Изобретая наследие
Как экономика впечатлений меняет российские города

«Эмоции — это новая нефть», — скажет вам любой предприниматель от туризма. В индустрии гостеприимства эмоции были главным товаром всегда. Теперь с их помощью можно перезапускать целые города, возрождая или создавая заново историческое наследие: ремесленное, гастрономическое, культурное. Перед началом летнего сезона «Эксперт» рассказывает о ярких и неожиданных примерах капитализации эмоций в российских городах, в том числе и тех, где никакой другой экономики, кроме эмоциональной, просто нет.
Куда едут «рулоканты»
В конце февраля в столичном «Кибердоме» прошел III Всероссийский форум «Ru.Локация. Территория жизни». Уже сама игра слов в названии подчеркивает перемещение смыслов в национальную зону: «рулоканты» едут не за рубеж, а по родной стране. Форум направлен на выявление и поддержку лучших практик работы с историческим наследием, и в первый раз, в марте прошлого года, он проходил в Петровском путевом дворце. «Кибердом» хотя и включает в себя фрагменты Пресненского завода сургуча, лаков и красок, основанного купцами Мамонтовыми в XIX веке, представляет собой современный многофункциональный центр — российский хаб кибербезопасности. Впрочем, прошлое здесь не только не конфликтует с настоящим, но и связано с ним прямо в контуре здания: из старого корпуса с книжными стеллажами от пола до потолка можно шагнуть через неоновый портал в зеркальный цифровой лабиринт.
Такая организация пространства наглядно отражает актуальное восприятие наследия. Это сегодня не столько памятники и артефакты, сколько эмоциональный опыт.
Постиндустриальная экономика впечатлений развивается не только в федеральных центрах, но и в регионах. «Калининград и Якутия — это признанные центры кино в национальном масштабе, Воронеж — центр анимации, Красноярский край — гастрономическая столица Сибири, — отметил на форуме Сергей Новиков, начальник управления администрации президента РФ по общественным проектам. — Многие регионы уже выбрали свой профиль и добиваются как роста туристического потока, так и расширения налоговой базы. Это измеряется уже десятками миллиардов рублей. В Красноярском крае выручка от креативных индустрий приближается к 100 млрд руб. в год. Даже для такого крупного региона это солидная цифра».
В 2017 году был создан единый оператор президентских грантов. В 2021‑м при нем появился Фонд культурных инициатив. Если раньше, по словам Сергея Новикова, эти средства распределялись примерно поровну между федеральным центром и субъектами, то сегодня 87% грантов уходит в регионы и лишь 13% получают московские команды, многие из которых занимаются сетевыми проектами в масштабе всей страны. В любом случае обозначилась тенденция приоритетной поддержки именно региональных инициатив. В 2024 году по поручению президента был также создан Фонд экологических проектов, направленных на сохранение природного наследия. «Он начнет работать в 2025‑м, и на первый год выделен 1 млрд руб. грантовых средств. По мере увеличения числа запросов сумма может быть увеличена, как это происходило и с грантами Фонда культурных инициатив», — отметил Сергей Новиков.
Выбирать неожиданное
ВЭБ.РФ вместе с Московской школой управления «Сколково» прошлой осенью завершили первую отраслевую образовательную программу по туризму «Гостеприимные города», заказчиком которой выступило Минэкономразвития России. В программе приняли участие 211 российских городов, которые набрали наиболее высокие баллы при экспертной оценке туристического потенциала. Порядка 40% из них — малые. Главной задачей программы было найти рецепты перезапуска городов через туризм. «Иногда неожиданные решения — самые важные: они работают на привлечение нового любопытного туриста, — рассказала “Эксперту” Ирина Макиева, главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ. — Поэтому основной рецепт того, как перезапустить город через туризм, — это выбирать нестандартное и не сворачивать с пути».