Успеть за новой реальностью
Новые форматы ведения бизнеса — электронная торговля, агрегаторы, шеринг — плохо фиксируются традиционными методами статистического учета, что приводит к неадекватности официальной статистики и недооценке ВВП
Недоверие к продукции Росстата то и дело возникает при публикации этим ведомством своих отчетов и новостных сводок. То сомнения у экспертов вызывают опубликованные данные о росте благосостояния граждан, которые в реальности его не замечают, то отдельные показатели роста в промышленности и в целом ВВП (подробнее см. «Цифра в расфокусе», «Эксперт» № 36 за этот год). Справиться с валом критики взялся новый глава Росстата Павел Малков, назначенный на этот пост в декабре 2018 года. В июне он представил «Стратегию развития Росстата и системы государственной статистики РФ до 2024 года», которая предполагает повысить качество статданных, в основном за счет цифровой трансформации, создания цифровой аналитической платформы и внедрения новых технологий — big data, интернета вещей (см. «С бухгалтеров снимут гнет», «Эксперт» № 24 за этот год). Но пока у него не получается снизить накал страстей. То и дело на поверхности оказываются все новые и новые подробности, выразимся дипломатично, отставания сложившихся методов работы статслужбы от растущих запросов экспертного сообщества. Прошедшая недавно дискуссия в секции экономики Дома ученых высветила еще один — неожиданный — срез неадекватности официальной статистики.
Близорукость
«Вот статистика Росстата: у нас все последние годы в секторе такси было около 20–30 миллионов поездок в год, в 2016–2017 годах их число выросло до 44 миллионов. Но один только “Яндекс. Такси”, впервые обнародовав информацию, показал 99 миллионов поездок в 2016 году, а в январе 2018-го, после объединения с Uber, “Яндекс.Такси” сделал уже 62 миллиона поездок. Разного рода экспертные оценки показывают, что у нас совершается около двух миллиардов поездок в год. Более того, по данным самого Росстата, в 1991 году у нас было 526 миллионов поездок в России», — привел пример цифр, вызывающих вопросы в отчетах статведомства, Владимир Сальников, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Статведомство просто не поспевает за меняющейся реальностью и «видит» только те поездки, которые фиксируются рядом крупных и средних предприятий, заполняющих соответствующие формы, и «не видит» поездки, организуемые агрегаторами такси и совершаемые индивидуальными предпринимателями.
Казалось бы, напрашивается простое решение: заставить агрегаторов предоставлять свою отчетность Росстату, а тем временем будет создана цифровая платформа, которая сможет принять и обработать подобную статистику. Однако такая ситуация характерна не только для сектора такси (там это лишь очень наглядно и выпукло), ее можно наблюдать везде, где создаются новые платформы взаимодействия пользователей, например в аренде жилья, секторе онлайн-торговли и т. п. Это явление в одних случаях сопровождается ростом числа самозанятых и индивидуальных предпринимателей, а в других случаях, например в каршеринге, не происходит и этого. При всех формах шеринга происходит формирование нового товара или услуги, и, по идее, все это должно быть учтено при подсчетах того же ВВП.
В помощь статистикам
Переосмысливать новые явления, давать им определения, писать законы и принимать решения придется все тем же сотрудникам Росстата, с которых никто не снимает обязанности считать такие привычные нам и такие нужные для осмысления происходящих процессов показатели. «У нас есть федеральный план статработ. Теоретически, составляя план, государство должно задуматься, чего мы хотим, сколько это стоит и вообще, насколько эта информация востребована с точки зрения ее практического использования. Я неоднократно спрашивала наших основных потребителей: “Вот вы это просите, а зачем? Вот в рынке какие решения могут приниматься на основе недельной статистики, месячной статистики?” Но “хотелки” не сокращаются, а наоборот, расширяются, — сетует Ирина Мусакова, заместитель руководителя Росстата. «Хотелками» она называет доходящие порой до абсурда требования министерств, ведомств, правительства и других потребителей информации о внесении в план статработ новых показателей. «Очень много работ, которые никому не нужны, — для галочки! С другой стороны, потребность общества в информации велика, и та информация, которая могла бы разрабатываться силами официальной статистики, не может разрабатываться в силу ограниченности ресурсов», — резюмирует она.
Росстат могли бы поддержать эксперты из академической среды, которые каждый день сталкиваются с результатом противоречий, которые раздирают Росстат. Силами ученых совместно со специалистами Росстата можно было бы провести экспертизу как уже принятых решений в отношении необходимости расчета тех или иных показателей, так и вновь принимаемых. «В Росстате функционируют развитые органы взаимодействия с академическим и экспертным сообществом. Органы взаимодействия с сообществом дают возможность высказать свою точку зрения, но не обеспечивают гарантии того, что она будет воспринята. Они не уберегли Росстат от ряда сомнительных решений, что свидетельствует о невысокой эффективности этого канала обратной связи», — описывает сложившуюся практику обратной связи с экспертным сообществом Владимир Бессонов, заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ. Он же предлагает решение: «Был бы полезен некий орган, который обеспечивал бы формирование согласованного спроса на статистику и проведение профессиональной экспертизы решений, принимаемых в этой области. Он мог бы осуществлять и фильтрацию запросов к официальной статистике со стороны органов власти разного уровня. Сейчас Росстат беззащитен от окопавшихся в них последователей Кима Филби, в результате чего бывает вынужден заниматься заведомо бессмысленной деятельностью вроде подсчета высокопроизводительных рабочих мест. Для того чтобы с этой структурой считались, а также для фильтрации неадекватных запросов со стороны органов власти ее статус должен быть достаточно высоким. Она же могла бы обеспечивать и экспертную поддержку выработки государственной политики в области развития статистики».
Кому передать эстафетную палочку?
Есть еще одна фундаментальная проблема. С 2018 года российские вузы больше не выпускают статистиков, а только экономистов с курсом статистики. Девять десятых выпускников экономических факультетов идут в науку и бизнес, там нужны аналитики. «В других странах есть программы подготовки статистиков, где учат собирать первичные данные и грамотно работать с ними. У нас таких программ нет», — сетует Алексей Пономаренко, председатель правления Российской ассоциации статистиков. Если сейчас не задуматься над тем, кто и в каких объемах будет обучать статистике новых специалистов, то никакая цифровизация не спасет ни нашу экономику, ни нашу статистику.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl