Развитие маркетплейсов связано с приходом малого и микробизнеса

ЭкспертБизнес

Большие площадки для роста маленьких продавцов

Бурное развитие маркетплейсов связано с массовым приходом поставщиков в лице представителей малого и микробизнеса, продажи которых растут не менее впечатляюще

Виктория Безуглова

Если у вас есть товар, то для выхода с ним на маркетплейс вам понадобится нехитрый набор приспособлений: термопринтер для печати штрихкодов, веб-камера, упаковочный стол, бумага, коробки, скотч. Немного пользовательских навыков работы в интернете — и вот уже электронная витрина, выбранная на свой вкус, показывает ваш товар широкой аудитории, о которой вы и мечтать не могли, не имея ни своего сайта, ни точки офлайн-продаж.

Пандемийный год с его локдаунами придал ускорение не только всему рынку электронной торговли, который вырос в мире на 19%, до 4,206 трлн долларов, а в России — на 58%, до 35 млрд долларов, или 2,7 трлн рублей. Внутри самого е-commerce произошли тектонические сдвиги: если раньше рынок формировали интернет-магазины, то теперь эстафета перешла к маркетплейсам. В России в 2020 году электронные площадки увеличили продажи на 108%, до 725 млрд рублей, тогда как интернет-магазины — на 38%, до 1,725 трлн рублей. Но дело не только в динамике продаж. Маркетплейсы привлекают более демократичную аудиторию как покупателей, так и продавцов, — это видно по количеству заказов и размеру среднего чека. Интернет-магазины в 2020 году выполнили 278 млн заказов со средним чеком 6205 рублей, а маркетплейсы обслужили 405 млн покупок, каждая в среднем на 1780 рублей.

«Маркетплейс — вот самая успешная бизнес-модель продаж в мире, практически для любых товаров и услуг найдется электронная площадка или агрегатор для размещения, — считает партнер Школы электронной коммерции iWENGO Илья Бурмистров. — Рано или поздно вы или окажетесь на маркетплейсе, или сами станете маркетплейсом, или и то и другое вместе». Действительно, в прошлом году в России попробовать свои силы на маркетплейсах захотели десятки тысяч новых продавцов — в этом году счет пошел на сотни тысяч. Растет и предложение со стороны электронных площадок: наряду с универсальными маркетплейсами развиваются нишевые, за два года их появилось более двух десятков — в сегментах FMCG, DIY, beauty, fashion.

Малые поставщики как двигатель электронной торговли

По статистике более 40% продавцов на маркетплейсах являются индивидуальными предпринимателями, и их интерес понятен: нет надобности создавать свой интернет-магазин, тратить силы и деньги на привлечение трафика, на бизнес-процессы е-commerce. Видя большой приток малых поставщиков, маркетплейсы стали перестраивать свою работу.

«В 2020 году мы максимально упростили регистрацию новых продавцов. Теперь стать нашим партнером и начать продажи на территории 14 стран можно за пять минут», — сообщили в пресс-службе Wildberries, где создана гибкая онлайн-платформа для начинающих предпринимателей. Был также был автоматизирован документооборот — он формируется на онлайн-портале, а поставщики могут больше времени уделять продукту. Наконец, выпущено мобильное приложение для продавцов, функции которого охватывают весь бизнес-процесс — от регистрации на платформе, электронной очереди для поставок товаров на склады до управления продажами. Итог: за восемь месяцев 2021 года продавать свои товары на Wildberries начали свыше 207 тыс. предпринимателей — почти втрое больше, чем в прошлом году, а всего их на платформе более 300 тыс., свыше 56 тыс. — самозанятые.

На Ozon, который начинал как интернет-магазин и лишь три года назад запустил маркетплейс, доля продаж партнеров в обороте превышает 60%, а их число на конец июня составляло 50 тыс. — в три раза больше, чем годом ранее. Больше половины продавцов приходят из регионов, и чтобы учесть их интересы, Ozon активно строит фулфилмент-фабрики, сортировочные центры. «Мы сократили время загрузки товаров, ускорили процесс модерации, упростили процесс поставки и в десять раз увеличили количество сотрудников службы поддержки», — рассказывает директор торговой площадки Ozon Анна Калеева.

Желающих попасть на нишевую витрину «ВсеИнструменты.ру» в десятки раз больше, чем в итоге отбирают партнеров, и это связано со спецификой товара и позиционированием платформы как продавца качественного инструмента. Зато потом четыре отдела сопровождения будут вести своего клиента до заработанного первого миллиона рублей в месяц, помогут работать с номенклатурой товаров, контентом, настройками при составлении товарных матриц и даже подключат свой маркетинг. «Но при желании каждый может делать все это и самостоятельно в личном кабинете поставщика, над усовершенствованием которого мы постоянно работаем, — говорит руководитель направления развития маркетплейса «ВсеИнструменты.ру» Артем Фазил-Заде. В 2020 году на площадку пришло более двух тысяч поставщиков, а этом году еще полторы тысячи.

Агрегатор кейтеринговых сервисов Catery во время пандемии привлек на свою платформу около сотни новых ресторанов, запустив новые услуги: доставка обедов на дом, запасы для дома, еда в вакуумной упаковке, наборы для онлайн-вечеринок, подарки для сотрудников на удаленке. В итоге и маркетплейс, и поставщики смогли частично компенсировать потери. По словам Ильи Бурмистрова, потенциал нишевых маркетплейсов огромен: «Только во Франции их больше сорока, в Китае — свыше двухсот, и эта тенденция будет сохраняться и усиливаться дальше по всему миру». Это касается и России, где, в частности, активно развиваются YEZ.ru (автозапчасти), Pаrfumoff.ru (парфюмерия), Halalbox (халяльные товары).

Маркетплейсы привлекают более демократичную аудиторию продавцов и покупателей, чем интернет-магазины

На одном хайпе в маркетплейс не въедешь

Нередко продавцы рассматривают доступность входа на маркетплейс как автоматический пропуск в ряды преуспевающих бизнесменов. Подобные иллюзии могут питать и головокружительные перспективы, открывающиеся перед компанией с выходом на электронную площадку. Например, крошечная мастерская по изготовлению деревянных игрушек «Мастер в кубе» из райцентра Иглино в Башкирии, разместившись два года назад на маркетплейсе ремесленных товаров «Ярмарка мастеров», вышла на мировой рынок. «Мы начинали с продаж кубиков и конструкторов для детей, а за два года наш ассортимент вырос до ста позиций. Продажи поначалу были вялыми, пару раз в месяц, но стали появляться положительные отзывы, покупатели возвращались к нам снова и снова, мотивируя создавать новые продукты, и теперь мы отправляем свою продукцию по всей России, в США, Испанию, Бельгию, Швецию, Австралию, Белоруссию, Казахстан», — рассказывает основатель мастерской Юлия Величко. Впрочем, по ее словам, успех не пришел сам собой, и маркетплейс приучил ее тщательно относиться к контенту, влияющему на продажи: фото, добротному описанию продукта, отзывам.

Юлия Величко, основатель мастерской по производству деревянных игрушек в райцентре Иглино в Башкирии, за два года превратилась в мирового поставщика

Как и на любом рынке, на маркетплейсе работают рыночные законы, предписывающие в первую очередь посмотреть на свой товар, определить спрос на него и цену. «Если на склад завезли только неликвид, который продавец не мог продать три года и дал на сайт одну черно-белую фотографию, то не нужно ожидать чуда», — отмечают в «ВсеИнструменты.ру». А в бизнес-школе iWENGO рекомендует каждому, кто решил выйти на маркетплейс, ответить на четыре ключевых вопроса: где будет храниться товар и кто его отгружает, кто будет делать товарный контент, доставлять товар до покупателя, заниматься управлением продажами. В каждом вопросе зашито несколько вариантов ответов, и предприниматель, отвечая на них, может построить свою индивидуальную модель бизнеса. К примеру, можно создать свой собственный склад, а можно пользоваться складом маркетплейса, можно контент делать самому, а можно отдать на аутсорсинг, доставку поручить маркетплейсу или самостоятельно договориться с логистической компанией.

Производитель натуральной косметики Siberina из Кирова работает с маркетплейсами около четырех лет, и за это время там успели увидеть и плюсы, и минусы этого формата. Плюсы очевидны: маркетплейсы помогли повысить узнаваемость и популярность бренда, нарастить выручку с двух миллионов до 22 миллионов рублей. «Мы расширили производство, масштабировали свои продажи и расширили их географию, что и было нашей целью, — говорит директор Siberina Сергей Меринов. Вместе с тем в компании с тревогой наблюдают за тем, как маркетплейсы постоянно меняют правила игры — повышают процент комиссии, вводят новые статьи затрат, такие как плата за хранение, дополнительные услуги по продвижению товара. «Главный минус — это зависимость от правил, которые диктуют площадки и которые мы вынуждены принимать, необходимость следить за всеми обновлениями и внедрять их у себя, чтобы оставаться актуальными и востребованными», — отмечают в Siberina. При этом нововведения бывают сырые, с неотлаженными процессами, а все возникающие вопросы необходимо решать через техподдержку площадок, что происходит медленно и не всегда корректно.

Сергей Меринов, генеральный директор компании Siberina: «Мы расширили производство, масштабировали свои продажи и расширили их географию»

Недовольны в Siberina и тем, что на маркетплейс с их товаром выходят другие продавцы, создавая конкуренцию и путаницу у покупателей, которые не понимают, кто же настоящий производитель. «Площадка не помогает в урегулировании таких вопросов, хотя правда на нашей стороне, у нас есть документы на товар, которых нет у других продавцов», — поясняют свою позицию в Siberina. В связи с этим Юлия Комбарова, гендиректор «Юридического бюро № 1», рекомендует: если товар приобретен не у производителя, без разрешения на использование авторских прав, то он должен быть снят с размещения на маркетплейсе, и советует обращаться в суд на продавца, а также в ФАС — с жалобой на недобросовестную конкуренцию. Иная позиция у Татьяны Сорокиной, директора компании «Юнит-Консалтинг»: поскольку речь идет об оригинальном товаре, а не о подделке, и товар по договору поставки купил официальный дистрибутор или дилер производителя, он имеет право продавать его, где считает нужным. Если же производителя не устраивают конкретные розничные точки, в которых оказалась его продукция, он может ограничивать права по перепродаже официального торгового партнера, но только с помощью экономических и организационных рычагов.

Так или иначе, отношения с дистрибуторами, управление ассортиментом на рынке e-commerce, как и в старом добром офлайне, остаются зоной ответственности производителя. Интересен в этом отношении опыт компании «Тамаки», производителя продуктов для японской и паназиатской кухни. Гендиректор Андрей Белянин в 2020 году решил продвигать свою продукцию на маркетплейсах, и только через постоянных дистрибуторов. «Мы сотрудничали более чем с тремястами дистрибуторами, они и помогли нам выйти на онлайн-платформы, а делать это самостоятельно означало бы выстраивать взаимодействие с каждым маркетплейсом с нуля, от коммуникации до логистики», — рассказывает он. Но, делегировав продажи на маркетплейсах дистрибуторам, «Тамаки» не оставила их без поддержки: менеджеров постоянно обучают тонкостям работы с продукцией, чтобы они знали отличия соусов японской и паназиатской кухни, их характеристики. «Знания дистрибуторов увеличивают их продажи на сорок процентов, но, чтобы удерживать эту планку и улучшать показатели, нужны контроль и обсуждение результатов», — уверены в «Тамаки». За 2020 год выручка компании выросла в несколько раз и превысила один миллиард рублей.

Андрей Белянин, генеральный директор компании «Тамаки», делегировал продажи своей продукции на маркетплейсах постоянным дистрибуторам и за год увеличил выручку в несколько раз

Через маркетплейсы на рынок выходят сотни тысяч продавцов

Маркетплейсам тоже полезна конкуренция

Маркетплейсы в вопросах управления ассортиментом стоят, по сути, на тех же позициях, что и грамотные поставщики. Так, в вопросах контроля добросовестности поставщиков они распространяют свою компетенцию лишь на внутренние правила. «Есть продавцы, кого мы сами блокируем на Ozon за нарушение правил маркетплейса и попытки недобросовестной работы», — говорит Анна Калеева. «Мы лояльны продавцам во всем и готовы помогать, кроме оплошности в отношении нашего общего клиента — тогда вводим тестовый период сотрудничества до исправления операционки, а если поставщик подвел клиента еще раз, то расстаемся с ним минимум на шесть месяцев», — вторит ей Артем Фазил-Заде. — При этом от нас сам не ушел ни один продавец, мы не работаем по оферте, которая подразумевает изменение условий в одностороннем порядке, договариваемся о едином проценте, в который входит доставка по регионам, возвраты и приемка». В Wildberries говорят, что отказываются от сотрудничества с ними только те продавцы, которые не смогли предложить товар, конкурентный по цене или качеству, не смогли рассчитать свою бизнес-модель.

В то же время маркетплейсы стараются предлагать эффективные инструменты продвижения товаров и услуг продавцов, включая финансовые. В компании Catery, чтобы поддержать рестораны и кейтеринговые службы во время пандемии, проводили большие распродажи, делали скидки для клиентов за счет своей комиссии. «У нас есть рейтинг ресторанов, и каждый партнер может занять в нем более высокое место по совокупности таких факторов, как качество облуживания, положительные отзывы, запуск акций, расширенное меню, — рассказывает операционный директор Catery Андрей Черепанов. Wildberries инвестирует в регулярные распродажи: в этом году объем затрат компании в субсидирование скидок составит около восьми миллиардов рублей — в 5,3 раза больше, чем годом ранее. Ozon предоставляет продавцам финансовые сервисы, к примеру кредитование на платформе Ozon.Invest для поддержания товарных остатков, тестирования нового ассортимента, а также снижает комиссии, в некоторых категориях — в два-три раза.

Впрочем, в iWENGO подтверждают, что в связи с быстрорастущим рынком маркетплейсам приходится перестраивать бизнес-процессы. За девять месяцев 2021 года некоторые площадки несколько раз меняли политику в отношении тарификации по хранению товаров на складе. Вызвано это тем, что им крайне невыгодно хранить товары с низкой оборачиваемостью, занимать полки тем, что долго не раскупается. Повлиять на политику маркетплейсов продавцы не могут, но это могут сделать конкуренты, новые игроки, которые готовы предоставлять более мягкие условия сотрудничества. К примеру, быстрорастущая площадка KazanExpress уже предоставляет услуги по хранению товаров бесплатно.

Михаил Джапаридзе/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
«Общество так называемых людей мне противно» «Общество так называемых людей мне противно»

Как Николай Миклухо-Маклай хотел сделать папуасов русскими

Наука
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Блан де блан Блан де блан

Ксения Собчак рассказала всю свою жизнь Ариану Романовскому

Tatler
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Где-то над землей Где-то над землей

Певец Артём Качер — о предстоящей свадьбе и своих отношениях с любимой девушкой

OK!
Занять у клиента Занять у клиента

Российские компании задумались о привлечении денег клиентов на свои счета

Эксперт
Как поставить пароль на файлы, папки, диски: 3 проверенных способа Как поставить пароль на файлы, папки, диски: 3 проверенных способа

Можно запретить другим людям доступ к отдельным файлам, папкам или даже диску

CHIP
Прикрылись цифровизацией Прикрылись цифровизацией

Как решить проблему бедности, безработицы и сокращения малого бизнеса

Эксперт
D-дискуссия D-дискуссия

Необходим ли регулярный приём витамина D?

Здоровье
Натиск искусственного интеллекта Натиск искусственного интеллекта

ИППИ РАН на мировом уровне занимается искусственным интеллектом с 1961 года

Эксперт
Кому мы нужны? Кому мы нужны?

Что поможет подружиться с диджитал-технологиями и построить карьеру в Сети?

Psychologies
4 странные попытки великих людей написать книги и что из этого вышло 4 странные попытки великих людей написать книги и что из этого вышло

Как исторические личности пробовали себя в писательском ремесле

Maxim
Другой берег Другой берег

Черногория готова принимать гостей как с моря, так и с суши

Robb Report
До 60-ти и старше До 60-ти и старше

Как до глубокой старости оставаться здоровыми, бодрыми и активными?

Лиза
Фантастические беспилотники и где они обитают Фантастические беспилотники и где они обитают

Если вы давно хотели прокатиться на беспилотнике, мы расскажем, где их искать

Популярная механика
Диалектика времени Диалектика времени

Как размышления о времени способствовали развитию человеческой цивилизации

Вокруг света
Преждевременно побелевшие канадские зайцы не стали легкой добычей для хищников Преждевременно побелевшие канадские зайцы не стали легкой добычей для хищников

Американские беляки приобрели белую окраску до того, как выпал снег

N+1
Нельзя, запретить Нельзя, запретить

Героини, которые нашли свое призвание в «неженских» профессиях

Forbes Woman
**«Хэллоуин убивает»: Кому в Хэллоуин жить хорошо?** **«Хэллоуин убивает»: Кому в Хэллоуин жить хорошо?**

Стоит ли смотреть новую часть культового слэшера

GQ
Мобильные данные Мобильные данные

Сегодня мы заливаем в машину не только топливо, но и гигабайты информации

GQ
Игорь Саруханов: Игорь Саруханов:

Интервью с певцом и композитором Игорем Сарухановым

Караван историй
Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль

Что на самом деле делают, когда пытаются научить беспилотник морали

Популярная механика
Как в США несколько лет сражались за яйца — история одной нелепой войны Как в США несколько лет сражались за яйца — история одной нелепой войны

Война за яйца: в ходе неё гибли люди и едва ли не погибла целая экосистема

Популярная механика
9 психологических причин болезненных менструаций 9 психологических причин болезненных менструаций

Нередко причины болезненных месячных скрыты в нашей голове

Psychologies
Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство

Почему все больше людей интересуется приобретением современного искусства

РБК
Как устроена экономика продакт-плейсмента в кино и эффективен ли такой вид маркетинга Как устроена экономика продакт-плейсмента в кино и эффективен ли такой вид маркетинга

Как бренды попадают в высокобюджетные картины — в пересказе The Hustle

VC.RU
Как исследуют ускоряющуюся Вселенную? Как исследуют ускоряющуюся Вселенную?

Несмотря на все достижения, мы наблюдаем только около 5% Вселенной

Популярная механика
Даосские женские практики для интимных мышц Даосские женские практики для интимных мышц

Даосская практика с нефритовым яйцом — кому она может быть полезна?

Psychologies
«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
Открыть в приложении