Электромобили стали главным событием 46-го Токийского автосалона

ЭкспертАвто

Японский электрошок

Электромобили стали главным событием завершившегося недавно 46-го Токийского автосалона. Сегодня они осваивают новые рыночные ниши, становятся более автономными и интегрированными в окружающую инфраструктуру

Традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) выглядели немного неприлично на прошедшем недавно в столице Японии ежегодном автосалоне. Такие модели были запрятаны участниками в глубину стендов, прозрачно намекая таким образом, что в будущем машины с ДВС люди с любопытством будут разглядывать в музеях.

Токийское мотор-шоу считается наиболее футуристической автомобильной выставкой, где доминируют японские автопроизводители, которые традиционно представляют самые смелые и устремленные в будущее концепты. В этом году участники смотра активно использовали аббревиатуру CASE, которая, как им кажется, уже скоро будет определять развитие мобильности человечества. Она расшифровывается как Connectivity («соединенность»), Autonomous driving («автономное управление»), Shared mobility («общая, совместная мобильность»), Electrification («электрификация»). Основываясь на этом видении, автопроизводители старались в первую очередь обратить внимание посетителей TMS-2019 на новые автомобили на электрическом ходу, которые могут подключаться друг к другу и к окружающему миру, которыми удобно пользоваться совместно и в которых в некоторых случаях руль управления уже воспринимается как анахронизм, поскольку машина может ехать без участия водителя.

Электромобили на все случаи

Хотя сейчас электромобили занимают всего порядка одного процента всех глобальных продаж, в мировом автопроме крепнет уверенность, что за этими машинами будущее и что через двадцать—тридцать лет более 90% всех продаж будет приходиться на личные транспортные средства на электрическом ходу. Уверенный курс на электрификацию модельного ряда, в первую очередь японских автопроизводителей, был особенно заметен на токийской выставке: автопроизводители уже не просто декларируют начало производства электрокаров, но и начинают их ориентировать на разные ниши автомобильного рынка.

Взять, например, второго по величине японского автопроизводителя Nissan. Компания уже имеет в модельной линейке электромобиль Leaf, который неплохо продается по всему миру. Однако по сути эта модель — усредненный вариант, который может быть востребован сразу в разных странах. С ростом спроса на электромобили японский производитель в ближайшее время намерен делать более разнообразные предложения для различного типа потребителей. В частности, в Токио Nissan представил концепт IMk, который нацелен на рынки с высоким спросом на субкомпактные авто. В той же Японии из 5,2 млн ежегодно продающихся легковых автомобилей примерно треть всех продаж приходится на маленькие машинки — так называемые кей-кары. И представленный на выставке новый электрический компактный хетчбэк IMk — востребованное в будущем решение для мобильности в условиях тесного мегаполиса.

Представленный впервые электромобиль Nissan IMk выполнен в стиле популярных японских «кей-каров» и предназначен для использования в тесных мегаполисах

Другая представленная в Токио новинка от Nissan — электрический кроссовер Ariya — ориентирован на страны, где особенно востребованы вместительные машины с большим дорожным просветом. Новый электромобиль имеет полный привод, при этом моторы располагаются на каждой из осей, электроника подключает передние или задние колеса в зависимости от условий движения, что особенно эффективно в условиях бездорожья. Суммарная мощность силовой установки Ariya составляет 227 кВт, крутящий момент равен 680 Нм, что обеспечивает электрокару выдающиеся динамические характеристики, позволяя разгоняться до 100 км/ч всего за пять секунд. На выставке представители Nissan заявили, что к рынкам, на которых потенциально будет востребован новый электрический кроссовер, относится и Россия; таким образом, компания планирует в ближайшем будущем поставлять Ariya и на наш рынок.

Новый электрический кроссовер Nissan Ariya будет официально поставляться в Россию

Другие компании тоже проявили решимость развивать модели автомобилей на электрическом ходу. Например, Mazda сдернула покрывало со своего первого серийного электрического кроссовера МХ-30, который скоро будет продаваться в Японии. Honda устроила премьеру компактного электромобиля Honda E, дизайн которого выполнен в стиле ретро. В центре экспозиции Lexus красовался футуристический электроконцепт LF30 с элегантно откидывающимися вверх дверьми.

Очень постаралась подчеркнуть приверженность курсу на электрификацию японская марка Daihatsu, которая на своем стенде представила целую россыпь электромобилей на все случаи жизни со смешными покемонскими названиями: WaiWai — так называется новый электрический минивэн компании, WakuWaku — компактный кроссовер для легкого бездорожья, TsumiTsumi — легкий грузовичок на электрическом ходу. А ведущий японский автопроизводитель Toyota заявил на мотор-шоу, что к 2025 году будет готов вывести на рынок десять новых серийных электрических машин, среди них — представленный в Токио субкомпактный электрокар BEV, который имеет длину всего 2,49 м и рассчитан в том числе на удобное использование пожилыми людьми, которых в Японии много.

Электромобили идут в новые ниши: электрогрузовичок Daihatsu TsumiTsumi ориентирован на коммунальные услуги, например перевозку мусора

Подключенность и шеринг

Наряду с повальной электрификацией автомобили ближайшего будущего получат функции коммуникации между собой. Например, сразу несколько производителей продемонстрировали на выставке функцию общения между пассажирами разных машин. Причем японские разработчики предлагают это делать с помощью мультяшных образов-аватаров: допустим, звонок друга появляется в образе Человека-паука на трехмерном дисплее или даже в виде голографии на соседнем сиденье. А вот уже пример, когда автомобили скоро будут интегрироваться с коммуникациями окружающего мира: Lexus предлагает в своем концепте использовать технологии дополненной реальности, когда, например, при поиске ближайшего ресторана блюда из находящихся по дороге предприятий общепита станут наглядно появляться на автомобильных стеклах. Очень любят японцы использовать в автомобилях различных виртуальных помощников: например, в тойотовском концепте LQ попутчиком является смешной робот Yui: он анализирует манеру езды, и если водитель агрессивно мечется из ряда в ряд, робот вам включит что-то из тяжелого рока, а при плавном движении запустит, скажем, что-то из классики.

Одновременно уже почти обязательным свойством автомобилей будущего должна быть возможность их совместного использования. О перспективах шеринга на автосалоне говорилось много. Руководство японских автомобильных компаний уже почти как мантру повторяет заявление, что их стратегия на ближайшее будущее заключается не только в развитии производства самих автомобилей, но и в создании услуг мобильности (MaaS — Mobile as a service). Об этом, в частности, на выставке говорил глава Toyota Акио Тойода, который лично представил новый, ориентированный на совместное использования шаттл E-Pallete. Этот беспилотный шеринговый автомобильчик, в частности, планируется широко использовать уже во время Олимпиады в Токио в следующем году.

Гостиная на колесах

Одновременно японские автопроизводители не скрывают своих амбиций быть впереди всех с точки зрения беспилотных технологий. Во многих представленных на токийской выставке концепт-карах руля управления нет в принципе, а интерьер уже больше напоминает уютную гостиную комнату с удобными диванчиками. Характерная иллюстрация этого подхода — новый концепт-кар Suzuki Hanare. В Hanare (так в Японии называются традиционные уютные домики) дверь приветливо распахивается вверх, внутри пассажира ждет подобие домашнего интерьера: два расположенных друг против друга дивана, посередине телевизор. Едешь на такой машине, болтаешь с попутчиком напротив или щелкаешь телевизионными каналами — и никакого стресса от вождения в транспортной пробке.

В беспилотном концепте Suzuki Hanare постарались создать традиционный японский домашний уют

Впрочем, для широкой публики полностью автономные автомобили в Японии пока не продаются. В серийных машинах новейшие системы помощи управления предлагают пока так называемый третий уровень автономности, когда руль на дороге можно отпускать только на определенных условиях. Например, Nissan сейчас начинает продажи на своем домашнем рынке модели с обновленной системой ProPilot 2.0, которую в дни выставки на дорогах Токио удалось лично испытать корреспонденту «Эксперта». По сути, ProPilot 2.0 — это усовершенствованный адаптивный круиз-контроль, который теперь помимо езды по прямой за другими участниками дорожного движения еще и умеет совершать обгон. Вот на скоростной трассе я еду с активированной системой, машина при помощи соответствующей зеленой иконки, загорающейся на приборной панели, говорит мне, что можно убрать руки с руля. Кладу руки на колени — автомобиль исправно едет с заданной скоростью в своем ряду. Но вот в нашей полосе появился медленно передвигающийся грузовичок. Автомобиль сам включает сигнал поворота, совершает перестроение в соседний ряд, производит обгон и возвращается в исходную полосу. Правда, в ходе этого маневра электроника требует положить руки на руль для подстраховки. А установленная над лобовым стеклом камера следит за тем, чтобы взгляд водителя был всегда направлен на дорогу. Иначе роботизированная система начнет «возмущаться»: она включит звуковое и визуальное предупреждение на приборной панели, что водителю, мол, надо взять управление на себя и система полностью снимает с себя ответственность за происходящее.

«Мы чувствуем потенциал рынка электромобилей»

Иван Эспиноза, вице-президент компании Nissan по глобальному продуктовому планированию:

— Мы убеждены, что электрическая мобильность наступит в ближайшее время, и возлагаем большие надежды на наши продукты в этом быстрорастущем сегменте рынка. В частности, представленный на автосалоне в Токио концепт Nissan Ariya — это электромобиль с просторным салоном, с «премиальной» атмосферой и высокотехнологичным оборудованием. В этом авто отражена концепция Nissan Intelligent Mobility — представление Nissan о личном автомобиле, которому электрификация и интеллектуальные системы позволяют адаптироваться к ситуации и обеспечивать беспроблемные поездки — без аварий и вредных для окружающей среды выбросов.

Важно отметить, что новые концепт-кары Ariya и IMk построены нашими инженерами на принципиально новой платформе, которая ориентирована на развитие модельного ряда компании именно в сторону электрической мобильности. Особенность новой платформы в том, что она дает гораздо больше свободы для реагирования на запросы потребителей. Скажем, там, где раньше у автомобиля был двигатель, теперь образовалось много дополнительного места. Благодаря конструктивным особенностям электромобиля у наших концептов внизу ровный пол и есть много свободного пространства.

Мы убеждены, что развитие электрической мобильности позволит нам создавать еще более удобные и комфортные автомобили, два новых концепта Ariya и IMk — это только верхушка айсберга, и в будущем мы намерены активно развивать направление полностью электрифицированного транспорта. Уже сейчас мы чувствуем потенциал рынка электромобилей. Машины на электрическом ходу в целом нравятся потребителям, у них есть очевидные преимущества. Пользователям, скажем, нравится хорошее ускорение, тишина, возможности так называемой электрической педали (e-pedal). Да, во многих странах еще нет достаточно развитой инфраструктуры для развития электромобилей, есть много открытых вопросов с точки зрения законодательного регулирования. Но это лишь вопрос времени, и совсем скоро ситуация здесь изменится.

Грузовые качели

После прироста в прошлом году в 2019-м российский рынок грузовиков продолжает снижение: на 2,5%, до 63 тыс. единиц, сократились продажи по итогам первых десяти месяцев текущего года, сообщает «Автостат». По мнению Дмитрия Иевлева, генерального директора компании «Авто-ПЭК», на потребителей грузовых автомобилей в России сейчас оказывают давление такие факторы, как рост цен на топливо, платные дороги, распространение системы взимания платы «Платон» и системы автоматизированного весогабаритного контроля. Впрочем, по итогам октября продажи грузовиков в России увеличились на 5,3% (более восьми тысяч единиц), что позволяет предположить: по итогам года рынок крупных коммерческих автомобилей может закончить в небольшом плюсе. Лидером же рынка грузовиков в РФ остается КамАЗ — на его долю приходится более трети всех продаж.

Спецтехника едет в рост

На 12%, до 9,1 тыс. единиц, вырос в России рынок дорожно-строительной техники и спецтехники за период с января по сентябрь текущего года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). «Важными факторами развития рынка тяжелой техники (такой, как карьерные самосвалы или сорокатонные экскаваторы) остаются объемы экспорта и цены на железную руду, уголь, древесину, золото и нефть», — комментирует Олег Никитин, директор департамента дорожностроительной техники Volvo Construction Equipment. По мнению Романа Искакова, менеджера отдела продаж и маркетинга Hitachi Construction Machinery Eurasia, по итогам 2019 года прирост российского рынка спецтехники может составить от пяти до десяти процентов. Но если в новом году повысятся ставки утилизационного сбора, рынок может опять начать снижение.

Третий пошёл

Китайская компания Great Wall на своем заводе под Тулой начала выпуск новой модели — купе-кроссовера Haval F7x, который стал третьей моделью (помимо Haval F7 и Haval H9), выпускаемой китайской компанией на своем заводе под Тулой. Это предприятие было открыто в июне текущего года, сейчас здесь производят 30 автомобилей в день, потенциальная мощность — 45 машин в час. Особенностью нового Haval F7x стал его внешний вид: кузов новинки выполнен в модной форме четырехдверного купе в динамичном спортивном стиле. На официальном тест-драйве новый автомобиль продемонстрировал хорошую динамику, однако управляемость машины (в частности, информативность руля) требуют доработки. За первые десять месяцев текущего года продажи Haval в России выросли в 2,8 раза, до 8,5 тыс. машин.

Стартовала премия «Топ-5 Авто»

В России стартовал новый, восьмой, сезон Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса «Топ-5 Авто» 2019/20. В нынешнем году жюри премии, в состав которого входит представитель журнала «Эксперт», предстоит выбрать лучшие автомобили из числа 70 новых или существенно обновленных моделей. После подведения итогов отборочного тура во второй половине февраля финальная церемония вручения наград состоится в мае 2020 года. Начиная с этого сезона помимо победителей в каждой из пяти основных и одной специальной автомобильных номинаций члены жюри премии «Топ-5 Авто» будут выбирать один автомобиль, который, по их мнению, является «лучшим из лучших» среди всех номинантов с присуждением титула Car Of The Year («Автомобиль года»).

В Россию приехал новый Lexus RX

Начались продажи в России обновленного премиального кроссовера Lexus RX. Новый автомобиль получил ряд доработок в плане дизайна и технических решений, улучшилась и его динамика. В частности, среди новых элементов в отделке передней части машины добавилась новая версия фирменной веретенообразной решетки радиатора Lexus, тоньше стали очертания фар, передний бампер обрел более закругленные грани, а удлинившаяся линия, соединяющая бампер с порогами, теперь доходит до решетки радиатора, так что автомобиль производит еще более стабильное и целостное впечатление.

В салоне обновленного RX появился новый центральный сенсорный дисплей с диагональю 12,3 дюйма; мультимедийными функциями автомобиля можно также управлять при помощи обновленного фирменного контроллера Lexus Remote Touch.

Улучшений в динамике автомобиля удалось добиться во многом за счет того, что кузов RX стал более жестким. Модернизирована и подвеска: задний стабилизатор поперечной устойчивости стал жестче, более прочными выполнены ступицы, а использование нового устройства — клапана сверхнизкой скорости FCD (Friction Control Device) — в амортизаторах обеспечивает улучшенное поглощение высокочастотных вибраций, возникающих при проезде небольших неровностей на дороге.

Для нового RX предлагается адаптивная подвеска с переменными характеристиками — AVS. Она обеспечивает практически непрерывные изменения характеристик амортизаторов на каждом колесе. На новый RX устанавливается система АСА (Active Cornering Assist), которая автоматически препятствует возникновению эффекта недостаточной поворачиваемости в случае, если водитель добавляет газ в процессе прохождения поворота.

Фото: Алексей Грамматчиков, Предоставлено компанией Nissan

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вторая китайская волна Вторая китайская волна

На российском автомобильном рынке — очередная волна наступления китайских марок

Эксперт
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
ЦБ готовится нанести удар по сверхприбылям Сбербанка ЦБ готовится нанести удар по сверхприбылям Сбербанка

Через Систему быстрых платежей могут запустить пенсии и оплату к/у

Эксперт
Из разных миров: Киану Ривз и другие знаменитые мужчины, полюбившие простушек Из разных миров: Киану Ривз и другие знаменитые мужчины, полюбившие простушек

Герои нашего материала предпочли обычных девушек с большим и добрым сердцем

Cosmopolitan
«Мы не Intel» «Мы не Intel»

Генеральный директор Baikal Electronics: о новом процессоре

Эксперт
Друг-человек Друг-человек

Вдруг случится чудо и вы тоже решите взять питомца из приюта, как наши герои

Добрые советы
Выживут только инфорги Выживут только инфорги

«Инфорги» — люди, которые придут на смену Homo Sapiens

Популярная механика
Какое качество нам важнее всего видеть в партнере Какое качество нам важнее всего видеть в партнере

Какое качество больше всего ценят в потенциальном партнере мужчины и женщины?

Psychologies
Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап

Леонид Богуславский — об инновационном бизнесе в России

РБК
5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна 5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна

Современным музыкантам становится сложнее не выпускать альбомы даже после смерти

Esquire
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Почему иллюзия богатства, успеха и красивой жизни по‑прежнему хорошо продается — на примере историй главных аферистов 2010-х Почему иллюзия богатства, успеха и красивой жизни по‑прежнему хорошо продается — на примере историй главных аферистов 2010-х

Пусть их истории фейк, зато люди сопереживают и любят их по-настоящему

Esquire
Гастрономический гид по Голландии Гастрономический гид по Голландии

Голландия - мекка для гастрономического туризма

Cosmopolitan
Пьяный в машине: как лишиться прав, не садясь за руль Пьяный в машине: как лишиться прав, не садясь за руль

Почему выпившим не стоит подходить к своей машине

РБК
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Анастасия Макеева: «Муж разрешает мне не ночевать дома» Анастасия Макеева: «Муж разрешает мне не ночевать дома»

Актриса о том, почему обратилась к священнику и как ее балует супруг

StarHit
Вывески, кольца и световой меч: что актеры забирали на память со съемок Вывески, кольца и световой меч: что актеры забирали на память со съемок

Время, проведенное на съемочных площадках, артисты конвертируют в сувениры

РБК
Могут ли головные уборы стать новыми it-аксессуарами Могут ли головные уборы стать новыми it-аксессуарами

В такой сфере, как мода, свято место пусто не бывает никогда

GQ
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Хороший пример: чему России можно поучиться у стран СНГ в вопросах гендерной политики Хороший пример: чему России можно поучиться у стран СНГ в вопросах гендерной политики

Нам есть чему поучиться у стран-соседей

Forbes
Бортовой журнал: Lada XRay, Audi A7, Toyota Fortuner, Lexus UX Бортовой журнал: Lada XRay, Audi A7, Toyota Fortuner, Lexus UX

Каким должен быть универсальный автомобиль?

РБК
Джордж Рижинашвили: Без мощных накопителей «зеленая энергетика» невозможна Джордж Рижинашвили: Без мощных накопителей «зеленая энергетика» невозможна

Какие вызовы стоят перед «зеленой» энергетикой в России и в мире

СНОБ
Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых

Как детское увлечение превратилось в бизнес с миллионной выручкой

Forbes
Какой Volvo лучше: универсал V60 Cross Country или седан S60? Какой Volvo лучше: универсал V60 Cross Country или седан S60?

Почему Volvo ограничит скорость своих автомобилей на отметке 180 км/ч

GQ
Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха» Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха»

История о долгом пути к цели, гастрономии как двигателе социальных перемен

GQ
В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом

Что такое абрикосовские вихри и как их обнаружить?

Популярная механика
Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства

Кипр начал процедуру лишения гражданства иностранцев

Forbes
Сколько зарабатывают российские фигуристы: признания Елизаветы Туктамышевой (видео) Сколько зарабатывают российские фигуристы: признания Елизаветы Туктамышевой (видео)

О призовых, гонорарах и зарплатах спортсменов в российском фигурном катании

Maxim
Как сейчас живут дети Куравлева, Светличной и других звезд советского кино Как сейчас живут дети Куравлева, Светличной и других звезд советского кино

Как сложились судьбы тех, для кого советские звёзды были просто мамой и папой

Cosmopolitan
Проект года: Марина Лошак Проект года: Марина Лошак

Директор Пушкинского музея Марина Лошак обещает нам большие перемены

Glamour
Открыть в приложении