Та самая Мамушка: как Хэтти МакДэниел стала первой афроамериканкой с премией «Оскар»
Хэтти прославилась как Мамушка из «Унесенных ветром» и вечная служанка из голливудских фильмов. Ее собственная жизнь позже легла в основу сценария. Актриса, боровшаяся с расовой дискриминацией, не смогла присутствовать на премьере собственного фильма в кинотеатре «для белых», подвергалась жесткой критике и даже после того, как стала голливудской звездой, была вынуждена в суде отстаивать право жить в районе, где купила дом.
В 1940 году «Оскар» еще не был кинособытием мирового масштаба — настоящим искусством считался театр. Тем не менее, 12-ю церемонию вручения премии репортеры описывали как «шикарную»: улица «трепетала и переливалась от обилия горностаевых мехов и мерцающих платьев». На торжестве присутствовали голливудские звезды Кларк Гейбл, Вивьен Ли, Уолт Дисней — все они заняли места за столиками в зале отеля «Амбассадор». Отдельно от всех на стуле у стены сидела женщина в синем платье, украшенном гортензиями. За столиками вместе с другими актерами ей находиться было нельзя: она была темнокожей.
Церковный хор и поезд в Голливуд
Актрису в синем платье звали Хэтти МакДэниел. Она родилась в 1893 году в канзасском городе Уичито в семье бывших рабов Генри и Сьюзан МакДэниэл. Во время Гражданской войны отец Хэтти воевал против рабовладельческого Юга и был серьезно ранен. Однако после победы северян он много лет не мог добиться военной пенсии и был вынужден браться за любую, даже самую тяжелую работу.
У Хэтти было еще 12 братьев и сестер. Семья зачастую жила почти впроголодь. Из-за того, что мать систематически не доедала, при рождении Хэтти весила всего 1,5 килограмма.
Несмотря на нищету, МакДэниэлы были сплоченной и творческой семьей. Сьюзен прекрасно пела, и Хэтти в этом пошла в мать. Она с раннего возраста выступала в церковном хоре и обожала танцевать. «Я так много занималась танцами, что мама иногда давала мне пять центов, только чтобы я остановилась», — вспоминала Хэтти. Помимо любви к искусству она унаследовала от своих родителей трудолюбие, и это буквально «катапультировало» ее к успеху», рассказывал Кевин Джон Гофф, правнук Хэтти.
Чтобы не отвлекаться от творчества, МакДэниэл бросила учебу в средней школе в Денвере. Она писала музыку, пела и танцевала, выступала в театрах, в 1920-е годы отправилась гастролировать по стране. Хэтти играла в водевилях, где высмеивала расовые стереотипы, гримируясь под белую женщину. «Она артистка, которая сопротивлялась доминированию белых с помощью перформанса», — объясняет историк Джилл Уоттс, автор биографии «Хэтти МакДэниэл: черные амбиции, белый Голливуд».
В 1931 году МакДэниэл купила билет на поезд до Голливуда. С собой у нее было только $20.
«Жаль, что вы не слышали аплодисменты»
В 1936 году вышел роман «Унесенные ветром» журналистки Маргарет Митчелл, в котором Гражданская война показана через историю семьи южан-рабовладельцев. Книга с самого начала вызвала противоречивую реакцию. Одни говорили, что это «громоздкий мусор», другие называли роман «совершенно великолепным». Продюсер Дэвид О. Селзник купил права на экранизацию книги за $50 000.
Начался подбор актеров. Одной из самых значительных ролей второго плана была Мамушка, няня и темнокожая рабыня главной героини, Скарлетт О’Хара. На эту роль пробовались многие актрисы. Даже первая леди США Элеонора Рузвельт предложила кандидатуру: она решила, что Мамушку может сыграть ее темнокожая повариха. За Хэтти МакДэниел поручился Кларк Гейбл, сыгравший в «Унесенных ветром» Ретта Батлера, — они подружились на съемках фильма «Моря Китая», а затем вместе снимались в фильме «Саратога».