Дорогой кофе надолго
Новый урожай кофе в Бразилии обещает стать лучше, но на смену бразильским проблемам идут вьетнамские
Долгая непогода в Латинской Америке, где производится кофе сорта арабика, держит биржевой рынок кофе в напряжении уже более полугода (см. график). Однако в Бразилии ожидаются дожди, а значит, дефицит кофе миру не грозит — опасения, что урожаю не хватит влаги, уменьшаются. К весне кофе должен подешеветь, но цены вряд ли вернутся к прошлогодним уровням.
Рынок для своих
Кофе сорта арабика торгуется на американской ICE (Intercontinental Exchange), а кофе сорта робуста — на лондонской LIFFE (London International Financial Futures Exchange). Такое разделение произошло исторически в силу того, что арабика производится в Латинской Америке (Бразилия, Колумбия, страны Центральной Америки), а робуста — в Азии (Индонезия, Вьетнам).
При этом на арабику приходится три четверти мирового производства кофе. В основном ее выращивают в Бразилии (40% общего мирового предложения) и Колумбии. Оставшиеся 25% приходятся на робусту, которая в основном производится во Вьетнаме (15% мировых поставок) и в Индонезии.
Исторически бразильский кофе торговался на Кофейной бирже в Нью-Йорке с конца XIX века. С началом Первой мировой войны она была переименована в Кофейную и Сахарную биржу, в 1970-е поглотила Биржу какао и стала называться Биржей кофе, сахара и какао. В начале 2000-х переименовалась в Нью-Йоркскую торговую палату (New York Board of Trade, NYBOT) и наконец, была поглощена ICE.
Оба контракта — на арабику на ICE и на робусту на LIFFE — котируются в долларах США.
Биржевой рынок сопоставим с реальным объемом мировой торговли кофе. Так, торговля фьючерсным контрактом на ICE (вместе позиции на покупку и продажу) составляет около 75% объема мирового экспорта необжаренного («зеленого») кофе и около 60% общего мирового экспорта кофе, включая растворимый, рассказывает Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции». При этом реальные продавцы и покупатели принимают активное участие в биржевых торгах, составляя в среднем 60% от всех участников торгов. Это означает, что рынок кофе, в отличие, к примеру, от фьючерсного рынка нефти, не является сугубо спекулятивным. По данным Комиссии США по торговле фьючерсами, на начало сентября на ICE было открыто около 250 тыс. позиций коммерческими предприятиями и чуть более 160 тыс. всеми остальными. То есть контракты на кофе — это в основном инструмент для хеджа. Например, Starbucks часто закупает кофе на ICE, чтобы зафиксировать цену у своих поставщиков.