му в стране должно было работать 2000 метановых заправок. Реально же на сегодня работает, по данным Национальной газомоторной ассоциации (НГМА), только 677. В Италии, к примеру, таких заправок без всяких правительственных программ построено более 1500, в Иране — около 2500. Стоит также вспомнить, что до начала 2021 года величина компенсации при переводе машин на газ достигала 90% (вместе с 30-процентной субсидией по программе «Газпрома»).

Ну и напомним, что электрозаправочных станций, согласно планам правительства, уже к 2024 году должно быть построено не менее 9400. Разница существенная.

Не меньшей половинчатостью страдает и «метановая» часть проекта стратегии развития автопрома до 2035 года, которая находится на стадии согласования. Согласно этому документу, в 2025–2030 годах доля газомоторных легковых машин на нашем рынке не превысит 2%, легких грузовиков — 5%, «больших» грузовиков — 10%.

Что же касается автомобилей тех же типов с электроприводом (включая гибридные и водородные), то доля легковых планируется на уровне от 5 до 12%, ЛКА — от 4 до 11%, грузовых — 5%. Доля автобусов на газе сейчас составляет 40% и, по прогнозу правительства, сохранится неизменной до 2030 года. Однако в 2031–2035-м она сократится до 35% за счет того, что в это же время с 10 до 20% вырастет доля автобусов на электротяге.

Впрочем, количество автобусов, работающих на газовом топливе, в общем парке невелико: продажи на уровне 10 тыс. в год на фоне рынка объемом 1,5–2 млн штук. Причем часть из них в качестве топлива использует не метан, а пропан-бутан (сжиженный нефтяной газ). Последний лучше подходит для двухтопливного использования (газ или бензин), но и более востребован в химической промышленности, и не столь экологичен. А потому не имеет таких перспектив в качестве экологичной альтернативы бензину и дизтопливу и доступной — электроприводу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По следам «Арматы» По следам «Арматы»

Мир бросился создавать новые танки

ТехИнсайдер
Как определить свои ценности: 4 простых шага Как определить свои ценности: 4 простых шага

Как провести переоценку, оставив только то, что действительно нужно

Psychologies
Побег с аэродрома Побег с аэродрома

Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механика
9 философских принципов из книг, которые не дают упасть духом и помогают жить 9 философских принципов из книг, которые не дают упасть духом и помогают жить

Девять книг, которые познакомят вас с самыми важными философскими учениями

ТехИнсайдер
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
Как закончить отношения, у которых нет будущего Как закончить отношения, у которых нет будущего

Как расстаться с партнером, если понимаешь, что у ваших отношений нет будущего?

Psychologies
«У нас все сделано для того, чтобы производить здесь» «У нас все сделано для того, чтобы производить здесь»

Глава OSQ Group Евгений Токаренко — о том, что делать, когда впереди вся жизнь

Эксперт
Контракты и трансферы в футболе = рабство? Игроки теряют свободу за большие деньги Контракты и трансферы в футболе = рабство? Игроки теряют свободу за большие деньги

Современные контракты игроков — юридические наручники

Maxim
«Мусорной реформе» не хватает привлекательности «Мусорной реформе» не хватает привлекательности

В России пока не удалось создать полноценную отрасль по обращению с отходами

Эксперт
Кашель проходит через пару дней: лучшие домашние ингаляции, которые рекомендуют врачи Кашель проходит через пару дней: лучшие домашние ингаляции, которые рекомендуют врачи

Над чем бы подышать, чтобы выздороветь?

ТехИнсайдер
Дебош в похоронном бюро, столпотворение в Париже и прощание с Дианой: самые дорогие, масштабные и экстравагантные похороны за последние 150 лет Дебош в похоронном бюро, столпотворение в Париже и прощание с Дианой: самые дорогие, масштабные и экстравагантные похороны за последние 150 лет

Самые массовые и экстравагантные церемония прощания

Правила жизни
Ремесла, ирония и прощание с королевой: что нужно знать о Джонатане Андерсоне Ремесла, ирония и прощание с королевой: что нужно знать о Джонатане Андерсоне

Что стоит знать об одном из главных британских дизайнеров современности?

Правила жизни
Палеоантропологи диагностировали у алтайского неандертальца верхнечелюстной синусит Палеоантропологи диагностировали у алтайского неандертальца верхнечелюстной синусит

Палеоантропологи исследовали фрагмент левой верхней челюсти неандертальца

N+1
Как мужчине выбрать себе украшение, а как — лучше не надо Как мужчине выбрать себе украшение, а как — лучше не надо

Браслеты, серьги и кольца: как выбрать мужское украшение?

Maxim
Как правильно разрешать конфликты в зависимости от психотипа собеседника Как правильно разрешать конфликты в зависимости от психотипа собеседника

Какие бывают психотипы личности? И как с каждым из них нужно решать конфликты?

Psychologies
Пять книг, которые (возможно) помогут ненадолго отвлечься от происходящего Пять книг, которые (возможно) помогут ненадолго отвлечься от происходящего

Книги, которые могут слегка заглушить боль и панику

Правила жизни
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Беречь вещи, продлевать им жизнь, реже покупать новые – разумный подход

VOICE
5 российских и советских остросюжетных фильмов про танки 5 российских и советских остросюжетных фильмов про танки

Художественные фильмы про легендарные советские танки

ТехИнсайдер
Сказки страха Сказки страха

Что сказочные фильмы говорят нам о своем и нашем времени

Weekend
Труп, который обманул Гитлера Труп, который обманул Гитлера

Непридуманная шпионская история с неожиданным участием Йена Флеминга

Дилетант
Коронные разряды превзошли грозовые облака по числу созданных радикалов-окислителей Коронные разряды превзошли грозовые облака по числу созданных радикалов-окислителей

Концентрация гидроксил-радикалов вблизи ЛЭП может увеличиться в сто раз

N+1
24 часа с ведущими программы «Все на Матч!» 24 часа с ведущими программы «Все на Матч!»

Четыре ведущие передачи «Все на Матч!» рассказали, как проходит их рабочий день

VOICE
Готовимся к зиме: 7 продуктов с повышенным содержанием меди для укрепления иммунитета Готовимся к зиме: 7 продуктов с повышенным содержанием меди для укрепления иммунитета

Что такого съесть, чтобы укрепить иммунитет?

ТехИнсайдер
Физики смогли получить акустические частотные гребенки на 10 гигагерцах Физики смогли получить акустические частотные гребенки на 10 гигагерцах

Физики смогли сгенерировать когерентные акустические частотные гребенки

N+1
Напиток долгожителей: ученые объяснили, почему пить чай — очень полезная привычка Напиток долгожителей: ученые объяснили, почему пить чай — очень полезная привычка

Ученые оценили связь чая и смертности от различных заболеваний

Вокруг света
Признать поражение, чтобы одержать победу Признать поражение, чтобы одержать победу

Как Генри Торо ушел из мира и что этим приобрел

Weekend
Слепой подводник: что мы знаем о русской выхухоли Слепой подводник: что мы знаем о русской выхухоли

Водяной крот — одно из самых ценных животных нашей страны

Вокруг света
Почему в отношениях не нужно быть удобной женщиной Почему в отношениях не нужно быть удобной женщиной

Иногда женщины думают, что быть удобной — значит обеспечить себе идеальную жизнь

Psychologies
«Наша стратегия — отличаться от конкурентов» «Наша стратегия — отличаться от конкурентов»

Управляющий холдинга рассказал, как компания планирует развивать бизнес

Агроинвестор
Книги об искусственном интеллекте: что почитать о роботах, которым не чужды эмоции и чувства Книги об искусственном интеллекте: что почитать о роботах, которым не чужды эмоции и чувства

Книги, в центре сюжета которых роботы, испытывающие эмоции

ТехИнсайдер
Открыть в приложении