Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

ДилетантИстория

Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15, управляемый майором ВВС Геннадием Осиповичем, был поднят по тревоге с военного аэродрома Сокол на острове Сахалин на перехват неопознанного самолёта, вторгшегося в воздушное пространство СССР.

Георгий Кунадзе

Обложка журнала «Тайм» с заголовками «Огонь на поражение», «Советы уничтожили авиалайнер». Сентябрь 1983 года

После непродолжительной погони советский лётчик настиг нарушителя, а затем, получив команду с земли, сбил двумя ракетами класса «воздух — воздух». Уже на следующий день выяснилось, что сбитым самолётом оказался «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании КАL, совершавший регулярный рейс номер 007 по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул. Что делал авиалайнер над Сахалином, за сотни километров от международной трассы, было непонятно. На борту «Боинга» находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Все они погибли.

Подполковник Осипович.
Фото середины 1980-х годов

Обстоятельства этой чудовищной трагедии, казалось бы, изучены до мельчайших подробностей. Тем не менее она продолжает привлекать к себе внимание. Даже несмотря на то, что с тех пор в воздушном пространстве, как бы кощунственно это ни прозвучало, случались вещи и пострашнее.

Причин, по большому счёту, три. Во-первых, трагедия КАL-007 стала олицетворением последнего кризиса эпохи холодной войны.

Во-вторых, буквально на следующий день после того, как злополучный «Боинг» исчез с экранов радаров, две сверхдержавы вступили в яростное политико-пропагандистское состязание. Престарелое советское руководство его полностью проиграло.

И наконец, в-третьих, трагедия южнокорейского «Боинга» по-прежнему содержит немало загадок, разгадать которые, по всей вероятности, уже никогда не удастся.

Версии

По горячим следам гибели авиалайнера было предложено немало версий, призванных дать мало-мальски связное объяснение трагедии. Согласно официальной советской версии, не только представленной широкой общественности, но и доложенной Андропову, имела место «крупномасштабная политическая провокация». Её цель заключалась в том, чтобы собрать разведывательные данные о советской системе ПВО, а в случае пресечения полёта использовать этот факт для дискредитации Советского Союза.

Трудно сказать, поверил ли этой версии Андропов. И верили ли в такую интерпретацию событий тогдашние министр обороны Дмитрий Устинов и председатель КГБ Виктор Чебриков, подписавшие секретную докладную генсеку. В любом случае практически никого в мире советская версия не убедила.

Согласно же официальной американской версии, советское руководство осознанно отдало приказ уничтожить пассажирский самолёт, а военные этот преступный приказ выполнили. В это поначалу поверили многие. Тем не менее у серьёзных экспертов, в том числе и в самой администрации США, и эта версия вызвала некоторые сомнения.

Главная же проблема заключалась в том, что ни СССР, ни США, ни другие вовлечённые в политическую конфронтацию страны как будто даже не пытались установить истину. Вполне очевидно, что расследование обстоятельств гибели авиалайнера не могло не начаться с изучения информации его бортовых самописцев, так называемых чёрных ящиков. Предполагалось, что они были подняты с морского дна советскими водолазами. Советская сторона это категорически отрицала. В этой связи популярный американский тележурналист Тэд Коппель в одной из передач закончил свой рассказ о гибели «Боинга» такими словами: «Чтобы узнать всю правду об этой трагедии, придётся дождаться никак не меньше, чем революции в России».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении