Гонконг как мировой финансовый центр не нужен ни Западу, ни Китаю

ЭкспертОбщество

Экономический рудимент Китая

Гонконг как мировой финансовый центр не нужен ни Западу, ни Китаю. А благодаря затяжным протестам он вскоре вовсе перестанет им быть

Кристиана Денисенко

Андрей Островский. Фото: Кристиана Денисенко

Российские эксперты-китаисты еще недавно уверенно пророчили ввод китайских войск в Гонконг. Силовое подавление протестов обещали еще до главного государственного праздника Китая. Но первое октября прошло, а войска так и не были введены. Китай оказался хитрее и не повелся на провокацию Запада. Тем более что Гонконг в его нынешнем виде китайским властям и не нужен.

До недавнего времени Гонконг был важной реперной точкой для Китая как центр реэкспортной торговли, авиационный узел, порт и копилка иностранных инвестиций. Но сегодня у КНР есть своя система связей с капиталистическими странами. ВВП Гонконга, на который в 1990-е годы приходилось 27% ВВП Китая, в наши дни отвечает лишь за 2,7%. Порты Шанхая, Нинбо и Шэньчжэня отправляют больше контейнеров, чем Гонконг. А международные инвесторы, которые хотят понять тенденции китайского бизнеса и настроения среди китайских потребителей, с большей вероятностью будут вкладываться в проекты в Шанхае или Пекине.

Гонконг превратился для Китая в экономический рудимент. И если жители своенравного города хотят угробить его массовыми беспорядками, КНР не будет им в этом мешать. Ослабленный Гонконг выгоден Пекину. Таким его будет проще интегрировать с материковым Китаем в 2047 году, когда закончится широкая автономия острова. А может, и раньше, учитывая, какое негативное влияние оказывают протесты на экономику Гонконга.

О том, какую роль сегодня играет автономный район Китая и какое будущее его ждет, рассказывает Андрей Островский, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН.

Мост между Пекином и миром

— Какое значение Гонконг имел для Китая?

— Главная роль, которую Гонконг играл фактически с 1842 года, после окончания опиумной войны и подписания Нанкинского договора, — это центр реэкспортной торговли. Те фирмы, которые не хотели афишировать свое сотрудничество с коммунистическим Китаем, проводили с ним сделки через Гонконг. В статистике это шло не как прямая торговля с Пекином, а как торговля с Гонконгом. После того как Китай объявил курс на реформы, через Гонконг также стали проводиться инвестиции. Такая ситуация существовала до недавнего времени.

— Что же изменилось?

— Китай начал развивать свою систему связи с капиталистическими странами. В 1978 году в стране были созданы свободные экономические зоны. Затем были зоны свободной торговли, которые, по сути, стали замещать и вытеснять Гонконг. Произошли изменения в ряде китайских городов, прежде всего в Шанхае. Гонконг как центр реэкспортной торговли стал не нужен Китаю. Теперь он мог торговать напрямую.

— Тем не менее Гонконг долгое время сохранял свои функции. Почему?

— Гонконг держался за счет традиций, давно сложившейся инфраструктуры, портов, банков, бирж. Кстати, в Гонконге была самая крупная биржа, где котировались акции крупнейших компаний. Если, к примеру, сравнить Гонконгскую и Тайваньскую фондовые биржи, то Тайваньская и рядом не лежала.

— Насколько сильно нынешние протесты повредят гонконгскому фондовому рынку?

— Он будет постепенно затухать. В условиях, когда физически добраться до фондового рынка довольно затруднительно, работать сложно. Конечно, можно осуществлять сделки через интернет. Но кто даст гарантии, что в ближайшее время интернет там не будет заблокирован? Думаю, биржевики постараются проводить все свои сделки не через Гонконгскую биржу.

— А какие есть альтернативные варианты?

— Их довольно много. Например, биржа в Токио или в Сеуле. В Шанхае и в Шэньчжэне фондовые биржи тоже уже набрали силу. Объемы сделок там, в общем-то, довольно приличные. Часть операций может уйти и на Тайбэй. Но с точки зрения ведения бизнеса оптимальным вариантом считается Сингапур.

Без воды, бюджета и будущего

— Несмотря на прогнозы многих экспертов, Китай не идет на силовое решение конфликта. Есть ли «красная линия», при пересечении которой Пекин все же введет войска?

— А зачем? В любой момент китайцы могут поставить Гонконг на колени самым простым способом — заблокировав поступление воды. Дело в том, что в Гонконге нет питьевой воды, она поступает по водопроводу с территории континентального Китая. Об этом мало кто знает. И Пекин может перекрыть доступ, если захочет.

— А он захочет? Когда терпению Китая придет конец?

— Я думаю, Китай не будет пытаться изменить ситуацию, а оставит гонконгские власти наедине с молодежью. Когда Гонконг полностью развалится в экономическом плане, тогда китайские власти и примут определенные решения, после чего смогут спокойно определять судьбу города. Китай будет вынужден взять город на свой бюджет. И уже не в 2047 году, а существенно раньше. Потому что власти Гонконга сами его об этом попросят.

— При каких обстоятельствах этот процесс может ускориться?

— Если такая ситуация продлится еще около года, даже до конца этого года. У Гонконга сейчас нет доходов, нет поддержки. Это в Китае можно маневрировать бюджетом, из одного города перебросить его в другой, из центрального бюджета оказать помощь периферии. У Гонконга по системе «одна страна — две системы» свой бюджет. Каким образом по итогам этого года они наполнят бюджет, за счет каких доходов? Массовые протесты денег городу не приносят. Протестующие все поломали, порушили. Каждый день — миллионы долларов убытков. Вот и результат.

— Кажется, Гонконг ожидает не самое радужное будущее. Что же будет с людьми?

— Население Гонконга — семь миллионов человек. И оно сокращается, в то время как в соседнем Шэньчжэне население увеличивается. Народ постепенно перетекает из Гонконга в Шэньчжэнь на постоянное место жительства. Там уже даже инфраструктура лучше, чем в Гонконге. Но самое главное — там более дешевая жизнь и более доступное жилье. Процесс миграции происходит довольно медленно, но лет через пять, думаю, мы увидим его конкретные результаты.

— Неужели протестующие не понимают, какой вред наносят своему городу?

— Молодежь слабо представляет, что будет дальше. Она не знает, что жизнь Гонконга всецело зависит от биржи, работы портовых сооружений, но самое главное — от туризма. Какой турист поедет на территорию, где постоянные беспорядки? Соответственно, падает местная торговля. Как жить местным торговцам? Да и бизнес в Гонконг не пойдет. Зачем вкладывать деньги, когда финансовые трансакции могут быть прерваны в любой момент? Тем более что в Китае есть свои банки, которые работают за рубежом.

Китайская «денежная прачечная»

— Как думаете, какова роль иностранного вмешательства в события в Гонконге?

— Судя по всему, Запад решил использовать гонконгскую ситуацию, чтобы пошатнуть Китай. Особенно в условиях торговой войны между Пекином и Вашингтоном. Кстати, на китайском языке торговая война называется не войной, а трениями. Но по сути дела это настоящая война, которая непонятно когда закончится. Пока идут переговоры, и вроде как обе стороны говорят о каких-то успехах, но я больших успехов особо не вижу. Локальные результаты есть, но это не решает ряд принципиальных проблем. А Гонконг в данном случае — мелкая разменная монета.

— Китай готов отдать эту монету? Заплатить цену человеческими жертвами?

— Ни Китаю, ни Западу прекращать эту волну насилия невыгодно. Западу — с точки зрения политической и пропагандистской. Пошатнуть Китай и показать всему миру, что предложенная им модель «одна страна — две системы» не работает. А Пекину выгодно принизить роль Гонконга, забрать у него функции проводника между материковым Китаем и западными странами.

— Думаете, Китай уже готов к этому?

В Китае есть свои центры, свои города, которые выглядят роскошнее, чем Гонконг. В нынешней ситуации Пекин может прекрасно обходиться без Гонконга как в торговых связях с Вашингтоном, так и в привлечении иностранных инвестиций и вывозе своих инвестиций за рубеж. У Китая есть свои каналы. Например, его инициатива «Один пояс — один путь». Это и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, и Фонд Шелкового пути. Гонконг здесь совершенно не при делах.

— Получается, Гонконг своего рода экономический рудимент для Китая. Неужели за ним не сохранилось никаких функций, полезных Пекину?

Единственная роль Гонконга на сегодняшний день — «прачечная» по отмыванию грязных денег. Если взять статистику входа и выхода инвестиций, до сих пор более двух третей иностранных инвестиций идет через Гонконг, как и китайских за рубеж.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Застолбить платформу Застолбить платформу

Маркетплейс от ЦБ будет мешать конкуренции на рынке финансовых услуг

Эксперт
Apple Arcade: обзор, игры, отзывы Apple Arcade: обзор, игры, отзывы

Все, что нужно знать о новом игровом сервисе Apple Arcade

Esquire
Два счетчика Два счетчика

О тарифах на новой платной автотрассе М-11

Эксперт
Как сейчас живут первые участники «Дома-2»: Беркова, Меньщиков, Солнце и другие Как сейчас живут первые участники «Дома-2»: Беркова, Меньщиков, Солнце и другие

Куда пропали и чем сейчас занимаются самые первые участники «Дома-2»

Cosmopolitan
Пощупать границы лояльности Пощупать границы лояльности

Кешбеки и проценты на остаток — это не более чем обдуманный маркетинговый прием

Эксперт
Глава BMW Motorrad Россия Владимир Чайковский: «Наша доля рынка более 30% и это отличный показатель» Глава BMW Motorrad Россия Владимир Чайковский: «Наша доля рынка более 30% и это отличный показатель»

BMW уже третий год подряд показывает рост продаж мотоциклов

Forbes
Реиндустриализация как новый консенсус Реиндустриализация как новый консенсус

Восстановление промышленного потенциала требует новой экономической политики

Эксперт
Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел

Больше 40% людей в России испытывают стресс, связанный с работой

СНОБ
Цена нестабильности Цена нестабильности

В мире нарастает торгово-тарифное и санкционное противостояние

Эксперт
Потерянный номер и конфликт на дороге: 7 ситуаций, когда лишат прав Потерянный номер и конфликт на дороге: 7 ситуаций, когда лишат прав

Ситуации, в которых водитель может случайно лишиться водительского удостоверения

РБК
Правила жизни Правила жизни

Правила жизни величайшего актера Кирка Дугласа

Playboy
Триумф батарейки: Нобелевская премия за технологию, создавшую рынок на $100 млрд Триумф батарейки: Нобелевская премия за технологию, создавшую рынок на $100 млрд

Нобелевскую премию по химии получили создатели литий-ионных батарей

Forbes
«Система контроля над СНВ — это труп, который невозможно оживить» «Система контроля над СНВ — это труп, который невозможно оживить»

Москва должна быть заинтересована в максимизации роли ядерного оружия

Эксперт

Ольга Кормухина обратилась в суд с иском против Полины Гагариной

Cosmopolitan
Для вас старались Для вас старались

Как мужчины приходят в женские бренды косметики и парфюмерии

Glamour
Миллионы за поэму: как устроен рынок книжного антиквариата Миллионы за поэму: как устроен рынок книжного антиквариата

Что нужно знать о рынке книжного антиквариата и как правильно туда инвестировать

РБК
Имиджмейкеры. Lexus UX против Volvo XC40 Имиджмейкеры. Lexus UX против Volvo XC40

Три миллиона рублей — сумма, которая открывает двери почти во все классы

РБК
В порядке исключения В порядке исключения

Дом фотографа Владимира Глынина по проекту Зураба Арабидзе

AD
Уровень бездумности Уровень бездумности

Положение России в международных рейтингах образования расходится с реальностью

Огонёк
Нет у революции конца Нет у революции конца

Новый индустриальный переворот будет серьезно отличаться от всех предыдущих

РБК
Моя любимая практика: Дыхание Моя любимая практика: Дыхание

Как извлечь пользу даже из столь привычного действия, как дыхание

Glamour
«Половина наших покупателей — миллениалы»: президент Cartier о шеринг-экономике и новом поколении потребителей люкса «Половина наших покупателей — миллениалы»: президент Cartier о шеринг-экономике и новом поколении потребителей люкса

Президент Cartier о том, как мир меняет каждого из нас

Forbes
11 лет до будущего 11 лет до будущего

Прогнозы, которые могут сбыться уже в ближайшие годы

GQ
Как бывшая медсестра из села под Кировом зарабатывает миллионы на червях Как бывшая медсестра из села под Кировом зарабатывает миллионы на червях

Червятник приносит предпринимательнице 450 000 рублей прибыли в месяц

Forbes
В рейтинг богатейших женщин России впервые вошли два миллиардера В рейтинг богатейших женщин России впервые вошли два миллиардера

Богатейшие женщины России

Forbes
Кожа, которой я смеюсь Кожа, которой я смеюсь

Способен ли постоянный покер-фейс избавить нас от морщин

Glamour
Филировка волос: как сделать идеальную стрижку Филировка волос: как сделать идеальную стрижку

Как подкорректировать новую стрижку и придать объем тонким волосам

Cosmopolitan
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Исправить самооценку Исправить самооценку

То, как мы относимся к себе, влияет на наше самочувствие

Psychologies
Интернет в узде Интернет в узде

Очередной обвал акций «Яндекса» — результат государственной политики

Эксперт
Открыть в приложении