Использование БПЛА оказалось под угрозой из-за эмбарго на поставку комплектующих

ЭкспертБизнес

Дырка от поршня

Эксперимент по эксплуатации грузовых дронов наконец запущен решением правительства. Но практическое использование БПЛА оказалось под угрозой из-за эмбарго на поставку комплектующих для них

Александр Астапов

SH-350 создавался «Аэромаксом» как машина двойного назначения, поэтому санкции на его судьбу не повлияли

Через год после наземных беспилотников правительство добралось и до летающих. В конце марта правительство своими постановлениями утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской области. И не только для аэрофотосъемки и наблюдения за ЛЭП и трубопроводами, но и для перевозки грузов (от 0,1 до 1500 кг), а в Томской области и для авиахимических работ в сельском хозяйстве — борьбы с вредителями.

До полной свободы даже в порядке эксперимента далеко. Воздушное судно и системы управления все равно должны будут пройти процедуры омологации, а эксплуатант — регистрации. Строгие требования предъявляются и к внешним пилотам (контроль за получением их допуска, как и соответствия летных систем, возложен на Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина). Автоматический режим управления беспилотником будет активироваться только в случае потери сигнала по линии C2Link, основной же — сопровождение с земли внешним пилотом. Его обязанности не только задать конечные пункты, скорость и высоту полета, а также скорректировать полетное задание при возникновении неисправностей, но и передать эти данные местным авиационным регуляторам. Кроме того, запрещается прокладывать маршрут через крупные населенные пункты, аэродромы и места проведения массовых мероприятий — соревнований, фестивалей и прочего, — а машина должна быть оснащена системой принудительной автоматической посадки в случае возникновения неисправности.

Как возможность для пилотной эксплуатации, в свою очередь предназначенной для отработки техники, и «софта» и «харда, в реальных условиях, — решение необходимое. И, в общем, своевременное: к испытаниям в реальных условиях готовы многие, а готовятся еще больше. В том числе собственно летательные аппараты.

Пока в опытной эксплуатации (основной клиент — «Почта России») две машины, обе вертолетного типа классической схемы. БАС-200 — белорусская разработка, купленная «под ключ» госконцерном «Вертолеты России». БПЛА взлетной массой 200 кг может перевозить до 50 кг груза на дальность до 400 км со скоростью до 160 км/ч. Впрочем, определяющими параметрами при эксплуатации будут крейсерская скорость — 100–120 км/ч в зависимости от полезной нагрузки и дальность связи с оператором — 100 км. Главный недостаток машины — стремление к совершенству при создании: основные компоненты автопилота — западные, и они логичным образом подпали под санкции. Что поставило «Вертолеты России» перед задачей разработать полностью новую систему, на китайской компонентной базе. И уже новой командой: белорусские разработчики покинули и проект, и страну.

Конкурент БАС-200 — беспилотник SH-350 компании «Аэромакс» (входит в АФК «Система») — изначально разрабатывался как продукт двойного назначения, а потому с максимальным использованием отечественных комплектующих. Его параметры: взлетный вес 350 кг, полезная нагрузка до 70 кг, крейсерская скорость 90 км/ч, максимальная — 180. Машина имеет немалый налет — как заводских испытаний, так и ледовой разведки в Арктике и сейчас активнейшим образом продолжает накапливать летные часы и готовиться к индустриализации.

На подходе машины покрупнее. У «Аэромакса» уже испытываются две модели взлетным весом до 750 кг, в стадии разработки аналогичные аппараты взлетным весом 1,5 т и более, все классической вертолетной схемы. В планах «Вертолетов России» долгожданный соосный ВРТ300, а в отдаленной перспективе — беспилотный грузовоз на основе соосного же Ка-226 взлетным весом 3,4 т.

Есть заявки и со стороны других кандидатов на участие в опытной эксплуатации, в том числе адептов мультивинтовой схемы и даже конвертопланов. Но у них машины в лучшем случае в стадии макетов и экспериментальных установок, отрывающихся от земли на несколько метров. А вот Aura 100, похожий на киношный пепелац, аппарат соосной схемы грузоподъемностью 100 кг, перестал быть российской машиной: теперь головной офис компании в Чехии, а производство намечается в Эмиратах.

«Вертолетам России» предстоит долгий путь импортозамещения в конструкции БАС-200. И по электронике, и по силовому агрегату.

Без мотора

Проблема всех этих БПЛА — двигатель. Для полетов даже на 50 км электромотор не поставишь (да и те сплошь европейские), нужен ДВС хотя бы в качестве генератора. Для машин взлетным весом 200–800 кг — суммарной мощностью 40–250 л. с. А с ними беда даже больше, чем с газотурбинными движками в 500 л. с. и выше: там остались хотя бы рудименты конструкторской школы. Здесь же все с нуля. На прототипы можно поставить что попало — американские движки от снегоходов, переделки автомобильных моторов, — но на серийное изделие для ежедневной эксплуатации нужны будут специальные агрегаты. С большим ресурсом, малообслуживаемые и надежные. А с ними, применительно к специфике эксплуатации не в летных отрядах, а почтовиками, фермерами и службами доставки, плохо и на Западе.

Возьмем для примера РМЗ-550 мощностью 48 л. с., известный дельтапланеристам и строителям аэролодок и совершенно непригодный для доставочных БПЛА. Во-первых, он двухтактный. А значит, неэкономичный (8–12 кг ГСМ в час), малоресурсный (даже у куда более качественного Rotax 503, с которого и скопировали этот мотор, межремонтный ресурс всего 300 часов), при этом шумный и дымный, причем на самых неподходящих режимах — прогреве на стоянке, начале взлета и посадке. Кроме того, для нормальной эксплуатации в «экспериментальных» местностях, с перепадами температур, мотор нуждается в замене карбюраторов на систему впрыска. Дело в том, что двухтактные двигатели очень нервно реагируют на изменение температуры и влажности: там, где обычный, четырехтактный, двигатель отреагирует «всего лишь» некоторой потерей мощности, двухтактник с карбюратором, а не со специальной системой впрыска с широким диапазоном коррекции, получит гарантированный прогар поршня. С неизбежной потерей и машины, и груза.

На SH-350 используется более мощная, 65-сильная версия этого мотора, с жидкостным охлаждением и специальным впрыском, заодно переделанная под вертикальное расположение коленвала (чтобы снизить массогабарит редуктора). Но и она не лишена большинства недостатков «народной» версии. К тому же для обеспечения более длительного, чем на снегоходах, режима максимальной мощности (особенно для SH-450: по информации от испытателей, на этой машине РМЗ-551 работает на пределе возможностей) потребуется переход с тайваньских и китайских поршней, колец, подшипников и прочих нагруженных деталей на западные компоненты, в первую очередь итальянские. Которые, в свою очередь, могут подпасть под эмбарго как изделия двойного назначения подобно «настоящим» Rotax — австрийским производителем давно владеет канадская BRP со всеми вытекающими.

«Ротаксозаместителем» является и АПД-110/120 номинальной мощностью 120 и взлетной 136 л. с., установленный на перспективном SH-550 грузоподъемностью 220 кг. Двигатель рождался сначала в ЦИАМе, а затем дорабатывался инженерным центром «Итлан» долгих семь лет в жанре многосерийного трагифарса. Но построили, импортозаместив Rotax 915 — топ-версию 910-го семейства с впрыском, жидкостным охлаждением головок и турбонаддувом. Заказчику был нужен двигатель для военного БПЛА, отсюда и такие особенности… которые вряд ли потребуются для «гражданской» машины. А вот ресурс в 2000 моточасов, как у базового Rotax 912, однозначно нужен. Пока же АПД-110/120 соответствует только требованиям военных, которым было достаточно 200 моточасов (у «оригинала», Rotax 915, — 1200). И цена пока безумная: по неофициальным данным, 8 млн рублей на начало марта. Такова плата за малосерийность и высокую локализацию: по заверениям «Итлана», импортные только 3,6% деталей, правда, среди них клапаны и форсунки. Впрочем, в конструкторском заделе есть версия попроще и, вероятно, подолговечнее, аналогичная 912-му «Ротаксу»: 100 «взлетных» сил, без турбонаддува (импортного, и отнюдь не китайского) и с полностью воздушным охлаждением.

Остальные двигатели, и большего, и меньшего калибра, существуют максимум в виде выставочных макетов и далеких от реальности «демонстраторов», то есть стендовых экспериментальных установок. Причем многие не первый и даже не пятый год. И шансы на их появление тают вместе со списком доступных ввиду эмбарго комплектующих и эмиграцией инженеров-двигателистов. Которые, кстати, и раньше не рвались на работу в компании — разработчики авиадвигателей из-за неприличных для них условий.

Впрочем, не исключено, что вскоре разработчики БПЛА переключатся на китайские Zongshen… которые тоже копия Rotax (в разных версиях, от 80- до 145-сильного) и более точные, чем работа «Итлана». Но и китайцы не делают двигатели большего калибра — потому вопрос был и остается открытым.

Впрочем, есть и надежда: МГТУ им. Баумана совместно с НАМИ занимается созданием семейства двигателей, в том числе авиационного назначения, на основе технологий, отлаженных при многострадальной разработке и «русификации» моторов Aurus. В семейство которых изначально закладывались возможные версии числом цилиндров от 2 до 12, и «турбодвойка» получалась, по расчетам, в 110–140 сил («турбочетверка» — умножаем на два). Может, и получится.

Почта России/ТАСС; РБК/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мирный атом без углеродного следа Мирный атом без углеродного следа

Зачем шахтерам автопром? В случае с «Росатомом» вопрос даже не обсуждается

Эксперт
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Хакеры усиливают натиск Хакеры усиливают натиск

В России усложнилась ситуация с кибербезопасностью

Эксперт
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Экспорт идет не как по маслу Экспорт идет не как по маслу

Дисбаланс на рынках растительного масла по всему миру уже случился

Эксперт
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Криптовалюта откроет границы Криптовалюта откроет границы

Биткойн, эфир и другие криптовалюты в новых условиях значат все больше

Эксперт
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Скорая помощь» для электромобиля «Скорая помощь» для электромобиля

Стартап L-Charge выводит на мировой рынок автономную зарядную станцию

Эксперт
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Армения впадает в апатию Армения впадает в апатию

Почему проигравший войну Никол Пашинян сумел победить оппозицию

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Сад на ладони Сад на ладони

Создаем домашний флорариум своими руками:

Лиза
Каждому инвестору по башне Каждому инвестору по башне

Оператор башен «Билайна» ГК «Сервис-телеком» провела реорганизацию

Ведомости
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
«Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии» «Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии»

Каким было отношение населения Румелии к российской армии

N+1
Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х

Оригинальные и нашумевшие романтические комедии и мелодрамы

СНОБ
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми» На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми»

Кто из голливудских артистов и за что сумел получить премию «Грэмми»

Правила жизни
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Открыть в приложении