Американо-иранский конфликт дошел до порога горячей войны

ЭкспертОбщество

Ядерное го

Американо-иранский конфликт дошел до порога горячей войны, но вряд ли его перешагнет. Ни Вашингтон, ни Тегеран не собираются втягиваться в самоубийственные для них мировые действия. Вместо этого они пытаются загнать друг друга в дипломатический угол — и принудить к добровольной капитуляции. Без жертв и без войны

Геворг Мирзаян*

ТАСС

Китайскую игру го иногда называют китайскими шахматами. Но это не совсем так. Шахматы — это прямая война, где целью игрока является уничтожение максимального числа фигур на доске противника и последующее объявление ему мата. Чем меньше фигур — тем проще поставить мат. В го же никакие фигуры не съедаются, а успех достигается исключительно за счет позиционной победы. Стратегическое окружение противника и лишение его свободы маневра — настоящая победа без войны.

Именно в го сейчас и играют США с Ираном — просто потому, что у них нет иного выбора. Целью игроков является лишение соперника свободы маневра в дипломатической плоскости — изоляция его от союзников. Работа ведется и над нивелированием юридических оснований позиции оппонента: администрации Дональда Трампа приходится вспоминать о такой банальности, как международное право. Наконец, обе стороны проводят тактику запугивания, пытаясь убедить оппонента, что они готовы «идти до конца».

И пока что в этой игре нервов и умов боевая ничья. Тегеран, обладающий гораздо меньшими политическими, дипломатическими, экономическими и тем более военными ресурсами, оказался более гибким и хитрым, чем Трамп. И даже добился того, что Вашингтон оказался в изоляции внутри Совбеза ООН: Россия, Китай, Франция и Великобритания не поддерживают американские действия против Тегерана. Но американцы, похоже, нашли, чем ответить.

Блицкриг провален

Справедливости ради заметим, что Трамп вообще не собирался играть в дипломатические игры. Вся его иранская авантюра изначально планировалась как легкий и демонстративный блицкриг. Вашингтон хотел поиграть мускулами перед странами третьего мира и показать, что не намерен идти на частичные компромиссы со своими врагами, если те не готовы отказаться от враждебной политики по отношению к США и их интересам. Заключенная Бараком Обамой ядерная сделка лишала Тегеран возможности получить ядерное оружие, но не принуждала его здесь и сейчас изменить политику в отношении региональных союзников США, поэтому Трамп просто выкинул документ на помойку и восстановил санкции. Умные люди пытались донести до президента важность сделки, объясняли ее суть (та же самая смена режима в Тегеране, но рассчитанная на перспективу — через экономическое развитие Ирана, укрепление его среднего класса и последующее давление иранцев на свой режим) — Трамп их не слушал. Президент рассчитывал на куда более скорые результаты, он надеялся, что угроза войны, восстановление санкций обрушат иранскую экономику, приведут к уличным протестам и заставят иранские власти согласиться на заключение «честной сделки». Которая будет предусматривать лишение Ирана ядерного статуса, а также ограничение его внешнеполитической активности.

Однако блицкриг не удался. Иранцы от переговоров отказались — отчасти из гордости, а отчасти из-за того, что против переговоров выступала значительная часть иранской элиты, а именно те ее представители, которые изначально отказывались от диалога с США — из идеологических или же экономических причин (часть генералитета зарабатывала на серой торговле и не была заинтересована в снятии санкций). Никакого бунта в Тегеране не произошло — население, десятилетиями жившее под санкциями, пережило и нынешнее падение валюты, и рост цен.

Дорогие бомбежки

Военное давление тоже не привело к результату. Вашингтон всячески демонстрирует готовность разбомбить иранские ядерные объекты. «Президент четко заявил: США не ищут военного конфликта с Ираном, Дональд Трамп открыт к переговорам с иранским руководством. Однако, за последние сорок лет основным инструментом Ирана было насилие, и мы готовы защитить американский персонал и интересы на Ближнем Востоке», — отметил спикер Совета национальной безопасности США Гарретт Маркиз.

В Пентагоне уже представили Трампу план атаки на Иран. Он предусматривает, в частности, переброску 120 тысяч военнослужащих армии США на Ближний Восток, то есть примерно столько же, сколько принимало участие в атаке на Ирак в 2003 году. Из самого Ирака американцы уже эвакуируют часть посольства — явно с намеком на готовящиеся боевые действия. В самой администрации есть люди, открыто выступающие за удары, — тот же советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Почти десять лет назад, при Джордже Буше-младшем, он уже призывал к атаке на Исламскую Республику и сейчас снова настаивает на безальтернативности военного решения.

Однако Болтона не слушают: военные на пальцах объясняют, что удары по Ирану не будут «маленькой победоносной войной». Почти наверняка иранцы потерпят поражение в возможной войне, однако нанесут Соединенным Штатам неприемлемый ущерб. У Тегерана достаточно сил и средств для того, чтобы нанести удары возмездия по военным объектам США на Ближнем Востоке (базам, кораблям, авианосцу), а также по американским союзникам в регионе. Кроме того, Иран может перекрыть Ормузский пролив — в частности, заминировать его или просто бить артиллерией по танкерам, проходящим через эту водную артерию. То есть спровоцировать серьезные проблемы на нефтяном рынке. Тысячи погибших американцев, мировой финансовый кризис, разрушение саудовских и израильских городов — это явно не то, что нужно Трампу для переизбрания в 2020 году.

Возможно, эти жертвы были бы оправданны, но лишь в том случае, если бы Иран представлял экзистенциальную угрозу для самих США. А ее нет — ни от Тегерана, ни от его союзников. Так, на сегодняшний день у иранцев недостаточно обогащенного урана даже для одной бомбы. Что же касается друзей Ирана, то «раздутая в прессе поддержка Ираном негосударственных акторов — в основном “Хезболлы”, ХАМАС, йеменских хуситов — не представляет реальной угрозы для США, — говорит Джон Глейзер, директор внешнеполитических исследований американского Института Катона. — Все это локальные группировки, не имеющие глобальных амбиций. “Хезболла” и ХАМАС практически полностью сконцентрированы на Израиле, а хуситы — это националистическое движение. Они не являются международными террористическими группировками, ищущими возможности провести против США теракты уровня 11 сентября». Поэтому Трамп, по сути, оказался в тупике: переговоры вести нельзя, воевать нельзя, тактика запугивания не работает.

Выходить можно и вдвоем

А пока американцы думают, как выходить из тупика, иранцы организовали дипломатическую атаку. И ударили они по самой уязвимой точке американской позиции — по их отношениям с европейскими союзниками.

Великобритания, Германия и Франция не поддержали выход США из ядерной сделки. Их устраивали как условия соглашения, так и многомиллиардные контракты, заключенные с Ираном после вывода Исламской Республики из-под санкций. Более того, европейцы заявляли о готовности соблюдать условия соглашения и продолжать торговать с Тегераном даже после возобновления режима американских санкций. Создали под это специальный финансовый механизм, обещали защищать европейские компании. Однако энтузиазм очень быстро испарился — Берлин, Париж и Лондон не рискнули пойти на конфликт с американским Минфином. Они надеялись просто пересидеть Трампа, подождать прихода новой администрации, добиться восстановления участия США в сделке и возобновить торговлю с Ираном.

Сейчас же Тегеран показывает, что ждать не намерен. Отчаявшись добиться от Европы соблюдения сделки, Иран заявил о начале поэтапного выхода из нее. По словам президента Хасана Роухани, для начала Тегеран отказывается выполнять пункты, запрещающие ему накапливать излишки обогащенного урана и тяжелой воды. Через 60 дней Исламская Республика перейдет к новому этапу — прекратит модернизацию реактора в Араке и снимет все ограничения на уровень обогащения урана. То есть станет производить оружейный уран. Затем новый этап — вплоть до окончательного выхода Ирана из ядерной сделки. Однако иранцы дают европейцам возможность остановить процесс в любой момент — от Старого Света всего лишь требуется возобновить выполнение обязательств в рамках сделки. То есть не учитывать американские санкции в торгово-экономических отношениях с Ираном.

Европейцы восприняли иранский ультиматум весьма серьезно. Они собрались на экстренное совещание в Брюсселе и не пригласили туда американцев. Госсекретарь Майк Помпеовсе-таки приехал, но его не пустили. Глава Госдепа, конечно, встретился по отдельности с министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии, а также с еврокомиссаром по внешней политике Федерикой Могерини — однако, по всей видимости, не получил от них нужных ответов. Европейцы считают Вашингтон ответственным за бессмысленную эскалацию, и (учитывая их нарастающую усталость от Трампа) действительно могут перейти к реальной защите своих интересов. Уже не только экономических, но и связанных с элементарной безопасностью. «Мы очень опасаемся начала конфликта из-за какой-либо случайности, а также эскалации, которой не хочет ни одна из сторон», — говорит министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант.

Пираты Ормузского пролива

Дабы избежать иранско-европейских договоренностей, Соединенным Штатам нужно срочно демонстрировать опасность, исходящую от Тегерана. И тут как по заказу возникает история о «пиратах Ормузского пролива».

Двенадцатого мая происходит нападение на четыре танкера (один норвежский и три арабских), проходящих возле Ормузского пролива. Сама атака не нанесла им никакого серьезного вреда — лишь вмятины на корпусе. Однако страны Залива и США сразу же стали намекать, что за атакой стоит Исламская Республика, которая таким образом хотела запугать международное сообщество и поиграть мускулами перед США. Иран (который обещал таким образом перекрыть Ормузский пролив, но лишь в случае атаки на него со стороны США) уже потребовал международного расследования инцидента, однако кому оно интересно? Выводы уже сделаны, и Соединенные Штаты наглядно обозначили «агрессивность» Ирана. И заполировали эту историю параллельным нападением на саудовские нефтяные объекты, осуществленном при помощи принадлежащих йеменским хуситам беспилотников. И кому какое дело, что хуситы регулярно наносят атаки по саудовским объектам (военным базам, аэропортам и т. п.) за то, что Эр-Рияд бомбит йеменские города и оккупировал часть территории этого государства? Что хуситы таким образом отвечают на многочисленные теракты, которые проводят в Йемене подконтрольные Эр-Рияду группировки, включая взрывы мечетей? Соединенные Штаты, страны Залива и подконтрольные им СМИ получили возможность преподнести эти атаки как целенаправленную агрессию Тегерана руками его «марионеток».

В результате у Вашингтона есть различные варианты использования этой ситуации. Теоретически, конечно, ее можно использовать как некий casus belli, однако в качестве полноценного и легитимного повода для начала боевых действий этого мало. По всей видимости, американцы воспользуются ею как предлогом для ввода нового пакета санкций, а также как основанием для усиления американского военного присутствия в тех водах. Ну и, конечно же, будут эксплуатировать этот инцидент в дипломатических переговорах с Европой, доказывая «агрессивность иранского режима». Вопрос в том, поверят ли в эти сказки европейцы.

*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дакота-блюз Дакота-блюз

Жарким летним деньком мы отправились за сцену к певице Рите Дакоте

Maxim
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Поколение диджитал Поколение диджитал

Породистые, престижные, быстрые и ловкие – у обоих кроссоверов полно достоинств

АвтоМир
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет

Как нейросети могут помочь врачам в их работе?

Inc.
Семейные ценности Семейные ценности

Уютный загородный дом для большой семьи из трех поколений

SALON-Interior
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
Открыть в приложении