Мелкая дрожь
Под кроватью привидение, во дворе злая собака, а планете угрожает опасность. Дети боятся множества вещей, но страх страху рознь. Что и почему пугает подростка, а что – трехлетку? Разобраться в этом помогает психолог-консультант Катерина Демина
Пока дети растут и развиваются, меняется их восприятие мира и самих себя. И страхи тоже трансформируются. В целом их можно разделить на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. Биологические — это боязнь травм и уничтожения: вдруг упаду и разобьюсь, съест волк, поранюсь и вытечет вся кровь. Социальные связаны с общением — ребята не примут в компанию, не станут дружить, будут обижать. У экзистенциальных страхов бытийный смысл: вдруг все человечество окажется стерто с лица земли страшной эпидемией?
Как маленький
Младенец не умеет бояться в полном смысле слова. Он может разве что вздрагивать от громких звуков или плакать. Чуть позже появляются биологические, как правило, конкретные, связаны с чем-то неприятным, страхи. Например, двухлетка рыдает при виде человека в белом халате, потому что медсестра в поликлинике делала укол и было больно. Могут наложиться неожиданные вещи — например, приезжал бородатый родственник, шумел, обнимал и подбрасывал вверх. После этого ребенок прячется, увидев любого человека с бородой. Важно понимать, что у детей нет страхов, связанных с вымышленными ситуациями. Если он боится собаку, значит, его испугал конкретный бульдог из соседнего двора или сюжет, увиденный в новостях. Кстати, телевизор, работающий как фон, — прямой поставщик кошмаров. Взрывы, катастрофы и тревожная музыка плохо влияют на нервную систему. Если ребенок боится, объяснять ему, что ничего страшного нет, бессмысленно. Организм сигнализирует всеми атрибутами страха — сердце колотится, ладони мокрые. Первое, что нужно сделать, — обнять и прижать малыша к себе. И только когда он успокоится, можно рассказать, что к чему.