Джозеф Стиглиц: Глобальное сотрудничество в 21 веке. Отрывок из книги
Лауреат Нобелевской премии по экономике и экономический советник президента Клинтона Джозеф Стиглиц написал книгу «Люди, власть и прибыль: Прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства» (издательство «Альпина Паблишер»). Стиглиц рассказывает, почему Америка и другие страны прибывают в затяжном экономическом кризисе, как его можно было избежать, а также дает прогноз ситуации и рекомендации по развитию. «Сноб» публикует одну из глав.
Хотя протекционизм не помогает США и даже тем, кто пострадал от деиндустриализации, он может крайне негативно сказаться на торговых партнерах Америки и глобальной экономике. В течение последних 70 лет международное сообщество создало систему правил, которые способствуют коммерции и сотрудничеству. США играли центральную роль в создании этой системы. Мы делали это вовсе не из-за альтруизма, а потому, что, на наш взгляд, такая система шла на пользу всему миру, включая США. Считалось, что коммерция и обмен товарами улучшают взаимопонимание разных стран, а это ведет к укреплению мира и снижает вероятность возникновения войн, которые были бичом предыдущего столетия. Это также благотворно сказывалось на экономике: известные правила и хорошо управляемая глобализация несли в себе потенциальные выгоды для всех стран. В целом выигрывала вся экономика США — проблема была в том, что мы не позаботились о справедливом распределении плодов ее роста.
Торговые войны и глобальное сотрудничество
Теперь эта система правил глобальной торговли оказалась под ударом. Когда президент Трамп впервые заикнулся о намерении начать торговую войну с Китаем, многим в США и за их пределами казалось, что такое вряд ли случится. В конце концов, это слишком уж сильно противоречило интересам обеих сторон, особенно корпоративным интересам, которые уже давно стояли во главе угла международной экономической политики США. Трамп, однако, никогда не отличался рациональностью и рассудительностью. Первые столкновения в вопросах торговли сталью, алюминием, стиральными машинами и солнечными батареями переросли в 2018 г. в полномасштабную торговую войну, когда США ввели тарифы для китайских товаров стоимостью более $200 млрд, а Китай предпринял ответные меры. Трамп не сомневается в победе США просто потому, что наша страна импортирует из Китая больше, чем экспортирует туда. Однако такая логика ошибочна по нескольким причинам. Что имеет значение, так это доступные каждой стороне инструменты — решимость, способность нанести ущерб другой стороне и смягчить ущерб, нанесенный противником, а также поддержка внутри страны. Поскольку в Китае по-прежнему более контролируемая экономика, чем в США, он может не только действовать более целенаправленно, но и предпринимать более эффективные компенсирующие меры в секторах, оказавшихся под угрозой. Китай всегда хотел избавиться от экспортной зависимости, а США просто ускоряют этот процесс — и усиливают решимость Китая развивать собственные технологические возможности. Более того, та часть китайского экспорта, которая в полном смысле «сделана в Китае», намного меньше американского экспорта, поэтому денежное сокращение китайского экспорта намного меньше сказывается на его экономике, чем сокращение американского экспорта на экономике США.
Китай, кроме того, вступает в эту торговую войну, имея довольно единодушную поддержку правительства со стороны народа. В США же большая часть, если не большинство, населения против. И наконец, Китай может предпринять множество других экономических и неэкономических мер, от вытеснения американских фирм, функционирующих в стране, до более агрессивных действий в Южно-Китайском море.