В России театральный бум: спектаклей становится больше, цена билетов растет

ForbesКультура

Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России

В России театральный бум: спектаклей и зрителей становится больше, цена билетов растет. В январе 2024-го цены на билеты подняли театры Москвы и Санкт-Петербурга. Главными причинами такого решения стали удорожание расходов на содержание театров, создание новых спектаклей и высокий зрительский спрос. К чему это приведет?

Яна Жиляева

Очередь за билетами на балет «Щелкунчик» в Большом театре. (Фото Юлии Морозовой / Коммерсантъ)

Осенью 2022 года билетные агрегаторы сообщили о росте продаж театральных билетов на 40%. Эксперты оценили эту тенденцию как временную. Однако в марте 2023 года «Яндекс Афиша», Ticketland и МТС Live подтвердили: билеты на концерты и в театры теперь покупают чаще, платят за них дороже. В январе 2024-го театры Москвы и Санкт-Петербурга подняли цены на билеты. Удорожание расходов на содержание театров, создание новых спектаклей и высокий зрительский спрос стали главными причинами такого решения. 25 000 рублей за билет на балет в партер на Исторической сцене Большого театра уже не предел нового ценообразования. Что театры смогут показать за эти деньги и как долго публика готова будет платить?

Театры работали как никогда

В конце февраля 2024 года на сцене Большого театра продюсерская компания MuzArt представила новый выпуск танцевального проекта Postscript 3.0. Только что вернувшийся с гастролей в Дубае продюсер Юрий Баранов в разговоре с Forbes не скрывал своих эмоций: насколько же приятно выступать в Большом, перед московской публикой, которая знает, ценит и любит балет. Представленная в рамках Postscript 3.0 мировая премьера балета «Четыре» на музыку Вивальди и Макса Рихтера малоизвестного в России хореографа Эно Печи была встречена публикой и критиками более чем прохладно. Тем не менее три других балета, сочиненные мастерами первой величины и со звездами Большого в составе позволили антрепризе Баранова продать билеты на Новую сцену меньше чем за неделю по ценам, доходившим до 25 000 рублей, и за два вечера показов «выйти в ноль». «Первыми по традиции в Большом уходят самые дорогие и самые дешевые билеты, — рассказал Юрий Баранов. — В этом году минимальная цена на Postscript составила 1000 рублей. В прошлом году билеты продавались по ценам от 800 рублей до 20 000 рублей».

Вид из ложи на исторической сцене Мариинского театра. Александр Демьянчук·ТАСС

За несколько месяцев, которые прошли после назначения 1 декабря 2023 года Валерия Гергиева директором Большого, театр уже дважды поднимал цены на билеты. В декабре билеты на балет на Историческую сцену с 15 000 рублей дошли до максимума в 20 000 рублей, а в феврале — до 25 000 рублей. Билеты на оперу тоже подорожали, максимальная цена увеличилась до 15 000 рублей. Столько, например, стоит партер на спектакль «Хованщина» Мусоргского, которым дирижирует Валерий Гергиев 17 марта. Самый дорогой билет на Историческую сцену Мариинского театра стоит 14 000 рублей.

Главные театры страны по традиции привлекают к себе больше внимания. Неслучайно в опросе ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы 26 февраля 2024 года, зрители, называющие себя театралами, то есть те, кто посещает театры несколько раз в год, среди самых популярных постановок назвали «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Мастера и Маргариту» — все три названия присутствуют в балетной афише Большого.

Впрочем, театральный бум наблюдается повсеместно. Например, директор московской «Новой оперы» Антон Гетьман отмечает рост доходов в 2023 году на 68% по сравнению с предыдущим годом. По мнению директора, это означает что «билеты дешевле, чем могли бы быть. Ценовая политика отстает от реального спроса».

Самым впечатляющим результатом этого исследования ВЦИОМ стали данные о том, что 25% россиян посещают театр несколько раз в год, что почти в два раза выше в сравнении с 2008 годом, когда в театралы записалось лишь 13% опрошенных.

Постоянных посетителей театров 30% среди женщин и 17% среди мужчин, 39% среди молодежи 18–24 лет и 40% столичных жителей. В театр ходят 35% россиян с высшим или неоконченным высшим образованием, 33% россиян с хорошим материальным положением, а также 33% активных пользователей интернет, сообщает ВЦИОМ.

Первые признаки начинающегося бума наметились осенью 2022-го, когда билетные агрегаторы стали сообщать об увеличении продаж билетов на 40% по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, их статистику сложно назвать чистой, поскольку они продают билеты на развлечения всех жанров.

Затем крупные игроки рынка интернет-продажи билетов, такие как МТС, «Яндекс» и Сбербанк, начали скупать компании — билетные агрегаторы, а театры — повышать цены на билеты и увеличивать число новых постановок. Директор Александринского театра Сергей Емельянов оценивает их действия как очевидные: «Все происходит по всем стандартам и канонам экономической теории. Там, где выше спрос, там идет подорожание».

Сцена из балета «Франческа да Римини». Хореограф — Юрий Посохов. Продюсерская компания MuzArt. Лидия Широнина·MuzArt

Даже РАМТ, традиционно семейный театр, строго соблюдающий социальную политику, при ажиотажном спросе на спектакли малой формы, которые идут в зале на 30 мест, такие как «Волна», «Коричневое утро», «Зверский детектив», для борьбы со спекулянтами впервые в своей истории ввел именные билеты по предъявлению паспорта. Половину этих билетов теперь продают в кассе, а часть выкладывают на сайте. Билеты на другие спектакли малых форм в интернете продаются без ограничений, но они расходятся моментально. Цены в партер большой сцены РАМТ повысил до 6000 рублей. Учитывая то, что театр рассчитан на детей и подростков, куда приходят семьями и традиционно покупают три-четыре билета, посещение РАМТ обходится теперь ненамного дешевле, чем поход в Большой театр.

Директор РАМТ Софья Апфельбаум сообщила Forbes, что посещаемость театра в этом сезоне составляет стабильно 98–99% и это самые высокие показатели почти за 10 лет ее директорства. Другая новая тенденция: в выходные билеты активнее покупают в интернете за три-четыре часа до спектакля. По мнению директора, такая спонтанность свидетельствует о том, что у людей есть четкая установка пойти театр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где еще покупать одежду: 7 достойных российских массмаркет-брендов на замену ушедшим Где еще покупать одежду: 7 достойных российских массмаркет-брендов на замену ушедшим

Недорогие и приятные магазины, куда теперь стоит ходить вместо H&M и Uniqlo

Правила жизни
Почему вы всегда опаздываете Почему вы всегда опаздываете

Почему же вы продолжаете опаздывать?

ТехИнсайдер
Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться» Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»

Артем Дервоед о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

Монокль
7 качеств, которые делают нас жертвами абьюзеров и манипуляторов 7 качеств, которые делают нас жертвами абьюзеров и манипуляторов

Какие личностные черты привлекают абьюзеров?

Psychologies
История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос

Критерии отбора кандидатов в космонавты в 1960 году

ТехИнсайдер
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Относиться к человечеству как к цели, а не как к средству Относиться к человечеству как к цели, а не как к средству

Триста лет одному из главных мыслителей в истории человечества — Иммануилу Канту

Наука
Иван Гончаров. Принц де Лень Иван Гончаров. Принц де Лень

Свои любовные болезни Иван Гончаров скрывал, считая их стыдными и недостойными

Караван историй
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности

Как построить бизнес на шутере с VR-шлемом

Forbes
«Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой «Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой

О назначении литературных премий, романе «Песнь пророка» и Нобеле Ивана Бунина

СНОБ
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Почему с возрастом время течет быстрее Почему с возрастом время течет быстрее

Школьные каникулы могут показаться вечностью, но только не для взрослых… Почему?

ТехИнсайдер
Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид

Астрономы подтвердили открытие девяти двойных систем, где обе звезды — цефеиды

N+1
Год Дракона Год Дракона

Китайские драконы, царящие на российском автомобильном рынке

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции

Как эвакуировали пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин»

Наука и техника
5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы 5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы

Лишь в 1960-х стало окончательно понятно, что паровозу не тягаться с дизелем

ТехИнсайдер
Тираннозавры оказались глупее, чем считали ученые Тираннозавры оказались глупее, чем считали ученые

Тираннозавр был не умнее среднестатистической ящерицы или крокодила

ТехИнсайдер
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Погибшая приватность и побежденная паранойя Погибшая приватность и побежденная паранойя

Как современный человек избавился от страха остаться неизвестным

Weekend
8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным 8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным

Оказывается, другие люди видят нюансы в уборке, которые мы не замечаем

VOICE
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Кто такой ёкарный бабай и что на Руси знали о тонкостях пикапа: 9 необычных книг о славянской культуре Кто такой ёкарный бабай и что на Руси знали о тонкостях пикапа: 9 необычных книг о славянской культуре

Приготовьтесь к погружению в мифические истории, о которых вы точно не знаете

ТехИнсайдер
8 вдохновляющих книг с сильными героинями 8 вдохновляющих книг с сильными героинями

Книги, которые утешат вас в нелегкий период жизни и помогут поверить в свои силы

Psychologies
10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать 10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать

Так ли хороши на самом деле культовые автомобили из 1990-х?

Maxim
Соль европейской земли Соль европейской земли

Сегодня соль дешева, как пыль, но когда-то ценилась на вес золота

Знание – сила
Алиса вернулась Алиса вернулась

Дарья Верещагина поделилась мыслями о съемках, актерском эго, бунтарстве и любви

VOICE
Не только куличи и яйца: 10 подвижных игр, в которые на Пасху можно сыграть с детьми Не только куличи и яйца: 10 подвижных игр, в которые на Пасху можно сыграть с детьми

Несколько демократичных игр, которые хорошо заходят на пикниках, в теме Пасхи

ТехИнсайдер
Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд

История российского «афериста из „Тиндера“», достойная экранизации

Maxim
Открыть в приложении