Альбомы конца двадцать первого года: Adele, ABBA, Oxxxymiron, Bartoli, Zimmer, ДДТ
Музыка периода пандемии
ABBA, Voyage
То, что прославленная четверка шведов смогла ровно сорок лет спустя после выхода предыдущего альбома собраться и записать новый материал, — это уже неординарное событие. Его ждали, как могут ждать воссоединения любой из выдающихся групп, пока живы ее участники. Другое дело, что в какой-то момент подобного рода группы либо не распадаются, осознавая, что каждому из музыкантов вряд ли удастся создать еще что-то, что смогло бы превзойти по силе то, что уже было создано ими совместно, любо группа формируется по авторитарному принципу, когда лидер присваивает себе ее название, меняя состав музыкантов по своему усмотрению. ABBA была сконструирована так, и этот элемент ее конструкции заключен в ее названии, что могла существовать только в одном составе. Любая замена нарушала сложившуюся музыкальную гармонию. Да и ее визуальный образ был слишком устойчив, чтобы без потерь заменить одного человека на другого. Группа распалась, и Бьорн Ульвеус, как и Бенни Андерсон, и в самом деле не смогли создать ничего столь же выдающегося. Может быть, за исключением мюзикла «Шахматы».
Выпуск Voyage — это больше символическая акция, призванная повернуть время вспять не на десять, не на двадцать — на все сорок лет назад. Сейчас всем участникам группы за семьдесят, самой младшей, Агнете Фельтског, — 71 год. Поэтому в турне будут выступать их виртуальные двойники, что само по себе заставляет задаться вопросом: а в чем смысл концертных выступлений — в музыкантах, которые выступают здесь и сейчас, или в публике, которая приходит их послушать в неповторимом составе? Голоса на Voyage звучат как прежде, только шведский акцент в некоторых песнях прорывается сильнее. Почти во всех песнях это прежняя ABBA с ее узнаваемым музыкальным стилем. В треках I Can Be That Woman, Keep an Eye on Dan, No Doubt About It ее неожиданно можно спутать с другим выдающимся шведским коллективом — группой Roxette. А в песне Ode to Freedom шведы поют гимн свободе, и, кажется, не от своего имени, а от всего человечества.
Cecilia Bartoli, Unreleased
Чечилия Бартоли — общепризнанная оперная исполнительница номер один, что подтверждает размер ее гонораров. Ее эпоха наступила тридцать лет назад, и с тех пор она длится и длится. Ее колоратурное меццо-сопрано (едва ли не самая привлекательный диапазон женского голоса) обладает необычной гибкостью и насыщенностью, которые позволяют петь самые сложные вокальные партии, какими являются почти все партии, написанные композиторами эпохи барокко. Чечилия Бартоли — та, кто связывает нас с этой эпохой. Причем она не просто исполнительница, она дотошный исследователь. Чтобы записать St. Petersburg — альбом оперных партий, написанных европейскими композиторами эпохи барокко, работавшими при русском императорском дворе, она дважды приезжала в Россию и провела в архиве Мариинского театра столько времени, сколько ей понадобилось для разыскания необходимых нот. В этот альбом вошло несколько партий, исполненных на русском языке.
Ее новый Unreleased — свидетельство того, что эпоха Чечилии Бартоли продолжается. На этой пластинке царит Моцарт — композитор, в исполнении музыки которого певица достигла всех мыслимых и немыслимых вершин. Это совершенная музыка и совершенное исполнение. Союз Бартоли и Моцарта неслучаен. Из всех немецких и австрийских композиторов он ближе всех соседствует с итальянской музыкой, один из главных признаков которой — мелодичность. Художественное руководство Бартоли фестивалем в Зальцбурге, самым известных из всех, где исполняется академическая музыка, — одна из форм признания ее достижений в исполнении музыки Моцарта. Unreleased — ответная дань Чечилии Бартоли. В альбоме также звучат произведения Людвига ван Бетховена — младшего современника Моцарта, находившегося под сильным его влиянием, дружившего с Моцартом Йозефа Гайдна и оказавшего влияние уже на самого Моцарта жившего в Италии чешского композитора Иозефа Мысливечека — некоторое время они тоже дружили. И этот исторический подтекст в Unreleased неслучаен. Это элемент стиля Чечилии Бартоли.
Oxxxymiron, «Красота и Уродство»
Oxxxymiron — персонаж отечественной музыкальной сцены, который уже много лет провоцирует своим творчеством большие ожидания интеллектуальной части любителей музыки. Обладая весомым филологическим бэкграундом и незаурядным поэтическим даром, он сумел произвести сильное впечатление на максимально широкую аудиторию: как тех, кто жаждет новых звуков и новых образов и не приемлет манеру авторов прошлых лет сочинять музыку и тексты, так и тех, кто, наоборот, к ним слишком привязан, чтобы заметить тех, кто разговаривает со слушателями на языке нового времени. Но дело не только в этом. Oxxxymiron изо всех сил пытается отличаться от большинства востребованных отечественных музыкантов нового поколения, среди которых центральный персонаж — Алишер Моргенштерн. Oxxxymiron претендует на ту же степень альтернативности поп-культуре, которой в конце восьмидесятых обладала рок-музыка. Он пытается заключить в свои песни не только рвущиеся из тела инстинкты, но и соответствия русской культурной традиции, требующей от поэта быть нервом эпохи.
С момента выхода предшествующего альбома «Горгород», в котором Oxxxymiron щеголял оксфордской эрудицией, прошло шесть лет. Четыре года назад Oxxxymiron послужил трамплином для краткого восхождения на олимп Вячеслава Машнова, который воспользовался этой победой для достижения финансового благополучия, после чего исчез из поля внимания широкой публики. Oxxxymiron же вернулся. Он начал с раскаяния в том, что проявил слабость, поддался шантажу ничтожества, и этот факт ненадолго стал предметом общественного обсуждения, в котором выяснилось, что не все понимают, кто этот человек, который смог подчинить волю поэта. Затем вышел и сам альбом «Красота и Уродство», который, по всей видимости, должен был выйти одновременно с фильмом «Ампир V», в котором Oxxxymiron дебютировал в качестве актера. Но премьера фильма была перенесена, и появление музыканта получилось не таким эффектным. В альбоме автор поет сразу обо всем и намекает на свою остающуюся неизменно гражданскую позицию — она у него есть. В треке «Рецензия» Oxxxymiron и сам признает: «Долгожданный релиз оказался главным разочарованием жанра, пауза на пользу не пошла».
Hans Zimmer, Dune (Original Motion Picture Soundtrack)
Ханс Циммер — в том амплуа, в котором мы привыкли представлять себе композиторов девятнадцатого века, — если не самый выдающийся композитор современности, то один из выдающихся, и пишет он для симфонических оркестров, и аудитория его сочинения едва ли не самая большая, какую себе можно представить. Все сходится. За исключением одного момента: его музыка звучит не сама по себе, но как музыкальное сопровождение к визуальному ряду, создаваемому лучшими голливудскими режиссерами. Она работает в первую очередь на драматургию фильма и почти неразрывно с ней связана. Но, как легко догадаться, Ханс Циммер, может быть, и хотел бы создать самостоятельное произведение, которое само по себе пробуждало бы воображение слушателей, — этим путем в свет время пошли отечественные композиторы, не уступающие в даровании Циммеру: Алексей Рыбников и Эдуард Артемьев, — но ему просто некогда. Он сам по себе превратился в фабрику по выпуску высококачественной музыки, в которой так нуждается современный кинематограф.
Ближе к концу этого года у него вышли три крупномасштабные работы: долгожданный «Не время умирать», не менее долгожданная «Дюна» и фильм для сервиса Netflix «Армия воров». Каждый саундтрек заслуживает отдельного разговора, и каждый — это поистине величественное творение, но саундтрек к фильму «Дюна» — нечто исключительное. Он не повторяет достижений саундтреков к фильмам Кристофера Нолана «Начало» и «Интерстеллар», где Ханс Циммер создает новую музыку, которую он словно бы подслушал в до сих пор неведомом нам мире, в ней нет треков — самостоятельных хитов, которые могли бы исполняться в отрыве от видеоряда. Но ни то ни другое не умаляет значимости его работы: это невероятное музыкальное полотно, запредельная по качеству исполнения и силе воздействия музыка. Она — неотъемлемая часть мира «Дюны», и она то, что заставляет нас поверить, что он существует.
Adele, «30»
Адель — самая популярная на сегодняшний день британская исполнительница. Она заслужила себе этот титул успехом трех предыдущих альбомов, которые фиксировали ее эмоциональное состояние по достижении девятнадцатилетия, двадцати одного года и двадцати пяти лет. В каждом из этих альбомов она демонстрировала прежде всего великолепные исполнительские возможности. Ее голос и в самом деле золотой, но Адель не менее выдающийся поэт и композитор, кому до сих пор удавалось необычайно искусно воплощать чаяния современников. В своей стратегии появлений на публике с новым материалом она старается не спешить, а накапливать эмоциональный опыт, который позволил бы ей сделать полноценное высказывание. Как автор-исполнитель она ждет того момента, когда ей захочется сказать что-нибудь этому миру, и тогда пропетые ею слова возымеют на него действие. Для альбома «30» ей понадобилось шесть лет. Цифра, зафиксированная в названии альбома, и реальный возраст не совпадают. Полгода назад Адель исполнилось 33.
Цифра «30» — отсылка к периоду жизни, на который пришлась ее личная драма: расставание с мужчиной после восьми лет совместной жизни. Певица настаивает на последовательном прослушивании ее песен, потому что в них она рассказывает свою личную историю. В My Little Love она включает запись своих диалогов с сыном и, не скрывая своих чувств, рыдает в микрофон. Выстраивая возрастную последовательность в своих альбомах, Адель демонстрирует, что для нее внутренняя жизнь важнее всего остального. Ей пришлось в промежутке от «25» до «30» пережить и счастье, и разочарование, но и то и другое в равной степени ценно. Они позволяют ей осознавать и мир, и саму себя в этом мире. Самый глубокомысленный вывод, который она делает в альбоме Love Is a Game: любовь — игра. Мелодический дар ей не изменяет, и все же песни из альбома «30» не производят такого сильного впечатления, как те, что прозвучали в предыдущих альбомах. В «30» нет суперхита. Его можно послушать, слегка поволноваться за Адель — и так же легко забыть.
ДДТ, «Творчество в пустоте»
Юрий Шевчук — едва ли не последнее связующее звено между советской бардовской песней и отечественным роком. Всегда очень сильные и изобретательные тексты, энергетически заряженная и мелодически разнообразная музыка. И сорок лет спустя после основания ДДТ Шевчуку в новом альбоме группы, бессменным фронтменом которой он является более четырех десятков лет, удалось сохранить все лучшие черты, свойственные его творчеству. При этом он не остается в стороне от новых и социальных веяний, что так или иначе отражается в текстах его песен, так и новой музыки. Ему удалось и остаться собой, и в то же время стать органичным ному миру, изменившемуся до неузнаваемости с тех пор как группа ДДТ обрела свое лицо, отшлифовала свой музыкальный и поэтический стиль. Юрий Шевчук продолжает пропускать через себя окружающий мир и поэтически и музыкально интерпретировать его, не давая окончательных ответов на все вопросы, которые могут возникнуть у его слушателей.
Возможно, это и есть самое уязвимое место текстов Юрия Шевчука. Он продолжает говорить с аудиторией на иносказательном образном языке, намекая на происходящие события, но не называя их. Он вплетает в свои песни конкретные детали и даже узнаваемые бренды, но его формат — притча. Любое из событий он рассматривает в масштабах вселенской истории — от начала создания мира. Так, в песне «Маме» сцена ограбления магазина у него плавно перетекает в сцену Апокалипсиса. Для Юрия Шевчука язык, который сам по себе выстраивает любые из описываемых им событий в символический ряд, естественен. Но в какой степени он понятен аудитории, которая не обладает столь мощным культурным бэкграундом? И есть ли у нее время для того, чтобы считать все смыслы, заложенные в тексты альбома «Творчество в пустоте»? При всей органичности этого альбома современному миру зазор между ним и тем внутренним временем, которое протекает внутри его автора и исполнителя песен, все же существует. Автор и сам это чувствует и признается в этом в заглавной песне альбома: «Я древними предметами разбросан всюду, я наследил на всех материках. Куда все это делось?»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl