Время сказок
Новый год – волшебное время, и кажется, в эти дни мы особенно часто читаем, смотрим и слушаем сказки. Почему дети их так любят, стоит ли выбирать только «старые добрые» сказки и что делать с остальными?
Волшебство да и только
«Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники», – говорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег». Напридумывают, нафантазируют – так и хочется прыгнуть в эту вымышленную историю из реальности. В этом притягательность сказок. Через сказочных героев и их противников мы можем пережить эмоции, которые в жизни нам прожить не удастся. В них могут оживать любые фантазии, они позволяют нам видеть обстоятельства жизни такими, как бы нам хотелось, создать мир, где нет ограничений. Ведь в сказках возможно что угодно: взмахнул волшебной палочкой – и всё получилось! Кто бы так не хотел?
Одинаково разные
Сказочные возможности привлекали людей всегда. Поэтому эти истории насчитывают много веков и живы по сей день. «Интересно, что изначально это был совсем недетский жанр, – рассказывает Никита Петров. – Сказки рассказывали друг другу взрослые в деревнях. За работой, во время обеденного перерыва, вечером у костра или перед сном. Один рассказчик историю начинал, другой подхватывал, процесс мог продолжаться до бесконечности. И зачастую у таких историй был совсем недетский сюжет. Отношение к сказкам поменялось лишь в XVIII веке, когда писатели и просветители переписали многие сказочные сюжеты, адаптировали их для детей. Появились сборники с названиями «Дедушкины сказки», «Бабушкины прогулки». Их читали в аристократических кругах. С помощью сказок стали пытаться вывести определенные моральные нормы, по которым детям нужно поступать в их собственной жизни».
Постепенно ученые накапливали сюжеты, и сегодня в фольклористике выделяется несколько больших сказочных групп. Это сказки о животных (где главные герои звери), волшебные сказки (в них происходит что-то удивительное, например, Иван-дурак может в конце жениться на прекрасной царевне), бытовые (когда, допустим, хитрый работник одурачивает хозяина и остается в выигрыше) и так называемые сказки кумулятивные, которые построены на нанизывании эпизодов («Репка», «Колобок»). Меняются персонажи, меняются места, где развиваются события, но остается определенный набор действий-кирпичиков, из которых и строится сказочный «дом». И вроде бы строения получаются разные, но кирпичики – одинаковые. По ним вычисляется любой сказочный сюжет из своей фольклорной группы. Казалось бы, ну и что в этом такого? «А в том, что мы неосознанно считываем его, узнаем, – объясняет Никита Петров. – Для нас это сигнал, что в итоге в истории всё закончится хорошо, для кинематографистов – удобный материал, на котором можно построить захватывающий фильм, и для психотерапевта – инструмент, с помощью которого можно помогать детям и взрослым решать психологические проблемы».
Современные сказки
Меняется мир, сказки тоже трансформируются. Они вроде как другие, но тоже сказки, просто приближенные к реальности, в которой живет ребенок, а потому иногда и более понятные ему.
«Сказки могут меняться во всем, но только не в сюжетной линии, – объясняет Ольга Бушуева. – Вчера и сегодня они построены по четкой классической структуре. Взять любую популярную диснеевскую историю. В каждой можно найти ключевые элементы волшебной сказки, те самые узнаваемые кирпичики: герой отправляется в путь, у него есть какая-то задача, обязательно во время ее выполнения он меняется, с ним происходят какие-то психические метаморфозы, он встречает помощников и противников. И добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета.