Глава Boeing и президент Embraer подписали меморандум о партнерстве

ЭкспертБизнес

Бразильский авиапром улетел под крыло Boeing

Алексей Хазбиев

После завершения сделки с Boeing президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва (слева) станет новым подчиненным главы американского авиагиганта Денниса Мюленбурга

Глава Boeing Деннис Мюленбург и президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва подписали меморандум о стратегическом партнерстве, который предусматривает организацию сразу двух совместных предприятий. Первое будет создано на базе подразделения бразильской корпорации, занимающегося производством и послепродажным обслуживанием коммерческих самолетов. Этот бизнес оценивается в 4,75 млрд долларов и по условиям сделки практически полностью перейдет под контроль американцев. В новом СП у них будет 80% акций, тогда как у бразильцев лишь 20%. Такой расклад неизбежно отразится на управленческой вертикали новой компании. Бразильцы сохранят ключевые посты, включая должность главного исполнительного директора, но подчиняться теперь он будет напрямую главе Boeing. Более того, менеджеры американской корпорации встанут у руля всех финансовых потоков совместной компании, а также будут принимать важнейшие операционные решения.

А вот о втором СП информации почти нет. Известно только, что оно будет сформировано для продвижения военно-транспортного самолета Embraer KC-390 грузоподъемностью около 26 тонн, а также для «расширения сфер применения оборонных продуктов и сервисов». Как предполагается структурировать сделку, стороны раскрыть отказались. В сообщении для прессы сказано лишь, что это произойдет к концу 2019 года. Но эксперты уверены, что Boeing, скорее всего, просто заплатит Embraer 3,8 млрд долларов, что соответствует квартальной чистой прибыли авиагиганта. Если это так, то у американцев есть все причины радостно потирать руки. Они получат в свое распоряжение все важнейшие авиастроительные активы бразильской корпорации, ее сервисные центры по всему миру и готовую линейку из трех только что выпущенных на рынок моделей пассажирских самолетов семейства E-Jet E2. А вот у самой Embraer останется лишь производство бизнес-джетов, на которое сейчас приходится чуть меньше четверти всего денежного потока корпорации.

Но, похоже, такие условия бразильцев вполне устраивают. Напомним, что чуть менее 40% акций Embraer принадлежат нескольким квазигосударственным пенсионным фондам. При этом у правительства Бразилии есть в компании так называемая золотая акция, позволяющая блокировать любые решения совета директоров. Но уже точно известно, что этим правом власти не воспользуются. И это при том, что еще год назад президент Бразилии Мишел Темер обещал своим военным: «При мне Embraer никогда продана не будет». И хотя с юридической точки зрения сделка не выглядит договором купли-продажи, по факту Boeing именно поглощает Embraer, причем очень дешево. Так что же подвигло американцев на этот шаг и почему позиция бразильского лидера неожиданно изменилась?

Не секрет, что еще три года назад схожую сделку с Embraer намеревался провернуть Airbus. Но в прошлом году европейцы неожиданно для всех решили спасти от надвигающегося краха прямого конкурента бразильцев — Bombardier. Эта канадская корпорация, истратив почти семь миллиардов долларов на создание двух моделей пассажирских авиалайнеров — CS100 и CS300, едва не оказалась в состоянии дефолта. Новые канадские самолеты, выполненные преимущественно из композитных материалов, смело можно признать технологическими шедеврами мировой региональной авиации. Но с коммерческой точки зрения они потерпели фиаско из-за крайне небольшой вместимости (120–140 пассажиров) и дороговизны в эксплуатации. А если говорить уж совсем прямо, то из-за маркетингового просчета местных специалистов. Эту ситуацию канадцы пытались исправить откровенным демпингом, причем на американском рынке. Тот же Деннис Мюленбург утверждал, что себестоимость самолетов CSeries составляет порядка 33 млн долларов, в то время как Bombardier пыталась продать их в США примерно за 20 млн долларов. Глава Boeing пожаловался на канадцев Дональду Трампу, который принял решение ввести против Bombardier антидемпинговые пошлины в размере почти 300% стоимости самолета. В этих условиях канадцы приняли отчаянное решение — передать свои ключевые авиастроительные активы под контроль Airbus, причем бесплатно. В обмен на контрольный пакет акций в новом СП европейский концерн обещал профинансировать дальнейшее развитие программы CSeries и предоставил для производства этих самолетов свой завод в Алабаме, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин при поставках на американский рынок. И хотя впоследствии Комиссия по международной торговле США драконовские барьеры для канадцев так и не утвердила, сделку между Airbus и Bombardier акционеры этих компаний решили сохранить в неизменном виде.

Таким образом, Airbus вернулся в некогда покинутую нишу магистральных самолетов на 130–140 пассажиров. И всем стало ясно, что при разработке новых самолетов для этого сегмента Airbus учтет ошибки, допущенные маркетологами Bombardier, и сделает уже не только технологически совершенный, но и коммерчески успешный самолет. И здесь у американцев просто не оставалось другого выхода, кроме как поглотить Embraer. Заметим, что бразильская корпорация ежегодно производит порядка 110 коммерческих региональных самолетов и имеет внушительный пакет твердых заказов — как минимум на пять лет вперед. Но в обозримом будущем ее самолеты почти наверняка проиграют конкурентную борьбу новым моделям CSeries, которые будут проектироваться уже под контролем Airbus. И, в общем, ясно почему. Нынешние бразильские лайнеры семейства E-Jet E2, по сути, представляют собой лишь усовершенствованные модели предыдущего поколения. Новые у них лишь двигатель и некоторые системы бортового оборудования. А вот сама конструкция фюзеляжа и крыльев осталась практически неизменной, сохранив все недостатки, характерные для начала 2000-х, когда они, собственно, и проектировались. Прежде всего это избыточный вес и крайне малый объем композитных деталей.

Конечно, Embraer в конечном счете смогла бы привлечь три-четыре миллиарда долларов на разработку принципиально нового технологичного лайнера. Правда, помимо этого бразильцам пришлось бы потратить еще не менее миллиарда на создание новых производств по выпуску композитных деталей для крыльев и фюзеляжа. Но даже в этом случае успех Embraer в борьбе с Airbus отнюдь не гарантирован. Поэтому бразильцы и сдали свою компанию намного более мощному, а главное, политически влиятельному конкуренту. К чему это приведет, уже ясно.

Во-первых, Boeing добьется более низких цен от поставщиков. Благо у американцев и бразильцев они общие. Так, двигатели, ВСУ и электрические системы для Boeing и Embraer поставляет United Technologies и Pratt & Whitney, тормоза и авионику — Honeywell, а элементы фюзеляжа — компании из Японии. Американцы уже объявили, что синергетический эффект от этого на третий год работы СП составит 150 млн долларов. «Они не ведут переговоров, а сразу закручивают гайки, — говорит эксперт Teal Group Ричард Эбулафия. — Цепочкой поставок будет управлять намного строже, и мы увидим, какие там есть скрытые резервы».

Во-вторых, американцы будут пытаться предотвратить экспансию нового СП в сегмент более вместительных самолетов на 150 пассажиров, где у американцев есть младшие модели семейства Boeing 737 MAX. Это означает, что, например, модель Embraer E-195 E2 на 144 места вряд ли получит дальнейшее развитие, а то и вовсе может быть снята с производства.

Взамен Boeing вполне может доверить новому СП разработку и производство элементов хвостового оперения для своих новых магистральных самолетов, которые придут на замену Boeing 737 MAX. Ну и, конечно, профинансировать разработку нового, полностью композитного регионального лайнера, который будет выпускаться на заводах нового СП в Бразилии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Литовская кольцевая Литовская кольцевая

Писатель Евгений Бабушкин делится своими наблюдениями за человечеством

Esquire
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие» Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие»

Актриса Александра Власова — о марафонах желаний и способе исправить осанку

Здоровье
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга

Существует ли идеальный возраст для пластики? Спросили у хирурга

VOICE
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях

Средства, которые на раз-два возвращают белой обуви первоначальный внешний вид

ТехИнсайдер
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Открыть в приложении